СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматическая основа предложения (2-й урок)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой открытый урок русского языка в 5 классе в рамках работы по направлению «Компетентностный подход в оценке достижения результатов обучения с позиций ФГОС нового поколения».

Просмотр содержимого документа
«Грамматическая основа предложения (2-й урок)»

Тема: Грамматическая основа предложения (2-ой урок)

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: совершенствование умения находить грамматическую основу предложения; знакомство с односоставными и двусоставными предложениями.

Задачи урока:

Образовательные: расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, формировать умение работать самостоятельно.
Развивающие: развивать умения анализировать,  обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание.
Воспитательные: способствовать нравственно-эстетическому развитию детей, их приобщению к культурным ценностям, развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.

Формируемые УУД:

Предметные: определять способы выражения грамматической основы; уметь отличать односоставные и двусоставные предложения

Личностные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные: следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования главных членов предложения.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Формы работы: беседа, работа с учебником, работа в парах, работа в группе.

Оборудование: учебник (Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч.2 / ( Л.М. Рыбченкова , О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын ). - М.: Просвещение. – 2016.), компьютерная презентация, маршрутные листы, индивидуальные карточки с заданиями.






Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Цель этапа, формируемые УУД

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Придумано кем-то просто, но мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

«Доброе утро» солнцу и птицам

«Доброе утро» приветливым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым

И «Доброе утро» длится до вечера

- Давайте все произнесём это приветствие хором и посмотрим вокруг на тех, кому желаем доброго утра. Приготовились… Три, четыре!..

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Сегодня мы отправимся в путь в страну, которая называется Синтаксис, в город Простое Предложение. Все ли запаслись маршрутными листами?

Тогда – в путь! Кстати…



Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Проверка домашнего задания





Организация проверки домашнего задания (упр. 479).

На слайде № 2 выведен текст домашнего задания и критерии оценивания.

Слово учителя:

- Ребята, посмотрите: это что за текст у въезда в город? Что вы видите на экране? ( представлен текст домашнего задания). Видимо, это пропуск. У всех он есть? Предъявите….

Упр. 479. Обменяйтесь тетрадями со своими соседями и оцените выполнение домашнего задания по критериям

- Чем вы пользовались для правильного выполнения домашнего задания? (кластер «Главные члены предложения» (Приложение 1) (слайд № 3)

-Первый этап на пути в Простое предложение мы успешно одолели. С его главными членами знакомы. Давайте отметим этот этап в маршрутных листах.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя, обмениваются тетрадями с соседями по парте и проводят проверку домашнего задания по критериям оценивания.

Критерии:

0-1ошибка – 5 баллов 2-3 ошибки – 4 балла 4-5 ошибок – 3 балла 5-6 ошибок – 2 балла

Используют кластер «Главные члены предложения», составленный на прошлом уроке для объяснения материала.

Заполнение маршрутного листа



Цель – произвести проверку выполнения домашнего задания



УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся)

3. Актуализация опорных знаний учащихся



Организация работы на повторение, подведение итогов беседы в игровой форме.

Слово учителя:

- Ребята, как вы считаете, игра – занятие серьёзное или нет?


А вот учёный-физик Альберт Эйнштейн считал, что «игра – наивысшая форма исследования». Вот самый известный его портрет. (Портрет Альберта Эйнштейна, слайд №4 ).

Поэтому предлагаю … поиграть в «верные и неверные утверждения»! И попутно исследовать, насколько глубоки наши познания о главных членах предложения. Я буду читать утверждения, в тетрадях ставите номер и слово «ДА» или «НЕТ». Затем проверим. (Слайд №5)

Игра «Верно - неверно»

1. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, называется фонетика.

2. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3. По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

4. Словосочетание состоит из двух слов – главного и зависимого.

5. ПРИРОДА РАСЦВЕТАЕТ – это тоже словосочетание

- Давайте отметим наш этап урока в маршрутном листе.



Обучающиеся выполняют задания, отвечая на вопросы. Затем проверяют, используя карточки. За верный ответ выставляют 1 балл.

Проговаривают ответ, опираясь на утверждения теста. Отвечают, вспоминая изученное ранее.

Заполнение маршрутного листа



Цель – повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные

4. Постановка целей урока



Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока.

Слово учителя:

- Почему последнее утверждение неверно?

- Чем является сочетание слов «ПРИРОДА РАСЦВЕТАЕТ»?

- О чём пойдёт речь на уроке?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- А какова цель нашего путешествия?

( Совершенствовать умения находить подлежащее и сказуемое).

- А зачем? (Чтобы правильно строить предложения, формулировать главную информацию)

- Давайте отметим наш этап урока в маршрутном листе.

-Обратите внимание на картинки, расположенные на слайде (слайд №11). Что общее можно увидеть в изображённом на картинках? (Весна) (слайд №12)

Пришла, наверное, пора совершить прогулку на природу. Приглашаю вас всех в весенний лес, который начинает просыпаться от яркого солнышка, появляются первые цветочки. Посмотрите на эти проталинки, послушайте пение птиц. (слайд 13 – по щелчку появление вида весеннего леса, по щелчку – появление звука)

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Формулируют цели урока

Заполняют маршрутный лист



Цель – создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков



Организация работы с текстом.

Слово учителя:

- Можно двигаться дальше.(слайд №14) Однако чтобы выйти из леса, необходимо проложить мостик из брёвен через бурную реку, что разлилась в лесу. А для этого необходимо поработать с текстом.

Задание:

  1. Прочитать текст.

  2. Озаглавить его (Весна в тайге).

  3. Вставить пропущенные буквы. (Самопроверка, слайд 15)

  4. Определить тему текста и его основную мысль.

  5. Охарактеризуйте предложение 1 по эмоциональной окраске.

  6. Охарактеризуйте предложение 6 по цели высказывания.

  7. Охарактеризуйте предложение 2 по цели высказывания.

  8. Найти в предложениях 2, 3 грамматическую основу. Определить, чем выражены главные члены предложений.



Работа с текстом.

1) Хорошо в тайг.. ранней в..сной!

2)Рядом с у..кой извилистой тр..пинкой вес..ло журчит руч..ек. 3) Сквозь густые кроны д..ревьев пробива..тся лучи теплого в..сеннего со..нца. 4) Ласковый ветерок трепл..т ивовые сере..ки. 5) На дальн..м озер.. началось таяние льда.

6)Слышиш.. звуки удивительной красоты? 7) Это над тайгой льет..ся ч..рующая песня пеночки.

(По материалам журнала «Сезоны года»)



Цель: закрепление пройденного материала

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные

6. Постановка и решение проблемы



Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Слово учителя:

- После лесной прогулки и перехода через бурную реку, которая явилась своеобразным препятствием на пути в город, попадаем в небольшой переулок «Неизвестный». Обратимся вновь к нашему тексту.

-Что особенного заметили в первом и шестом предложениях? (только один главный член предложения.)

- На ваших столах лежат пустограммы (Приложение 2). Давайте заполним пустоту в них, прослушав лингвистическую сказку.

Инсценировка

Лингвистическая сказка «К чему привела ссора подлежащего и сказуемого»

В тридевятом царстве, в тридевятом государстве жили-были два лучших друга – подлежащее и сказуемое. Жили они дружно и счастливо и составляли грамматическую основу предложений. Но однажды подлежащее и сказуемое поссорились. Они никак не могли найти общий язык. Спорили, кто же главный из них. Подлежащее говорило: «Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении». А Сказуемое ему в ответ: «Не будь меня, никто бы и пальцем не пошевельнул! ».

Мудрый Язык взял и разделил подлежащее и сказуемое.

Осталось сказуемое совсем одиноким. Как же дальше жить без подлежащего? Второстепенные члены предложения, как настоящие друзья, решили поддержать сказуемое. Пришли обстоятельство и дополнение к нему и сказали:

-Хватит печалиться! Создай лучше такие предложения, в которых ты будешь главным. И назовем мы такие предложения односоставными. Можно даже разделить их на виды. А мы тебе поможем. И будут у нас односоставные распространенные предложения.

А к подлежащему пошло определение и тоже поддержало друга.

Послушались подлежащее и сказуемое второстепенных членов предложения и начали создавать односоставные предложения. Увидел Язык, что у главных членов все налаживается, и снова помирил их. С тех пор в русском языке есть два вида предложений…

- Какие эти виды, ребята?

- Теперь давайте заполним наши пустограммы материалом из сказки.

- Посмотрите на схемы предложений, которые мы составили. Сделайте вывод, насколько групп можно разделить предложения по наличию главных членов предложения? (На две. Первая группа – предложения, в которых есть и подлежащее, и сказуемое; вторая – в которых только один главный член предложения.)

Давайте проверим себя по правилу в учебнике на стр. 108-109

- Как вы думаете, односоставные предложения бывают только нераспространёнными?

- Похолодало. Распространите это предложение.

- Давайте отметим наш этап урока в маршрутном листе.

Проводят самостоятельное наблюдение. Анализ с целью выделения общих признаков, подведение под понятие, построение логического рассуждения. Отвечают на вопросы. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Заполняют маршрутный лист

Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта её решения.

УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные



7. Динамическая пауза (этап физической разрядки)

Смена вида деятельности

Слово учителя:

- А сейчас предлагаю сделать небольшой привал в нашем путешествии по городу Простое Предложение и немного отдохнуть.

Руки подняли и покачали;
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули;
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, даже покажем – 
Руки сложили назад.

 

Создает условия для снятия переутомления у детей. 
слайд 16

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. Выполнение действий по образцу.



8. Перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений



Организация деятельности по применению новых знаний, включению их в систему знаний. Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Работа с учебником. Параллельно проводится творческая работа в группе

Слово учителя:

Мы совершили прогулку по весеннему лесу, подышали весенним воздухом, отдохнули, вспомнили всё, что знали о главных членах предложения. Можно двигаться дальше, к улице Практической. Вы воочию увидели жителей города. Они тоже наслышаны о том, что вы творческие личности, поэтому попросили, чтобы вы придумали сочинению – миниатюру о весне и весеннем лесе. Этим займётся наша творческая группа.

Остальные же ребята будут работать, выполняя упражнение в учебнике и индивидуальные задания.



Карточка с творческим заданием:

Посмотрите на картинку. Напишите мини-сочинение (5-6 предложений). В сочинении обязательно должны быть:

  1. Предложение с однородными членами предложениями

  2. Односоставные предложения

В сочинении можно использовать следующие опорные слова: весна, последний снег, согревает, солнце, тепло, подснежники.

Пока наша творческая группа выполняет задание, мы обратимся к упражнению 481.

Дополнительные вопросы и задания к упражнению:

-Какие предложения по цели высказывания представлены в тексте упражнения?

1) Выполнить синтаксический разбор предложения «Подул свежий ветерок»

2) Выполнить разбор по составу слова «светает».

3) Выполнить морфологический разбор слова «запоют»

Проверка выполненных заданий.

Выступление творческой группы. Оценка класса сочинения группы.

  • Если останется время!

Выписать грамматические основы из стихотворения Тютчева.(слайд 18 – по щелчку исчезновение вида леса)
Вспомнить и записать последнюю строфу и подчеркнуть грамматические основы. (слайд 19 – по щелчку появление стихов)













Решают типовые задачи с проговариванием алгоритма вслух.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Выполнение упражнений в учебнике. Извлечение из текста необходимой информации.

Выполнение дополнительного задания творческой группой.







Например,

Здравствуй, весна! Заметно потеплело. Весеннее солнце согревает землю, сгоняет последний снег. По лесным опушкам, по склонам оврагов появились подснежники. Шумят деревья, начинают зеленеть кусты, из земли пробивается травка.

























Работа в группах.
Выполняют задания.





Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

УУД: познавательные, регулятивные, личностные



9. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону



Организует контроль по применению новых знаний.

Слово учителя:

- А в заключение я опять хочу с вами поиграть. Вспомните, что сказал про игру А.Эйнштейн? (Игра – лучший вид исследования). А я добавлю: и закрепления знаний! Итак, игра «Корректор».

Задание: Ученик Петя из 5 класса выполнил задание на закрепление, но допустил ошибки. Найдите ошибки, которые допустил Петя, исправьте их и попробуйте объяснить Пете, в чем он ошибся. (Портрет Пети, слайд № 20)

Приложение 3





Выполнение действий по алгоритму. Самостоятельное решение задачи. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

При проверке по очереди называют предложения и подчеркивают главные члены, называют, какой частью речи выражены подлежащие и сказуемые. Определяют, в каких предложениях присутствует только один главный член предложения.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

УУД: познавательные, регулятивные

10. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. Выставление оценок

(7 минут)

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности.

Слово учителя:

Итак, с какой проблемой мы сегодня справились? Чему научились?

Слайд № 21 – рассказать по схеме о грамматической основе предложения

Что интересного узнали?

Все ли этапы работы мы выполнили (сравнивают маршрутные листы)? Кто собой доволен? Я тоже вами очень довольна. Наше путешествие подошло к концу, и я прошу вас в ваших маршрутных листах сделать отметку напротив предложенной формулировки.

Делают отметку в конце маршрутного листа в таблице.

Оценивают, насколько решены в течение урока познавательные цели, поставленные в начале.

Подводят итог своей работе на уроке в устном высказывании.

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

УУД: регулятивные, личностные, коммуникативные

11. Сообщение домашнего задания



Стр. 108-109 учить правило

Представьте, что вы писатели и напишите миниатюру «Весна в лесу» 

Записывают домашнее задание в дневники.















Маршрутный лист

На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Этап

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Начало урока

Настрой на урок

 

 

 

1 шаг

Проверка домашнего задания




2 шаг

Повторение пройденного материала («Бурная река»)

 

 

 

3 шаг

Построение проекта выхода из затруднения (переулок «Неизвестный»)

 

 

 

4 шаг

Первичное закрепление (улица «Практическая»)

 

 

 

5 шаг

Самостоятельная работа с самопроверкой

 

 

 

6-7 шаги

Инструктаж по домашнему заданию и итог урока

 

 

 

 Поставьте любой знак напротив предложенной формулировки

Мне всё понятно, я могу даже объяснить эту тему другим ребятам!


Мне понятно всё, но пока объяснить тему другим затрудняюсь…


Мне понятен материал, но я дома всё повторю и тогда смогу объяснить тему другим ребятам.


Я ничего не понял(а). Мне нужна помощь.




Приложение 2

Виды предложений по строению грамматической основы

Главный член в предложении

Схема

Как называется такое предложение?

Пример

Подлежащее и сказуемое











Приложение 3

Игра «Корректор»

Задание: Ученик Петя из 5 класса выполнил задание на закрепление, но допустил ошибки. Найдите ошибки, которые допустил Петя, исправьте их и попробуйте объяснить Пете, в чем он ошибся.

Предложение (подчеркните грамматическую основу)

Какие главные члены предложения присутствуют?

Какой тип предложения по строению грамматической основы + схема

Смеркалось.

Подлежащее

Двусоставное

Весна.

Сказуемое

Односоставное

На лугах расцветают полевые цветы.

Сказуемое

Двусоставное

В лесах можно найти много грибов и ягод.

Подлежащее и сказуемое

Односоставное

Иногда человек вносит красоту в природу.

Подлежащее

Односоставное






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!