СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовность к выбору спортивной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема выбора вида спорта — это своего рода проблема самоопределения, которая на сегодняшний день в научной литературе мало изучена. По нашему мнению, данная проблема стоит достаточно остро. Как правило, первоначально вид спортивной деятельности, выбирается родителями. Неправильный выбор вида спортивной деятельности травмирует психику ребят, приводит к большим потерям потенциального контингента занимающихся или к прекращению занятий вообще, не позволяет повысить качество спортивной подготовки значительной массы юных спортсменов. Повышенные требования, которые предъявляются сейчас к спортивной подготовке детей, вызывают необходимость вооружить тренеров, преподавателей и родителей знаниями методики формирования готовности к выбору вида спортивной деятельности у детей на базовом уровне подготовки.

Просмотр содержимого документа
«Готовность к выбору спортивной деятельности»

Готовность к выбору спортивной деятельности


Опираясь на теоретические разработки Е.П. Ильина, В.А. Ермакова, Л.П. Матвеева, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Сластенина, К.М. ДурайНоваковой, И.В. Дубровиной мы можем определить понятие «готовность к выбору спортивной деятельности» – это личностная устремленность к тому, чтобы применить знание, опыт, двигательные способности в области избранного вида спортивной деятельности. Готовность предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач спортивной деятельности и наличие интересов, идеалов, установок и взглядов. В современном спорте возникает многоаспектная проблема готовности, как необходимого условия эффективной спортивной деятельности. Анализ литературы показывает, что проблема готовности к деятельности является одной из актуальных проблем современной науки. Существует множество подходов к этой проблеме, различных толкований данного понятия. Проблему готовности к деятельности рассматривают различные науки: педагогика, психология, физиология и др. Вышеописанные теоретические изыскания дают нам основание заключить, что структура готовности к выбору вида спортивной деятельности содержит как минимум три элемента: мотивационный, деятельностностный и когнитивный. Проблема выбора вида спорта — это своего рода проблема самоопределения, которая на сегодняшний день в научной литературе мало изучена. По нашему мнению, данная проблема стоит достаточно остро. Как правило, первоначально вид спортивной деятельности, выбирается родителями. Неправильный выбор вида спортивной деятельности травмирует психику ребят, приводит к большим потерям потенциального контингента занимающихся или к прекращению занятий вообще, не позволяет повысить качество спортивной подготовки значительной массы юных спортсменов. Повышенные требования, которые предъявляются сейчас к спортивной подготовке детей, вызывают необходимость вооружить тренеров, преподавателей и родителей знаниями методики формирования готовности к выбору вида спортивной деятельности у детей на базовом уровне подготовки. Младший школьный возраст - сенситивный период для формирования готовности к выбору вида спортивной деятельности. Младший школьный возраст ребенка – это период, когда происходят его первые достижения личностного развития, формируется мировоззрение, складывается система мотивов, благодаря которой поведение ребенка становится обдуманным. Исследования показывают, что уже в младшем школьном возрасте складываются хотя и простые, но уже обобщенные, специфические для данного человека, устойчивые (т.е. сохраняющие основные особенности и в дальнейшем) психологические механизмы. Эти механизмы по отношению к другим иерархическим уровням, конкретным свойствам начинают играть определяющую роль, становясь личностной основой психики в целом (Н.И. Непомнящая). Поэтому можно говорить о том, что в возрасте 6-10 лет происходит нравственное становление личности. Рассматривается становление мотивационной сферы у младших школьников. Это, прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, со стремлением быть похожим на них; познавательная потребность; установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми в семье и школе; мотивы благополучия и престижа; социальные мотивы - долга, ответственности и др. Мотивом спортивной деятельности 6-летних детей нередко выступают и мотивы личных достижений, самолюбие, самоутверждение. На основе стремления к самоутверждению у детей возникает и соревновательный мотив - выиграть, победить, быть лучше других (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько). Активно развивается в этот период самооценка - важная форма определения самосознания. Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств и по мере взросления. Познание себя самого наряду с познанием окружающего мира - необходимое условие для развития ребенка. Центральная регулирующая функция самосознания — это осознание своего желания и действия как способа осуществления этого желания, что связано с формулированием ребенком цели своего поступка, способностью сохранить эту цель и практически реализовать се. Итак, для осознанного выбора вида спортивной деятельности у детей необходимо наличие следующих факторов: процесса социализации личности, развитие способности к регуляции своей спортивной деятельности и побудительно-эмоциональной сферы через формирование систем деятельности и самопознание.

Суть личностно-ориентированной педагогики, по мнению И. С. Якиманской, составляет признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. И.С. Якиманская заявляет о том, что в основе личностно- 8 ориентированного подхода лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом.

По мнению Э.Ф. Зеера, И.С. Якиманской, главной целью личностно ориентированного подхода является самоактуализация развития личности человека. В спортивной деятельности личностно-ориентированный подход рассматривается через призму специфического принципа спортивной тренировки – принципа индивидуализации. Под индивидуализацией в физической культуре и спорте понимается такое построение процесса физического воспитания и такое использование его частных средств, методов и форм занятий, при которых осуществляется индивидуальный подход к воспитуемым и создаются условия для наибольшего развития их способностей.

Проведя сравнительную характеристику индивидуального и личностноориентированного подхода, мы можем заключить, что развитие личности ребенка при использовании индивидуального подхода находится в определенно заданных рамках образовательного процесса, в то время как личностно ориентированный подход позволяет ребенку развиваться не только по заложенной в нем биологической программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от своего опыта, уровня потребностей, интересов, способностей, от направленности Я-концепции. По нашему мнению, индивидуальный подход не в полной мере способствует реализации ребенком возможности самоопределения. Использование личностно-ориентированного подхода в учреждениях спортивного профиля создаст условия для полноценного развития следующих функций индивидуума: способности человека к выбору; способности оценивать свою жизнь; поиска смысла жизни, творчества; формирования образа Я; ответственности; автономности личности.

Таким образом, для успешного выбора вида спортивной деятельности некоторым учащимся требуется повысить уровень мотивации для занятий спортом, уровень знаний о видах спорта и уровень реализации своих возможностей. В связи с этим актуализуется наличие методики готовности к выбору вида спортивной деятельности в рамках образовательного пространства учреждений спортивной направленности.

Готовность к выбору вида спорта у детей формируется при наличии целого ряда факторов; обеспечение единства теории и практики; знаний мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов и т.д. Весь процесс формирования готовности к выбору в предлагаемой методике осуществляется посредством личностно-ориентированного подхода. Опираясь на теоретическую базу исследования и выявленный исходный уровень готовности к выбору вида спортивной деятельности у детей младшего школьного возраста, мы разработали план по реализации методики формирования готовности к выбору вида спортивной деятельности в образовательном пространстве учреждения спортивного профиля. Реализация методики формирования готовности к выбору вида спортивной деятельности включала в себя четыре этапа: ознакомительно диагностический, мотивационный, деятельностный и констатирующий. На первом этапе (ознакомительно-диагностическом) - основной целью являлось приобретение необходимых знаний о спортивной деятельности, о двигательных действиях, присущих видам спорта, о требованиях, предъявляемых к спортсмену в видах спорта. Данное направление было организовано таким образом, что информация, представленная тренером для ознакомления с видом спорта, носила информационно-аналитический характер. Для диагностики уровня физического здоровья и определения начального уровня развития физических качеств у детей, пришедших в спортивную секцию, используется ряд тестов на определение физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, скоростно-силовых качеств, координационных способностей. На мотивационном этапе – основная цель, это формирование устойчивой мотивации к спортивной деятельности у детей младшего школьного возраста, по нашей методике необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на непосредственное вовлечение детей в тренировочный процесс и поддержание интереса к виду спорта. Данный этап реализуется за счет внедрения творческих (конкурсы, выставки) и досуговых (экскурсий, туристических походов) форм мероприятий. Целью деятельностной методики является формирование качеств личности и развитие физических качеств. На этом этапе тренеры-преподаватели использовали ряд мероприятий, который включал в себя комплекс упражнений спортивно-игровой направленности (подвижные игры и соревнования). Использование игрового метода способствует комплексному формированию не только физических качеств, но и психических качеств личности. Подвижные игры оказывают эффективное влияние на самопознание и самооценку юным спортсменом своих возможностей, способностей. Четвертый этап (констатирующий) - определение юным спортсменом вида спортивной деятельности в соответствии с выявленными способностями и возможностями для совершенствования в нем. Задача данного этапа для юного спортсмена – на основе сформированных знаний о себе, своих возможностях и способностях определиться с выбором вида спортивной деятельности. На каждом этапе реализации методики параллельно проводятся анкетирование и тестирование, чтобы помочь тренеру преподавателю подобрать такие средства и методы в своей работе, которые будут способствовать формированию самоопределяющейся личности. В третьем подразделе проверяется эффективность методики формирования готовности детей младшего школьного возраста к выбору вида спортивной деятельности. Оценивание эффективности исследования проводилось путём сравнения результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах. По прошествии 10 месяцев занятий юным спортсменам была предложена анкета, направленная на определение уровня мотивации. Уровень мотивации в обеих группах повысился, но если в контрольной группе высокий уровень увеличился на 8 %, то в экспериментальной группе он составил 72 %, что больше на 36 %, чем в контрольной. Средний уровень в контрольной группе повысился на 19 %, в экспериментальной группе данный показатель был снижен за счет того, что значительно повысился показатель высокого уровня мотивации и полностью отсутствовал низкий уровень мотивации. Таким образом, можно констатировать, что целенаправленные информационно-аналитические занятия в сочетании с мероприятиями, повышающими уровень мотивации для занятий спортом (видеоматериалы ознакомительного характера, беседы, тренинги, совместные досуговые и творческие мероприятия и др.), позволяют значительно повысить уровень мотивации. По результатам повторного анкетирования с целью выявления самооценки двигательных способностей видно, что у детей в экспериментальной группе показатели самооценки стали несколько ниже, чем в контрольной группе, это свидетельствует о том, что дети стали оценивать свои двигательные способности более адекватно. Уровень физической подготовленности у юных спортсменов в экспериментальной группе претерпел определенные изменения в зависимости от используемых упражнений и методов воздействия при занятиях подвижными играми. При сравнении средних результатов в экспериментальной и контрольной группах выяснилось, что средние результаты ЭГ практически по всем показателям выше средних результатов КГ. Для определения адекватности самооценки двигательных способностей у испытуемых эти результаты сопоставлялись с данными тестирования. Следует отметить, что в эксперименте наблюдался только один уровень адекватности самооценки двигательных способностей детьми - отличный. Это свидетельствует о том, что дети отнеслись к данному вопросу сознательно и практически готовы выбрать вид спортивной деятельности, соответствующий их желаниям, возможностям и способностям. Разработанная и внедренная нами методика формирования готовности к выбору вида спортивной деятельности у детей с учетом силы воздействия факторов позволила получить хорошие результаты. В экспериментальной группе в общей сложности стали заниматься спортивной деятельностью — 33 ребенка (после эксперимента) +7 (до эксперимента), итого: 40 человек из 50 - (80%); а в контрольной - 11 детей (после эксперимента) +6 (до), итого: 17 из 50 — (34%). С целью подтверждения факта эффективности данной методики нами были посещены, выбранные детьми, спортивные секции. В экспериментальной группе продолжают занятия - 68% детей (34 человека); в контрольной - 16% (8 человек). 14 С целью определения адекватности выбора ребенком вида спортивной деятельности был проведен опрос тренеров, по мнению тренеров в контрольной группе адекватность составляет 50-60%; в экспериментальной группе - 75-85%. К концу года в контрольной группе отсутствуют разрядники, a в экспериментальной они составляют - 20%. Таким образом, экспериментальная работа подтвердила успешное функционирование методики формирования готовности к самоопределению в образовательном пространстве учреждения спортивного профиля. Выявленные и внедренные в практику методы личностно-ориентированного подхода для работы с детьми обеспечили положительную динамику уровня знаний, двигательных умений и навыков, личностных качеств ребенка. Заключение Для успешного выбора вида спортивной деятельности необходима сформированная готовность к выбору, которую необходимо рассматривать как специфическое, динамическое личностное образование, как устойчивую ее характеристику. На основании анализа научно-методической литературы по теме выпускной квалификационной работы, мы можем отметить, что проблема «готовности» рассматривается в разных аспектах. Чаще всего авторы выделяют готовность к профессиональной деятельности и готовность к выбору профессии, в то же время процесс готовности к выбору вида спортивной деятельности практически не выделен. В нашем исследовании расширено и уточнено понятие «готовность к выбору вида спортивной деятельности». Готовность к выбору вида спортивной деятельности в нашем исследовании характеризуется совокупностью элементов как подструктур готовности: мотивационный (формирование мотивов, потребностей, целей), деятельностный (комплекс двигательных навыков) и когнитивный (самопознание, самооценка своего состояния). В ходе исследования была разработана, теоретически-обоснована и 15 апробирована методика формирования готовности к выбору вида спортивной деятельности у детей младшего школьного возраста, в которой на первый лан выходят предпосылки личностные. Проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность разработанной методики. Таким образом, в ходе экспериментальной работы была подтверждена выдвинутая нами гипотеза о том, что внедренная, в образовательное пространство учреждений спортивного профиля специально разработанная с помощью личностно-ориентированного подхода методика будет способствовать успешному формированию готовности юного спортсмена к выбору вида спортивной деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!