СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к проверочной работе по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит типичные задания, используемые при подготовке к ВПР

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к проверочной работе по биологии»

Готовимся к ВПР

7.К какому классу относят животных, строение головного мозга которых показано на рисунке 3?

1) Костные рыбы 2) птицы Рисунок 3

3) Пресмыкающиеся 4) Млекопитающие

Ответ:

8.1. Установите соответствие между характеристиками кровеносной системы животных и их классами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССЫ ЖИВОТНЫХ

А) В сердце содержится только венозная кровь. 1)рыбы

Б) Сердце образовано четырьмя камерами. 2) млекопитающие

В) В венах малого круга течёт артериальная кровь.

Г) У животных имеется один круг кровообращения.

Д) Венозная кровь из сердца поступает непосредственно к лёгким.

Е) Сердце образовано предсердием и желудочком.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е







8.2. Приведите по три примера животных, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.

1. Хрящевые рыбы 2.Костные рыбы 3. Птицы 4.Моллюски

1

2

3

4







9. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого их цифровые обозначения. Запишите в текст номера выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Размножение инфузории туфельки

Инфузория туфелька размножается половым способом и ______(А). В тёплое время года туфелька многократно делится ______(Б). Осенью при наступлении неблагоприятных условий туфелька размножается ______(В). Две инфузории сближаются вместе и обмениваются ядрами- это называется ______(Г). ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) коньюгация 2) раздельнополый организм 3) пополам4) зигота 5) бесполым 6) спора 7) стрекательная клетка 8) половым путём

А

Б

В

Г







10. Если у животного имеются органы дыхания, изображённые на рисунке 4, то для этого животного, вероятнее всего, будут характерны

1) чешуя 2) две пары пятипалых конечностей 3) складки и извилины головного мозга

4)теплокровность 5) плавательный пузырь 6)кожа 7)плавники 8)мозг без извилин

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные характеристики.

Ответ. _____________________________________ Рисунок 4

11. В описании животных зоологи часто употребляют термин «хладнокровность». Приведите пример животных» хладнокровных. От чего зависит жизнь «хладнокровных»

Ответ: ________________________________________________________________________

12. Верны ли следующие суждения о происхождении млекопитающих?

А. Земноводные произошли от древних двоякодышащих рыб. Б. Земноводные произошли от древних рыб: 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

Ответ.

13. Изучите данные приведённой ниже таблицы и ответьте на вопросы.

13.1 У представителей какого рода человекообразных обезьян самый высокий показатель отношения массы мозга к массе тела? Ответ._____________________________________________________________

13.2 Какие человекообразные обезьяны лучше всех приспособились к жизни в кронах деревьев? Назовите двух представителей. Ответ.________________________________________________________

13.4 Какой признак из числа приведённых может служить доказательством принадлежности всех приматов к классу Млекопитающие?

Ответ. ________________________________________________



7 .К какому классу относят животных, строение головного мозга которых показано на рисунке 3?

1) Костные рыбы 2) Земноводные Рисунок 3

3) Пресмыкающиеся 4) Млекопитающие

Ответ:

8.1. Установите соответствие между характеристиками кровеносной системы животных и их классами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССЫ ЖИВОТНЫХ

А) В сердце содержится только венозная кровь. 1) земноводные

Б) Сердце образовано четырьмя камерами. 2) птицы

В) В венах малого круга течёт артериальная кровь.

Г) У животных имеется один круг кровообращения.

Д) Венозная кровь из сердца поступает непосредственно к лёгким.

Е) Сердце образовано предсердием и желудочком.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е







8.2. Приведите по три примера животных, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.

1. Земноводные 2.Паукообразные 3. Кишечнополостные

9. Вставьте в текст «Дыхательная система членистоногих» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 




ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЛЕНИСТОНОГИХ

Речной рак дышит при помощи жабр. Растворённый в воде кислород проникает через тонкие стенки жабр в ___________ (А). У паука-крестовика имеются ___________ (Б) и два пучка трахей, которые сообщаются с внешней средой через ___________ (В). При дыхании насекомых с помощью ___________ (Г) кровь не участвует в переносе кислорода и углекислого газа и транспортирует только питательные вещества.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) внешняя среда

2) кровь

3) полость тела

4) лёгочные мешки

5) трахея

6) жабра

7) дыхательное отверстие

8) ротовое отверстие

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

10. Если у животного имеются органы дыхания, изображённые на рисунке 4, то для этого животного, вероятнее всего, будут характерны

1) чешуя 2) две пары пятипалых конечностей 3) складки и извилины головного мозга

4)теплокровность 5) плавательный пузырь 6)кожа 7)плавники 8)мозг без извилин

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные характеристики.

Ответ. _____________________________________ Рисунок 4

11. В описании животных зоологи часто употребляют термин «теплокровность». Какие преимущества даёт теплокровность

Ответ: ________________________________________________________________________

12. Верны ли следующие суждения о происхождении млекопитающих?

А. Земноводные произошли от древних двоякодышащих рыб. Б. Земноводные произошли от древних рыб.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

Ответ.

13. Изучите данные приведённой ниже таблицы и ответьте на вопросы.

Пользуясь таблицей «Размножение рыб» и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения.

 

Название

рыбы

Количество

икринок,

тыс.

Средний

диаметр

икринок, мм

Среднее время

наступления

половозрелости,

лет

Средний

возраст рыб,

выловленных

рыбаками

в разных

водоёмах, лет

Щука обыкновенная

30

2,7

3–4

5

Норвежская сельдь

200

1,3

2–7

8

Треска балтийская

1000

1

5–9

3

Сазан

1500

1

5–6

8

Колюшка

трёхиглая

0,1–1

1,8

1

2

 

1) Наибольший средний диаметр икринок у щук.

2) Треску балтийскую рыбаки отлавливают в неполовозрелом возрасте.

3) Наибольший средний диаметр икринок у сазана и трески.

4) Количество икринок у колюшки самое низкое, так как действ

1. Пользуясь таб­ли­цей «Некоторые ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти че­ло­ве­ка и че­ло­ве­ко­об­раз­ных обезьян», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

1) У пред­ста­ви­те­лей ка­ко­го рода обе­зьян самый вы­со­кий по­ка­за­тель от­но­ше­ния массы мозга к массе тела?

2) Какие при­ма­ты лучше всех при­спо­со­би­лись к жизни в кро­нах деревьев? На­зо­ви­те двух представителей.

3) Какой при­знак из числа приведённых может слу­жить до­ка­за­тель­ством при­над­леж­но­сти всех при­ма­тов к клас­су Млекопитающие?


2.Пользуясь таб­ли­цей «Размеры яй­це­кле­ток животных», выберите верные предложения.

1) У страуса самая боль­шая яйцеклетка.

2) Раз­ме­ры яй­це­кле­ток мле­ко­пи­та­ю­щих со­став­ля­ют толь­ко де­ся­тые доли миллиметра, так как пи­та­тель­ные ве­ще­ства яй­це­клет­ки у мле­ко­пи­та­ю­щих необходимы на раз­ви­тие за­ро­ды­ша толь­ко на на­чаль­ной ста­дии.

3) У аскариды самая боль­шая яйцеклетка.

4) Размеры яйцеклеток лягушки и моллюсков одинаковы, т.к. яйцеклетка развивается в воде.

5) Размеры яйцеклеток у млекопитающих зависят от размера взрослой особи







3.Пользуясь таб­ли­цей «Состояние не­ко­то­рых жизненных про­цес­сов у мле­ко­пи­та­ю­щих в пе­ри­од активности и во время спячки» и зна­ни­я­ми из об­ла­сти биологии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

Название
животного

Пульс в минуту

Температура тела, °С

% потери
в весе

в период
активности

во время
спячки

в период
активности

во время
спячки

Ёж

75

25

35,5

3,1

31,2

Летучая мышь

420

16

37,5

2,6

33,5

Хомяк

175

13

38,5

4,5

35

Жёлтый суслик

225

12

37,0

1,4

43

 

1) Опус­ка­ет­ся ли тем­пе­ра­ту­ра тела жи­вот­ных ниже 0 °C во время спячки?

2) Кто из пе­ре­чис­лен­ных животных в норме боль­ше тратит энер­гии в пе­ри­од их активности?

3) Кто из пе­ре­чис­лен­ных животных боль­ше остальных те­ря­ет в весе за время спяч­ки и почему?




Пользуясь таб­ли­цей «Дыхательная по­верх­ность жабр у рыб» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии ответьте, на сле­ду­ю­щие вопросы:

 

Виды рыб

Масса, г

Дыхательная

поверхность жабр,

см2

серебряный карась

10,0

16,96

камбала

135,0

889,00

окунь

73,0

1173,8

 

1) Какая связь су­ще­ству­ет между об­ра­зом жизни рыбы и ды­ха­тель­ной по­верх­но­стью её жабр?

2) У какой из рыб от­но­ше­ние ды­ха­тель­ной по­верх­но­сти к массе тела больше?

3) Чем объ­яс­ня­ет­ся то, что у кам­ба­лы мень­шая пло­щадь по­верх­но­сти жабр, чем у окуня, хотя масса кам­ба­лы 

Пользуясь таб­ли­цей «Развитие и био­ло­гия насекомых-вредителей» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии ответьте на сле­ду­ю­щие вопросы.

1) Какие из на­зван­ных насекомых раз­ви­ва­ют­ся с не­пол­ным превращением?

2) В какой ста­дии развития на­но­сят вред рас­те­ни­ям капустная бе­лян­ка и ози­мая совка?

3) Какими ча­стя­ми растения пи­та­ет­ся капустная белянка?





4.Пользуясь таб­ли­цей «Максимальная про­дол­жи­тель­ность жизни раз­ных видов позвоночных», от­веть­те на во­про­сы и вы­пол­ни­те задание.

1. Какое из пред­став­лен­ных в таб­ли­це мле­ко­пи­та­ю­щих имеет наи­боль­шую про­дол­жи­тель­ность жизни?

2. Какая птица доль­ше всего про­жи­вет в зоопарке?

3. Зависит ли про­дол­жи­тель­ность жизни жи­вот­но­го от его размеров?



5.Пользуясь таб­ли­цей «Максимальная про­дол­жи­тель­ность жизни не­ко­то­рых видов позвоночных», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы и вы­пол­ни­те задание.

1) Какое из пред­став­лен­ных в таб­ли­це пре­смы­ка­ю­щих­ся имеет наи­боль­шую про­дол­жи­тель­ность жизни?

2) Какая рыба живет доль­ше всего?

3) Зависит ли про­дол­жи­тель­ность жизни жи­вот­но­го от его уров­ня об­ме­на веществ?



6.Вставьте в текст «Пищеварение у плоских червей» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ПИЩЕВАРЕНИЕ У ПЛОСКИХ ЧЕРВЕЙ

Свободноживущие плоские черви по образу жизни, как правило, ___________ (А). Пища, поступившая в их организм, переваривается в клетках стенок кишечника и в ___________ (Б). Непереваренные остатки пищи удаляются через ___________ (В). Некоторые паразитические черви не имеют кишечника, поступление пищи у них происходит через ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) полость кишки

2) ротовое отверстие

3) анальное отверстие

4) желудок

5) поверхность тела

6) глотка

7) симбионт

8) хищник

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 














7.Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ___________ (Г).

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) почва

2) вода

3) лес

4) неполное превращение

5) полное превращение

6) куколка

7) гусеница

8) яйцо

9) личинка


 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

8.Вставьте в текст «Характерные признаки насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ

Тело большинства насекомых состоит из ___________ (А) отделов. На голове у насекомых находится ___________ (Б) усика. На груди имеются три пары ног и крылья. Дыхание взрослых насекомых происходит с помощью хорошо развитых ___________ (В). В связи с этим у насекомых ___________ (Г) не участвует в переносе кислорода и углекислого газа. Насекомые — самый крупный по числу видов класс животных.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) один

2) два

3) три

4) четыре

5) жабра

6) лёгочный мешок

7) трахея

8) кровь

















9.Вставьте в текст «Дождевой червь» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя дня этого циф­ро­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.

 

Дождевой червь

Дождевые черви — под­от­ряд ма­ло­ще­тин­ко­вых чер­вей из типа ________(А) черви. Число сег­мен­тов изменчиво: от 80 до 300. Кро­ве­нос­ная си­сте­ма у червей_____________(Б), до­ста­точ­но хо­ро­шо развита, кровь имеет крас­ный цвет. Ды­ха­ние осу­ществ­ля­ет­ся через бо­га­тую чув­стви­тель­ны­ми клет­ка­ми кожу, ко­то­рая по­кры­та за­щит­ной слизью. Нерв­ная си­сте­ма дож­де­вых чер­вей со­сто­ит из брюш­ной це­поч­ки нервных_________(В). Дож­де­вые черви яв­ля­ют­ся ___________(Г), каж­дая по­ло­возре­лая особь об­ла­да­ет жен­ской и муж­ской по­ло­вой системой. Раз­мно­же­ние про­ис­хо­дит через ________________(Д), внут­ри ко­то­ро­го яйца опло­до­тво­ря­ют­ся и развиваются.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) круглые 2) кольчатые 3) узел 4) перемычка 5) поясок 6) незамкнутый 7) замкнутый

8) гермафродит 9) раздельнополое

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Вставьте в текст «Аскарида» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя для этого чис­ло­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.

 

Аскарида

Аскариды — круп­ные __________(А) черви, их длина может до­сти­гать 40 сантиметров. Наи­бо­лее часто по­ра­жа­ют ор­га­ны желудочно-кишечного тракта, вы­зы­ва­ют ___________(Б). Из­люб­лен­ным ме­стом оби­та­ния взрос­лых осо­бей яв­ля­ет­ся тон­кая кишка. Ас­ка­ри­ды — двуполые. Ас­ка­ри­ды сво­бод­но про­дви­га­ют­ся по ходу________(В) тракта, по­это­му могут за­полз­ти в ор­га­ны __________(Г) системы, вы­звав тем самым удушье. За­ра­зить­ся можно, съев не­мы­тые овощи или фрукты. По­сто­ян­ное на­хож­де­ние па­ра­зи­тов в ки­шеч­ни­ке при­во­дит к ___________(Д) стен­ки кишечника.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) аскаридоз 2) дисбактериоз 3) желудочно-кишечны 4) дыхательный

5) воспаление 6) двуполый

7) гермафродит

8) круглый

9) кольчатый

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 





10.Вставьте в текст «Кольчатые черви» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го перечня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обозначения. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных ответов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.

 

КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

К коль­ча­тым чер­вям от­но­сят животных, име­ю­щих длин­ное __________(А) тело. Они по­доб­но плос­ким и круг­лым чер­вям — __________(Б) жи­вот­ные с __________(В) сим­мет­ри­ей тела. У коль­ча­тых чер­вей име­ет­ся __________(Г) и более сложные, чем у дру­гих червей, нерв­ная си­сте­ма и ор­га­ны чувств. Живут коль­ча­тые черви в морях, прес­ных водоёмах, почве.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) двухслойное

2) членистое

3) кро­ве­нос­ная система

4) двухсторонняя

5) нечленистое

6) трёхслойное

7) лучевая

8) ды­ха­тель­ная система

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

11.Вставьте в текст «Животная клетка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ЖИВОТНАЯ КЛЕТКА

Все представители царства Животные состоят из _________ (А) клеток. Наследственная информация в этих клетках заключена в _________ (Б), которые находятся в ядре. Постоянные клеточные структуры, выполняющие особые функции, называют _________ (В). Одни из них, например _________ (Г), участвуют в биологическом окислении и называются «энергетическими станциями» клетки.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) кольцевая ДНК

2) лизосома

3) эукариотическая

4) митохондрия

5) хромосома

6) прокариотическая

7) органоид

8) хлоропласт

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!