СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комфортная образовательная среда: для всех или для каждого?

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Комфортная образовательная среда: для всех или для каждого?

Геец Наталия Юрьевна

Учитель английского языка

 

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательнаяшкола № 546 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Красносельского района Санкт-Петербург.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

  Санкт-Петербург

2021

 

 

Важная часть успеха учащегося - наличие благоприятной учебной среды, в которой он чувствует себя мотивированным и вовлечённым. Лучшая обстановка для обучения способствует взаимодействию преподавателей с учащимися и в конечномитоге создаёт чувство поддержки.

 Весной 2021г. психологами нашей школы были проведены три диагностики, целью которых являлось изучение уровня адаптации обучающихся 1-х (а, б, в, г), 4-х (а, б, в, г, д , е), 9-х (а, б, в, г, д )  классов по таким параметрам, как

1.Уровень сформированности учебной мотивации

2.Уровень развития самооценки

3.Уровень тревожности и агрессивности обучающихся

4.Эмоциональное состояние и уровень адаптации в учебной деятельности.

Результаты показали, что высокий  1.уровень сформированности учебной мотивации 1 у 84,2 % обучающихся, но низкий уровень внешней мотивации – у  15,8 % обучающихся.

Из этого можно сделать вывод, что учителя и школьные службы максимально постарались вовлечь учащихся в учебный процесс, но не «сработали» родители, не нацелили ребят на восприятие школы как места для целенаправленного получения и рефлексии знаний.

Кроме того анализ 2.Уровня развития самооценки 2 показал, что у

 82,2%  обучающихся самооценка адекватная, у

 11,4% -  высокий уровень, у

0,6%  - низкий уровень  самооценки. «Дети, имеющие адекватную самооценку, нацелены на успех.  Они  находчивы, общительны, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную. Их прогнозы на свое будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, максимальной самостоятельностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности» (1). 

 Таких учащихся в нашей школе большинство. Они участвуют в межпредметных и предметных проектах, создают видео презентации для конкурсов, участвуют в олимпиадах по нескольким предметам, часто побеждают и радуют своих учителей и родителей.  Но некоторые существенные проблемы при нахождении в школе требуют более пристального внимания и углубленной работы со стороны и учителей и родителей, потому, что только в атмосфере полной душевной гармонии и положительного социально-психологического климата в образовательном учреждении формируется благоприятная образовательная среда. Одним из самых важных таких факторов является эмоциональное напряжение на уроках.

(3)Уровень развития тревожности:

низкий уровень выявлен у 66,8 % учащихся,

высокий - у 33,2%.

Мы оцениваем эти показатели как положительные, они показывают благоприятную эмоциональную обстановку в школе и на уроках у ребят, только начавших адаптироваться к жизни в школе. Ведь « школьная тревожность – это специфический вид тревожности, ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды, такими, как «ученик - учитель- администрация, родители; программа обучения» (2

3. Уровень агрессивности:

низкий – у 92,8%,

высокий-7,2%  

был выявлен у всех четырех первых классов. Это очевидный показатель отсутствия у учащихся необходимости защищаться, а значит, ребята настроены на учебу и хорошо себя чувствуют в школе. Конечно, одним из самых важных таких факторов является эмоциональное напряжение на уроках.

4. Испытывают Эмоциональное напряжение на уроках, выполняя  

чтение -15%,  

письмо-25, 6%,

 математику-20,8%,  

при выполнении домашних заданий -35,6%.

Рассмотрим данные второй диагностики, проведенной по таким же параметрам в 4-х (а, б, в, г, д,е) классах.

Цель диагностики: изучение уровня готовности учеников к обучению всреднем звене.

Задачи: изучить уровень сформированности учебной мотивации, уровень развития самооценки, уровень тревожности и агрессивности обучающихся, эмоциональное состояние и уровень адаптации в учебной деятельности к концу 4-го класса

  1. Сформированность учебной мотивации:  

учебная - 62,4%- снизилась, а

внешняя мотивация -37,6% - улучшилась.

  1. Уровень развития тревожности:

низкий уровень наблюдается у 22,6 % обучающихся,

высокий уровень – у 77,4%.

  1. Уровень агрессивности:

низкий уровень - у 55% ,

высокий - 45%.

  1. Уровень развития самооценки:

низкий уровень-10%,

высокий уровень-12%,

адекватная самооценка- 88%.

Испытывают эмоциональное напряжение на уроках:  чтения-30%, письма-28%, математики-21%, при выполнении домашних заданий - 51% обучающихся.

Как мы видим, отрицательные показатели повышаются, эмоциональное и физическое напряжение возрастает  у  четвероклассников.

 Третья диагностика, проведенная для сравнения данных, была проведена в 9-х классах в апреле 2021г.

Цель диагностики: изучение уровня готовности учеников к обучению в среднем звене.

Задачи: изучить уровень сформированности учебной мотивации, уровень развития самооценки, уровень тревожности и агрессивности обучающихся, эмоциональное состояние и уровень адаптации в учебной деятельности к концу 9-го класса.

  1. Сформированность учебной мотивации:  

- учебная (36,8, %) и

- внешняя мотивация (37,6%)  снизились существенно.

  1. Уровень развития тревожности: низкий уровень наблюдается у 18,6 % обучающихся, высокий уровень – у 81,4% % .
  2. Уровень агрессивности: низкий уровень - у 45 % , высокий -55%.
  3. Уровень развития самооценки: низкий уровень -21%, высокий уровень-12%, адекватная самооценка- 37 %. 

Как мы видим, отрицательные показатели повышаются, эмоциональное и физическое напряжение возрастает  имеют самые тревожные у учащихся 9-х классов.

Как же улучшить этот показатель? На это счет существуют разные мнения. Нам совершенно очевидно, что этот вопрос решается путем внедрения инновационных и развивающих технологий, таких, как

 - дистанционное,

 -онлайн обучение,

-запись видео уроков,

- использование обучающих интернет платформ, особенно в новых реалиях пандемии коронавируса. Учителя нашей школы являются активными участниками использования таких образовательных ресурсов, как «Я-Класс », « Я-Школа », а учителя английского языка используют такую современную платформу, как « SKYSMART». Все это, безусловно, помогает при усвоении учебного материала. Но ни одна технология не сработает без личностно-ориентированного обучения и в атмосфере эмоционального напряжения, недоверия и тревоги. Как же помочь учащимся и поддержать их, создав действительно благоприятную среду обучения?

За годы работы мы выработали и обобщили такой личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку, который включает в себя  следующие приемы:

 - Выбор различных видов деятельности на уроках и вне уроков: учебной, коммуникативной, внеурочной, метапредметной;

 -Выполнение разноуровневых домашних заданий по выбору;

 - Создание физического комфорта на уроках (работа в парах, в группах « по кругу», физкультминутки, опрос одноклассников);

  - Создание учебных и социальных ситуаций, обеспечивающих взаимодействие  учащихся, педагогов и других участников образовательного процесса с другими сферами образовательной среды (социо-культурные встречи; переписка с представителями стран изучаемого языка; применение навыков общения на практике, например в обучающей компьютерных играх или при «живом» общении с гостями нашего города и за границей).

Кроме того, углубленное изучение предметов эстетического цикла в нашей школе позволяет нам обеспечить эмоциональную насыщенность культурно значимыми событиями, тем самым улучшить  такие параметры комфортной обучающей среды, как

- создание психологического комфорта на уроках, отражая школьные события на уроках  в соответствии со  склонностями, интеллектуальным, личностным и эмоциональным развитием учащихся;

-  применение приемов полисенсорного восприятия в нашей работе путем стимуляции работы разных органов чувств,  в зависимости от психотипов учащихся. С визуалами  мы применяем зрительные опоры на уроках, аудиалам предпочтительно даем дополнительные аудио- задания (дети с удовольствием  записывают видео- и аудио- ролики, делают стихотворные переводы песен изучаемого языка), а кинестетиков просим рисовать, делать поделки, презентации, памятки, картины и спектакли;

- регулярное поощрение успехов учащихся разными способами (оценкой, улыбкой, добрым словом,  «школяриками»- виртуальными баллами, дающими возможность улучшить результаты по любым предметам!);

- формирование положительного отношения к инклюзивному обучению, помогающему детям с ОВЗ адаптироваться в школьной среде, а всем остальным – научится милосердию, новым способам коммуникации, гибкости, постепенному созданию нормального психологического существования всех учеников в классе, а значит, желания посещать урок.

 

Конечно, диагностика психологических условий  охватывает не всю школьную образовательной среду, но внести свой скромный вклад в ее улучшение путем качественного  создания на отдельно взятом уроке благоприятной образовательной среды может каждый педагог. Мониторинг продолжается, мы видим некоторые улучшения в состоянии ребят на уроках и вне их, дети стали более доброжелательно относится друг к другу и более уважительно к учителям. Надеемся, что наши способы улучшения качества жизни в школе будут полезны и нашим коллегам. А значит, мы продолжим развивать выбранные направления эффективной работы, что, считаем важными факторами для успешного усвоения программы и создания благоприятной обучающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учеб. пособие М., 2000 г.
  2. Немов Р.С. Н50 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: «Гуманитарный издательский. ... М.: «ВЛАДОС», 1998;

Просмотр содержимого документа
«Комфортная образовательная среда: для всех или для каждого?»


Комфортная образовательная среда: для всех или для каждого?

Геец Наталия Юрьевна

Учитель английского языка



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательнаяшкола № 546 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Красносельского района Санкт-Петербург.












Санкт-Петербург

2021



Важная часть успеха учащегося - наличие благоприятной учебной среды, в которой он чувствует себя мотивированным и вовлечённым. Лучшая обстановка для обучения способствует взаимодействию преподавателей с учащимися и в конечномитоге создаёт чувство поддержки.

Весной 2021г. психологами нашей школы были проведены три диагностики, целью которых являлось изучение уровня адаптации обучающихся 1-х (а, б, в, г), 4-х (а, б, в, г, д , е), 9-х (а, б, в, г, д ) классов по таким параметрам, как

1.Уровень сформированности учебной мотивации

2.Уровень развития самооценки

3.Уровень тревожности и агрессивности обучающихся

4.Эмоциональное состояние и уровень адаптации в учебной деятельности.

Результаты показали, что высокий 1.уровень сформированности учебной мотивации 1 у 84,2 % обучающихся, но низкий уровень внешней мотивации – у 15,8 % обучающихся.

Из этого можно сделать вывод, что учителя и школьные службы максимально постарались вовлечь учащихся в учебный процесс, но не «сработали» родители, не нацелили ребят на восприятие школы как места для целенаправленного получения и рефлексии знаний.

Кроме того анализ 2.Уровня развития самооценки 2 показал, что у

82,2% обучающихся самооценка адекватная, у

11,4% - высокий уровень, у

0,6% - низкий уровень самооценки. «Дети, имеющие адекватную самооценку, нацелены на успех.  Они находчивы, общительны, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную. Их прогнозы на свое будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, максимальной самостоятельностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности» (1). 

Таких учащихся в нашей школе большинство. Они участвуют в межпредметных и предметных проектах, создают видео презентации для конкурсов, участвуют в олимпиадах по нескольким предметам, часто побеждают и радуют своих учителей и родителей. Но некоторые существенные проблемы при нахождении в школе требуют более пристального внимания и углубленной работы со стороны и учителей и родителей, потому, что только в атмосфере полной душевной гармонии и положительного социально-психологического климата в образовательном учреждении формируется благоприятная образовательная среда. Одним из самых важных таких факторов является эмоциональное напряжение на уроках.

(3)Уровень развития тревожности:

низкий уровень выявлен у 66,8 % учащихся,

высокий - у 33,2%.

Мы оцениваем эти показатели как положительные, они показывают благоприятную эмоциональную обстановку в школе и на уроках у ребят, только начавших адаптироваться к жизни в школе. Ведь « школьная тревожность – это специфический вид тревожности, ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды, такими, как «ученик - учитель- администрация, родители; программа обучения» (2

3. Уровень агрессивности:

низкий – у 92,8%,

высокий-7,2%

был выявлен у всех четырех первых классов. Это очевидный показатель отсутствия у учащихся необходимости защищаться, а значит, ребята настроены на учебу и хорошо себя чувствуют в школе. Конечно, одним из самых важных таких факторов является эмоциональное напряжение на уроках.

4. Испытывают Эмоциональное напряжение на уроках, выполняя

чтение -15%,

письмо-25, 6%,

математику-20,8%,

при выполнении домашних заданий -35,6%.

Рассмотрим данные второй диагностики, проведенной по таким же параметрам в 4-х (а, б, в, г, д,е) классах.

Цель диагностики: изучение уровня готовности учеников к обучению всреднем звене.

Задачи: изучить уровень сформированности учебной мотивации, уровень развития самооценки, уровень тревожности и агрессивности обучающихся, эмоциональное состояние и уровень адаптации в учебной деятельности к концу 4-го класса

  1. Сформированность учебной мотивации:

учебная - 62,4%- снизилась, а

внешняя мотивация -37,6% - улучшилась.

  1. Уровень развития тревожности:

низкий уровень наблюдается у 22,6 % обучающихся,

высокий уровень – у 77,4%.

  1. Уровень агрессивности:

низкий уровень - у 55% ,

высокий - 45%.

  1. Уровень развития самооценки:

низкий уровень-10%,

высокий уровень-12%,

адекватная самооценка- 88%.

Испытывают эмоциональное напряжение на уроках: чтения-30%, письма-28%, математики-21%, при выполнении домашних заданий - 51% обучающихся.

Как мы видим, отрицательные показатели повышаются, эмоциональное и физическое напряжение возрастает у четвероклассников.

Третья диагностика, проведенная для сравнения данных, была проведена в 9-х классах в апреле 2021г.

Цель диагностики: изучение уровня готовности учеников к обучению в среднем звене.

Задачи: изучить уровень сформированности учебной мотивации, уровень развития самооценки, уровень тревожности и агрессивности обучающихся, эмоциональное состояние и уровень адаптации в учебной деятельности к концу 9-го класса.

  1. Сформированность учебной мотивации:

- учебная (36,8, %) и

- внешняя мотивация (37,6%) снизились существенно.

  1. Уровень развития тревожности: низкий уровень наблюдается у 18,6 % обучающихся, высокий уровень – у 81,4% % .

  2. Уровень агрессивности: низкий уровень - у 45 % , высокий -55%.

  3. Уровень развития самооценки: низкий уровень -21%, высокий уровень-12%, адекватная самооценка- 37 %.

Как мы видим, отрицательные показатели повышаются, эмоциональное и физическое напряжение возрастает имеют самые тревожные у учащихся 9-х классов.

Как же улучшить этот показатель? На это счет существуют разные мнения. Нам совершенно очевидно, что этот вопрос решается путем внедрения инновационных и развивающих технологий, таких, как

- дистанционное,

-онлайн обучение,

-запись видео уроков,

- использование обучающих интернет платформ, особенно в новых реалиях пандемии коронавируса. Учителя нашей школы являются активными участниками использования таких образовательных ресурсов, как «Я-Класс », « Я-Школа », а учителя английского языка используют такую современную платформу, как « SKYSMART». Все это, безусловно, помогает при усвоении учебного материала. Но ни одна технология не сработает без личностно-ориентированного обучения и в атмосфере эмоционального напряжения, недоверия и тревоги. Как же помочь учащимся и поддержать их, создав действительно благоприятную среду обучения?

За годы работы мы выработали и обобщили такой личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку, который включает в себя следующие приемы:

- Выбор различных видов деятельности на уроках и вне уроков: учебной, коммуникативной, внеурочной, метапредметной;

-Выполнение разноуровневых домашних заданий по выбору;

- Создание физического комфорта на уроках (работа в парах, в группах « по кругу», физкультминутки, опрос одноклассников);

- Создание учебных и социальных ситуаций, обеспечивающих взаимодействие учащихся, педагогов и других участников образовательного процесса с другими сферами образовательной среды (социо-культурные встречи; переписка с представителями стран изучаемого языка; применение навыков общения на практике, например в обучающей компьютерных играх или при «живом» общении с гостями нашего города и за границей).

Кроме того, углубленное изучение предметов эстетического цикла в нашей школе позволяет нам обеспечить эмоциональную насыщенность культурно значимыми событиями, тем самым улучшить такие параметры комфортной обучающей среды, как

- создание психологического комфорта на уроках, отражая школьные события на уроках в соответствии со склонностями, интеллектуальным, личностным и эмоциональным развитием учащихся;

- применение приемов полисенсорного восприятия в нашей работе путем стимуляции работы разных органов чувств, в зависимости от психотипов учащихся. С визуалами мы применяем зрительные опоры на уроках, аудиалам предпочтительно даем дополнительные аудио- задания (дети с удовольствием записывают видео- и аудио- ролики, делают стихотворные переводы песен изучаемого языка), а кинестетиков просим рисовать, делать поделки, презентации, памятки, картины и спектакли;

- регулярное поощрение успехов учащихся разными способами (оценкой, улыбкой, добрым словом, «школяриками»- виртуальными баллами, дающими возможность улучшить результаты по любым предметам!);

- формирование положительного отношения к инклюзивному обучению, помогающему детям с ОВЗ адаптироваться в школьной среде, а всем остальным – научится милосердию, новым способам коммуникации, гибкости, постепенному созданию нормального психологического существования всех учеников в классе, а значит, желания посещать урок.



Конечно, диагностика психологических условий охватывает не всю школьную образовательной среду, но внести свой скромный вклад в ее улучшение путем качественного создания на отдельно взятом уроке благоприятной образовательной среды может каждый педагог. Мониторинг продолжается, мы видим некоторые улучшения в состоянии ребят на уроках и вне их, дети стали более доброжелательно относится друг к другу и более уважительно к учителям. Надеемся, что наши способы улучшения качества жизни в школе будут полезны и нашим коллегам. А значит, мы продолжим развивать выбранные направления эффективной работы, что, считаем важными факторами для успешного усвоения программы и создания благоприятной обучающей среды.















Список литературы:

  1. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учеб. пособие М., 2000 г.

  2. Немов Р.С. Н50 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: «Гуманитарный издательский. ... М.: «ВЛАДОС», 1998;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!