Комфортная образовательная среда: для всех или для каждого?
Геец Наталия Юрьевна
Учитель английского языка
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательнаяшкола № 546 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Красносельского района Санкт-Петербург.
Санкт-Петербург
2021
Важная часть успеха учащегося - наличие благоприятной учебной среды, в которой он чувствует себя мотивированным и вовлечённым. Лучшая обстановка для обучения способствует взаимодействию преподавателей с учащимися и в конечномитоге создаёт чувство поддержки.
Весной 2021г. психологами нашей школы были проведены три диагностики, целью которых являлось изучение уровня адаптации обучающихся 1-х (а, б, в, г), 4-х (а, б, в, г, д , е), 9-х (а, б, в, г, д ) классов по таким параметрам, как
1.Уровень сформированности учебной мотивации
2.Уровень развития самооценки
3.Уровень тревожности и агрессивности обучающихся
4.Эмоциональное состояние и уровень адаптации в учебной деятельности.
Результаты показали, что высокий 1.уровень сформированности учебной мотивации 1 у 84,2 % обучающихся, но низкий уровень внешней мотивации – у 15,8 % обучающихся.
Из этого можно сделать вывод, что учителя и школьные службы максимально постарались вовлечь учащихся в учебный процесс, но не «сработали» родители, не нацелили ребят на восприятие школы как места для целенаправленного получения и рефлексии знаний.
Кроме того анализ 2.Уровня развития самооценки 2 показал, что у
82,2% обучающихся самооценка адекватная, у
11,4% - высокий уровень, у
0,6% - низкий уровень самооценки. «Дети, имеющие адекватную самооценку, нацелены на успех. Они находчивы, общительны, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную. Их прогнозы на свое будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, максимальной самостоятельностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности» (1).
Таких учащихся в нашей школе большинство. Они участвуют в межпредметных и предметных проектах, создают видео презентации для конкурсов, участвуют в олимпиадах по нескольким предметам, часто побеждают и радуют своих учителей и родителей. Но некоторые существенные проблемы при нахождении в школе требуют более пристального внимания и углубленной работы со стороны и учителей и родителей, потому, что только в атмосфере полной душевной гармонии и положительного социально-психологического климата в образовательном учреждении формируется благоприятная образовательная среда. Одним из самых важных таких факторов является эмоциональное напряжение на уроках.
(3)Уровень развития тревожности:
низкий уровень выявлен у 66,8 % учащихся,
высокий - у 33,2%.
Мы оцениваем эти показатели как положительные, они показывают благоприятную эмоциональную обстановку в школе и на уроках у ребят, только начавших адаптироваться к жизни в школе. Ведь « школьная тревожность – это специфический вид тревожности, ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды, такими, как «ученик - учитель- администрация, родители; программа обучения» (2
3. Уровень агрессивности:
низкий – у 92,8%,
высокий-7,2%
был выявлен у всех четырех первых классов. Это очевидный показатель отсутствия у учащихся необходимости защищаться, а значит, ребята настроены на учебу и хорошо себя чувствуют в школе. Конечно, одним из самых важных таких факторов является эмоциональное напряжение на уроках.
4. Испытывают Эмоциональное напряжение на уроках, выполняя
чтение -15%,
письмо-25, 6%,
математику-20,8%,
при выполнении домашних заданий -35,6%.
Рассмотрим данные второй диагностики, проведенной по таким же параметрам в 4-х (а, б, в, г, д,е) классах.
Цель диагностики: изучение уровня готовности учеников к обучению всреднем звене.
Задачи: изучить уровень сформированности учебной мотивации, уровень развития самооценки, уровень тревожности и агрессивности обучающихся, эмоциональное состояние и уровень адаптации в учебной деятельности к концу 4-го класса
- Сформированность учебной мотивации:
учебная - 62,4%- снизилась, а
внешняя мотивация -37,6% - улучшилась.
- Уровень развития тревожности:
низкий уровень наблюдается у 22,6 % обучающихся,
высокий уровень – у 77,4%.
- Уровень агрессивности:
низкий уровень - у 55% ,
высокий - 45%.
- Уровень развития самооценки:
низкий уровень-10%,
высокий уровень-12%,
адекватная самооценка- 88%.
Испытывают эмоциональное напряжение на уроках: чтения-30%, письма-28%, математики-21%, при выполнении домашних заданий - 51% обучающихся.
Как мы видим, отрицательные показатели повышаются, эмоциональное и физическое напряжение возрастает у четвероклассников.
Третья диагностика, проведенная для сравнения данных, была проведена в 9-х классах в апреле 2021г.
Цель диагностики: изучение уровня готовности учеников к обучению в среднем звене.
Задачи: изучить уровень сформированности учебной мотивации, уровень развития самооценки, уровень тревожности и агрессивности обучающихся, эмоциональное состояние и уровень адаптации в учебной деятельности к концу 9-го класса.
- Сформированность учебной мотивации:
- учебная (36,8, %) и
- внешняя мотивация (37,6%) снизились существенно.
- Уровень развития тревожности: низкий уровень наблюдается у 18,6 % обучающихся, высокий уровень – у 81,4% % .
- Уровень агрессивности: низкий уровень - у 45 % , высокий -55%.
- Уровень развития самооценки: низкий уровень -21%, высокий уровень-12%, адекватная самооценка- 37 %.
Как мы видим, отрицательные показатели повышаются, эмоциональное и физическое напряжение возрастает имеют самые тревожные у учащихся 9-х классов.
Как же улучшить этот показатель? На это счет существуют разные мнения. Нам совершенно очевидно, что этот вопрос решается путем внедрения инновационных и развивающих технологий, таких, как
- дистанционное,
-онлайн обучение,
-запись видео уроков,
- использование обучающих интернет платформ, особенно в новых реалиях пандемии коронавируса. Учителя нашей школы являются активными участниками использования таких образовательных ресурсов, как «Я-Класс », « Я-Школа », а учителя английского языка используют такую современную платформу, как « SKYSMART». Все это, безусловно, помогает при усвоении учебного материала. Но ни одна технология не сработает без личностно-ориентированного обучения и в атмосфере эмоционального напряжения, недоверия и тревоги. Как же помочь учащимся и поддержать их, создав действительно благоприятную среду обучения?
За годы работы мы выработали и обобщили такой личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку, который включает в себя следующие приемы:
- Выбор различных видов деятельности на уроках и вне уроков: учебной, коммуникативной, внеурочной, метапредметной;
-Выполнение разноуровневых домашних заданий по выбору;
- Создание физического комфорта на уроках (работа в парах, в группах « по кругу», физкультминутки, опрос одноклассников);
- Создание учебных и социальных ситуаций, обеспечивающих взаимодействие учащихся, педагогов и других участников образовательного процесса с другими сферами образовательной среды (социо-культурные встречи; переписка с представителями стран изучаемого языка; применение навыков общения на практике, например в обучающей компьютерных играх или при «живом» общении с гостями нашего города и за границей).
Кроме того, углубленное изучение предметов эстетического цикла в нашей школе позволяет нам обеспечить эмоциональную насыщенность культурно значимыми событиями, тем самым улучшить такие параметры комфортной обучающей среды, как
- создание психологического комфорта на уроках, отражая школьные события на уроках в соответствии со склонностями, интеллектуальным, личностным и эмоциональным развитием учащихся;
- применение приемов полисенсорного восприятия в нашей работе путем стимуляции работы разных органов чувств, в зависимости от психотипов учащихся. С визуалами мы применяем зрительные опоры на уроках, аудиалам предпочтительно даем дополнительные аудио- задания (дети с удовольствием записывают видео- и аудио- ролики, делают стихотворные переводы песен изучаемого языка), а кинестетиков просим рисовать, делать поделки, презентации, памятки, картины и спектакли;
- регулярное поощрение успехов учащихся разными способами (оценкой, улыбкой, добрым словом, «школяриками»- виртуальными баллами, дающими возможность улучшить результаты по любым предметам!);
- формирование положительного отношения к инклюзивному обучению, помогающему детям с ОВЗ адаптироваться в школьной среде, а всем остальным – научится милосердию, новым способам коммуникации, гибкости, постепенному созданию нормального психологического существования всех учеников в классе, а значит, желания посещать урок.
Конечно, диагностика психологических условий охватывает не всю школьную образовательной среду, но внести свой скромный вклад в ее улучшение путем качественного создания на отдельно взятом уроке благоприятной образовательной среды может каждый педагог. Мониторинг продолжается, мы видим некоторые улучшения в состоянии ребят на уроках и вне их, дети стали более доброжелательно относится друг к другу и более уважительно к учителям. Надеемся, что наши способы улучшения качества жизни в школе будут полезны и нашим коллегам. А значит, мы продолжим развивать выбранные направления эффективной работы, что, считаем важными факторами для успешного усвоения программы и создания благоприятной обучающей среды.
Список литературы:
- Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учеб. пособие М., 2000 г.
- Немов Р.С. Н50 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: «Гуманитарный издательский. ... М.: «ВЛАДОС», 1998;
Просмотр содержимого документа
«Комфортная образовательная среда: для всех или для каждого?»
Комфортная образовательная среда: для всех или для каждого?
Геец Наталия Юрьевна
Учитель английского языка
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательнаяшкола № 546 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Красносельского района Санкт-Петербург.
Санкт-Петербург
2021
Важная часть успеха учащегося - наличие благоприятной учебной среды, в которой он чувствует себя мотивированным и вовлечённым. Лучшая обстановка для обучения способствует взаимодействию преподавателей с учащимися и в конечномитоге создаёт чувство поддержки.
Весной 2021г. психологами нашей школы были проведены три диагностики, целью которых являлось изучение уровня адаптации обучающихся 1-х (а, б, в, г), 4-х (а, б, в, г, д , е), 9-х (а, б, в, г, д ) классов по таким параметрам, как
1.Уровень сформированности учебной мотивации
2.Уровень развития самооценки
3.Уровень тревожности и агрессивности обучающихся
4.Эмоциональное состояние и уровень адаптации в учебной деятельности.
Результаты показали, что высокий 1.уровень сформированности учебной мотивации 1 у 84,2 % обучающихся, но низкий уровень внешней мотивации – у 15,8 % обучающихся.
Из этого можно сделать вывод, что учителя и школьные службы максимально постарались вовлечь учащихся в учебный процесс, но не «сработали» родители, не нацелили ребят на восприятие школы как места для целенаправленного получения и рефлексии знаний.
Кроме того анализ 2.Уровня развития самооценки 2 показал, что у
82,2% обучающихся самооценка адекватная, у
11,4% - высокий уровень, у
0,6% - низкий уровень самооценки. «Дети, имеющие адекватную самооценку, нацелены на успех. Они находчивы, общительны, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную. Их прогнозы на свое будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, максимальной самостоятельностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности» (1).
Таких учащихся в нашей школе большинство. Они участвуют в межпредметных и предметных проектах, создают видео презентации для конкурсов, участвуют в олимпиадах по нескольким предметам, часто побеждают и радуют своих учителей и родителей. Но некоторые существенные проблемы при нахождении в школе требуют более пристального внимания и углубленной работы со стороны и учителей и родителей, потому, что только в атмосфере полной душевной гармонии и положительного социально-психологического климата в образовательном учреждении формируется благоприятная образовательная среда. Одним из самых важных таких факторов является эмоциональное напряжение на уроках.
(3)Уровень развития тревожности:
низкий уровень выявлен у 66,8 % учащихся,
высокий - у 33,2%.
Мы оцениваем эти показатели как положительные, они показывают благоприятную эмоциональную обстановку в школе и на уроках у ребят, только начавших адаптироваться к жизни в школе. Ведь « школьная тревожность – это специфический вид тревожности, ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды, такими, как «ученик - учитель- администрация, родители; программа обучения» (2
3. Уровень агрессивности:
низкий – у 92,8%,
высокий-7,2%
был выявлен у всех четырех первых классов. Это очевидный показатель отсутствия у учащихся необходимости защищаться, а значит, ребята настроены на учебу и хорошо себя чувствуют в школе. Конечно, одним из самых важных таких факторов является эмоциональное напряжение на уроках.
4. Испытывают Эмоциональное напряжение на уроках, выполняя
чтение -15%,
письмо-25, 6%,
математику-20,8%,
при выполнении домашних заданий -35,6%.
Рассмотрим данные второй диагностики, проведенной по таким же параметрам в 4-х (а, б, в, г, д,е) классах.
Цель диагностики: изучение уровня готовности учеников к обучению всреднем звене.
Задачи: изучить уровень сформированности учебной мотивации, уровень развития самооценки, уровень тревожности и агрессивности обучающихся, эмоциональное состояние и уровень адаптации в учебной деятельности к концу 4-го класса
Сформированность учебной мотивации:
учебная - 62,4%- снизилась, а
внешняя мотивация -37,6% - улучшилась.
Уровень развития тревожности:
низкий уровень наблюдается у 22,6 % обучающихся,
высокий уровень – у 77,4%.
Уровень агрессивности:
низкий уровень - у 55% ,
высокий - 45%.
Уровень развития самооценки:
низкий уровень-10%,
высокий уровень-12%,
адекватная самооценка- 88%.
Испытывают эмоциональное напряжение на уроках: чтения-30%, письма-28%, математики-21%, при выполнении домашних заданий - 51% обучающихся.
Как мы видим, отрицательные показатели повышаются, эмоциональное и физическое напряжение возрастает у четвероклассников.
Третья диагностика, проведенная для сравнения данных, была проведена в 9-х классах в апреле 2021г.
Цель диагностики: изучение уровня готовности учеников к обучению в среднем звене.
Задачи: изучить уровень сформированности учебной мотивации, уровень развития самооценки, уровень тревожности и агрессивности обучающихся, эмоциональное состояние и уровень адаптации в учебной деятельности к концу 9-го класса.
Сформированность учебной мотивации:
- учебная (36,8, %) и
- внешняя мотивация (37,6%) снизились существенно.
Уровень развития тревожности: низкий уровень наблюдается у 18,6 % обучающихся, высокий уровень – у 81,4% % .
Уровень агрессивности: низкий уровень - у 45 % , высокий -55%.
Уровень развития самооценки: низкий уровень -21%, высокий уровень-12%, адекватная самооценка- 37 %.
Как мы видим, отрицательные показатели повышаются, эмоциональное и физическое напряжение возрастает имеют самые тревожные у учащихся 9-х классов.
Как же улучшить этот показатель? На это счет существуют разные мнения. Нам совершенно очевидно, что этот вопрос решается путем внедрения инновационных и развивающих технологий, таких, как
- дистанционное,
-онлайн обучение,
-запись видео уроков,
- использование обучающих интернет платформ, особенно в новых реалиях пандемии коронавируса. Учителя нашей школы являются активными участниками использования таких образовательных ресурсов, как «Я-Класс », « Я-Школа », а учителя английского языка используют такую современную платформу, как « SKYSMART». Все это, безусловно, помогает при усвоении учебного материала. Но ни одна технология не сработает без личностно-ориентированного обучения и в атмосфере эмоционального напряжения, недоверия и тревоги. Как же помочь учащимся и поддержать их, создав действительно благоприятную среду обучения?
За годы работы мы выработали и обобщили такой личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку, который включает в себя следующие приемы:
- Выбор различных видов деятельности на уроках и вне уроков: учебной, коммуникативной, внеурочной, метапредметной;
-Выполнение разноуровневых домашних заданий по выбору;
- Создание физического комфорта на уроках (работа в парах, в группах « по кругу», физкультминутки, опрос одноклассников);
- Создание учебных и социальных ситуаций, обеспечивающих взаимодействие учащихся, педагогов и других участников образовательного процесса с другими сферами образовательной среды (социо-культурные встречи; переписка с представителями стран изучаемого языка; применение навыков общения на практике, например в обучающей компьютерных играх или при «живом» общении с гостями нашего города и за границей).
Кроме того, углубленное изучение предметов эстетического цикла в нашей школе позволяет нам обеспечить эмоциональную насыщенность культурно значимыми событиями, тем самым улучшить такие параметры комфортной обучающей среды, как
- создание психологического комфорта на уроках, отражая школьные события на уроках в соответствии со склонностями, интеллектуальным, личностным и эмоциональным развитием учащихся;
- применение приемов полисенсорного восприятия в нашей работе путем стимуляции работы разных органов чувств, в зависимости от психотипов учащихся. С визуалами мы применяем зрительные опоры на уроках, аудиалам предпочтительно даем дополнительные аудио- задания (дети с удовольствием записывают видео- и аудио- ролики, делают стихотворные переводы песен изучаемого языка), а кинестетиков просим рисовать, делать поделки, презентации, памятки, картины и спектакли;
- регулярное поощрение успехов учащихся разными способами (оценкой, улыбкой, добрым словом, «школяриками»- виртуальными баллами, дающими возможность улучшить результаты по любым предметам!);
- формирование положительного отношения к инклюзивному обучению, помогающему детям с ОВЗ адаптироваться в школьной среде, а всем остальным – научится милосердию, новым способам коммуникации, гибкости, постепенному созданию нормального психологического существования всех учеников в классе, а значит, желания посещать урок.
Конечно, диагностика психологических условий охватывает не всю школьную образовательной среду, но внести свой скромный вклад в ее улучшение путем качественного создания на отдельно взятом уроке благоприятной образовательной среды может каждый педагог. Мониторинг продолжается, мы видим некоторые улучшения в состоянии ребят на уроках и вне их, дети стали более доброжелательно относится друг к другу и более уважительно к учителям. Надеемся, что наши способы улучшения качества жизни в школе будут полезны и нашим коллегам. А значит, мы продолжим развивать выбранные направления эффективной работы, что, считаем важными факторами для успешного усвоения программы и создания благоприятной обучающей среды.
Список литературы:
Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учеб. пособие М., 2000 г.
Немов Р.С. Н50 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: «Гуманитарный издательский. ... М.: «ВЛАДОС», 1998;