СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся писать сочинение

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой опыт подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ свидетельствует о том, что наибольшие трудности у них вызывает написание сочинения-рассуждения. Я предлагаю возможный вариант подготовки учащихся к части С, проверенный на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся писать сочинение»

Готовимся писать сочинение


Кулеш Светлана Анисимовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Анастасьевская СОШ», с. Анастасьевка


Мой опыт подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ свидетельствует о том, что наибольшие трудности у них вызывает написание сочинения-рассуждения. Я предлагаю возможный вариант подготовки учащихся к части С, проверенный на уроках русского языка.

В практической работе использую тексты, включенные в учебное пособие по русскому языку А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой, тексты художественных произведений из хрестоматий по русской литературе, тексты из сборников по подготовке к ЕГЭ и из демонстрационных версий разных лет, материалы из газет и журналов.

Работу с текстом провожу в следующих формах:

-лингвистический анализ текста;

-речеведческий анализ текста;

-творческие упражнения на развитие языкового чутья;

-изложения, сочинения.

Беседа с учащимися при работе с текстом включает следующие вопросы:

  • Какова центральная проблема, поставленная автором в тексте?

  • Какой вариант заголовка наиболее полно отражает основную мысль текста?

  • Какое высказывание верно отражает позицию автора?

  • В каком предложении текста наиболее ярко выражено отношение автора к происходящему?

На мой взгляд, чтобы правильно выполнить задания части С, школьники прежде всего должны иметь верное представление о ряде терминов, которые используются в формулировке задания и критериев оценки. Незнание их ведет к ошибочному пониманию задания, а следовательно, к снижению качества работы и ее оценки. Поэтому на одном из первых уроков в XI классе, учащиеся получают карточку-тренажер, с которой работают дома.

Карточка - тренажер

Фамилия, имя

Добрый день, выпускник! Сегодня мы начинаем работу по подготовке к части С. Дело это очень кропотливое и серьезное ,но если ты будешь выполнять все задания, то хороший результат гарантирован! Чтобы успешно написать сочинение, нужно разобраться со значением данных ниже слов:

Тема

Идея

Проблема

Проблематика

Сюжет

Позиция

Комментарий

Комментирование

Аргумент

Корректность

Этика

Композиция

Афоризм

Тезис

На следующем уроке это задание проверяется коллективно, ученики корректируют (если необходимо) свои записи. Затем они учат термины и пишут терминологический диктант. Обучение тому, как правильно сформулировать проблему исходного текста, начинаем с задания.

  • Соотнесите темы и проблемы, которые могут быть подняты в текстах. Обратите внимание на то, что к одной теме может относиться несколько проблем.

Это задание помогает учащимся разобраться в понятиях «тема» и «проблема». Затем они устно подбирают свои примеры проблем, относящихся к определенной теме.


Темы

Проблемы

1.Война

2.Музей

3.Природа

4.Роль книги

5.Честь и достоинство

6.Человек,любящий свою Родину

7.Спор,дискуссия

8.Язык

1.Проблема нравственного воспитания

2.Проблема отношения человека к природе

3.Проблема патриотизма

4.Проблема сохранения человеческого достоинства

5.Проблема экологии языка

6.Экологическая проблема

7.Проблема общения

8.Проблема исторической памяти

9.Проблема сохранения духовного наследия

10.Проблема бережного отношения к языку

11.Проблема мужества

12.Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке

13.Проблема этики, хороших манер

Образец выполнения

Темы

Проблемы

Роль книги

Проблема нравственного воспитания

Человек, любящий свою Родину

Проблема патриотизма

Война

Проблема сохранения человеческого достоинства

Проблема патриотизма

Проблема мужества

Природа

Проблема отношения человека к природе

Экологическая проблема

Честь и достоинство

Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке

Музей

Проблема исторической памяти

Проблема сохранения духовного наследия

Язык

Проблема бережного отношения к языку

Проблема экологии языка

Спор, дискуссия

Проблема общения

Проблема этики, хороших манер

Строительство дома завершается его приемкой. Подготовка к комиссии, безусловно, подразумевает уборку строительного мусора, наведение порядка и т.д. Однако все это не отменяет необходимости построить дом, соответствующий общим требованиям. То же самое можно сказать о выпускном экзамене: по сути, процесс подготовки к нему – это 11 лет обучения, а не зубрежка заданий и тренировка в выполнении заданий ЕГЭ.

Формировать учебные компетенции необходимо на протяжении всего периода школьного обучения.