СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Графические процедуры и функции

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Язык программирования Pascal позволяет разделять программу на отдельные части, которые называются подпрограммами. Термин подпрограмма говорит о том, что она подобна и подчинена основной программе.

Просмотр содержимого документа
«Графические процедуры и функции»

Проверено___________________

Зам директора УР Мункенова К.К.

Предмет: Информатика

Дата: 01.02.17г

Класс: 8 «А,Б»

Урок: 20

Тема урока: «Графические процедуры и функции».

Цель урока: Дать учащимся представление о подпрограммах и возможностях их использования. Показать на примерах механизм реализации подпрограмм с помощью процедур и функций.

Задачи:

Образовательная: научиться составлять простейшие подпрограммы, умение анализировать информацию, выделять главное.

Развивающая: развитие речи, умение делать выводы, выделять главное.

Воспитывающая: умение высказывать свое мнение, прислушиваться к чужому, работать коллективно, способность следовать нормам поведения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока.

План урока:

І Актуализация знаний. (2 мин)

II. Проверка домашнего задания. (10 мин)

III. Теоретическая часть. (12 мин)

IV. Практическая часть (12 мин)

V. Д/з (2 мин)

VI. Закрепление урока(3 мин)

VII. Анализ и рефлексия. (2 мин)

VIIІ. Итог урока. (2 мин)



Ход урока:

І Актуальизация знаний.

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.


ІІ Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

  1. Что такое программа?

  2. Какова структура программы?

  3. С чего начинается основная часть программы? Как её закончить?

  4. Обязателен ли заголовок программы?

  5. Какие разделы описаний вы знаете?

  6. С чего начинается раздел констант?

  7. Как описать переменные?



III. Теоретическая часть. Лекция.

Язык программирования Pascal позволяет разделять программу на отдельные части, которые называются подпрограммами. Термин подпрограмма говорит о том, что она подобна и подчинена основной программе.

Подпрограмма - это повторяющаяся группа операторов, оформленная в виде самостоятельной программной единицы. Она записывается однократно, а в соответствующих местах программы обеспечивается лишь обращение к ней по имени

Подпрограммы решают три важные задачи, значительно облегчающие программирование:

избавляют от необходимости многократно повторять в тексте программы аналогичные фрагменты, т.е. сократить объём программы;

улучшат структуру программы, облегчая понимание при разборе;

уменьшают вероятность появления ошибок, повышают устойчивость к ошибкам программирования и непредвиденным последствиям при модификации.

Подпрограммы имеют структуру, аналогичную главной программе. Они содержат заголовок со специальным словом — признаком подпрограммы, имя и, при необходимости, списки передаваемых на обработку и получаемых из подпрограммы данных. Затем могут располагаться все имеющиеся в главной программе разделы описаний: меток, констант, типов и переменных. В этих разделах описываются данные, используемые только внутри подпрограммы и являющиеся промежуточными при её выполнении. Такие данные называются локальными. В подпрограмме могут участвовать переменные, описанные в главной программе. Эти данные называются глобальными, их значения и подпрограмма, и главная программа берут из общей памяти.

Подпрограммы могут быть стандартными, определёнными системой Pascal, и собственными, т.е. созданные отдельным пользователем.

Подпрограммы вызываются из определённого места программы, выполняют некоторые действия, после чего возвращают управление в место вызова.

Подпрограммы делятся на две категории: процедуры и функции. Процедура — подпрограмма, имеющая любое количество входных и выходных данных.

Любая процедура начинается с заголовка, который является её обязательной частью. Он состоит из служебного слова Procedure, за которым следует имя процедуры, а в круглых скобках — список формальных параметров. После заголовка могут идти те же разделы, что и в программе.

Procedure [(формальные параметры)]

begin

тело процедуры

end.

Результат выполнения процедуры — это одно или несколько значений. Оно передаётся в основную программу как значение её параметра. При вызове процедуры её формальные параметры заменяются фактическими в порядке их следования.

Процедура может быть описана без параметров и с параметрами. Параметры -это данные из заголовка процедуры, как передаваемые её на обработку, так и получаемые в виде результатов.

 

СЛАЙД  1. ПРОЦЕДУРЫ БЕЗ ПАРАМЕТРОВ.

Описание процедуры без параметров имеет вид:

procedure имя;

{описание локальных переменных}

begin

{операторы}

end;

 

Процедура без параметров может реализовывать любой алгоритм. Все переменные, над которыми производят действия операторы процедуры, определяются в вызывающей программе, им присваиваются необходимые для выполнения процедуры значения.

Для удобства передачи данных в процедуру и получения из неё результата используются формальные и фактические параметры.

 

Формальные — условные обозначения в описании процедуры — описываются в её заголовке. Фактические — с которыми требуется выполнить процедуру — перечисляются при вызове процедуры. Формальные и фактические параметры должны соответствовать по количеству, типу и порядку следования. Формальные параметры описываются только в заголовке процедуры  и больше нигде. Их описание похоже на описание данных в разделе переменных и может также содержать слово var.

 

СЛАЙД  2.  ПРОЦЕДУРЫ С  ПАРАМЕТРАМИ.

Процедура NOD  c параметрами может иметь заголовок:

procedure NOD (a,b: integer; var k: integer);

Вызов этой процедуры: NOD (x,y,m);

 

Переменные в заголовке процедуры — формальные параметры, заменяемые при выполнении процедуры на конкретные значения переменных Х и У . В заголовке процедуры NOD описаны формальные параметры: a и b — входные данные , для которых  находится наибольший общий делитель; k — результат работы процедуры. При вызове процедуры переменная a примет значение х, а переменная b — значение y. Результат работы процедуры при вызове попадёт в ячейку с именем m, которой соответствует формальный параметр k.

IV. Практическая часть.

А теперь применим полученные теоретические знания на практике. Решим задачу: Составить процедуру вычисления наименьшего общего кратного двух натуральных чисел. (с использованием процедуры с параметром, процедуры без параметра, функции.)

Учащиеся решают задачу в группах (в среде редактора Pascal ) :

- 1 группа - решение задачи с использованием процедуры с параметром;

- 2 группа - решение задачи с использованием процедуры без параметра;

 

Учитель контролирует работу групп. После того, как все группы справились с задачей, учитель демонстрирует слайды с правильным решением.

СЛАЙД 3. Процедура  вычисления наименьшего общего кратного двух натуральных чисел с использованием процедуры с параметром .

Program NOK;

const c: array[1..5] of integer = (36, 54, 72, 18, 15);

var x, y, i, m: integer;

procedure NOD(a, b: integer; var k: integer); {заголовок процедуры}

begin

while ab do

 if ab then  a := a-b;

else  b := b-a;

k:=a;

end; {конец процедуры}

begin {начало главной программы}

x := c[ 1 ];

for i : = 2 to 5 do

 begin

y := c[ I ];

NOD(x, y, m); {вызов процедуры с фактическими

параметрами}

x : x * y div m;

end;

 write (‘НОК =’, x)

end.

СЛАЙД 4.  Процедура вычисления наименьшего общего кратного двух натуральных чисел с использованием процедуры без  параметра.

 

Program NOK;

const c: array[1..5] of integer = (36, 54, 72, 18, 15);

var x, y, i, m: integer;

procedure NOK; {заголовок процедуры}

var a,b: integer;

begin

 a := x; b := y;

while ab do

 if ab then  a := a-b;

else  b := b-a;

m:=a;

end; {конец процедуры}

begin {начало главной программы}

x := c[ 1 ];

for i : = 2 to 5 do

 begin

y := c[ I ];

NOD;  {вызов процедуры без параметров}

x : x * y div m;

end;

 write (‘НОК =’, x)

end.

V. Домашнее задание.

- выучить материалы лекции.

- Задача: Используя процедуру, упорядочить значения трёх переменных a, b и c в порядке их убывания. 

VI. Закрепление урока:

  1. Что такое шрифт?

  2. Что такое интервал? 

  3. Что такое отступ?

  4. Что такое абзац?

VІІ. Анализ и рефлексия.

Дайте ответы на следующие вопросы:

  • Что нового мы изучили на уроке?

  • Зачем нужны шрифт, абзацы, отступы и интервалы?

  • Какую практическую значимость имеют полученные знания?

  • Что вам удалось сделать на уроке?

  • Были ли вы успешны во время урока?



VIIІ. Итог урока. Выставление оценок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!