Готовность к межкультурному диалогу
Наиболее актуальных и сложных проблем нашего времени является проблема нравственного воспитания, в силу того, что нравственность регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни. Неслучайно в Национальной доктрине образования в Российской Федерации прямо указано на необходимость формирования у подрастающего поколения высоких нравственных принципов, а воспитание «личности, обладающей высокой нравственностью», проявляющую терпимость, выдвигается в качестве одной из приоритетных задач образования.
Поэтому важнейшей задачей школы является формирование у подрастающего поколения готовности к межкультурному диалогу и умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе этнокультурной толерантности.
Актуальность воспитания толерантности и диалога культур обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных проблем. Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе этнокультурной толерантности. Но толерантность - это не только терпение к чужим мнениям и верованиям, но и готовность к межнациональной интеграции, способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, поэтому воспитательный процесс должен строиться на принципах межкультурного диалога.
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей этнокультурной толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению и диалогу культур.
Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.
В школе должна быть создана особая образовательная и воспитательная среда, способствующая осознанному, компетентному саморазвитию и успешному самоопределению личности в пространстве полиэтнической культуры, обеспечивающая продуктивную деятельность в условиях локальной полиэтнической среды школы, сообщества, российского общества и мировой цивилизации.
Данная идея осуществляется через следующие элементы:
1.психологическая готовность — представляет собой осознание окружающей действительности и своего места в обществе и системе общественных отношений, понимание значимости признания окружающих такими, какие они есть, развитие эмпатических
свойств на основе умений поставить себя на место другого человека, формирование позитивного отношения к людям различной национальности;
2.теоретическая готовность - характеризуется системой знаний школьника об окружающем мире и окружающих людях, нациях и народностях, знаниях о себе, своем месте и роли в социальной действительности в процессе взаимодействия с разными людьми или группами;
3.практическая готовность — обеспечивается включением обучающихся в процесс бучения конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия, в процесс формирования социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения слушать и понимать других людей, их взгляды, суждения и обычаи, в процесс развития коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи, в процесс обучения межкультурному пониманию.
Психолого-педагогические средства, которые можно использовать в ходе реализации программы: тренингов занятия, лекции, занятия-практикумы, дискуссии, диалоги, ролевые игры, упражнения.
Объект экспериментирования - организация учебно-воспитательного процесса с обучающимися школы по воспитанию этнокультурной толерантности и готовности к межкультурному диалогу.
Предмет экспериментирования - условия, обеспечивающие возможность качественного осуществления педагогами экспериментальной деятельности по воспитанию этнокультурной толерантности как личностного качества гражданина России.
Цели:
Педагогическая цель
- воспитание обучающихся в духе гражданственности и патриотизма по отношению к России, сознание своей принадлежности к многонациональному российскому обществу, понимание связанных с этим прав, обязанностей, чувства гражданской солидарности и ответственности.
- повышение уровня этнокультурной толерантности и готовности к межкультурному диалогу в школьной среде.
Цель эксперимента
- повышение уровня этнопедагогической компетентности образования, знаний, умений, навыков, компетенции межкультурного общения, специальных правовых знаний в области межэтнических отношений для педагогического состава школы;
- Формирование системы взаимодействия педагогов, родителей, обучающихся в воспитании этнокультурной толерантной личности и готовности к межкультурному диалогу в образовательном пространстве школы.
Задачи:
- Обновление содержания и повышение качества образования с учетом проблематики межкультурных взаимодействий и межэтнических отношений;
- привлечение к межэтнической интеграции и межкультурному воспитанию системы дополнительного образования, творческого и организационного потенциала общественных организаций;
- создание пакета диагностик для отслеживания результатов уровня воспитанности, образовательной деятельности учащихся;
- разработка Программы учебной и воспитательной работы по формированию толерантности и создание банка данных мероприятий, часов общения, практикумов, ролевых игр и пр. для практической работы по реализации данного эксперимента для начальной школы, среднего и старшего звена;
- дальнейшее внедрение регионального компонента, который позволяет организовать занятия, направленные на изучение социокультурных и экономических особенностей региона, родного языка и национальной культуры коренных жителей и других народностей, проживающих в Тамбовской области;
- проведение мероприятий, направленных на формирование этнической толерантности обучающихся;
- формирование школьных традиций, направленных на воспитание у школьников этнокультурной толерантности;
- продолжение работы по изучению родного края через туристско-краеведческие кружки.
В заключении можно сказать, что если в образовательном и воспитательном процессе выполнить следующие условия:
-Включить в рамки отдельных предметов гуманитарного цикла (истории, русского и литературы, МХК и т.д.) элементы национальных культур;
-Построить систему внеклассных занятий, классных часов, родительских собраний и др. на принципах межкультурной толерантности;
то это приведет к становлению личности обучающегося в сфере этнокультурной толерантности, так как первое условие обеспечивает ознакомление детей разных национальностей с культурой и нравственными ценностями других народов, второе условие позволит осуществить межкультурный диалог.