СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Государственный бюджет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • образовательная: а) сформировать понятие «государственный бюджет»;  б)рассмотреть структуру государственного бюджета и его типы;
  • воспитательная: способствовать политическому воспитанию при рассмотрении способов регулирования бюджета.
  • развивающая: а) способствовать развитию внимания при выполнении задания на поиск ошибок в тексте; б) способствовать развитию мышления посредством выполнения задания «Собери понятие» и «Заполни текст с пропусками»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Государственный бюджет"»

  1. Тема: «Государственный бюджет»

  2. Класс – 8Б

  3. Учитель – Мерзлова К.В.

  4. Цели урока:

  • образовательная: а) сформировать понятие «государственный бюджет»; б) рассмотреть структуру государственного бюджета и его типы;

  • воспитательная: способствовать политическому воспитанию при рассмотрении способов регулирования бюджета.

  • развивающая: а) способствовать развитию внимания при выполнении задания на поиск ошибок в тексте; б) способствовать развитию мышления посредством выполнения задания «Собери понятие» и «Заполни текст с пропусками»

5. Планируемые результаты:

  • предметные: давать определение понятий: «государственный бюджет», «доход», «расход»; знать составные части государственного бюджета и типы бюджета;

  • метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение; находить необходимую информацию в различных источниках;

  • личностные: проявлять интерес к своему государству; осознавать себя частью государства;

6. Тип урока: комбинированный

7. Оборудование: раздаточный материал.




Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Приветствие, опрос о посещаемости класса

Приветствуют учителя

Проверка знаний и умений

Проводит тестирование (приложение 1)

выполняют самостоятельную работу и сдают учителю

Актуализаций нового материала

«Сегодня мы с вами продолжим разговор о роли государства в экономике, и хотелось бы начать беседу с выполнения задания. Перед вами текст (приложение 2), в нем допущены ошибки. Внимательно прочтите и исправьте их, обоснуйте свои ответы»


«Молодцы! Ребята, как вы думаете, о чем конкретно мы будем с вами разговаривать на сегодняшнем уроке?»

«Действительно, сегодня мы с вами  изучим серьезную, но интересную тему «Бюджет государства. Запишите тему урока себе в тетрадь»

выполняют задание


По цепочке ребята зачитывают текст с исправлениями




О доходах, расходах, государства, бюджете государства




Записывают тему урока в тетрадь

Целеполагание

Учитель вместе с учащимися ставит цели урока: «Ребята, какие цели мы с вами поставим на уроке? Что сегодня будем изучать?»

Отвечают на вопросы учителя: «Рассмотрим понятие государственный бюджет, его структуру, типы, способы регулирования бюджета»

Мотивационный этап

Формирует у учащихся потребность в овладении учебным материалом: «Зачем нам эти знания? Пригодятся ли они в жизни?»


Отвечают на вопросы учителя: «Для получения профессии экономист»

Формирование новых знаний и умений

Задание: «Собери понятие»

На доске выписаны слова: Государственный бюджет - период, план, доходы, обобщает,  и,  расходы, за, определенный, который, финансовый,  времени, государства.

С помощью этих слов дайте определение понятию «государственный бюджет»


«А теперь зачитаем, что у нас получилось. Правильно, записываем определение в тетрадь»


Выполняют задание:

Государственный бюджет – это финансовый план, который обобщает доходы и расходы государства за определенный период времени


Несколько учеников зачитывают свои ответы, остальные исправляют, если допустили ошибки и записывают в тетрадь


Изучение статей доход и расходов государства: «У вас лежит бюджет государства за 2020 год. Выпишите пять статей доходов и расходов, доля которых преобладает в бюджете» (Приложение 3)

Обсуждение: «Как мы видим основной доход в бюджет государства – это налоги, часть которых мы с вами платим»

«А теперь сравните суму доходов и расходов? чего больше? Это хорошо или плохо?»

Записываем в тетради: «ДР – это профицит; Д=Р – сбалансированный бюджет. Какой из перечисленных типов бюджета наиболее благоприятный для государства?


Что государство может предпринять для регулирования бюджета?

Выписывают в тетради: Доходы (нефтегазовые, НДС, акциз, налог на прибыль, НДФЛ)

Расходы (социальная политика, оборона, национальная экономика, правоохранительная деятельность, общегосударственный вопросы)


Отвечают на вопросы:

Больше расходов и это плохо, у государства не хватает денег




Профицитный



Чтобы покрыть дефицит, государство или сокращает расходы, или берет деньги в долг у иностранных кредиторов, внешний долг, у своего населения, внутренний долг. Одним из источников одалживания является выпуск облигаций – ценных бумаг, гарантирующих возврат долга и выплату определенной суммы денег владельцу облигации. 

Физкультурная минутка

 Упражнения по профилактике нарушения зрения

1) вертикальные движения глаз вверх – вниз;

 2) горизонтальное вправо – влево;

 3) вращение глазами по часовой стрелке и против;

 4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

 5) по периметру класса расположены плакаты с  начерченными  произвольными кривыми (спираль, окружность, ломаная); предлагается глазами «нарисовать» одну из понравившихся фигур несколько раз в одном, а затем в другом направлении.






Выполняют упражнения

Закрепление материала

Сейчас я буду называть статьи бюджета, а вы говорите, доход это или расход .

НДС, образование, сборы, пошлины, здравоохранение, национальная оборона, правоохранительная деятельность, доходы от внешнеэкономической деятельности международная деятельность, акцизы, культура, обслуживание государственного долга




внимательно слушают и отвечают




Домашнее задание:

Ребята, к следующему уроку вы должны:

знать понятие «государственный бюджет», его структуру

должны уметь определять тип бюджета, пар.11, выучить конспект

Проанализировать последний ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ России (был принят Государственной Думой 24.11.2021, одобрен Советом Федерации 01.12.2021)

Записывают задание в дневники

Рефлексия

Раздает листочки для рефлексии

Сегодня на уроке:

- я узнал…  

- я понял…

- я не совсем разобрался в вопросе .. .

- еще я хотел бы узнать ….

Ребята, спасибо за урок, лично вам я желаю, чтобы в вашей семье был только профицитный бюджет!


Заполняют листочки и сдают учителю


Приложение 1.

Восстановить определение понятия “налоги”. Вставить пропущенные слова в текст определения.

НАЛОГИ — обязательные...................., взимаемые центральными и...................органами государственной власти с физических и.................................лиц; основной источник средств, поступающих в..................................бюджет. Одновременно налоги служат одним из средств регулирования......................................процессов, хозяйственной жизни. По уровню взимания налоги делятся на...................................., республиканские и местные. По виду объектов налогообложения налоги делятся на................................., взимаемые непосредственно с дохода (............................налог, налог на прибыль, заработную плату и ее прирост), и ..........................— в виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные....................., налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость). Налоги и .................................ставки различны в разных странах и периодически ........................................ .

Приложение 2. Основная роль государства в экономике заключается в поддержании стабильного экономического роста страны. Поэтому государство должно пресекать любые виды предпринимательской деятельности, во избежание обогащения частных лиц за счет страны. (сохранение рыночной экономики)

Однако предприниматели платят большие налоги в государственную казну. Следовательно, в целях экономии государству необходимо подумать о другой, более значительной части населения: пенсионерах, учителях, врачах, служащих, студентах, детях, безработных. Содержать школы, дороги, медицинские учреждения, полицию государству очень накладно, поэтому оно должно передать эти предприятия в ведение частного бизнеса. (станет недоступным широким слоям населения)

И совсем невыгодная часть расходов – защита окружающей среды. Ежегодно  огромные суммы денег тратятся на вывоз мусора, очистку водоемов и т.д. А доходов от улучшения здоровья населения в казну не поступает. Эту статью расходов государство должно вычеркнуть из планирования бюджета на все будущие года









Приложение 3.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!