Урок № _____
Предмет: ОУД 01. Русский язык
Преподаватель: Шапиева Д. Ш.
Тема урока: «Грамматическая основа предложения. Типы сказуемых».
Тип урока: Лекция с элементами беседы.
Ход урока
- Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
- Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
- Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
- Изложение нового материала. Методика: Лекция с элементами беседы.
Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого.
В грамматической основе выражаются грамматические значения предложения. Они связаны со значениями наклонений и времени глагола-сказуемого.
- Войска движутся к фронту.
(Действие происходит на самом деле и имеет место в настоящем времени).
- Вчера он заходил к нам.
(Действие происходило на самом деле, но в прошедшем времени).
- Поговорил бы ты с матерью, Иван!
(Действие не реализовано в реальности, но желаемо для говорящего).
Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения, потому что все второстепенные члены в предложении напрямую или косвенно распространяют их.
Покажем зависимость второстепенных членов от главных на следующей схеме:
Изумленный Варенуха молча подал ему срочную телеграмму.
Подлежащее как член предложения. Формы выражения подлежащего.
Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? Подлежащее в русском языке может быть выражено по-разному, иногда «непривычными» формами. Правильно определять подлежащее поможет следующая таблица.
Основные способы выражения подлежащего.
Часть речи в позиции подлежащего
|
Примеры:
|
Существительное в и. п
|
Язык отражает душу народа.
|
Местоимение в и. п.
|
Он вышел.
Кто там был?
Это правильно.
Это мой брат (при вопросах: кто это?)
Дом, который едва стоял, принадлежал леснику. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.)
Искры, что летели из костра, казались белыми. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.)
Кто-то пришел.
Все уснули.
|
Неопределенная форма глагола
|
Быть честным - это еще полдела.
Понимать - значит сочувствовать.
Курить - здоровью вредить.
|
Сочетание слов (одно из которых — в и. п.)
|
Мы с ним часто там бывали.
Два облака плывут по небу.
|
Сочетание слов без и. п.
|
Прошло около часа.
|
Сказуемое как член предложения. Типы сказуемого
Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим особой связью и имеет значение, выраженное в вопросах что делает предмет речи? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др. Сказуемое в русском языке бывает простым и составным. Простое (простое глагольное) сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения. Составные сказуемые выражаются несколькими словами, одно из них служит для связи с подлежащим, а на другие падает смысловая нагрузка. Иначе говоря, в составных сказуемых лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.
Его отец был полковником. (Глагол был служит для связи с подлежащим, на слово полковник падает смысловая нагрузка сказуемого.)
Мы начали работать. (Глагол начали служит для связи с подлежащим, на слово работать падает смысловая нагрузка сказуемого.)
Среди составных сказуемых различаются составное глагольное и составное именное сказуемые.
Подробнее о типах сказуемых. Простое глагольное сказуемое
Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.
Оно может выражаться следующими формами глагола:
— формой настоящего и прошедшего времени глагола.
|


|
— формой будущего времени глагола.
|

|
— формами условного и повелительного наклонения глагола.
|


|
Подчеркнем, что в случае Вас будут ждать завтра, простое глагольное сказуемое выражено составной формой будущего времени глагола ждать.
Составное глагольное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов — вспомогательного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.
(Здесь принялся — это вспомогательный глагол, а грызть — неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)
(Здесь не хочу — это вспомогательный глагол, а обидеть — неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)
В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и т. п.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем времени эта связка опускается).
(здесь связка быть опущена).
Итак, представим строение составного глагольного сказуемого формулой:
СОСТ. ГЛАГ. СКАЗ. = ВСПОМОГАТ. ГЛАГ. + НЕОПРЕД. ФОРМА
Составное именное сказуемое.
Составное именное сказуемое состоит из двух компонентов: связочного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.
(Здесь связочный глагол станет, а именная часть выражена прилагательным вязкий.)
(Здесь связочный глагол будет, а именная часть сказуемого выражена существительным гандболист.)
Представим строение составного именного сказуемого формулой:
СОСТ. ИМЕН. СКАЗ. = СВЯЗ. ГЛАГ. + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ
Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими частями речи: существительным, прилагательным (полным и кратким, разными формами степеней сравнения), причастием (полным и кратким), числительным, местоимением, наречием, cловом категории состояния, глаголом в неопределенной форме.
5. Закрепление изученного материала:
Найдите простые и составные глагольные сказуемые.
Они увидели молодого дворянина, колотившего, чем попало слугу. Весь облик незнакомца был примечателен, но первое, что бросалось в глаза, – это его огромный нос. «Что вы себе позволяете?» – строго спросил философ и услышал в ответ: «Я хочу слушать лекции великого Гассенди, а этот хлюст растопырился на моем пути. Но, клянусь своим носом, я буду слушать этого умнейшего человека, даже если мне придется проткнуть шпагой вот этого дурака или кого-нибудь еще!». Голос Гассенди заметно потеплел: «Что ж, возможно, я в состоянии вам помочь. А как вас зовут, молодой человек?» – «Савиньен де Сирано де Бержерак, поэт», – гордо ответил гость. (А.Л. Цуканов)
6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.
7. Домашнее задание: работа с конспектом.