Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
с. Раздольного Новоалександровского района Ставропольского края
Индивидуальный проект
на тему:
«Готовность педагогов инклюзивных смен к принятию детей в летнем оздоровительном лагере»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Бланкова Татьяна Юрьевна
Научный руководитель:
Вялых Ольга Анатольевна
Раздольное – 2023 г.
Краткая аннотация
Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но и для всего образования в целом. Если инклюзивное образование в рамках общего в последнее время стало широко обсуждаемой и разрабатываемой проблемой, то инклюзия в среде детского лагеря является еще педагогической инновацией.
По данным экспертов, количество детей, имеющих особенности здоровья, растет с каждым годом. Большинство российских школ уже на практике освоили технологии инклюзивного образования, их примеру последовали и детские лагеря. Ребята с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью наравне со своими ровесниками становятся участниками различных тематических смен.
Актуальность проекта заключается в том, что в работу летних лагерей активно стал включаться инклюзивный компонент. Основную работу с детьми ОВЗ выполняют педагоги, поэтому очень важно рассмотреть этапы подготовки педагогов инклюзивных смен к принятию детей в летний оздоровительный лагерь.
Цель проекта: рассмотреть этапы подготовки педагогов инклюзивных смен к принятию детей в летний оздоровительный лагерь.
Задачи проекта:
- раскрыть понятие и сущность инклюзивного образования; - социализация детей с особыми образовательными потребностями: развитие коммуникативных, организаторских компетенций, организация неформального общения; - повышение социально - педагогической компетентности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями.
Предмет исследования: организация инклюзивного образования в системе начального общего образования.
Гипотеза исследования: успешности инклюзивного образования способствует систематическая работа по созданию и внедрению методов работы с детьми, которые имеют особые потребности.
Основная идея проекта заключается в создании благоприятных условий для формирования навыков безопасности жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей, испытывающих трудности в социальной адаптации), посредством реализации мероприятий социально-полезного и оздоравливающего характера в рамках лагеря.
Основное содержание проекта
В настоящее время распространение процесса включения (инклюзии) детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации является не только требованием времени, но и представляет собой реализацию прав детей в соответствии с законом об Образовании в РФ. Процессы социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья протекают на протяжении всей их жизни.
Социальная адаптация ребёнка с ОВЗ, включение его в общественно полезную деятельность, развитие у него позитивного отношения к жизни, обществу, семье, труду является одной из наиболее важных задач. Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для решения вышеперечисленных задач и совершенствования возможностей детей с ОВЗ, вовлечения их в новые социальные связи, удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей.
Почему важно проводить инклюзивные смены? Сам факт проведения инклюзивных смен создает для ребят с ОВЗ условия для социальной реабилитации – это адаптация в стандартных социокультурных ситуациях, расширение возможностей интеграции в повседневную жизнедеятельность, приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям, здоровому образу жизни, возможность заниматься посильной работой и возможность творческого самовыражения.
Дети, не имеющие ограничений по здоровью, приобретают уникальные навыки взаимодействия с людьми вне зависимости от их особенностей и способностей, развивают свой эмоциональный интеллект, учатся терпению, деликатности и заботе.
Детский оздоровительный лагерь в данном случае может выступить как площадка для их реализации. Отдых детей с ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми сверстниками в летнем загородном лагере способствует их социальной адаптации и интеграции в окружающий социум, а также формирует у ребят коммуникативные навыки. Летний отдых сегодня – способствует не только социализации детей с ОВЗ, но и обогащает духовный мир здоровых ребят, делает их толерантными. Находясь вместе, в условиях лагеря, дети учатся жить вместе, стираются границы между детьми с ОВЗ и здоровыми детьми. Разрушение барьеров приводит к тому, что ограниченные возможности здоровья считаются не пороком, а особенностью того или иного человека.
Безусловно, некоторый опыт совместного пребывания здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в летних лагерях есть, однако он имеет скорее эпизодический, нежели системный характер. Как показывает практика, основными факторами, затрудняющими развитие данного направления, являются:
- нежелание родителей здоровых детей, чтобы их ребенок отдыхал совместно с детьми с ОВЗ;
- недостаточная разработанность методической базы;
- отсутствие целенаправленной подготовки педагогов к работе с данной категорией детей;
- недостаточное техническое обеспечение лагеря.
Положительный педагогический эффект такой формы работы возможен для обеих категорий детей:
для здоровых детей: распространение среди детей доброжелательного, сочувственного отношения к людям с ограниченными возможностями; создание условий для формирования ценностного отношения к жизни и своему здоровью;
для детей с ОВЗ: возможность смены обстановки; создание условий для осознания ребёнком себя как полноценного члена общества; создание условий для социализации и реабилитации детей: как правило, дети с ОВЗ имеют ограниченный круг общения. В детском лагере появляется возможность общения с более широким кругом детей и взрослых, сюда же входят и люди с подобными заболеваниями– продуктивное общение с ними поможет понять ребенку, что он не одинок в своей проблеме.
Подобная смена очень специфична, поэтому для ее качественной реализации необходима серьёзная подготовка. Это, прежде всего, тщательный подбор детей на смену. Здоровые дети – участники смены должны быть готовы к встрече в лагере с детьми с ОВЗ, к совместному с ними «проживанию» смены. Их родители обязательно должны быть поставлены в известность о задачах и программе смены, от них должно быть получено согласие на пребывание их детей в лагере. Заезд детей с ОВЗ рекомендуется проводить на 3–4 дня позже основного заезда. Этот период для остальных участников смены станет подготовительным. В ходе него рекомендуется провести огоньки и беседы на темы ценности жизни, взаимопомощи и доброго отношения к окружающим, а также ролевые игры, которые учат принимать людей такими, какие они есть. Вместе с детьми готовятся сюрпризы и концерты – открытие смены к заезду детей с ОВЗ. Ведь инклюзия– это прежде всего готовность адаптировать среду и адаптироваться самому, чтобы человеку с ограниченными возможностями стало удобно.
Момент заезда и первые несколько часов пребывания детей с ОВЗ в лагере должны быть наполнены радостью, чтобы ребята почувствовали, что их здесь ждали, и что им здесь рады. Это поможет им быстрее адаптироваться к новым условиям, побороть свои страхи и смущение. Все дела первых двух дней совместного пребывания должны быть направлены на знакомство детей и сплочение временных детских коллективов.
Большое внимание необходимо уделять состоянию здоровья детей с ОВЗ на протяжении всей смены, поэтому нужно обеспечить подбор квалифицированных медицинских кадров, которые смогут обеспечить своевременную помощь детям с ОВЗ, проконсультировать вожатых и воспитателей об особенностях здоровья отдельных детей и дать им необходимые рекомендации. Оздоровительные составляющие жизни летнего лагеря – это оптимальный двигательный режим, сбалансированное питание, гигиенические навыки и правильный образ жизни.
Мероприятия здоровьесберегающей направленности
Согласно методике КТД, любое мероприятие рассматривается как коллективное творческое дело с планом подготовки и планом проведения, с обсуждением результата, процедурой оценки и поощрения. Это трудоемкий процесс. Если мероприятия происходят через два дня на третий, то их можно качественно подготовить. В КТД могут участвовать все. Действия детей, вся с ними совместная разноаспектная деятельность – это коллективное творческое дело. Важно отвести каждому ребёнку роль в мероприятии; содержание, которое было бы интересным, чтобы каждый ребёнок мог сказать: «вот в этом участвую я». Всё, что будет происходить в отряде, вожатый озвучивает. Всё, что ребёнок может сделать, должно быть тиражировано на его собственный имеющийся гаджет, в отряде должно быть подготовлено рабочее место. Совет дела решает, как будет готовиться и проводиться КТД: по парам, группами, отрядами.
Квест-игра «Мы за здоровый образ жизни» (приложение 1)
Идея игры: дети путешествуют по станциям, выполняя различные задания по ЗОЖ, набирают баллы. Выигрывает команда, заработавшая наибольшее количество баллов.
Станция «Спортивная» (приложение 1)
Станция «Физическая культура» (приложение 1)
Станция «Правильное питание» (приложение 2)
Станция «Чёрный ящик» (приложение 3)
Ресурсы:
временные: смена ДОЛ -21 день;
информационные: интернет-источники
https://www.laplandiya.org/uploads/pages/6148/files/1625011985-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-otdyha-i-ozdorovleniya-detej-s-ovz.pdf;
человеческие (кадровые): воспитатели, вожатые, медицинские работники, физруки;
материально-технические:
Площадки для проведения спортивных мероприятий, творческих игр и постановок.
Игровая площадка для проведения игр на свежем воздухе.
Кабинеты для проведения отрядных мероприятий, место для сборов (отрядные места).
Мягкий уголок.
Компьютер и аудиоматериалы и видеотехника, мультимедийный проектор.
Призы и награды для стимуляции.
Спортивное оборудование.
Ожидаемые результаты и социальные эффекты реализации проекта:
-создание и поддержание положительного микроклимата в группе летнего лагеря;
-организация разностороннего оздоровительного активного отдыха детей с ОВЗ в летний период;
-осознание детьми в соответствии с возрастом смысла здорового образа жизни;
-общения детей с ОВЗ с более широким кругом детей и взрослых, сюда же входят и люди с подобными заболеваниями– продуктивное общение с ними поможет понять ребенку, что он не одинок в своей проблеме.
Ценностными приоритетами системы работы
по деятельности лагеря, можно считать
• демократизация процесса деятельности;
• поддержка и развитие коммуникативного, организаторского и творческого потенциала подростка;
• саморазвитие личности;
• формирование культуры и здорового образа жизни;
• открытость системы работы.
Выводы
Необходимо заранее продумать развитие инклюзивной культуры -это создание безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений. Такая культура создаёт общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми новыми сотрудниками, детьми и родителями.
Я уверена, что инклюзивные смены очень важны как для детей с ОВЗ, так и для здоровых сверстников потому, что одни социализируются, находят друзей и круг общения, а вторые воспитывают в себе терпимость, милосердие. Не важно, работаете мы с детьми обычными или с детьми с ОВЗ. Главное - работаем с детьми, каждый из которых особенный по-своему, к каждому нужен индивидуальный подход. Им нужна забота, любовь, наша искренность.
Список литературы
1.Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Москва14–16 ноября2010 г.): материалы VI Всерос. Науч.конференции
2.Е.А. Бабенкова «Как помочь детям стать здоровыми». Москва, издательство «АСТ», 2003 год.
3.И. Соловьева И.Л. Комышанова К.Э. «Дети с ОВЗ и специфика организации их отдыха и оздоровления: лучшие региональные практики»
Интернет-источники:
1.https://урок.рф/library/programma_organizatcii_letnego_otdiha_ozdorovleniya_160301.html
2.http://dno.iro.yar.ru/wp-content/uploads/2016/12/Все-вместе.pdf
3.https://infourok.ru/konspekt-meropriyatiya-konkursi-zabavi-po-stanciyam-mi-za-zdoroviy-obraz-zhizni-dlya-letnego-lagerya-3118668.html
Приложение 1
Квест-игра «Мы за здоровый образ жизни»
Идея игры: дети путешествуют по станциям, выполняя различные задания по ЗОЖ, набирают баллы. Выигрывает команда, заработавшая наибольшее количество баллов.
Станция «Спортивная»
А сейчас, ребята, вспомните виды спорта, названия которых начинаются с буквы:
Т (теннис, тяжелая атлетика)
Ф (футбол, фехтование, фигурное катание)
В (волейбол, водное поло, велоспорт)
Ш (шахматы, шашки)
П ( прыжки в воду, плавание, парусный спорт)
Игра «Ловкий футболист»
Условия игры: все участники становятся в круг, футболист с мячом – в центр. Задача футболиста – выпнуть мяч за пределы круга.
Станция «Физическая культура»
- Сейчас, мы проверим, что вы знаете о физической культуре (загадки): Две полоски на снегу оставляю на бегу.
Я лечу от них стрелой, а они опять за мной. (Лыжня.)
Зелёный луг, сто скамеек вокруг.
От ворот до ворот бойко бегает народ.
На воротах этих рыбацкие сети. (Стадион.)
Когда апрель берет своё, и ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё, она – через меня. (Скакалка.)
Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки.)
По пустому животу бьют меня - невмоготу;
Метко сыплют игроки мне ногами тумаки.(Мяч.)
На льду я вычертил восьмёрку-
Поставил тренер мне пятёрку. (Фигурное катание.)
В небо ласточкой вспорхнёт
Рыбкой в озеро нырнёт. (Прыжки в воду.)
О нём газеты говорят:
«Толкнул он дальше всех снаряд». (Толкание ядра.)
Ездить нужно осторожно, за рога держаться можно.
Жаль вот только гривы нет…Что за конь? (Велосипед.)
- Не пойму, ребята, кто вы? Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
- Не мешал бы ты игре, ты бы лучше отошёл,
Мы играем в…(волейбол.)
Льётся речка - мы лежим, лёд на речке - мы бежим. (Коньки.)
Игра «Коллективный забег сороконожек»
– предстоящий забег необычен тем, что в нем участвует весь отряд: 2 команды. Обхватив впереди стоящего игрока руками за талию, бегут за ведущим до назначенного места, например, той же импровизированной горы. Обегают ее и возвращаются назад. Очень важно при этом не столкнуться лбами с командой соперников, не споткнуться и не устроить «кучу малу» Та команда сороконожек, которая без промедления и заминок обойдет «гору» и вернется первой назад, на исходную позицию, считается по праву победительницей.
Приложение 2
Станция «Правильное питание»
- Не все продукты, которые человек употребляет, ему полезны.
Необходимо разделить продукты на полезные и вредные.
Игра «Топни-хлопни»: полезное - хлопаем, вредное – топаем.
рыба, пепси колла, кефир, фанта, сметана, чипсы, геркулес, мясо, подсолнечное масло, торты, морковь, капуста, конфеты, сливочное масло, яблоки, груши, сухарики, свёкла , хлеб, творог, йогурт, молоко, яйца, рис, гречка
Найдите спрятанные слова. (суп, каша, масло, сыр, хлеб, торт.)
Л М Н С У П
К А Ш А В Г
Щ М А С Л О
А Б В С Ы Р
Х Л Е Б Н Л
Х Т О Р Т Ш
Приложение 3
Станция «Чёрный ящик»
Массаж пальцев рук
- Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Улучшим их работу! Правой рукой массируем каждый палец на левой руке. Начинаем с большого пальца, затем указательный и т. Д.. То же делаем с правой рукой. Каждый суставчик тщательно растираем. А теперь встряхиваем руки, словно сбрасываем с них капли воды.
Оборудование: Чёрный ящик, в котором лежит предмет (например: полотенце, расчёска, мыло, помидор и т.п.). Надо отгадать, что лежит в ящике. Условия конкурса: члены команды задают вопросы, на которые ведущий может отвечать словами «да» или «нет». После заданных 6-10 вопросов команда, посовещавшись, называет то, что, по их мнению, лежит в ящике.
11