СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к ГИА (ОРЭ / ОГЭ). Русский язык, 9 класс. Консультация №5: часть 2, задание 5

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дорожная карта подготовки к ГИА по русскому языку: часть 2, задание 5 демонстрационного варианта ОРЭ / ОГЭ (2022) - орфографический анализ.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ГИА (ОРЭ / ОГЭ). Русский язык, 9 класс. Консультация №5: часть 2, задание 5»

Готовимся к ГИА (ОРЭ/ОГЭ)

Консультация №5


Изучите материалы ГИА на сайте Ресобрнадзора:

https://gia.resobrnadzor.ru

ГИА-9:

1. Программы государственной итоговой аттестации (2022).

Русский язык:

  • Спецификация;

  • Кодификатор;

  • Демонстрационный вариант (обратить внимание на инструкцию выполнения работы).

2. Открытый банк заданий (2022):

  • Тренировочные варианты заданий КИМ ОРЭ 2022 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Часть 2. Задания 2-5 – тесты.

Ответами к заданиям 2–5 являются слово (несколько слов), или последовательность цифр, которые следует записать в поле ответа.

Часть 2. Задание 5


Задание 5. Орфографический анализ.


Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.


Ответ: _____15_____.


Теоретический минимум


Что следует знать и уметь для правильного выполнения задания?

  • Определять морфемный состав слова (выделять приставку, корень, суффикс, окончание).

  • Производить словообразовательный и орфографический анализ.

  • Различать части речи.

  • Знать правила правописания слов.


Какие орфограммы представлены в задании 5 ?

  • Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц.

  • Употребление гласных букв О/Е/Ё после шипящих и Ц.

  • Употребление Ъ и Ь.

  • Правописание корней.

  • Правописание приставок.

  • Правописание суффиксов разных частей речи.

  • Правописание Н и НН в различных частях речи.

  • Правописание падежных и родовых окончаний.

  • Правописание личных окончаний глаголов.

  • Правописание суффиксов причастий.

  • Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

  • Правописание отрицательных местоимений и наречий.

  • Различение на письме НЕ и НИ.

  • Правописание служебных частей речи (союзов, предлогов, частиц).

  • Слитное, дефисное, раздельное написание различных частей речи.

  • Правописание словарных слов.


Где найти материал для повторения?

1. На сайте http://russkiy-na-5.ru/rules :

2. На сайте http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/

3. В пособии Драбкиной С.В. «Русский язык. Основной государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации»:

  • орфографический анализ слова – стр.72-85.

4. В учебниках для 5-7 классов

Ссылки на онлайн-учебники:

http://11book.ru/5-klass/142-russkij-yazyk/1525-russkij-yazyk-5-klass-ladyzhenskaya

http://11book.ru/6-klass/152-russkij-yazyk/1539-russkij-yazyk-6-klass-baranov

http://11book.ru/7-klass/165-russkij-yazyk/804-russkij-yazyk-7-klass-baranov

5. В своей тетради-помощнице.


В чем может заключаться ошибка при формулировке объяснения правописания слова?

1. В формулировке правила:

  • НИКТО – в приставке отрицательного местоимения под ударением пишется буква И (под ударением пишется буква Е).

  • ЛЕЧАЩИЙ – в причастиях, образованных от глаголов I спряжения, пишется суффикс -АЩ- (II спряжения).

  • БЕСШУМНЫЙ – в слове приставка БЕС-, которая пишется всегда одинаково, независимо от произношения (с буквой С, если стоит перед глухим согласным).

2. В определении части речи анализируемого слова:

  • ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного (причастия).

  • НЕ СКАЗАВ – частица НЕ с кратким страдательным причастием пишется раздельно ( с деепричастием).

  • ВДУМЧИВЫЙ – в суффиксе -ЧИВ- причастия всегда пишется буква И (прилагательного).

  • КОЕ-КТО – в неопределённых наречиях приставка КОЕ- пишется через дефис (местоимениях).

  • МОГУЧ – на конце наречий после шипящих буква Ь не пишется (кратких прилагательных).

3. В определении морфемной структуры слова:

  • ПАЛЬТЕЦО – в суффиксе имени существительного после Ц под ударением пишется буква О (в окончании).

  • ЛИСИЦЫН (хвост) – в окончаниях прилагательных после Ц пишется буква Ы (в суффиксах).

  • СНОВА – в безударном окончании наречия пишется буква А (в суффиксе).

  • ДЕШЁВЫЙ – в суффиксе прилагательного после шипящего под ударение пишется буква Ё (в корне).

4. В замене условий выбора гласных в корнях с чередованием:

  • РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения (от наличия суффикса -А- после корня).

  • ПРОИЗРАСТАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения (от конечного сочетания согласных корня).

  • ПРОБИРАЕТСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от конечной согласной корня (от наличия суффикса -А- после корня).

  • ОБМАКНУТЬ - написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения (от лексического значения).

5. В определении грамматических признаков слова:

  • (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется (1-го склонения).

  • В АЛЬБОМЕ – в форме дательного падежа единственного числа имени существительного 2-го склонения пишется окончание -Е (предложного).

  • СМЕЁШЬСЯ – в повелительной форме глагола пишется Ь (в форме 2-го лица единственного числа).

6. В формулировке правила и в определении грамматических признаков слова:

  • ПОСТЕЛЕШЬ – в окончании глагола II спряжения в форме 2-го лица единственного числа пишется буква Е (I спряжения).

  • (отдыхать) В САНАТОРИИ – форма существительного I-го склонения в предложном падеже имеет окончание И (II-го склонения на -ИЙ) .

7. В определении лексического значения слова:

  • ПРЕМУДРЫЙ – написание приставки определяется ее значением, близким к значению приставки ПЕРЕ- (близким к значению слова ОЧЕНЬ).

  • ПРИШИТЬ (пуговицу) – приставка ПРИ- пишется, если она имеет значение «близость к чему-либо» («присоединение»).

  • ПРЕКЛОНИТЬ (колена) – правописание приставки определяется ее значением «неполнота действия» (близким к значению приставки ПЕРЕ-).

8. В характеристике звуков речи и функций букв:

  • РЕЖЬ – буква Ь пишется для обозначения мягкости согласного (после шипящих на конце глаголов повелительного наклонения).

  • ЦИФРА – буква И обозначает мягкость предыдущего согласного (пишется после Ц в корне слова).

  • ВЪЕДЛИВЫЙ – буква Ъ обозначает твердость предыдущего согласного (пишется после приставок на согласный перед буквами Е,Ё,Ю,Я).


Алгоритм действий при выполнении задания

1. Выделите в слове морфемы – все или только ту, которой посвящено правило.

Не попадите в ловушку:

  • запомнить (ЗА- – приставка) – забывать (ЗА- – часть корня);

  • (вы) спрОсите (-ИТЕ – окончание глагола в изъявительном наклонении) –

спросИте (меня) (-И – суффикс, -ТЕ – окончание глагола в повелительном наклонении);

  • (многие из) отцов (-ОВ – окончание существительного в Р.п.) –

отцов (портфель) (-ОВ – суффикс притяжательного прилагательного)

и т. п.

2. Определите, какой частью речи является данное для анализа слово, поскольку ошибка может содержаться не в формулировке правила, а именно в указании части речи.

3. Внимательно прочитайте все правила и определите, не содержат ли их формулировки ошибки.

4. Соотнесите правило с данным для анализа словом (с его морфемным составом) и найдите верные ответы.


Как научиться выполнять задания?

1. Выполните тренировочные задания, сверьте с ответами, выявите причины ошибок.

2. Пособие Драбкиной С.В.:

  • стр.85-90; ответы к заданиям на стр.193;

  • стр.130, часть 2, задание 3 примерных вариантов ОГЭ-2021; ответы на стр.196.

3. Пособие Цыбулько И.П.: часть 2, задание 5 во всех вариантах.

4. Часть 2, задание 5 демонстрационного варианта и открытого банка заданий (2022), размещенных на сайте https://gia.resobrnadzor.ru

5. Открытый банк заданий на сайте https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge


Литература

  1. Драбкина С.В. Русский язык. Основной государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие] /С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2021. – 200 с.

  2. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2014. – 271 с.

  3. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2014. – 207 с.

  4. Сенина Н.А. русский язык. ОГЭ-2021. 9-й класс. Тематический тренинг: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, С.В.Гармаш; под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2020. – 496 с. – (ОГЭ).

  5. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – Москва: Издательство «Национальное образование», 2022. – 240 с. – (ОГЭ. ФИПИ – школе).


Электронные ресурсы

https://gia.resobrnadzor.ru

http://russkiy-na-5.ru/rules

http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/

http://11book.ru/5-klass/142-russkij-yazyk/1525-russkij-yazyk-5-klass-ladyzhenskaya

http://11book.ru/6-klass/152-russkij-yazyk/1539-russkij-yazyk-6-klass-baranov

http://11book.ru/7-klass/165-russkij-yazyk/804-russkij-yazyk-7-klass-baranov

http://11book.ru/8-klass/183-russkij-yazyk/1559-russkij-yazyk-8-klass-trostentsova

https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!