СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовность младших школьников к обучению в среднем звене

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому и социальному росту ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Готовность младших школьников к обучению в среднем звене»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 31 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ



Выступление

на тему:

«Готовность младших школьников к обучению в среднем звене»





Выполнила:

учитель начальных классов

Е. Л. Маляревская





ДОНЕЦК, 2024

Переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае — может стать болезненным процессом приспособления, привыкания.   Первая часть школьной жизни уже позади – ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем “малышам”, от которых сам отделился всего лишь три месяца назад. Он теперь – пятиклассник!  Родители ждут новых успехов, взлетов успеваемости (или, по крайней мере, остаться на той же планке). Но, увы, этого не происходит. Более того, ребенок стал более нервным, беспокойным, иногда не может решить даже те задачки, которые всего полгода назад делал “на счет раз”, постоянно забывает тетради, ручки, учебники, а в дневнике появились первые замечания. 

А всему виною – адаптационный период. Что мы понимаем под словом «адаптация»? Под адаптацией принято понимать приспособление к окружающим условиям. 

С понятием “адаптация школьников” тесно связано понятие “готовность к обучению в средней школе”. Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить две основные составляющие понятия “готовность к обучению в средней школе”:

1.Успешное усвоение программного материала начальной школы. 
2.Умение ученика самостоятельно работать, осмысливать материал, самому добывать знания из разных источников.

  В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.  Однако этот уровень развития учащихся не одинаков. У кого-то он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других достигает едва допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться разного рода трудностями.

     Успешность учебно-воспитательной работы в современной школе зависит от учета специфики психологических особенностей учащихся в переходные периоды их жизнедеятельности. Одним из наиболее значимых периодов в жизни школьника является период окончания начальной школы и переход в среднюю ступень школьного обучения.

Трудности переходного периода препятствуют повышению эффективности учебно-воспитательного процесса и приводят к возникновению различных дезадаптаций, которые не только снижают успеваемость и желание детей учиться дальше, но и ведут к различным личностным нарушениям.

  Психологическая готовность младших школьников к переходу из начальной школы в основную обусловлена специфическими требованиями, которые предъявляет к ним новая социально-психологическая ситуация. Одной из причин адаптационных затруднений учащихся в 5 классе является несоответствие между их психологическими возможностями и новыми, не всегда посильными для пятиклассников, социальными требованиями. Важно соразмерять предъявляемые к учащимся требования с их возрастными особенностями, не возлагать на школьников груз, который они еще не в силах тянуть, так как это может привести к нервным срывам. В четвертом классе у ребенка окончательно закрепляется мотивация к школе.

Мотивация к школе бывает:

· Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.

· Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.

· Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.

Дети четвертых классов вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. У четвероклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Рекомендация: Если ученик себя переоценивает, то обратите внимание на его неудачи. И объясните, как их можно избежать. Если он себя недооценивает, просто за что-нибудь похвалите его. Так он научится адекватно себя оценивать.

Умения, важные для успешности в 5-м классе:

– слушать учителя;

– выделять главную мысль сообщения;

– связно пересказывать содержание текста;

– отвечать на вопросы к тексту;

– ставить вопросы к тексту;

– делать содержательные выводы на основе полученной информации;

– письменно выражать свою мысль;

– привлекать дополнительные источники информации;, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);

– адекватно оценивать результаты собственной работы.

  Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастает количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.

Будущий классный руководитель и учителя предметники должны быть знакомы со своими будущими учениками и их удачами и проблема задолго до окончания начальной школы.   Серия открытых уроков, классных часов, шефская работа старшеклассников – всё это залог безболезненного перехода в среднюю школу.

Для родителей этот период тоже не безоблачен. Они привыкли все школьные проблемы решать с одним учителем, который очень хорошо знал индивидуальные особенности их детей и условия семейного воспитания. Это знание значительно облегчало взаимодействие родителей и учителя. Родители привыкли к уровню требований и ясно понимали, что им делать в тех или иных ситуациях школьной жизни. В период перехода детей в среднюю школу им тоже приходится приспосабливаться к новым условиям. К тому же и дети стали учиться хуже, стали тревожнее. У родителей начинают возникать отрицательные образы новых учителей. Фактически еще не познакомившись с новыми условиями школьной жизни их детей, некоторые родители отвергают новых персонажей школьной жизни. Это провоцирует напряженные отношения с новыми учителями. Многие родители считают их отношение к детям несправедливым. Идеализируется образ первой учительницы, все понимающей, всех принимающей, всех справедливо обучающей.

Что же делать? Помочь выпускникам начальной школы безболезненно перейти и максимально безболезненно адаптироваться в средней школе. Желательно, чтобы новый сценарий развивался с использованием старых персонажей — родителей и первой учительницы. Только в единстве всех участников можно решать наболевшие проблемы. Прежде всего необходимо обратиться к особенностям этого возраста. Дети, переходящие в среднюю школу, обычно немного «зависают» между и старшим школьным возрастом.

Прежде всего необходимо познакомиться заранее с будущим классным руководителем ребенка. Если родители видят, что школа не проявляет должного рвения в этом вопросе, не грех самим проявить активность и задаться целью познакомиться с новым для детей «главным» учителем. Кстати, можно пригласить его на выпускной вечер, которым традиционно начальная школа прощается со своими выпускниками. Далее обязательно проводить постоянные беседы с ребенком, обсуждая будущую новую школьную ситуацию. Важно формировать у школьника позитивную мотивацию будущего перехода. Приводить примеры из своей школьной жизни. Может, даже рассказать какие-то казусы, случившиеся с родителями или другими знакомыми людьми при переходе из начальной школы в среднюю. А посмеявшись, сделать серьезные выводы.

Важно начинать подготовительную работу еще тогда, когда ребенок учится в начальной школе. Причем полезно, чтобы работа велась совместно с учителем начальной школы, который профессионально может помочь формировать у ребенка готовность к обучению в среднем звене. Готовность к обучению может включать формирование интеллектуального потенциала, эмоционального отношения к смене социального статуса и волевой активности в преодолении затруднений, которые испытывает школьник при переходе из начальной школы в среднюю.





3