МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ОБЕРЕГ»
Открытый урок
ТЕМА: «Графика и её выразительные средства»
ПДО объединения «Нано-дизайн»
Корнилова Анна Анатольевна
План-конспект урока
Тема урока: Выразительные средства графики: точка, линия, пятно.
Цель урока: развитие графических умений, изучение основных графических элементов, их выразительных возможностей.
Задачи урока:
- знакомство с выразительными средствами графики: точкой, линией, пятном;
- научить составлять композиции, используя разные средства выразительности;
-воспитание эстетического вкуса, аккуратности;
-развитие аналитических способностей.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: Примеры иллюстраций И. Я. Билибина, примеры работ, методические пособия.
Оборудование и материалы: лист А4, линер или гелиевая ручка, черный маркер, кисть, акварель, баночка для воды, карандаш, ластик.
СТРУКТУРА УРОКА
Организационный момент.
Сообщение темы, целей урока.
Повторение пройденного материала.
Изложение нового материала.
Динамическая пауза.
Практическая работа.
Рефлексия.
Подведение итогов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Приветствие, отметить отсутствующих, проверить готовность к занятию.
II. Сообщение темы, целей урока.
Тема сегодняшнего урока «Выразительные средства графики: точка, линия, пятно». Мы с вами изучим эти средства и научимся их применять, создав композицию, используя точки, линии и пятна.
III. Повторение пройденного материала.
Для начала давайте вспомним, что такое графика и какие материалы в ней используются?
IV. Изложение нового материала.
Работа с понятием
Выразительные средства графики - это инструменты, которыми пользуются художник при создании художественного образа. К ним относятся линия точка и пятно.
Объяснение учителя
Точка, линия и пятно являются основными элементами графики, из которых она создаётся как дом из кирпичиков.
Точка - это мельчайший элемент графики. Одна точка может служить акцентом в композиции, множество могут создавать сюжет. Они могут быть большими, маленькими, расположенными близко друг к другу или далеко. Это создаёт большое поле для творчества и возможностей для отражения художественного замысла.
Линия - самый простой и часто встречающийся приём в графике. Линия может быть замкнутой и ограничивать форму, она может быть прямой или изогнутой, угловатой или округлой, от этого зависит художественный образ, который она выражает.
Пятно в отличие от точки и линии занимают довольно большое пространство в композиции. Пятно может быть разным по форме и степени насыщенности.
Каждый из графических элементов открывает разные возможности для выполнения рисунка.
Помимо этого, точка линия и пятно могут объединяться для создания графического узора.
Давайте рассмотрим, как используют выразительные возможности точки линии и пятна, известный художник И. Я. Билибин.
V. Динамическая пауза
Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым — левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.
VI. Практическая работа
Предлагаю вам нарисовать сказочных бабочек, используя средства выразительности графики о которых мы узнали сегодня. Для начала сделаем подложку для нашей бабочки в технике «Акварель по-сырому».
Суть ее заключается в том, что перед нанесением слоя краски бумага обильно смачивается водой. Благодаря тому, что лист мокрый, акварельные краски будут расплываться и смешиваться. Когда краска высохла можно приступать к работе над нашим рисунком бабочки. В первую очередь мы начнём с силуэта. Для этого будем использовать линии, они могут быть толстыми и тонкими. Это позволит нам отделить главные детали от второстепенных. После этого крылья необходимо разбить на сектора и заполнить их разными узорами, состоящими из точек, линий и пятен. Важно сочетать крупные и мелкие узоры для более интересного и гармоничного рисунка.
Практические работы детей.
VII. Рефлексия.
Я расскажу вам сказку. Жили в одной разноцветной стране линии. И у каждой был свой характер . Одни были прямые, другие изогнутые. Одни весёлые , другие грустные. И все они грустили, что не могут рисовать картины, как краски. Узнав об этом, к ним пришёл Художник. Художник сказал, что, если в природе так много линий, то и можно рисовать линиями. Линии попробовали – получилось!!!
- Давайте и мы попробуем передать своё настроение с помощью линий. Ведь они бывают разными.
- Первая линия – спокойная, она только что проснулась и никуда не спешит.
- Вторая линия – прыгучая. В ней много энергии и желания двигаться.
- Третья линия – зубастая. Сегодня у нее плохое настроение.
- Четвертая линия – волнистая. Она спокойна и расслаблена.
- Пятая линия – ленивая.
- Шестая – больная. Она очень плохо себя чувствует.
- Седьмая наша линия - радостная, веселая. Она в отличном настроении. Ей все нравиться, она со всеми хочет дружить и общаться.
Каждый ребёнок рисует линию своего настроения на доске.
- Посмотрите, какая интересная картина настроения у нас получилась.
VII. Итог занятия
Обобщение темы занятия. Выставка работ.
Использованные литературные источники:
Костерин Н. П. учебное рисование. С.10-11, 24-25.
Сокольникова Н. М. Основы рисунка. С. 46 – 58.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство с методикой преподавания. С.41 - 58.