СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы сказуемого. Простое глагольное сказуемое

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Типы сказуемого. Простое глагольное сказуемое.                                                      8 класс                                      10/11/2020

 

Цель: Углубить знания учащихся о признаках сказуемого; отработать умения правильно находить сказуемое в предложении.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний.

 

Планируемые образовательные результаты:

 

Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать способы выражения сказуемого (глаголом, существительным, прилагательным); уметь объяснить, чем определяется выбор способа выражения сказуемого, находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прилагательным; выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации.

 

Мета предметные:  (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

 

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

 

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

 

ХОД УРОКА:

 

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивирование к деятельности

 

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку... («пять»)

-           Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение.

-           Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

Слушают учителя, участвуют в диа­логе с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

2

Проверка домашнего задания.

 

              Блиц-опрос

1)Что такое подлежащее?

2)Чем может быть выражено подлежащее?

 

Подготовка  к ОГЭ.

    1. Если бы новейшие кибернетические машины могли подсчитывать, во что обходится стране сумма плохого настроения, раздражённости, порождаемых грубым и даже нелюбезным поведением людей, они, эти машины, сообщили бы нам совершенно сенсационные цифры.
    2. Человек, чувствующий себя спокойно и уютно в обществе своих сограждан, во много раз работоспособней и предприимчивей того, который должен всегда, каждую минуту быть начеку, чтобы предотвратить незаслуженное оскорбление, грубость и хамство. 3) Хорошие манеры, как проявление внутренней деликатности и культуры, - необходимый атрибут человека.
  1. Замените словосочетание «атрибут человека» (предложение 3), построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью «согласование». Напишите получившееся словосочетание.
  2. Определите тип подчинительной связи в словосочетании «чувствующий себя» (предложение 2)
  3. Выделите грамматическую основу третьего (3) предложения.
  4. Найдите предложение с однородными членами. Напишите его номер.
  5. Найдите предложение (-я) с причастным оборотом.

 

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.

 

3

Повторение Темы «Подлежащее»

 

Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые. Выделите грамматические основы. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

  1. Н_что так (не) передает чистоты чел_веческих помыслов, как улы_ка.
  2. Жить – Род_не служить.
  3. Две капли брызнули в ст_кло.
  4. Смелый к победе буд_т стр_миться.
  5. Будущее прин_длежит людям чес_ного труда.
  6. Светлое завтра нах_дится в наших руках!
  7. Пять – моя любимая ц_фра
  8. Тихое ах выдало их пр_сутствие.

 

  1. ничто  не передает -   местоимение в И. п. + глагол
  2. жить - служить – инфинитив + инфинитив
  3. две капли брызнули –неделимое словосочетание + глагол
  4. смелый  будет стремится  - субстантивированное прилагательное + глагол в сложной форме будущего времени
  5. будущее принадлежит - субстантивированное причастие + глагол
  6. завтра находится – наречие + глагол
  7. пять –  цифра числительное в И. п. + имя существительное
  8. ах выдало – междометие + глагол

 

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, выполняют задание.

4

Объяснение нового материала.

 

Мы с вами выделили грамматические основы.

Из чего состоит грамматическая основа?

Что такое сказуемое?

Всегда ли сказуемое состоит из одного слова?

На какие две группы можно разделить сказуемые по их строению ( на простые и составные)

Сказуемое

 

 

 

                        простое                                                                                            составное

 

На этом уроке  мы рассмотрим, чем может быть выражено простое глагольное сказуемое.

Подчеркнуть грамматическую основу и определить, чем выражены подлежащее и сказуемое.

 

Отговорила роща золотая берёзовым веселым языком, и журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком. (С. Есенин)

Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам, а вода - по асфальту рекой.(А. Тимофеевский)

Я буду ждать тебя мучительно, я буду ждать тебя года, ты манишь сладко исключительно, ты обещаешь навсегда.  (К. Бальмонт)

Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды и не искать следа. (С. Есенин)

 

 

Способы выражения простого

 

Способ выражения

Пример

Глагол в спрягаемой форме           

 Я пришёл. Я приду. Я иду.

 Глагол в форме сложного будущего времени или в сложной форме повелительного наклонения

Я не буду грустить о тебе.

Пусть заплачет мать о своём сыне.

Глагол в форме инфинитива в безличном предложении.

Мне не забыть о былом, об ушедшем

Работа с учебником:   стр.167  упр.197, 198 –устно

                                      стр.169 у.200- слабомотивированные 

                                      стр. 171  у.203 - высокомотивированные

 

Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над заданиями. Приводят примеры. Делают выводы, выполняют упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа у доски.

4тетради на проверку.

5

Рефлексия

Ребята продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

6

Домашнее задание

§ 16 правило наизусть, у.193

 

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

 

Просмотр содержимого документа
«Типы сказуемого. Простое глагольное сказуемое»

Тема: Типы сказуемого. Простое глагольное сказуемое. 8 класс 10/11/2020


Цель: Углубить знания учащихся о признаках сказуемого; отработать умения правильно находить сказуемое в предложении.


Тип урока: урок открытия новых знаний.


Планируемые образовательные результаты:


Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать способы выражения сказуемого (глаголом, существительным, прилагательным); уметь объяснить, чем определяется выбор способа выражения сказуемого, находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прилагательным; выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации.


Мета предметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).


Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.


Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.


ХОД УРОКА:


Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивирование к деятельности


Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку... («пять»)

- Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение.

- Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

Слушают учителя, участвуют в диа­логе с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

2

Проверка домашнего задания.


Блиц-опрос

1)Что такое подлежащее?

2)Чем может быть выражено подлежащее?


Подготовка к ОГЭ.

    1. Если бы новейшие кибернетические машины могли подсчитывать, во что обходится стране сумма плохого настроения, раздражённости, порождаемых грубым и даже нелюбезным поведением людей, они, эти машины, сообщили бы нам совершенно сенсационные цифры.

    2. Человек, чувствующий себя спокойно и уютно в обществе своих сограждан, во много раз работоспособней и предприимчивей того, который должен всегда, каждую минуту быть начеку, чтобы предотвратить незаслуженное оскорбление, грубость и хамство. 3) Хорошие манеры, как проявление внутренней деликатности и культуры, - необходимый атрибут человека.

  1. Замените словосочетание «атрибут человека» (предложение 3), построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью «согласование». Напишите получившееся словосочетание.

  2. Определите тип подчинительной связи в словосочетании «чувствующий себя» (предложение 2)

  3. Выделите грамматическую основу третьего (3) предложения.

  4. Найдите предложение с однородными членами. Напишите его номер.

  5. Найдите предложение (-я) с причастным оборотом.


Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.


3

Повторение Темы «Подлежащее»


Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые. Выделите грамматические основы. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

  1. Н_что так (не) передает чистоты чел_веческих помыслов, как улы_ка.

  2. Жить – Род_не служить.

  3. Две капли брызнули в ст_кло.

  4. Смелый к победе буд_т стр_миться.

  5. Будущее прин_длежит людям чес_ного труда.

  6. Светлое завтра нах_дится в наших руках!

  7. Пять – моя любимая ц_фра

  8. Тихое ах выдало их пр_сутствие.



  1. ничто не передает - местоимение в И. п. + глагол

  2. жить - служить – инфинитив + инфинитив

  3. две капли брызнули –неделимое словосочетание + глагол

  4. смелый будет стремится - субстантивированное прилагательное + глагол в сложной форме будущего времени

  5. будущее принадлежит - субстантивированное причастие + глагол

  6. завтра находится – наречие + глагол

  7. пять – цифра числительное в И. п. + имя существительное

  8. ах выдало – междометие + глагол


Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, выполняют задание.

4

Объяснение нового материала.


Мы с вами выделили грамматические основы.

Из чего состоит грамматическая основа?

Что такое сказуемое?

Всегда ли сказуемое состоит из одного слова?

На какие две группы можно разделить сказуемые по их строению ( на простые и составные)

Сказуемое



простое составное


На этом уроке мы рассмотрим, чем может быть выражено простое глагольное сказуемое.

Подчеркнуть грамматическую основу и определить, чем выражены подлежащее и сказуемое.


Отговорила роща золотая берёзовым веселым языком, и журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком. (С. Есенин)

Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам, а вода - по асфальту рекой.(А. Тимофеевский)

Я буду ждать тебя мучительно, я буду ждать тебя года, ты манишь сладко исключительно, ты обещаешь навсегда. (К. Бальмонт)

Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды и не искать следа. (С. Есенин)



Способы выражения простого


Способ выражения

Пример

Глагол в спрягаемой форме

Я пришёл. Я приду. Я иду.

Глагол в форме сложного будущего времени или в сложной форме повелительного наклонения

Я не буду грустить о тебе.

Пусть заплачет мать о своём сыне.

Глагол в форме инфинитива в безличном предложении.

Мне не забыть о былом, об ушедшем

Работа с учебником: стр.167 упр.197, 198 –устно

стр.169 у.200- слабомотивированные

стр. 171 у.203 - высокомотивированные


Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над заданиями. Приводят примеры. Делают выводы, выполняют упражнения.

























Работа у доски.

4тетради на проверку.

5

Рефлексия

Ребята продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

6

Домашнее задание

§ 16 правило наизусть, у.193


Открывают дневники, записывают домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!