СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Графическая наглядность в географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Усвоение изучаемого материала представляет определенные трудности для учеников с ограниченными возможностями

Просмотр содержимого документа
«Графическая наглядность в географии»


Графические средства наглядности по географии могут быть:

1.Печатными, в том числе стенными (таблицы, картины и др.), настольными (рисунки, графики, диаграммы в книгах, альбомах и т.п.), раздаточными;

2.Создаваемыми в процессе урока на классной доске;

3.Воспроизводимыми на экране с помощью ТСО.

4.Самодельными стационарными, создаваемыми учениками под руководством учителя и пополняющими набор пособий кабинета географии.

Конспективно – справочные или систематизирующие таблицы

Основная цель конспективно – справочных таблиц – обобщение и систематизация материала, т.е. представление его в краткой форме, удобной для запоминания и справок.

Конспективно – справочные таблицы особенно полезны в том случае, когда необходимо закрепить четко в памяти обучающихся определенные причинно-следственные связи.

.Примером может служить таблица главных причинно – следственных связей, определяющих климат местности.


Сравнительные таблицы

В таблице предполагается сравнение определенных показателей. Однако, имеются специальные таблицы, основное назначение которых в том, чтобы подчеркнуть сравнение и подвести обучающихся к тем или иным выводам. Например, необходимо, чтобы ученики усвоили общие черты и отличия между планом и картой. Для этого можно предложить следующую простую сравнительную таблицу.

Таблицы выделения ведущих признаков

В практике преподавания географии получили распространение таблицы, которые можно условно назвать таблицами ведущих признаков. Известно, например, что при общей характеристике множественных географических объектов (рек, озер, гор и целых природных зон) следует выделять наиболее общие, ведущие черты или признаки. По ним намечаются подобия и отличия в этих объектах. Таблицы можно заполнять вместе с детьми на классной доске и использовать на следующем уроке для повторения из тетрадей учеников.


Комбинированные таблицы

Сочетание таблиц с другими формами графических иллюстраций позволяет создать легко запоминающийся зрительный образ изучаемых объектов, характеризующийся наиболее лаконичной записью необходимых сведений.

Полезно комбинировать таблицы с простейшими чертежами. Так, в форме комбинированной таблицы очень удобно представить первоначальные сведения о типах озер.

При изучении тепловых поясов Земли в курсе географии 6 класса полезно применение комбинированной таблицы, показывающей разницу угла падения солнечных лучей на экваторе, в умеренных широтах и полюсах. Применение такой таблицы необходимо для установления причинно-следственных зависимостей между географическим положением каждого из тепловых поясов, степенью нагрева земной поверхности, количеством получаемого солнечного тепла, разнообразием растительного и животного мира.

К графическим пособиям по географии относят схемы


Пособия для систематизации и классификации явлений в географии


Схемы принадлежат к самым простым и необходимым видам иллюстрации. Слово «схема» заимствовано из греческого языка и означает «наружный вид, образ, форма». Схема, применяемая в обучении, - простейший чертеж, передающий с помощью условных обозначений важнейшие черты и взаимосвязи основных элементов в данном объекте, явлении, процессе. Создавая легко запоминающийся графический образ, схема помогает понять сущность данного объекта, явления или процесса.

Схемы применяют на разных этапах учебного процесса. Наиболее часто они иллюстрируют объяснение нового материала. Графическую схему можно создать на доске при изложении материала, наращивая постепенно отдельные ее элементы. К концу объяснения перед учащимися создается определенный, легко запоминающийся образ. Иногда готовая схема может быть итогом объяснения. Схема – один из важных элементов практических занятий в коррекционной школе.

Ряд доходчивых и важных по содержанию классификационных схем связаны с изучением в 6 классе темы «Вода на Земле».

Классификационные и систематизирующие схемы применимы при изучении почти всех основных разделов географии, в том числе, отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности.

Графические работы и пособия для закрепления знания карты, развития картографических умений и навыков

Графические работы и пособия имеют большое коррекционное значение в решении одной из важнейших задач географии в коррекционной школе – в закреплении знания карты, в выработке умений ориентироваться по ним и правильно пользоваться картами. В разнообразном наборе приемов работы с картами определенное место занимают и графические работы, К ним относятся работы на контурных картах.

Работа на готовой картографической основе, т.е. на контурных картах, сопровождает все этапы изучения географии в школе. При этом нужно учитывать нагрузку обучающихся, их возрастные и психофизические возможности, а также уровень подготовленности класса в целом и степень органического дефекта отдельно взятого ученика. Работа на контурных картах – это важное экономное средство изучения и закрепления в памяти карты, развития столь необходимых в практической жизни географических, пространственных представлений.

Пояснительные рисунки в преподавании географии


Доступному объяснению географического материала помогают пояснительные педагогические рисунки.

Отличаясь исключительным динамизмом, отчетливостью, гибкостью применения, педагогический рисунок позволяет решить целый ряд важнейших задач в обучении географии детей с отставаниями в развитии: Т.Е.

а) показать модель внешнего облика изучаемого объекта или явления;

б) раскрыть внутреннее строение изучаемого объекта и вычленить наиболее существенные его признаки и свойства;

в) показать размещение изучаемых объектов, т.е. их пространственные связи и отношения;

г) показать изменение объекта или явления в их развитии;

д) рассмотреть изучаемый объект с разных точек зрения;

е) повысить интерес к предмету.

Дети очень любят рисовать, кроме того, в процессе изображения того или иного географического объекта легче усваиваются составляющие его элементы, закрепляются существующие закономерности, существенные, главные признаки, позволяющие отличить его от других подобных объектов, а также второстепенные признаки, позволяющие их классифицировать по их совокупности.


При помощи простых графических изображений можно создать элементарные опорные схемы с указанием ведущих компонентов.

Например, изучая природные зоны, на таких рисунках можно указывать характер подстилающей поверхности, количество выпадающих осадков, особенности преобладающей растительности, которая, как известно, является индикатором природных условий.

Впоследствии, у обучающихся накапливается материал для сравнения природных зон: их разнообразное географическое положение, распределение осадков и преобладающий тип растительности. При таком использовании пояснительных рисунков корригируется логическое мышление детей с дефектами в развитии, упорядочиваются такие мыслительные операции как индукция и дедукция, анализ, синтез, обобщение и конкретизация.

Необходимо учитывать и такой важный фактор, что на уроках географии изучается множество отдаленных местностей, которые учащиеся не имеют возможности увидеть непосредственно на экскурсии или в натуре.

ВЫВОД:

Активное применение графических работ и пособий в коррекционной школе побуждает учеников к осознанию сущности изучаемых явлений, причинно-следственных связей, но необходимо учитывать специфические особенности этого процесса в коррекционной школе. Существенные недостатки и трудности в овладении географическим материалом преодолеваются при специальной коррекционной направленности учебного процесса.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!