СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА
Сжатие текста
- Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений .
Лаконизм
Краткий
Краткий
Короткий
Короткий
Компрессия
Компрессия
Ключевые слова
Ключевые слова
Тема
Главная мысль
Лаконизм -
краткость
и четкость
изложения.
Краткий -
предельно сжатый
Короткий -
небольшой
по размеру.
Компрессия –
сжатие.
Ключевые слова –
наиболее важные
для понимания
текста слова или
словосочетания.
Тема –
круг событий
и лиц, составляющих
основу текста;
то, о чем говорится
в тексте.
Главная мысль
раскрывает цель текста,
его назначение, смысл;
то, чему учит текст.
ОТКАЗ
СОХРАНЕНИЕ
- от подробностей
- однородных членов
- комментариев
- пояснений
- главной мысли каждого абзаца
- типа речи
- логической последовательности событий
Последовательность работы над С1
Последовательность работы над С1
- Прослушайте текст
- Сформулируйте тему и идею текста (о чем текст? Что хотел сказать автор?)
- Определи тип речи (повествование – ход событий; описание – предмет речи, признаки рассуждения – аргументы, доказательства)
- Составь план, выделяя микротемы
- Используй приемы сжатия (исключение, обобщение, упрощение)
- Проверь смысловую и грамматическую связь между частями изложения
- Напиши сжатое изложение, перечитай, посчитай количество слов
Приемы компрессии (сжатия) текста
- Исключение (повторов, синонимов, уточн членов, несущественную информацию, фрагменты предложений)
- Обобщение (замена фрагментов синонимичными выражениями, замена однородных членов обобщающим наименованием, обобщающим значением)
- Упрощение (слияние неск предложений в одно, замена сложного предложения простым, замена прямой речи косвенной)
К приемам компрессии (сжатия) текста относятся
Исключение
- вводных слов;
- однородных членов предложения;
- повторов;
- однотипных примеров;
- риторических вопросов и восклицаний;
- цитат;
- деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
- пояснений;
- рассуждений;
- описаний;
- слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо
- Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
- Объединить полученное , используя основные средства связи между предложениями.
Основные способы сжатия текста
Исключение
• предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.);
- • предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.);
• предложений с описаниями и рассуждениями;
• повторов;
• одного или нескольких синонимов.
- • предложений с описаниями и рассуждениями; • повторов; • одного или нескольких синонимов.
- Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.
- Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом.
Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова) Пример:
- Сказка живет везде, во во всем ( 5 слов)
Обобщение или объединение
- парцеллированных предложений;
- ряда предложений, связанных одной мыслью;
- частей предложений;
- конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
Парцелляция.
Стилистический приём, состоящий в расчленении одного предложения на самостоятельные высказывания
С девушкой он вскоре поссорился.
И вот из – за чего.
( Г.Успенский)
Основные способы сжатия текста
Обобщение
• обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов, фактов, примеров. (В этом случае надо сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. Например: В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары.)
• образование сложного предложения путем
слияния двух смежных предложений,
повествующих об одном и том же
предмете речи.
- Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды .
(7 слов)
Замена
- однородных членов обобщающим словом;
- сложного предложения – простым;
- части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
- прямой речи – косвенной;
- части текста одним предложением;
- части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо
- Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
- Сформулировать получившееся предложение.
- Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень.
- (12 слов)
Сказки любят все. (3 слова )
Все
взглянули друг на друга
с немым удивлением.
переглянулись
В жизни всегда есть место героическим, самоотверженным поступкам.
В жизни всегда есть место подвигам.
В степи ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка, горит пунцовыми пятнами дикая гвоздика.
В степи пестреют цветы .
=
Степь пестреет цветами .
Если температура на Земле повысится всего на несколько градусов , повсюду изменится климат, нарушится вся жизнь людей.
При повышении температуры на несколько градусов повсюду изменится климат, нарушится вся жизнь людей.
Багряная листва, которая была покрыта росой , шуршала под ногами.
Багряная листва , покрытая росой , шуршала под ногами.
Вы надолго запомните красоту и необъятность нашей Родины, когда отправитесь путешествовать по ней.
Вы надолго запомните красоту и необъятность нашей Родины, отправившись путешествовать по ней.
Альфред Нобель, известный шведский писатель и бизнесмен, был человеком контрастов: он был сыном банкрота, а стал одним из самых богатых людей в мире, он любил людей, но остался один на всю жизнь, был патриотом, но умер далеко от родины, в Италии, его изобретения были известны во всех странах мира, но сам он никогда не был известен лично.
Альфред Нобель был человеком контрастов.
Вернейший способ узнать человека –прислушаться к тому, как он говорит.
Язык человека – точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
Великий художник и ученый Леонардо да Винчи говорил, что наступит время, когда все ученые будут художниками. Известно, что наука и искусство ставят перед собой разные цели. Но именно потому, что они разные, у них есть основание объединиться для взаимной опоры. Ибо то, чего не хватает художнику, он может почерпнуть в науке, и, наоборот, исследователь восполняет недостающее общением с искусством.
Леонардо да Винчи говорил, что у науки и искусства есть основание объединиться для взаимной опоры.
№
абзаца
Микротема
1
Любовь к Родине неразрывно связана с её историческим прошлым
2
Только память обо всех, трагических и героических, страницах истории даст возможность постичь душу народа
3
Говоря о своей истории, нельзя не испытывать уважение к прошлому не только своего, но и других народов
Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.
Я всё время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан ещё и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский даёт ему больше, чем математика. ( Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.
Я убеждён, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Тёркин…» А седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!
Определяем тему и идею текста
Определяем тип речи
Работа над конспектом
Опорный конспект
План
- Культура; система ценностей; гуманитарное образование.
- Феномен «русских мозгов», гуманитарная основа образования, Энштейн и Достоевский, литература – ракеты – Королев.
- Русская литература помогает выстоять и выжить
- Что такое культура и зачем она нужна?
- Феномен существования «русских мозгов» обязан гуманитарному образованию.
- Русская литература и культура помогли выжить в военное время.