Слова вежливого общения

Категория: Русский язык

Урок: открытие новых знаний

Предмет: русский язык 

Тема: «Слова вежливого общения»

Цель: развитие умения вежливо общаться друг с другом и старшими

Оборудование: учебник, компьютер, презентация

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивация к познавательной деятельности.

Здравствуйте, дети, садитесь. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зовут Юлия Андреевна.

Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и смекалка.

 

 

Приветствие учителя.

 

 

 

2. Актуализация и пробные учебные действия.

Ребята, открываем тетради, записываем число.

Проведем минутку чистописания, сегодня мы повторим написание заглавной буквы Ч.

Дайте характеристику звуку ч

Ребята, а сколько в алфавите букв?

 

Ребята, скажите, что может называть слово? Ребята, сейчас я вам буду называть слова, а ваша задача распределить их на три группы. Первая группа- слова обозначающие предмет….

Слова: ёж, заяц, собака, мышка, рыба, колючий, ушастый, добрая, маленькая, красивая, спит, прыгает, плавает.

 

 

 

 

 

 

33, 10 гласных

Согласный, глухой, мягкий.

Предмет, признак предмета, действие предмета.

3. Локализация  индивидуальных затруднений.

     Ребята, а теперь слушайте внимательно! Я читаю предложения, в конце каждого вы должны хором сказать недостающее слово!

Встретив зайку, ёж – сосед

Говорит ему: « Привет!»

 

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик,…» ( Здравствуй!)

     Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он: «…» (Извини!)

 

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)

Какие слова вы досказывали?

- Как называются эти слова?

- Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить сегодня на уроке?

-Так какая же тема нашего урока?

Правильно, тема нашего урока «Вежливые слова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Построение выхода из затруднения.

 Зачем нужно говорить друг другу вежливые слова?

Как еще мы называем вежливые слова?

Когда мы говорим вежливые, волшебные слова?

Сейчас мы поиграем в игру, если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши.

Если считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами.

  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Помочь поднять упавшую вещь.
  • Громко разговаривать в общественных местах.
  • Обозвать обидным словом одноклассника.
  • Не уступить место пожилому человеку.
  • Отвечать на телефонный звонок во время урока.
  • Помочь донести сумку незнакомой старушке.
  • Рассказать доверенную тебе тайну.
  • Стараться говорить громче собеседника.
  • Похвалить маму за вкусный обед.

- Как мы говорим о людях, которые употребляют в своей речи вежливые слова?

- А как говорят о невоспитанных, грубых людях?

- Таких людей называют НЕВЕЖА.

  •  

А теперь открываем учебник на стр. 101, прочитаем упражнение №134. Что нужно сделать?  Выпишите слова вежливого общения, подчеркните в них буквы, обозначающие гласные звуки.

 

 

Слова приветствия, слова прощания, извинение, благодарность, просьба

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

5.Реализация построенного проекта.

Теперь прочитаем задание № 135. Прочитайте стихотворение. Выпишите из него только утреннее приветствие. Вы говорите эти слова родным, знакомым?

Назовите согласные звуки в словах приветствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Обобщение во внешней речи.

Выполним упражнение №136. Выпишите слова приветствия и прощания. Что в этом тексте автор выделил с помощью тире? Речь говорящего часто выделяется с помощью знака тире.

 

Физкультминутка

Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»

Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».

 

Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!

  • Встаньте, пожалуйста!
  • Поднимите руки.
  • Поднимите, пожалуйста, руки!
  • Опустите руки
  • Будьте добры опустите руки!
  • Будьте добры, похлопайте!
  • Потопайте.
  • Попрыгайте, пожалуйста!
  • Тихо сядьте.
  • Тихо сядьте, пожалуйста!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталонам.

  Попробуем определить в каких случаях нужно употреблять в.с.:  поиграем  в игру «Вежливо - невежливо»

Если вы считаете, что так поступать вежливо – открываете глазки, если невежливо - закрываете.

1. Поздороваться при встрече

2. Толкнуть и не извиниться

3. Помочь поднять упавшие вещи

4. Грубо отвечать

5. Помогать взрослым и малышам

6. Не обращать внимания, когда тебя зовут

7. Уступать место в автобусе пожилым людям

8. Опаздывать на урок

9. Не заметить недовольство мамы

10. Пропустить учителя в дверях

 

 

 

 

 

 

 

8.Включение в систему знаний и повторений

- Давайте поиграем в игру, которая называется

«Вежливые ребята»

(По мере надобности в рассказ хором вставляйте «волшебные слова»)

   Однажды Петя поехал в автобусе в гости. Войдя в автобус, мальчик сел на свободное место и с интересом стал рассматривать из окна улицы и витрины магазинов.

На остановке в автобус вошла старенькая бабушка. Петя встал и сказал ей …(Садитесь пожалуйста).  Бабушка была очень вежливой и сказала ему… (Спасибо).

   Вдруг водитель резко нажал на тормоза, так как через дорогу бежала собака. Петя чуть не упал и сильно толкнул незнакомого мужчину. Мужчина уже хотел было рассердиться, но мальчик быстро сказал… (Извините, пожалуйста). Человек улыбнулся и сказал: «Ничего страшного. Бывает».

- Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

 

Разыграйте сценку, в которой вы обращаетесь к товарищу с просьбой, используя вежливые слова.

- А теперь внимание, давайте посмотрим, что у нас получилось.

 

«Мне нужен лист цветной бумаги»

«Я хочу одолжить у товарища ручку»

«Мне нужен цветной карандаш»

«Я опоздал на урок»

«Я случайно наступил товарищу на ногу»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Они передают наши чувства.

9.Рефлексия.

Наш урок подходит к концу.

Какие слова мы сегодня вспомнили ? Какие запомнили вы?

 Закончите фразу: Если вы хотите, чтобы с вами были вежливы, то…

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Слова вежливого общения»

Дата: 22.04.2019

Урок: открытие новых знаний

Предмет: русский язык

Тема: «Слова вежливого общения»

Цель: развитие умения вежливо общаться друг с другом и старшими

Оборудование: учебник, компьютер, презентация



Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивация к познавательной деятельности.

Здравствуйте, дети, садитесь. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зовут Юлия Андреевна.

Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и смекалка.



Приветствие учителя.




2. Актуализация и пробные учебные действия.

Ребята, открываем тетради, записываем число.

Проведем минутку чистописания, сегодня мы повторим написание заглавной буквы Ч.

Дайте характеристику звуку ч

Ребята, а сколько в алфавите букв?



Ребята, скажите, что может называть слово?
Ребята, сейчас я вам буду называть слова, а ваша задача распределить их на три группы. Первая группа- слова обозначающие предмет….

Слова: ёж, заяц, собака, мышка, рыба, колючий, ушастый, добрая, маленькая, красивая, спит, прыгает, плавает.







33, 10 гласных

Согласный, глухой, мягкий.

Предмет, признак предмета, действие предмета.

3. Локализация индивидуальных затруднений.

     Ребята, а теперь слушайте внимательно! Я читаю предложения, в конце каждого вы должны хором сказать недостающее слово!

Встретив зайку, ёж – сосед

Говорит ему: « Привет!»



А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик,…» ( Здравствуй!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он: «…» (Извини!)



Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)

Какие слова вы досказывали?

- Как называются эти слова?

- Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить сегодня на уроке?

-Так какая же тема нашего урока?

Правильно, тема нашего урока «Вежливые слова»












4. Построение выхода из затруднения.

Зачем нужно говорить друг другу вежливые слова?

Как еще мы называем вежливые слова?

Когда мы говорим вежливые, волшебные слова?

Сейчас мы поиграем в игру, если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши.

Если считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами.

  • Поздороваться при встрече.

  • Толкнуть, не извиниться.

  • Помочь поднять упавшую вещь.

  • Громко разговаривать в общественных местах.

  • Обозвать обидным словом одноклассника.

  • Не уступить место пожилому человеку.

  • Отвечать на телефонный звонок во время урока.

  • Помочь донести сумку незнакомой старушке.

  • Рассказать доверенную тебе тайну.

  • Стараться говорить громче собеседника.

  • Похвалить маму за вкусный обед.

- Как мы говорим о людях, которые употребляют в своей речи вежливые слова?

- А как говорят о невоспитанных, грубых людях?

- Таких людей называют НЕВЕЖА.

А теперь открываем учебник на стр. 101, прочитаем упражнение №134.
Что нужно сделать? Выпишите слова вежливого общения, подчеркните в них буквы, обозначающие гласные звуки.




Слова приветствия, слова прощания, извинение, благодарность, просьба










5.Реализация построенного проекта.

Теперь прочитаем задание № 135. Прочитайте стихотворение. Выпишите из него только утреннее приветствие.
Вы говорите эти слова родным, знакомым?

Назовите согласные звуки в словах приветствия.















6.Обобщение во внешней речи.

Выполним упражнение №136.
Выпишите слова приветствия и прощания. Что в этом тексте автор выделил с помощью тире?
Речь говорящего часто выделяется с помощью знака тире.


Физкультминутка

Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»

Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».



Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!

  • Встаньте, пожалуйста!

  • Поднимите руки.

  • Поднимите, пожалуйста, руки!

  • Опустите руки

  • Будьте добры опустите руки!

  • Будьте добры, похлопайте!

  • Потопайте.

  • Попрыгайте, пожалуйста!

  • Тихо сядьте.

  • Тихо сядьте, пожалуйста!


































7.Самостоятельная работа с проверкой по эталонам.

Попробуем определить в каких случаях нужно употреблять в.с.:  поиграем  в игру «Вежливо - невежливо»

Если вы считаете, что так поступать вежливо – открываете глазки, если невежливо - закрываете.

1. Поздороваться при встрече

2. Толкнуть и не извиниться

3. Помочь поднять упавшие вещи

4. Грубо отвечать

5. Помогать взрослым и малышам

6. Не обращать внимания, когда тебя зовут

7. Уступать место в автобусе пожилым людям

8. Опаздывать на урок

9. Не заметить недовольство мамы

10. Пропустить учителя в дверях









8.Включение в систему знаний и повторений

- Давайте поиграем в игру, которая называется

«Вежливые ребята»

(По мере надобности в рассказ хором вставляйте «волшебные слова»)

   Однажды Петя поехал в автобусе в гости. Войдя в автобус, мальчик сел на свободное место и с интересом стал рассматривать из окна улицы и витрины магазинов.

На остановке в автобус вошла старенькая бабушка. Петя встал и сказал ей …(Садитесь пожалуйста).  Бабушка была очень вежливой и сказала ему… (Спасибо).

   Вдруг водитель резко нажал на тормоза, так как через дорогу бежала собака. Петя чуть не упал и сильно толкнул незнакомого мужчину. Мужчина уже хотел было рассердиться, но мальчик быстро сказал… (Извините, пожалуйста). Человек улыбнулся и сказал: «Ничего страшного. Бывает».

- Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.



Разыграйте сценку, в которой вы обращаетесь к товарищу с просьбой, используя вежливые слова.

- А теперь внимание, давайте посмотрим, что у нас получилось.



«Мне нужен лист цветной бумаги»

«Я хочу одолжить у товарища ручку»

«Мне нужен цветной карандаш»

«Я опоздал на урок»

«Я случайно наступил товарищу на ногу»














Они передают наши чувства.

9.Рефлексия.

Наш урок подходит к концу.

Какие слова мы сегодня вспомнили ? Какие запомнили вы?

Закончите фразу: Если вы хотите, чтобы с вами были вежливы, то…













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей