СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовность ребёнка к школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критерии готовности ребёнка к школе.   Что должен знать и уметь выпускник детского сада.

Внимание! Объём перечисленных знаний и умений ребёнка весьма условен и не может служить эталоном интеллектуальной готовности дошкольника! Все дети разные

Просмотр содержимого документа
«Готовность ребёнка к школе»

Готовность ребёнка к школе.     Учитель начальных классов МОУ «Пчевская СОШ» Ильичева Галина Викторовна

Готовность ребёнка к школе.

Учитель начальных классов МОУ «Пчевская СОШ»

Ильичева Галина Викторовна

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор психологических наук  Л. А. Венгер

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Доктор психологических наук  Л. А. Венгер

 Готовность к школьному обучению можно определить как целостное психофизическое и личностное развитие ребенка, которое обеспечивает ему успешность обучения и легкую адаптацию к новым условиям школьной жизни.  Отечественные и зарубежные ученые в понятие «готовности» включают все жизненно-важные сферы созревания ребенка: физическую, личностно-интеллектуальную, нравственно-волевую, мотивационную, коммуникативную. При учете основных компонентов готовности к школьному обучению в современных образовательных условиях на первый план выходит психологическая готовность ребенка, которая служит комплексным показателем, позволяющим прогнозировать успешность обучения в дальнейшем .

Готовность к школьному обучению можно определить как целостное психофизическое и личностное развитие ребенка, которое обеспечивает ему успешность обучения и легкую адаптацию к новым условиям школьной жизни.

Отечественные и зарубежные ученые в понятие «готовности» включают все жизненно-важные сферы созревания ребенка: физическую, личностно-интеллектуальную, нравственно-волевую, мотивационную, коммуникативную. При учете основных компонентов готовности к школьному обучению в современных образовательных условиях на первый план выходит психологическая готовность ребенка, которая служит комплексным показателем, позволяющим прогнозировать успешность обучения в дальнейшем .

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: интеллектуальную готовность; мотивационную готовность; волевую готовность; коммуникативную готовность.  Каковы же критерии развития ребенка, необходимые для его успешного обучения и адаптации к новым условиям школьной жизни, т. е. готовности к началу школьного обучения?

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

  • интеллектуальную готовность;
  • мотивационную готовность;
  • волевую готовность;
  • коммуникативную готовность.

Каковы же критерии развития ребенка, необходимые для его успешного обучения и адаптации к новым условиям школьной жизни, т. е. готовности к началу школьного обучения?

• Общее развитие: - ребенок способен устанавливать причинно-следственные связи; - умеет выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, классифицировать и систематизировать их; - имеет элементарный запас знаний об окружающем мире, о себе, своей семье, стране, умеет ими пользоваться; - активно воспринимает новую информацию, интересуется ей, задает вопросы; - может продолжить словесное рассуждение, высказать свое суждение, сделать простой логический вывод.

Общее развитие:

- ребенок способен устанавливать причинно-следственные связи;

- умеет выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, классифицировать и систематизировать их;

- имеет элементарный запас знаний об окружающем мире, о себе, своей семье, стране, умеет ими пользоваться;

- активно воспринимает новую информацию, интересуется ей, задает вопросы;

- может продолжить словесное рассуждение, высказать свое суждение, сделать простой логический вывод.

• Развитие памяти и внимания: - ребенок может работать, не отвлекаясь, 10-15 минут, даже если деятельность ему не очень интересна; - переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекаясь на внешние раздражители; - может запомнить 8-10 картинок или не связанных между собой слов при трехкратном повторении; - после нескольких повторений запоминает стихотворение из восьми строк.

Развитие памяти и внимания:

- ребенок может работать, не отвлекаясь, 10-15 минут, даже если деятельность ему не очень интересна;

- переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекаясь на внешние раздражители;

- может запомнить 8-10 картинок или не связанных между собой слов при трехкратном повторении;

- после нескольких повторений запоминает стихотворение из восьми строк.

• Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации: - ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки; - может классифицировать фигуры по форме, цвету, величине, направлению штрихов и другим признакам; - копирует буквы, цифры, простые геометрические фигуры и их сочетание, соблюдая направление штрихов и всех элементов; - дорисовывает элементы согласно схеме (образцу) ; - находит части целого, складывает разрезную картинку из 7-8 частей на основе зрительного восприятия; - не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений, при работе с мелким конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует их мелкими деталями.  Эти функции считаются «школьно значимыми», т. к., при их недостаточной сформированности невозможно научиться хорошо читать и правильно писать.

Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации:

- ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки;

- может классифицировать фигуры по форме, цвету, величине, направлению штрихов и другим признакам;

- копирует буквы, цифры, простые геометрические фигуры и их сочетание, соблюдая направление штрихов и всех элементов;

- дорисовывает элементы согласно схеме (образцу) ;

- находит части целого, складывает разрезную картинку из 7-8 частей на основе зрительного восприятия;

- не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений, при работе с мелким конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует их мелкими деталями.

Эти функции считаются «школьно значимыми», т. к., при их недостаточной сформированности невозможно научиться хорошо читать и правильно писать.

• Социально-личностное развитие: - ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и со взрослыми, спокойно идет на контакт с ними; - может заниматься и учиться, а не только играть; - может планировать свою деятельность, не действует хаотично; - доводит начатую работу до конца, умеет объективно оценить ее качество, стремится к успеху в тех видах деятельности, которые выполняет; - может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки; - проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т. п., стремится к личным достижениям, самоутверждению, признанию; - хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается; - способен управлять своим поведением. Этот компонент определяет успешность психологической адаптации в школе.

Социально-личностное развитие:

- ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и со взрослыми, спокойно идет на контакт с ними;

- может заниматься и учиться, а не только играть;

- может планировать свою деятельность, не действует хаотично;

- доводит начатую работу до конца, умеет объективно оценить ее качество, стремится к успеху в тех видах деятельности, которые выполняет;

- может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки;

- проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т. п., стремится к личным достижениям, самоутверждению, признанию;

- хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается;

- способен управлять своим поведением.

Этот компонент определяет успешность психологической адаптации в школе.

• Развитие движений и пространственная ориентация: - ребенок полностью владеет навыками самообслуживания и уверенно действует в быту; - освоил основные виды движений: разные виды ходьбы, бега, прыжков, лазаний и пр. ; - при сохранении равновесия движения координированы и ловки; - хорошо ориентируется в пространстве, способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо. • Здоровье: - ребенок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год) ; - не подвержен тяжелым и хроническим заболеваниям, страхам; - спокоен, нераздражителен, усидчив; - в поведении отсутствуют навязчивые движения (непроизвольные подергивания мышц лица, моргания, кусание ногтей и т. п.) - в речи нет выраженных задержек в развитии.

Развитие движений и пространственная ориентация:

- ребенок полностью владеет навыками самообслуживания и уверенно действует в быту;

- освоил основные виды движений: разные виды ходьбы, бега, прыжков, лазаний и пр. ;

- при сохранении равновесия движения координированы и ловки;

- хорошо ориентируется в пространстве, способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо.

Здоровье:

- ребенок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год) ;

- не подвержен тяжелым и хроническим заболеваниям, страхам;

- спокоен, нераздражителен, усидчив;

- в поведении отсутствуют навязчивые движения (непроизвольные подергивания мышц лица, моргания, кусание ногтей и т. п.)

- в речи нет выраженных задержек в развитии.

• Речевое развитие: - ребенок правильно произносит все звуки родного языка; - четко дифференцирует все звуки; - может выделять звук в начале, середине, конце слова; - может производить звукобуквенный анализ и синтез слова; - использует разные способы словообразования и грамматически правильного построения высказывания; - умеет связно рассказывать и пересказывать, правильно понимать прочитанное и отвечать на вопросы по его содержанию; способен составить рассказ по картинке, передать интонацией различные чувства без нарушений темпа речи.  Отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.

Речевое развитие:

- ребенок правильно произносит все звуки родного языка;

- четко дифференцирует все звуки;

- может выделять звук в начале, середине, конце слова;

- может производить звукобуквенный анализ и синтез слова;

- использует разные способы словообразования и грамматически правильного построения высказывания;

- умеет связно рассказывать и пересказывать, правильно понимать прочитанное и отвечать на вопросы по его содержанию;

  • способен составить рассказ по картинке, передать интонацией различные чувства без нарушений темпа речи.

Отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.

 Таким образом, готовность к школе – это определенный уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; это развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено - это развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, моторной координации ; личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию; и, конечно же, главный фактор, состояние здоровья ребенка.

Таким образом, готовность к школе – это определенный уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; это развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено - это развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, моторной координации ; личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию; и, конечно же, главный фактор, состояние здоровья ребенка.

Начальная школа рассчитана на детей, не получивших специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Но известно: значительная часть детей, поступающих в 1 класс, умеет читать, а счетом в той или иной мере владеют почти все дети. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны, о количественных отношениях вещей и их отличии от предметного значения этих вещей. Поможет ребенку учиться в школе и усвоение понятия числа и некоторых других первоначальных математических понятий. Что же касается навыков чтения, счета, решения задач, то их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, что ребенка научили слышать звуки слова, если он осознает его звуковой состав, а само чтение является слитным или послоговым. (Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать.) Так же обстоит дело со счетом — он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа, и бесполезным или даже вредным, если усвоен механически.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!