СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Презентация подготовлена для знакомства учащихся с графическим материалом - сангина.
Художественные материалы:
Учитель ИЗО
МБОУ Верхне-Талызинская СШ
Маслова Н.В.
Сангина (по-французски sanguine, от латинского sanguis — кровь)
Мягкий материал и инструмент для рисования в виде палочек-карандашей, дающих матовый красно-коричневый тон.
Сангина может иметь множество оттенков — от красно-оранжевого до красно-коричневого с фиолетовым. Она напоминает пастель коричневого тона. Сангина даёт мягкую красочную линию.
Техника рисунка с помощью сангины отличается живописностью, разнообразным по толщине и плотности штрихом.
С её помощью хорошо передаются тона обнажённого человеческого тела. Выполненные сангиной портреты выглядят очень естественно.
Во время работы сангину можно смачивать и таким образом варьировать толщину и плотность штриха.
Сангину можно растирать по бумаге для получения более тонких и прозрачных слоёв.
Мужской портрет сангина
Рисунок , САНГИНА.
Известна сангина еще с античных времен, но широкое распространение техника рисунка и сами работы, выполненные сангиной, получили в эпоху Возрождения. Именно тогда художники разработали и стали использовать в работах технику «трех карандашей». На тонированную бумагу рисунок наносился сангиной (или другим мягким материалом – сепией, углем), а затем нужные участки высветлялись белым мелом. Эта техника очень популярна и сегодня, считается что самые удачные работы сангиной выполнены именно по тонированной бумаге в сочетании с углем или белым мелом. Сангина очень хороша и при технике «гризайль», когда работа выполняется в различных оттенках одного и того же цвета.
Туринский автопортрет Леонардо да Винчи
Примерное время создания:
1514 — 1516 гг.
Красная сангина (мел).
Выставлена в Национальной Галерее в Турине, Италия.
В Европе употреблялась натуральная сангина минерального
происхождения ( «красный мел» ).
В Италии смесь охры с красителями (чаще всего с сиенской землёй) пережигали, получая сангины от светлых до тёмных и фиолетово-красных цветов.
Современная сангина — искусственная.
Она изготавливается из каолина и оксида железа с добавлением небольшого количества клеящих веществ и при производстве ей придется удобная форма в виде небольших мелков с гранями или без.
Особенно широко сангина была распространена в XVII—XVIII вв. в рисунках с натуры и портретах (П. Рубенс, А.Ватто, Ж. Фрагонар, Ж. Шарден).
Питер-Пауль Рубенс
Антуан Ватто - французский живописец
(1577—1640).
(1684 – 1721)
. «Портрет сына Рубенса - Альберта».
Государственный Эрмитаж.
Сидящая молодая женщина (1718)
Интерес к сангине сохраняется и в последующее время. Но особенно часто к ней обращались художники начала XX в. В это время складывается даже своеобразный тип портрета, где тщательно выполнены лишь голова и руки портретируемого (как правило, сидящего). Остальная фигура намечена лишь несколькими штрихами.
Известны портреты работы К. Сомова, М. Добужинского, В. Шухаева, А. Яковлева.
Нередко сангину сочетают с углём или итальянским карандашом. Рисунки сангиной недолговечны, поскольку она может осыпаться с бумаги, поэтому желательно их экспонировать под стеклом или закреплять.
Сангиной работали многие выдающиеся мастера живописи.
Среди русских художников это Карл Брюллов, Валентин Серов и многие другие.
Некоторые считают, что для красоты рисунка просто необходима цветность – желтый, красный, синий, зеленый… Но многие знаменитые картины были написаны только одним цветом. Рисунок получался четким и лаконичным, давал воображению домыслить картину и полностью насладиться чистым искусством.
Нарисовать такие чудесные вещи можно с помощью сангины.
Этот материал практически схож с углем. Самое основное её отличие - это устойчивость на шероховатой бумаге, картоне и холсте. Цвет сангины имеет красно-коричневые тона, за счет чего каждый рисунок будет красочный и теплый.
Женский портрет графика, сангина
На протяжении многих столетий сангина была излюбленным средством изображения для многих художников.
Лишь к 19 столетию эта любовь пошла на убыль. Но, и сейчас для своих рисунков многие художники используют именно ее сангину.
РАБОТА САНГИНОЙ
Рисовать можно краем и плоскостью. В зависимости от способа результатом будет либо тонкая линия, либо широкая, часто неоднородная полоса.
Рисунки могут быть поданы в технике штриховки, тушевки-растирки или композитной, включающей все эти приемы
Композитная техника
Тушевка-растирка
Штриховка
Будучи материалом, менее официальным, чем простой карандаш, сангина не так требовательна к пропорциональному построению и тяготеет к большей живописности в рисунке.
Для рисунка сангиной используется шероховатая бумага, холст или картон. Техника рисования – это сочетание широких мазков, пятен разной интенсивности и растушевки с тонкими линиями. Грани у сангины разной толщины и это позволяет не меняя инструмента проводить различные линии, особенно это удобно когда нужно сделать быстрый набросок с натуры.
Пейзажные рисунки наиболее удачно получаются в серовато-коричневых тонах. Для добавления контраста в некоторых случаях сангину комбинируют с углем – такое сочетание теплых и холодных оттенков придает особую красоту рисункам.
Источники:
Спасибо
за внимание!
© 2017, Маслова Надежда Владимировна 1954 15