Речевая готовность ребёнка к школе.
Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе.
Существуют критерии готовности
к школьному обучению, которые
предъявляются к усвоению ребенком
родного языка как средства общения.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Речевая готовность ребёнка к школе"»
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
« Речь – это орудие, с помощью
которого человек мыслит и выражает свои мысли.»
С.Л. Рубинштейн
Для нормального становления речевой деятельности необходимы условия:
- определенная степень зрелости различных структур головного мозга;
- координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;
- развитие слуха, зрения, дыхательных навыков, эмоций;
- формирование потребностей в общении.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе.
Существуют критерии готовности
к школьному обучению, которые
предъявляются к усвоению ребенком
родного языка как средства общения.
Сформированность звуковой стороны речи.
- В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.
- Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.)
Сформированность фонематических процессов и навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова.
- различать звуки на слух и в произношении ;
- слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество и последовательность звуков в слове;
- называть слова с заданным звуком;
- определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов;
- слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука;
- уметь составлять слова из звуков и т .д.
Словарный запас
- В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
- Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.
- Понимать переносное значение слов(пословицы, фразеологические обороты).
- Подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
- Знать детёнышей животных и т.д.
- Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.
Сформированность грамматического строя речи:
- умение пользоваться развернутой фразовой речью;
- умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
- умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе;
- согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
- правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные;
- умение употреблять простые и сложные предлоги и т.д.
- умение работать с предложением;
- правильно строить простые предложения;
- видеть связь слов в предложениях;
- распространять предложения второстепенными и однородными членами;
- работать с деформированным предложением.
Связная речь
- К 7 годам ребёнок должен уметь
- пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
- составлять рассказ по сюжетной картинке;
- составлять рассказ по серии из 3 – 6 сюжетных картинок;
- отвечать на вопросы по тексту.
- При пересказе (рассказе) обращается внимание
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);
- на лексику (полнота и точность использования слов);
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).;
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль)
Статистика речевых нарушений у первоклассников в 2014 году
Факторы риска неуспеваемости в школе:
- неспособность понять инструкцию;
- не умение организовать свою работу;
- низкий уровень развития памяти;
- бедный запас слов;
- неумение грамотно строить предложение;
- нарушение звукопроизношения;
- низкий уровень координации движений пальцев;
- не умение различать фигуры.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами;
- больше общаться с ребёнком, чаще читать .
- Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
- Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.
- Устранив все недочеты в дошкольном возрасте, в школе ждет вас успех!
Уважаемые родители!
Если ваш ребенок имеет трудности в речевом
развитии и нуждается в специальной помощи,
не стоит надеяться на то, что он «вырастет,
и сам научиться говорить».
Необходимо обратиться
к учителю - логопеду.
"Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться".
Л.А. Венгер.
Спасибо за внимание!