Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Рыльский Дом детского творчества»
Беседа на тему:
«Говорим о вежливости»
Подготовила
педагог доплнительного образования
Стрелкова Елена Михайловна
г. Рыльск
2017 год
Правила вежливости
- Будь вежлив. Вежливость- это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
- Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.
- Старшим, больным и усталым уступай место в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне поезда, на уличной скамье; постарайся делать это не на показ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.
- Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.
- Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку- береги время других людей.
- Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома- скажи, куда пошел, когда вернёшься. И уж не опаздывай.
- Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.
Правила вежливой беседы.
- Вежливость- это не только « здравствуйте», « спасибо» и «пожалуйста».
- Вежливый человек старается выражать свои мысли так, чтобы собеседнику всё было понятно.
- Не тарахти. Слишком быструю речь трудно понять, да и выглядит она смешно.
- Не говори слишком медленно, а то собеседник заснёт от скуки.
- Не говори слишком долго, постарайся донести главную мысль своего сообщения. Если собеседник заинтересуется, он попросит тебя рассказать о деталях.
- Прежде чем что-то сказать, мысленно сформулируй, что именно ты хочешь донести до слушателя. Произноси слова ясно и отчётливо, собеседник с « кашей во рту» ужасно раздражает окружающих.
Дети должны увидеть, что вежливость проявляется не только в умении слушать и слышать других, но и в отношении человека к другим людям: его доброжелательность, уважение, приветливость. Вежливый человек не причинит другому неприятностей, обид, он всегда готов оказать другому человеку помощь или услугу.
Завершаем беседу решением кроссворда « Ежели вы вежливы».
По горизонтали: 3.Забавное упражнение для развития дикции.4. « Родная…! Родная…! Мы все должны её беречь!» 5. За всё хорошее, что сделали для тебя, нежно говорить….7. Просьбу нужно сопровождать словом….10. Синоним слову «учтивость».
По вертикали: 1. Это приветствие означает « желаю здоровья».2. Оптимистическое утреннее приветствие « ….. утро». 6. У мальчика тетрадки- в отличнейшем порядке. Он в школе весь – внимание. Вот это …..! 8. Синоним слова « разговор». 9. Что приятно и слону, и даже маленькой улитке?
Ответы:
По горизонтали: 3. Скороговорка. 4. Речь. 5. Спасибо. 7. Пожалуйста. 10. Вежливость.
По вертикали: 1. Здравствуйте. 2. Доброе. 6. Воспитание 8. Воспитание. 9. Улыбка.
Манеры же во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.
Ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека.
Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Хорошие манеры:
способ держать себя,
внешняя форма поведения,
обращения с другими людьми,
употребляемые в речи выражения, тон, интонация,
характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.
В обществе хорошими манерами считаются также скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.
Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражении, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ.
Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом.
А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили вежливые слова, поиграем в рифмы:
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого... (Спасибо.)
Ученики.
А слово-то какое!
Очень дорогое!
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит... (Добрый день.)
Ученики.
А слово-то какое!
Очень дорогое!
- Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь... (Здравствуйте.)
Ученики.
А слово-то какое!
Очень дорогое!
- Когда нас бранят за шалости,
Говорим... (Простите, пожалуйста.)
Ученики.
А слово-то какое!
Очень дорогое!
- Встретил Витю я - соседа...
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но - представьте! - зря от Вити
Ждал я слова... (Извините.)
Ученики.
А слово-то какое!
Очень дорогое!
- И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят... (До свидания.)
Ученики. А слово-то какое!
Очень дорогое!
- Игру заканчивать пора.
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал добрее и умней!
Итог беседы.
Рефлексия.
- Что же такое вежливость?
- Чем запомнится вам этот классный час?
- Что вы для себя уяснили?
5