СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовность ребёнка к обучению в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос о приеме в первый класс шестилеток - один из самых сложных.

Во многих странах дети начинают учебу в школе в 5 или в 6 лет. Однако принципы обучения в первые два года те же, что и в подготовительной группе детского сада. Письмо скорописью в этом возрасте не дается, занятия прово­дятся с учетом возрастных особенностей. В нашей стране понимание возрастных особенностей детей является определяющим при решении - в каком возрасте должен идти в школу ребенок.

Просмотр содержимого документа
«Готовность ребёнка к обучению в школе»

Готовность детей к обучению в школе

Вопрос о приеме в первый класс шестилеток - один из самых сложных.

Во многих странах дети начинают учебу в школе в 5 или в 6 лет. Однако принципы обучения в первые два года те же, что и в подготовительной группе детского сада. Письмо скорописью в этом возрасте не дается, занятия прово­дятся с учетом возрастных особенностей. В нашей стране понимание возрастных особенностей детей является определяющим при решении - в каком возрасте должен идти в школу ребенок.

Дело в том, что дошкольный и младший школьный возраст отличается не только формальной принадлежностью к учебному заведению. К семи годам заканчивается физиологическое формирование головного мозга, складывает­ся логическое мышление, вытесняя детское наглядно-образное. Именно это мышление позволяет школьнику разобраться в гласных и согласных, слагаемых и вычитаемых, ударных и безударных слогах. Переход к новой форме мышле­ния, естественно, не происходит в одночасье, с календарным днем рождения, у кого-то можно ожидать его чуть раньше, у кого-то к семи с половиной годам, но приблизительно в такие сроки это наблюдается у всех детей. Конечно, этим возрастные особенности не ограничиваются. Для дошкольников ведущей дея­тельностью является игра, а для младших школьников - учебная деятельность. Дошкольникам интереснее играть, выступать в различных ролях, а младшим школьникам важнее всего - освоить такие взрослые навыки, как чтение, письмо, счет. Этот возрастной переход к новой форме мышления и связанный с ним кризис развития 7-летнего ребенка подробно описаны и изучены ведущими отечественными психологами Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, Л.И. Божович.

В связи с этим школьная программа в ее традиционном понимании, рас­считанная на семилеток, оперирующая логическими понятиями, апеллирующая к мотивации на учебу, естественной для младших школьников, исходит именно из их возрастных особенностей. Шестилетке в таких условиях будет трудно, тем более что с ним в одном классе часто оказываются не только семилетки, но и дети семи с половиной лет.

Когда в 80-е гг. отечественными психологами и педагогами разрабатывался проект обучения шестилеток, предполагалось использовать специализирован­ные формы преподавания, приспособленные к возрастным особенностям этих детей. Больше уделялось внимание игре, продолжительность занятий и их ха­рактер были ориентированы на реальные возможности малышей. Сейчас от­части такая форма работы сохраняется и успешно применяется в ряде учеб­но-воспитательных комплексов, в нулевых классах, т. е. шестилетки могут учиться, но с такими же шестилетками рядом и по особой, приспособленной под их возраст программе.

Тем не менее не все родители отдают себе отчет в том, насколько тяжелым для их шестилетнего малыша могут оказаться школьные условия. Учителя же знают, что шестилетки, за редкими исключением, входят в группу риска по успеваемости, поведению и отношению с одноклассниками. Поэтому так важна профилактическая и просветительская работа педагогов с родителями.

Родителям часто кажется, что если ребенок бегло читает и считает, умеет писать буквы и с удовольствием бегает в прогимназию два раза в неделю, то его школьная жизнь будет легкой, несмотря на возраст. Однако это далеко не всегда так. Дело в том, что умение читать и считать и систематическая учебная деятельность - это не одно и то же. И прекрасно читающий, и много знающий шестилетка в школе может испытать сильный стресс оттого, что теперь надо учиться каждый день, по несколько часов, независимо от желания. Важно, что­бы родители поняли - волевая сфера, самодисциплина у шестилетнего малыша еще не на том уровне, чтобы учиться просто потому, что надо. Он будет учиться, если это интересно. В игре он может освоить массу полезных навыков. Но по­стоянная системная учебная деятельность требует от него тех усилий, которые пока ему не по плечу.

Приведу характерный пример. Мальчик пошел в школу в шесть лет, на подготовительных курсах занимался хорошо, но с первого класса начал отста­вать в учебе, вместо уроков то и дело стремился поиграть, потом постепенно стал все чаще отвлекаться от учебного процесса, разладились отношения с одноклассниками - мальчик стал раздражительным, быстро вступал в конфлик­ты. Психологическая диагностика выявила высокий уровень стресса, понижен­ную самооценку из-за неуспешной учебы и еще целый ряд проблем. Показате­лен разговор с его мамой:

"А что сказала вам учительница по поводу того, что вы его отдаете в шестилетнем возрасте в школу? Разве она вас не предупредила, что возможно такое?" И ответ: "Нет, она просто сказала, что ему будет очень трудно".

Сформированность навыков чтения и счета не означает еще готовности к обучению в школе. Важна также и развитая эмоционально-волевая сфера, т. е. мотивация именно к обучению, а не к игре, умение заставить себя трудиться, способность к самоорганизации, самоконтролю. Как правило, школа оказыва­ется для шестилетних детей таким стрессом, с которым они не могут справить­ся. Усугубляют ситуацию и разочарования родителей - как же так, ребенок ведь все умел, а в учебе неудачи. Ребенок боится огорчить близких людей, но вместе с тем понимает, что задача перед ним непосильная - в самом деле, выше голо­вы не прыгнешь. Итог обычно печален - вместо того, чтобы сберечь сыну один год перед армией, родители на выходе из девятого класса лихорадочно мечут­ся в поисках колледжа, в который можно пристроить сына, уже и не мечтая о десятом классе.

Следует сделать существенную оговорку - в каждом конкретном случае вопрос необходимо рассматривать отдельно, лучше привлекать для приема в первый класс школьного психолога, потому что и среди описанных закономер­ностей имеются исключения. Есть дети-вундеркинды, имеются и половозраст­ные различия -девочки-шестилетки, например, могут успешнее адаптировать­ся к школьной жизни, т. е. очень важен индивидуальный подход.

Родителям первоклассников можно предложить следующие рекомендации (на родительском собрании или на стенде для родителей).

Рекомендации для родителей первоклассников

Чтобы ребенку было легче освоиться в школе, подготовку к первому классу нуж­но начинать заранее. Постарайтесь сделать так, чтобы будущий первоклассник зара­нее познакомился с особенностями школьной жизни и принимал активное участие в подготовке к учебному году. Ведь если человек знает, что он в состоянии влиять на ситуацию, ему легче справиться с серьезными переменами в своей жизни.

Возьмите ребенка с собой в магазин, когда надо будет приобрести школьные принадлежности. Пусть он сам выберет себе пенал, ранец, ручки и тетрадки. Не­навязчиво направляйте выбор ребенка, объясняйте, что ему пригодится, а что нет, чем удобнее будет пользоваться - так он будет постепенно осваивать мир школьных вещей.

Расскажите о распорядке дня школьника, об уроках и переменах, о необхо­димости выполнять домашние задания.

Постарайтесь привлекать внимание ребенка к практическим деталям - что и как он будет делать. Помните - иногда то, что кажется нам, взрослым само собой разумеющимся, для детей далеко не очевидно. Спросите, что он сам хотел бы узнать о школе. Не удивляйтесь, если вопрос будет задан спустя несколько дней -детям нужно время, чтобы "переварить" информацию.

Если ваш ребенок ходил в детский сад, ему будет легче освоиться с распо­рядком школьной жизни. Если же нет, объяснений потребуется больше, к новым порядкам придется привыкать с первых дней в школе. Объясните ребенку важ­ность учебы, расскажите о том, что он узнает много интересного и многому на­учится.

Ваше отношение к школе будет определять и отношение к ней ребенка, по­этому, прежде чем начать беседовать о школе, вспомните приятные моменты из своей школьной жизни, учителей, которые вам помогали, и разговаривайте с ребенком, основываясь на этом положительном опыте.

Начало учебного года требует повышенного внимания родителей. Можно сказать без преувеличения, что от вашей помощи ребенку в первой четверти и особенно в первый месяц учебы будет во многом зависеть его школьная жизнь. Вселяйте в ребенка веру в себя, поддерживайте в трудной ситуации.

Учите конструктивно относиться к ошибкам и неудачам, объясняйте, что на ошибках учатся и что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Критические замечания могут лишить ребенка уверенности в себе, а это скажется и на всем его отношении к учебе.

Перед началом учебного года можно зайти с ребенком в школу, попросить показать класс, где он будет учиться. Чем больше будет для него знакомого, ожи­даемого, тем ему будет легче.

Если у ребенка есть какие-либо особенности, которые важно учитывать в школьной жизни (заикание, плохое зрение, леворукость), сообщите об этом лич­но учителю до начала учебного года.

Важную роль играет режим дня первоклассника. Прежде всего, надо следить за тем, чтобы ребенок рано ложился спать, для этого возраста подходящее время отхода ко сну - 21.00-21.30. Если ребенок ложился спать позже, вам необходимо перевести его на новый режим, мотивируя это именно потребностями школьной жизни. Можно сказать так:"Тебе надо будет рано вставать, тебе потребуется мно­го сил для учебы, тебе столько предстоит узнать интересного, так многому на­учиться, что, конечно же, надо спать побольше". Переходить на другой режим лучше за неделю-две до начала занятий в школе. Кроме того, нужно следить за тем, чтобы первоклассник проводил больше времени на свежем воздухе.

Тестирование будущих первоклассников как основание для приема или отказа в приеме в первый класс, конечно, недопустимо, и законодательство справедливо его запрещает. Однако предварительная диагностика умений и навыков необходима. Родителям желательно заранее объяснить, что это никак не влияет на сам факт пребывания в первом классе, но требуется для выявления индивидуальных особенностей детей: кто-то лучше владеет моторикой, пишет; у кого-то лучше развит устный счет и т. д. Учителю лучше узнать эти особенности заранее, чтобы помочь детям.

Помимо проверки навыков чтения, общих знаний об окружающем мире, умения считать и решать простые задачи желательно заранее оценить моторные

навыки и умение следовать образцу. Для этого существуют различные тесты, диагностические материалы (многим опытным учителям начальной школы они, конечно, знакомы).


Тест Керна-Йерасека обладает рядом существенных преимуществ для первоначального обследования детей:

• не требует продолжительного времени для проведения;

• может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований;

• имеет нормативы, разработанные на большой выборке;

• не требует специальных средств и условий для проведения. Тест состоит из трех заданий:

1. Рисование мужской фигуры по представлению.

Эта часть связана с заданием нарисовать человека. Здесь важна прорисов­ка деталей - чем их больше, тем лучше. Ребенок, собирающийся в школу и ри­сующий человека по принципу "точка, точка, запятая", изображающий челове­ка без существенных признаков (без рук, или ног, или глаз), скорее всего, отста­ет в своем развитии от сверстников.

2. Подражание письменным буквам.

Вторая часть - копирование письменного текста с неразлинованной доски на неразлинованный лист. Предложение должно быть простым - мы проверя­ем не чистописание, а умение копировать образец.

Например: "Он ел суп". Если дети в прогимназии при подготовке к школе уже освоили основы письма, то текст лучше дать на иностранном языке, напри­мер, "Му саг 15 п'|се". Это делается для того, чтобы не отвлекать ребенка содер­жанием текста от задачи копирования.

3. Срисовывание группы точек.

Рисунок точек выглядит следующим образом:

Инструкция к заданию 3: "Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй нарисуй здесь, рядом, такие же".

Оценить выполнение теста можно по следующим параметрам. Задание 1. Рисунок мужской фигуры.

• 1 балл выставляется в следующих случаях. Нарисованная фигура долж­на иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, голова меньше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка, шляпа), имеются уши, на лице - глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Изображена мужская одежда. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа, т. е. фигура рисуется сразу

как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы "растут" из туловища.

• 2 балла ребенок получает, если выполняются все требования как в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствую­щие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

• 3 балла ставят в следующем случае. На рисунке должны быть изобра­жены: голова, туловище, конечности; руки или ноги нарисованы двой­ной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев, ступней.

• 4 балла-за примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены лишь простыми линиями (достаточно одной пары конечностей).

• 5 баллов - за отсутствие ясного изображения туловища (голова и ноги или преобладание головоногого изображения) или обеих пар конечностей.

Можно говорить о том, что чем выше уровень детализации рисунка (фигу­ры мужчины), тем выше общий уровень психического развития ребенка.

Существует закономерность, что с возрастом детей рисунок человека обогащается все новыми деталями: если в 3,5 года ребенок рисует "головонога", то в 7 лет - презентирует богатую схему тела. В связи с этим, если в 7 лет ребе­нок не рисует одной из деталей (головы, глаз, носа, рта, рук, туловища, ног), на это надо обратить внимание.

Следует подчеркнуть, однако, что самостоятельного диагностического значения данный тест не имеет, т. е. ограничиваться в обследовании ребенка данной методикой недопустимо: он может составлять только часть такого об­следования.

Задание 2. Подражание письменным буквам.

• 1 балл ребенок получает в следующем случае. Подражание совершен­но удовлетворительное написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Переписанное слово не отклоняется от гори­зонтальной линии более чем на 30 градусов.

• 2 балла ставят, если образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

• 3 балла - в случае явной разбивки надписи на три части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.

• 4 балла - в случае, если с образцом совпадают хотя бы две буквы, а копия все еще создает строку надписи.

• 5 баллов выставляют за каракули. Задание 3. Срисовывание группы точек.

• 1 балл выставляют за почти совершенное подражание образцу. Допус­кается только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличения не должно быть.

• 2 балла - если количество и расположение точек соответствует образ­цу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами и столбцами • 3 балла выставляют за целое изображение, по своему контуру похожее на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в 2 раза. Не обязательно правильное количество точек, но их не долж­но быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.

• 4 балла выставляют за рисунок, по своему контуру уже не похожий на образец, но еще состоящий из точек. Размер рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы не допускаются.

• 5 баллов выставляют за черкание.

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до б баллов. Группа детей, получивших 7-9 баллов, пред­ставляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12-15 баллов, что характеризует развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном ин­дивидуальном обследовании интеллекта, развития личностных, мотивационных качеств.

Важно помнить, что только совместными усилиями педагогов и родителей можно создать для первоклассников те условия, которые сделают их школьную жизнь гармоничной, будут способствовать раскрытию лучшего в ребенке, а это очень важно для всей его дальнейшей жизни.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!