СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1. Углубить и расширить понятие о сказуемом, его признаках; научить учащихся разграничивать лексическое и грамматическое значения в сказуемом; показать способы выражения этих значений в простых глагольных сказуемых.

2.Развивать умения находить сказуемое, простое глагольное сказуемое в предложении, определять лексическое и грамматическое значения сказуемого;

 закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений; познакомиться с простым глагольным сказуемым; формировать умение находить в предложении сказуемое и отличать типы сказуемых.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое".»

Урок русского языка в 8 классе.



Тема урока: «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое».



Цели урока:

1. Углубить и расширить понятие о сказуемом, его признаках; научить учащихся разграничивать лексическое и грамматическое значения в сказуемом; показать способы выражения этих значений в простых глагольных сказуемых.

2.Развивать умения находить сказуемое, простое глагольное сказуемое в предложении, определять лексическое и грамматическое значения сказуемого;

закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений; познакомиться с простым глагольным сказуемым; формировать умение находить в предложении сказуемое и отличать типы сказуемых.



Формируемые УУД:

личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование результата и уровня усвоения знаний, коррекция способов действия;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, ориентация в синтаксической структуре языка и усвоение правил строения предложения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.



Тип урока: урок формирования новых знаний.



Структура урока:

1 .Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка учебной задачи.

4. Изучение нового материала.

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала

7. Итоги урока (рефлексия деятельности)

8.Информация о домашнем задании



Ход урока.

  1. Организационный этап (мотивация к учебной деятельности).

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Вы начать урок готовы?

- Будем думать, рассуждать и друг другу помогать. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.


  1. Актуализация знаний учащихся.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Ребята, на прошлом уроке мы говорили с вами о подлежащем и способах его выражения. Предлагаю начать этот урок с синтаксического разбора предложения.

Запишите предложение.

Верхом на буром коне выступал Чумбулат впереди своего народа.

- Ребята, кто такой Чумбулат? (Марийский богатырь)

- Каких богатырей вы еще знаете? Назовите.

- Какими качествами обладают богатыри?

Выполните полный синтаксический разбор предложения. (Повест., невоскл., прост., двусост., распр.)

- Что такое подлежащее?

- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

- А какие еще способы выражения подлежащего вы знаете?


III. Постановка учебной задачи.

Цель этапа: Обсуждая затруднения, выдвигают предположения о теме урока. Запись учащимися темы урока.

- Какой член предложения соотносится с подлежащим по смыслу и

грамматически?

- Попробуйте самостоятельно дать определение сказуемого, ответив на три моих вопроса:

1. Каким членом предложения является сказуемое?

2. Какое значение имеет сказуемое?

3. Чем оно выражается?

(Сказуемое – это главный член предложения, обозначающий действие, признак, свойство предмета. Сказуемое может быть выражено глаголом, кратким прилагательным, существительным.)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему.

- Каковы цели урока?

- Мы с вами сегодня на уроке будем говорить о сказуемом, о его видах, узнаем, что такое глагольное сказуемое и научимся его находить в предложении.

- Запишите тему урока. «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое».


IV. Изучение нового материала (проблемное объяснение нового знания).

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления, что такое ПГС, глаголами, в какой форме оно может быть выражено, на какие группы делятся сказуемые.

- Итак, сказуемое – это главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак предмета. Сказуемое соотносится с подлежащим по смыслу и грамматически.

- Сейчас проведем небольшое исследование и выясним, на какие две группы делятся сказуемые.

- Запишите предложения. Выделите грамматическую основу.

  1. Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (Салтыков-Щедрин)

  2. Он был хорошим другом.

- Чем отличаются сказуемые в этих предложениях?

- Подумайте, в каком слове выражено лексическое значение сказуемого, а в каком грамматическое значение.

- Чем выражено первое  сказуемое в первом предложении? (люблю)

- Каково грамматическое значение этого глагола (время, число, наклонение)? (наст. вр., ед. ч., изъявит.накл.)

- Лексическое значение этого слова? (проявление чувств)

- Определите второе сказуемое в этом же предложении. (Не могу помыслить)

- В каком из этих слов заключено лексическое значение, а в каком грамматическое? (Основное лексическое значение выражается глаголом-инфинитивом «помыслить», а глагол «не могу» обозначает не возможность этого действия и выражает грамматическое значение — изъявительное наклонение, настоящее время, единственное число.)

- В чем отличие двух сказуемых друг от друга?

- На какие две группы можно разделить сказуемые данных предложений? По какому признаку? (На сказуемые, состоящие из одного слова, в котором заключено грамматическое значение и лексическое значение сказуемого, и на сказуемые, состоящие из двух слов, при этом грамматическое значение и лексическое значение заключено в разных словах).

- Итак, по строению сказуемые можно разделить на две группы – простые и составные.

- На этом уроке мы рассмотрим, чем может быть выражено простое глагольное сказуемое.

Перед вами предложения:

1. Наступило утро.

2. Наступает утро.

3. Наступит утро.

4. Наступило бы утро.

5. Полюбуйтесь на природу ранним утром!

- Прочитайте первое, второе и третье предложения. Выделите в них сказуемое. Уточните, какой формой глагола выражены сказуемые. (Сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего времени.)

- Прочитайте четвертое предложение. Выделите в нем сказуемое. Установите, чем оно выражено. (Глаголом в условном наклонении).

- Выделите сказуемое в пятом предложении. (Глаголом в повелительном наклонении).

- Обобщим свои наблюдения и сделаем вывод. Страницы 48, 49, параграфы18, 19 (схема, правило).

- Каким количеством слов выражается лексическое и грамматическое значение в простом глагольном сказуемом?

- Скажите, глаголами, в какой форме выражается простое глагольное сказуемое?


V. Физкультминутка

Цель этапа: пауза, релаксация

Раз – мы встали, потянулись,

Два – нагнулись, разогнулись.

Три –в ладоши три хлопка.

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать

Шесть – на место сесть опять


VI. Закрепление.

Цель этапа: закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся; провести коррекцию.


Выполнение упражнения 95.

Упражнение 97.


VII. Итоги урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Итак, урок подходит к концу. Достигли ли мы цели урока?

  1. Сегодня на уроке я узнал (а) новое (что)………….

  2. Сегодня на уроке я научился (лась)………

  3. Урок дал мне для жизни……….

Оцените свою работу на уроке.

Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать.


VIII. Информация о домашнем задании. Параграфы 18-19, упр. 98 (работа со словарем).



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!