Урок русского языка в 8 классе.
Тема урока: «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое».
Цели урока:
1. Углубить и расширить понятие о сказуемом, его признаках; научить учащихся разграничивать лексическое и грамматическое значения в сказуемом; показать способы выражения этих значений в простых глагольных сказуемых.
2.Развивать умения находить сказуемое, простое глагольное сказуемое в предложении, определять лексическое и грамматическое значения сказуемого;
закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений; познакомиться с простым глагольным сказуемым; формировать умение находить в предложении сказуемое и отличать типы сказуемых.
Формируемые УУД:
личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование результата и уровня усвоения знаний, коррекция способов действия;
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, ориентация в синтаксической структуре языка и усвоение правил строения предложения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Структура урока:
1 .Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка учебной задачи.
4. Изучение нового материала.
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала
7. Итоги урока (рефлексия деятельности)
8.Информация о домашнем задании
Ход урока.
Организационный этап (мотивация к учебной деятельности).
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
- Вы начать урок готовы?
- Будем думать, рассуждать и друг другу помогать. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Актуализация знаний учащихся.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Ребята, на прошлом уроке мы говорили с вами о подлежащем и способах его выражения. Предлагаю начать этот урок с синтаксического разбора предложения.
Запишите предложение.
Верхом на буром коне выступал Чумбулат впереди своего народа.
- Ребята, кто такой Чумбулат? (Марийский богатырь)
- Каких богатырей вы еще знаете? Назовите.
- Какими качествами обладают богатыри?
Выполните полный синтаксический разбор предложения. (Повест., невоскл., прост., двусост., распр.)
- Что такое подлежащее?
- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
- А какие еще способы выражения подлежащего вы знаете?
III. Постановка учебной задачи.
Цель этапа: Обсуждая затруднения, выдвигают предположения о теме урока. Запись учащимися темы урока.
- Какой член предложения соотносится с подлежащим по смыслу и
грамматически?
- Попробуйте самостоятельно дать определение сказуемого, ответив на три моих вопроса:
1. Каким членом предложения является сказуемое?
2. Какое значение имеет сказуемое?
3. Чем оно выражается?
(Сказуемое – это главный член предложения, обозначающий действие, признак, свойство предмета. Сказуемое может быть выражено глаголом, кратким прилагательным, существительным.)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему.
- Каковы цели урока?
- Мы с вами сегодня на уроке будем говорить о сказуемом, о его видах, узнаем, что такое глагольное сказуемое и научимся его находить в предложении.
- Запишите тему урока. «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое».
IV. Изучение нового материала (проблемное объяснение нового знания).
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления, что такое ПГС, глаголами, в какой форме оно может быть выражено, на какие группы делятся сказуемые.
- Итак, сказуемое – это главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак предмета. Сказуемое соотносится с подлежащим по смыслу и грамматически.
- Сейчас проведем небольшое исследование и выясним, на какие две группы делятся сказуемые.
- Запишите предложения. Выделите грамматическую основу.
Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (Салтыков-Щедрин)
Он был хорошим другом.
- Чем отличаются сказуемые в этих предложениях?
- Подумайте, в каком слове выражено лексическое значение сказуемого, а в каком грамматическое значение.
- Чем выражено первое сказуемое в первом предложении? (люблю)
- Каково грамматическое значение этого глагола (время, число, наклонение)? (наст. вр., ед. ч., изъявит.накл.)
- Лексическое значение этого слова? (проявление чувств)
- Определите второе сказуемое в этом же предложении. (Не могу помыслить)
- В каком из этих слов заключено лексическое значение, а в каком грамматическое? (Основное лексическое значение выражается глаголом-инфинитивом «помыслить», а глагол «не могу» обозначает не возможность этого действия и выражает грамматическое значение — изъявительное наклонение, настоящее время, единственное число.)
- В чем отличие двух сказуемых друг от друга?
- На какие две группы можно разделить сказуемые данных предложений? По какому признаку? (На сказуемые, состоящие из одного слова, в котором заключено грамматическое значение и лексическое значение сказуемого, и на сказуемые, состоящие из двух слов, при этом грамматическое значение и лексическое значение заключено в разных словах).
- Итак, по строению сказуемые можно разделить на две группы – простые и составные.
- На этом уроке мы рассмотрим, чем может быть выражено простое глагольное сказуемое.
Перед вами предложения:
1. Наступило утро.
2. Наступает утро.
3. Наступит утро.
4. Наступило бы утро.
5. Полюбуйтесь на природу ранним утром!
- Прочитайте первое, второе и третье предложения. Выделите в них сказуемое. Уточните, какой формой глагола выражены сказуемые. (Сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего времени.)
- Прочитайте четвертое предложение. Выделите в нем сказуемое. Установите, чем оно выражено. (Глаголом в условном наклонении).
- Выделите сказуемое в пятом предложении. (Глаголом в повелительном наклонении).
- Обобщим свои наблюдения и сделаем вывод. Страницы 48, 49, параграфы18, 19 (схема, правило).
- Каким количеством слов выражается лексическое и грамматическое значение в простом глагольном сказуемом?
- Скажите, глаголами, в какой форме выражается простое глагольное сказуемое?
V. Физкультминутка
Цель этапа: пауза, релаксация
Раз – мы встали, потянулись,
Два – нагнулись, разогнулись.
Три –в ладоши три хлопка.
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – на место сесть опять
VI. Закрепление.
Цель этапа: закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся; провести коррекцию.
Выполнение упражнения 95.
Упражнение 97.
VII. Итоги урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Итак, урок подходит к концу. Достигли ли мы цели урока?
Сегодня на уроке я узнал (а) новое (что)………….
Сегодня на уроке я научился (лась)………
Урок дал мне для жизни……….
Оцените свою работу на уроке.
Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать.
VIII. Информация о домашнем задании. Параграфы 18-19, упр. 98 (работа со словарем).
6