Просмотр содержимого документа
«Говорение как вид речевой деятельности»
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет»
Кафедра русского языка, литературы и методики преподавания
презентация по дисциплине «Актуальные проблемы преподавания русского языка» специальность 44.04.01 «Языковое образование» на тему
«Говорение как вид речевой деятельности»
Ю.В.Мурашко, учитель МБОУ СОШ с.Первомайское
План
- Говорение как вид речевой деятельности
- Требования к устному развернутому ответу ученика
- Методы и приемы обучения устной речи в школьном курсе русского языка
- Список используемой литературы
Речевая деятельность
- Речевая деятельность – это активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщений
Речевая деятельность
Основные виды речевой деятельности:
- говорение (устное выражение мысли)
- слушание (восприятие речи на слух и ее понимание)
- письмо (графическое, письменное выражение мысли)
- чтение (восприятие и понимание чужой записанной речи)
Говорение как вид речевой деятельности
Говорение - это вид устной речевой деятельности, с помощью которого говорящий выражает мысли и чувства
Говорение как вид речевой деятельности
Признаки говорения:
- Мотивированность
- Целенаправленность
- Активность процесса
- Связь с мыслительной деятельностью
- Личностный характер говорения
- Эвристичность и самостоятельность
- Ситуативность
Виды говорения
Монологическое говорение
Диалогическое говорение
Требования к устному развернутому ответу ученика
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям
Требования к устному развернутому ответу ученика
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
- полнота и правильность ответа
- степень осознанности, понимания изученного
- речевое оформление ответа
Методы и приемы обучения устной речи в школьном курсе русского языка
- Развитие речи – это целенаправленная работа учителя в связи с изучением школьного курса РЯ, для того, чтобы ученики овладевали языковыми нормами, а так же умением выражать мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами
Методы и приемы обучения устной речи в школьном курсе русского языка
Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка
Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется:
- исключительно важной ролью слова в языке
- потребностью в постоянном пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме)
Обзор методик и приемов обучения устной речи в школьном курсе русского языка
Образец рассказывания
Анализ образца рассказывания
Совместное рассказывание
Обзор методик и приемов обучения устной речи в школьном курсе русского языка
Частичное рассказывание
Рассказ по картине
Пересказ
Обзор методик и приемов обучения устной речи в школьном курсе русского языка
Дедуктивный метод
Индуктивный метод
Заключение
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
- 1 . Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения
- 2. В основе говорение лежит осознание значения лексической единицы языка
- 3. Речь, как говорение — это вербальная коммуникация, т.е. вербальный процесс общения с помощью языка
- 4. Различают следующие виды устной речи: диалогическая и монологическая речь
- 5. Для разговорной речи (диалога) характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим
- 6. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог
Список используемой литературы
- Вид речевой деятельности – говорение. [Электронный ресурс]. – 2006. – режим доступа: http://letopisi.org/index.php
- Как развивать монологическую и диалогическую речь в школе. [Электронный ресурс]. – 2016. – режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/6329_monologicheskaya_i_dialogicheskaya_rech
- Требования к устному ответу учащегося. [Электронный ресурс]. – 2016. – режим доступа: https://helpiks.org/7-61217.html