СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к ОГЭ. Сжатое изложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даны рекомендации ,  памятка для обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ОГЭ. Сжатое изложение»

Задание 1 на ОГЭ по русскому языку

Сжатое изложение

Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

Известны три способа сжатия текста:
  1. исключение подробностей, деталей;

  2. обобщение конкретных, единичных явлений;

  3. сочетание исключения и обобщения.

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.

Три основных вида сжатия информации
  1. Объединение

«Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения»

= «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».

  1. Замена

«На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки»

= «На лугу росли цветы».

  1. Удаление

«Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник - то, что находится под окном; подушка - то, что кладется под ухо; а вот слово

«окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова...»

= «Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник - то, что находится под окном».



К приемам сжатого изложения относятся :


  1. сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

  2. образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

  3. сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

  4. разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

  5. перевод прямой речи в косвенную;

  6. пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

  1. пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.


При сокращении текста более эффективны приемы по выделению в каждой микротеме опорных слов. По ним можно легко восстановить основное содержание текста.

Памятка для учащихся

«Как писать сжатое изложение»


  1. Прослушайте текст.
  2. После первого чтения текста выполните следующие шаги:

Определите тему текста (о чем текст?). Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

  1. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

  2. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

  3. Прослушайте текст во второй раз.
  4. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

  5. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

  6. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

  7. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Основные средства связи между предложениями в тексте

Название средства

Пример

1.Слова-заместители

местоимения девушка она

наречия в лесу там

синонимы быстро, стремительно различные оценочные обозначения храбрец – богатырь

родовидовые слова деревья – березы

имя собственное имя нарицательное

офицер – Соболевский

2. Лексические повторы

Золотая полка – это та, которая заводится исключительно

для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести

золотую полку.(Ю. Олеша)

3. Соответствие видовременных

глагольных форм

Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются

глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он

формирует себя как личность. (Л. Васильева)

4. Предлоги

Главным и неизменным признаком удачи художественного

произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет

сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)

5. Анафора (единоначатие) и

Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки.

Вдали медленно двигались армейские колонны.

эпифора (концовка)


6. Параллелизм

…что знаешь в детстве знаешь на всю жизнь…, чего не

знаешь в детстве не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева).

7. Противопоставление

Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась

вперед. Он попятился назад. (Чехов А.П.)

8. Вопросительные

предложения.

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с

каких слов начинать.

9. Союзы

  1. Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин)

  2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему – то нехватка этого время у человека возрастает. (Д.

Гранин)

10. Порядок слов в предложении (прямой, обратный)

Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубяНахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…(И.С.

Тургенев)

11. Последовательность в

изложении мыслей

встал, умылся, позавтракал

12. Слова-организаторы

логических связей

вот, почему, из этого следует и др.

13. Вводные слова,

организующие порядок высказывания

итак, наконец, в заключение разговора.



Рекомендации к написанию изложения

    • Внимательно прочитайте (прослушайте текст), который вам предстоит письменно изложить (можно записывать ключевые слова, отдельные фразы, но не старайтесь записывать дословно во время прослушивания текста). Необходимо проникнуть в суть текста, т.е. понять его основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность.

    • Уже при первом прослушивании текста следует обратить внимание на структуру и языковое оформление: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.)

    • Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.

    • Пишите текст на одной стороне листа (или оставляйте широкие поля), т.к. при редактировании вам может понадобиться вставить слово и даже предложение. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне или полях под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.

    • Обдумайте содержание текста, определите значение непонятных слов (по словарю).

    • Постарайтесь определить тему, стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста); определите микротемы.

    • Если текст-повествование, то помните, что в таком тексте рассказывается о каком- то событии последовательно. Постарайтесь запомнить последовательность событий.

    • Если текст-описание, то в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка. Старайтесь запомнить определённые детали. Составьте предельно краткий план, при повторном чтении распространите его, указывая признаки предмета (деталей).

    • Если текст-рассуждение, постарайтесь установить причинно-следственные связи между явлениями, к какому выводу приходит автор. Текст-рассуждение чётко сконструирован и строится по схеме:

      • тезис (основная мысль);

      • аргументы (доказательства);

      • вывод (автор может сам и не делать вывода).

Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, - ПОЧЕМУ? Аргументы, как правило, содержат ответ на этот вопрос. Постарайтесь запомнить примеры, приводимые автором в качестве аргументов.

    • Прослушивая (читая) текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей; обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др. .

    • Записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употреблённые для связи предложений и абзацев текста. Составьте план.

    • При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними.

    • Медленно перечитайте предложение , в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте,

      • нет ли у вас грамматических ошибок,

      • не нарушена ли связь слов,

      • не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей ( так вы избежите одной из самых распространённых ошибок – неоправданного повтора слов).

    • Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы.

    • Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.

    • Перечитайте ещё раз изложение (сочинение) и аккуратно перепишите.

    • Помните, что эксперт, проверяющий ваше изложение (сочинение), будет руководствоваться критериями, поэтому надо самому хорошо знать эти критерии.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!