1 3 2 1. Разыгрывание ситуаций. Каждый участник подбирает себе пару. 1. – Лиза, ты опять плакала? – Да, у меня сегодня плохое настроение. Поссорилась с мамой. – Не плачь. Извинись перед мамой. А я дарю тебе этот цветок. Посмотри, какой он красивый. – Ой, спасибо. Как я рада! Теперь мне не так грустно. 2. – Ребята, вы почему такие сердитые? Посмотрите на меня и отгадайте, на кого я похож. – На зайчика. – На серенького козлика. – Молодец! Ты угадал. А помните песенку про него? Станцуем вместе? Мальчик танцует и напевает: – Жил-был у бабушки серенький козлик, серенький козлик, серый козёл. Малыши смеются. Они развеселились. – Ой, какой ты смешной! Оценивая игру детей, учитель обращает внимание на употребление интонаций. При ответе на вопрос, какую ситуацию им удалось разыграть лучше всего и почему, дети говорят об интонации, улыбке, взгляде, об употреблении вежливых слов, о добрых делах. Беседуем с детьми о том, бывает ли у них плохое настроение, отчего оно портится или становится лучше. И когда бывает хорошим. Ответы учеников: – Хорошее настроение у меня бывает в том случае, когда мама или папа выполняют мои просьбы. – У меня поднимается настроение, если меня похвалит учитель. – Я люблю получать и дарить подарки. От этого у меня бывает хорошее настроение. – Если я что-нибудь сделаю и мне скажут спасибо, то мне бывает приятно. И т.д. – Если скажу неправду (особенно маме), настроение портится надолго. Задание 123. Знакомим учащихся с синонимами к слову «вежливый». Объясняем значение приведённых слов. Помогаем найти антонимы. Но вначале в доступной для учащихся форме на примерах раскрываем понятия синонимов и антонимов (если ребята этого не знают). Синонимы – это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но по-разному. Например: большой, огромный, громоздкий. Антонимы – это слова с противоположным значением. Например: хороший – плохой; весёлый – грустный. Объясняем значение слова «вежливый» – соблюдающий правила приличия, учтивый, обходительный. Слова, расположенные в левой колонке, являются синонимами к слову «вежливый». Объясняем их значения (используем Словарь синонимов, Словарь русского языка АН СССР). Учтивый – почтительно-вежливый в обращении с людьми. Корректный – тактичный, вежливый, учтивый. Уважительный – проявляющий уважение к собеседнику. Предупредительный – скромный, обязательный, вежливый. Любезный – обходительный, предупредительный, учтивый. Галантный – изысканно вежливый, любезный. Учащиеся образуют с помощью частицы не антонимы (невежливый, неучтивый, некорректный, неуважительный, необходительный, непредупредительный, нелюбезный, негалантный). О бъясняем происхождение слова «невежливый». – В древнерусском языке было слово «вежа» – знаток. Следовательно, вежливый – это знающий, как себя вести; невежда – необразованный, малосведущий человек, а невежа – грубый, невоспитанный. Толкование данных слов говорит о том, что со словом «вежливость» связаны и такие понятия, как образованный, знающий, грамотный. Задание 125. Учащиеся читают текст по ролям. В ходе рассуждений дети приходят к выводу, что Боба не поблагодарил дядю за бублик только потому, что он незнаком с этикетным выражением «не стоит», которое вежливые люди иногда говорят в ответ на благодарность, чтобы показать, что они не придают значения сделанному: своей услуге, своему подарку и т.д. Объясняем также, что данные выражения используются в речи тогда, когда говорящий не ждёт особой благодарности за свои действия. В этом проявляется его скромность и сдержанность. При озаглавливании текста напоминаем, что заголовок должен соответствовать содержанию и основной мысли текста. Возможные варианты заголовков: «Не стоит», «От учтивых слов язык не отсохнет», «Хорошее слово – половина дела» и т.д. Резервный материал. М Читаем стихотворение В. Бокова «Доброе слово» (текст у каждого ученика). Отчего у его героя испортилось настроение? – А вы седой! – сказали мне при встрече. – А были чёрный! – Был, – ответил я. И что-то мне тотчас легло на плечи И придавило камнем бытия. – А ты не старый! – как-то мне сказали Мои друзья за праздничным столом. И мне как будто крылья развязали, И туго свистнул воздух под крылом. И полетел я в облачные выси, И был я очарован красотой. Дремавшие во мне дотоле мысли Заволновались нивою густой. – Друзья мои, внушайте людям веру И чаще говорите: «Добрый день», И следуйте хорошему примеру – Продляйте добрым словом жизнь людей. Учащиеся находят и подчёркивают в тексте стихотворения слова, которые обидели пожилого человека, испортили ему настроение, а затем – те, которые «развязали ему крылья». Отвечают на вопрос: как эти слова характеризуют тех, кто их произнёс. 1.– А вы седой! – сказали мне при встрече. – А были чёрный! – Был, – ответил я. Эти невежливые, хотя, может быть, правдивые слова мог произнести нечуткий, неделикатный, невоспитанный человек. Не следует напоминать пожилому человеку о его возрасте, не совсем хорошем внешнем виде. 2. – А ты не старый! – как-то мне сказали. Мои друзья за праздничным столом. И мне как будто крылья развязали, И туго свистнул воздух под крылом. Можно сказать, что друзья сделали комплимент пожилому человеку, от этого у него поднялось настроение и на душе стало радостно. Итак, всегда помни о том, что вежливые слова, добрые слова и дела поднимают настроение окружающих тебя людей. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. |