5. Планируемые результаты:
6. Тип урока: комбинированный
7. Оборудование: раздаточный материал.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | Приветствие, опрос о посещаемости класса | Приветствуют учителя |
Проверка знаний и умений | Проводит тестирование (приложение 1) | выполняют самостоятельную работу и сдают учителю |
Актуализаций нового материала | «Сегодня мы с вами продолжим разговор о роли государства в экономике, и хотелось бы начать беседу с выполнения задания. Перед вами текст (приложение 2), в нем допущены ошибки. Внимательно прочтите и исправьте их, обоснуйте свои ответы» «Молодцы! Ребята, как вы думаете, о чем конкретно мы будем с вами разговаривать на сегодняшнем уроке?» «Действительно, сегодня мы с вами изучим серьезную, но интересную тему «Бюджет государства. Запишите тему урока себе в тетрадь» | выполняют задание По цепочке ребята зачитывают текст с исправлениями О доходах, расходах, государства, бюджете государства Записывают тему урока в тетрадь |
Целеполагание | Учитель вместе с учащимися ставит цели урока: «Ребята, какие цели мы с вами поставим на уроке? Что сегодня будем изучать?» | Отвечают на вопросы учителя: «Рассмотрим понятие государственный бюджет, его структуру, типы, способы регулирования бюджета» |
Мотивационный этап | Формирует у учащихся потребность в овладении учебным материалом: «Зачем нам эти знания? Пригодятся ли они в жизни?» | Отвечают на вопросы учителя: «Для получения профессии экономист» |
Формирование новых знаний и умений | Задание: «Собери понятие» На доске выписаны слова: Государственный бюджет - период, план, доходы, обобщает, и, расходы, за, определенный, который, финансовый, времени, государства. С помощью этих слов дайте определение понятию «государственный бюджет» «А теперь зачитаем, что у нас получилось. Правильно, записываем определение в тетрадь» | Выполняют задание: Государственный бюджет – это финансовый план, который обобщает доходы и расходы государства за определенный период времени Несколько учеников зачитывают свои ответы, остальные исправляют, если допустили ошибки и записывают в тетрадь |
| Изучение статей доход и расходов государства: «У вас лежит бюджет государства за 2020 год. Выпишите пять статей доходов и расходов, доля которых преобладает в бюджете» (Приложение 3) Обсуждение: «Как мы видим основной доход в бюджет государства – это налоги, часть которых мы с вами платим» «А теперь сравните суму доходов и расходов? чего больше? Это хорошо или плохо?» Записываем в тетради: «ДР – это профицит; Д=Р – сбалансированный бюджет. Какой из перечисленных типов бюджета наиболее благоприятный для государства? Что государство может предпринять для регулирования бюджета? | Выписывают в тетради: Доходы (нефтегазовые, НДС, акциз, налог на прибыль, НДФЛ) Расходы (социальная политика, оборона, национальная экономика, правоохранительная деятельность, общегосударственный вопросы) Отвечают на вопросы: Больше расходов и это плохо, у государства не хватает денег Профицитный Чтобы покрыть дефицит, государство или сокращает расходы, или берет деньги в долг у иностранных кредиторов, внешний долг, у своего населения, внутренний долг. Одним из источников одалживания является выпуск облигаций – ценных бумаг, гарантирующих возврат долга и выплату определенной суммы денег владельцу облигации. |
Физкультурная минутка | Упражнения по профилактике нарушения зрения 1) вертикальные движения глаз вверх – вниз; 2) горизонтальное вправо – влево; 3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; 5) по периметру класса расположены плакаты с начерченными произвольными кривыми (спираль, окружность, ломаная); предлагается глазами «нарисовать» одну из понравившихся фигур несколько раз в одном, а затем в другом направлении. | Выполняют упражнения |
Закрепление материала | Сейчас я буду называть статьи бюджета, а вы говорите, доход это или расход . НДС, образование, сборы, пошлины, здравоохранение, национальная оборона, правоохранительная деятельность, доходы от внешнеэкономической деятельности международная деятельность, акцизы, культура, обслуживание государственного долга | внимательно слушают и отвечают |
Домашнее задание: | Ребята, к следующему уроку вы должны: знать понятие «государственный бюджет», его структуру должны уметь определять тип бюджета, пар.11, выучить конспект Проанализировать последний ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ России (был принят Государственной Думой 24.11.2021, одобрен Советом Федерации 01.12.2021) | Записывают задание в дневники |
Рефлексия | Раздает листочки для рефлексии Сегодня на уроке: - я узнал… - я понял… - я не совсем разобрался в вопросе .. . - еще я хотел бы узнать …. Ребята, спасибо за урок, лично вам я желаю, чтобы в вашей семье был только профицитный бюджет! | Заполняют листочки и сдают учителю |
Восстановить определение понятия “налоги”. Вставить пропущенные слова в текст определения.
НАЛОГИ — обязательные...................., взимаемые центральными и...................органами государственной власти с физических и.................................лиц; основной источник средств, поступающих в..................................бюджет. Одновременно налоги служат одним из средств регулирования......................................процессов, хозяйственной жизни. По уровню взимания налоги делятся на...................................., республиканские и местные. По виду объектов налогообложения налоги делятся на................................., взимаемые непосредственно с дохода (............................налог, налог на прибыль, заработную плату и ее прирост), и ..........................— в виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные....................., налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость). Налоги и .................................ставки различны в разных странах и периодически ........................................ .