Министерство образования и науки Алтайского края КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» ПЦК (кафедра) товароведения и предпринимательства |
Учебная дисциплина «Организация расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами»
РЕФЕРАТ
на тему: «Государственные внебюджетные фонды»
Выполнил студент ________ «28» марта 2017 г. Нежибецкая Д.А.
Специальность 38.02.01Экономика и бухгалтерский учёт Группа Б-151
Руководитель работы ________ «___» ______________ 2017 г. Соловьёва Ю.В.
Работа защищена «___» ____________________2017 г. Оценка __________
Барнаул 2017
Содержание
Введение 3
1 Понятие и классификация государственных внебюджетных фондов 4
2 Пенсионный фонд 6
3 Фонд социального страхования 8
4 Фонд обязательного медицинского страхования 10
Заключение 11
Список использованных источников 12
Введение
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.
С укреплением централизованного государства начинался период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.
1 Понятие и классификация государственных внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды - это самостоятельное звено финансовой системы, представляющее собой обособленные, вне бюджетной системы финансовые средства, управляемые органами государственной власти и предназначенные для финансирования социальных конституционных прав граждан.
Финансовые ресурсы фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов и других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом.
Если доходная часть бюджета образуется в основном за счет налогов - инструмента внеэкономического административного принуждения, то механизм формирования государственных внебюджетных фондов базируется на:
обязательных страховых взносах (в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования");
средствах бюджета, перечисляемых в законодательном порядке в государственные внебюджетные фонды;
добровольных взносах юридических и физических лиц;
доходах от капитализации временно свободных финансовых ресурсов.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
формируются в основном за счёт обязательных отчислений юридических и физических лиц;
страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;
денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).
Совокупность государственных внебюджетных фондов можно разделить на две группы (виды внебюджетных фондов):
государственные внебюджетные фонды социального назначения;
прочие внебюджетные фонды (экономические, научные, политические и т.п.).
Главное направление расходования денежных средств государственных внебюджетных фондов - социальная сфера.
К государственным внебюджетным фондам социального назначения относятся:
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФРФ);
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ);
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ).
2 Пенсионный фонд
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».
Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ.
Стандартная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 22 % от фонда оплаты труда организации, при этом взносы не включаются в состав зарплаты отдельных сотрудников, но учитываются пенсионным фондом при ведении их счетов. Эти отчисления разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии.
ПФР осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:
установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсии госслужащих;
выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал;
назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и др.;
назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;
ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обязательного пенсионного страхования;
формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений;
адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ;
реализация Программы государственного софинансирования пенсии;
реализация международных соглашений.
3 Фонд социального страхования
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 года.
Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.
Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.
ФСС осуществляет функции:
страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: выплата пособий по временной нетрудоспособности (оплата «больничных»), пособий по беременности и родам, единовременных пособий при постановке на учёт в ранние сроки беременности, единовременных пособий при рождении, ежемесячных пособий по уходу за ребёнком;
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение;
4 Фонд обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.
Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.
Органы исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации создают территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС), которые работают в соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования (утвержденно постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год»).
Среди основных функций фонда:
выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
контроль над целевым использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.
Заключение
Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального страхования населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой — приняли форму страховых фондов. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым порядком.
Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
Список использованных источников
Внебюджетные фонды как элемент бюджетной системы России: [Электронный ресурс]. URL: http://jurkom74.ru/materialy-dlia-ucheby/vnebiudzhetnye-fondy-kak-element-biudzhetnoi-sistemy-rossii-poniatie-vidy-znachenie-pravovye-osnovy-deiatelnosti. (Дата обращения 27.03.2017).
Пенсионный фонд Российской Федерации: [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пенсионный_фонд_Российской_Федерации. (Дата обращения 27.03.2017).
Пенсионный фонд Российской Федерации: [Электронный ресурс]. URL: http://www.pfrf.ru/about/isp_dir/. (Дата обращения 27.03.2017).
Фонд социального страхования Российской Федерации: [Электронный ресурс]. URL: http://fss.ru/ru/fund/activity/index.shtml. (Дата обращения 27.03.2017).
Фонд социального страхования Российской Федерации: [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фонд_социального_страхования_Российской_Федерации. (Дата обращения 27.03.2017).
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Федеральный_фонд_обязательного_медицинского_страхования. (Дата обращения 27.03.2017).