Просмотр содержимого документа
«Готовимся писать сочинение»
Готовимся писать сочинение
Кулеш Светлана Анисимовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Анастасьевская СОШ», с. Анастасьевка
Мой опыт подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ свидетельствует о том, что наибольшие трудности у них вызывает написание сочинения-рассуждения. Я предлагаю возможный вариант подготовки учащихся к части С, проверенный на уроках русского языка.
В практической работе использую тексты, включенные в учебное пособие по русскому языку А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой, тексты художественных произведений из хрестоматий по русской литературе, тексты из сборников по подготовке к ЕГЭ и из демонстрационных версий разных лет, материалы из газет и журналов.
Работу с текстом провожу в следующих формах:
-лингвистический анализ текста;
-речеведческий анализ текста;
-творческие упражнения на развитие языкового чутья;
-изложения, сочинения.
Беседа с учащимися при работе с текстом включает следующие вопросы:
Какова центральная проблема, поставленная автором в тексте?
Какой вариант заголовка наиболее полно отражает основную мысль текста?
Какое высказывание верно отражает позицию автора?
В каком предложении текста наиболее ярко выражено отношение автора к происходящему?
На мой взгляд, чтобы правильно выполнить задания части С, школьники прежде всего должны иметь верное представление о ряде терминов, которые используются в формулировке задания и критериев оценки. Незнание их ведет к ошибочному пониманию задания, а следовательно, к снижению качества работы и ее оценки. Поэтому на одном из первых уроков в XI классе, учащиеся получают карточку-тренажер, с которой работают дома.
Карточка - тренажер Фамилия, имя Добрый день, выпускник! Сегодня мы начинаем работу по подготовке к части С. Дело это очень кропотливое и серьезное ,но если ты будешь выполнять все задания, то хороший результат гарантирован! Чтобы успешно написать сочинение, нужно разобраться со значением данных ниже слов: Тема Идея Проблема Проблематика Сюжет Позиция Комментарий Комментирование Аргумент Корректность Этика Композиция Афоризм Тезис |
На следующем уроке это задание проверяется коллективно, ученики корректируют (если необходимо) свои записи. Затем они учат термины и пишут терминологический диктант. Обучение тому, как правильно сформулировать проблему исходного текста, начинаем с задания.
Это задание помогает учащимся разобраться в понятиях «тема» и «проблема». Затем они устно подбирают свои примеры проблем, относящихся к определенной теме.
Темы | Проблемы |
1.Война 2.Музей 3.Природа 4.Роль книги 5.Честь и достоинство 6.Человек,любящий свою Родину 7.Спор,дискуссия 8.Язык | 1.Проблема нравственного воспитания 2.Проблема отношения человека к природе 3.Проблема патриотизма 4.Проблема сохранения человеческого достоинства 5.Проблема экологии языка 6.Экологическая проблема 7.Проблема общения 8.Проблема исторической памяти 9.Проблема сохранения духовного наследия 10.Проблема бережного отношения к языку 11.Проблема мужества 12.Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке 13.Проблема этики, хороших манер |
Образец выполнения
Темы | Проблемы |
Роль книги | Проблема нравственного воспитания |
Человек, любящий свою Родину | Проблема патриотизма |
Война | Проблема сохранения человеческого достоинства Проблема патриотизма Проблема мужества |
Природа | Проблема отношения человека к природе Экологическая проблема |
Честь и достоинство | Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке |
Музей | Проблема исторической памяти Проблема сохранения духовного наследия |
Язык | Проблема бережного отношения к языку Проблема экологии языка |
Спор, дискуссия | Проблема общения Проблема этики, хороших манер |
Строительство дома завершается его приемкой. Подготовка к комиссии, безусловно, подразумевает уборку строительного мусора, наведение порядка и т.д. Однако все это не отменяет необходимости построить дом, соответствующий общим требованиям. То же самое можно сказать о выпускном экзамене: по сути, процесс подготовки к нему – это 11 лет обучения, а не зубрежка заданий и тренировка в выполнении заданий ЕГЭ.
Формировать учебные компетенции необходимо на протяжении всего периода школьного обучения.