№ | ТИП ОШИБКИ | ПРИМЕР С ОШИБКОЙ | ПРИМЕР С ИСПРАВЛЕНИЕМ | КОММЕНТАРИЙ |
1 | Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без. | вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств благодаря (кого? чего? Р.п.) старания | вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию | Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕЗ, НАПЕРЕКОР, НАВСТРЕЧУ употребляются только с Дат. п. (кому? чему?) Предлоги ВСЛЕДСТВИЕ, ВВУДУ, ВМЕСТО, НАПОДОБИЕ употребляются с Род. п. (кого? чего?) |
По окончанию срока По истечению срока По завершению года По прибытию поезда По приезду По прилету | По окончании срока По истечении срока По завершении года По прибытии поезда По приезде По прилете | Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?) |
Предлоги ИЗ, С, О, НА (см. ниже) | Из школы Сойти с поезда | |
Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален (кого? чего? Р.п.) количества вложенного в него труда. | Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален (чему? Д.п.) количеству вложенного в него труда. | Зависимое слово при прил. пропорционален должно стоять в Д.п. |
описывать (о чём? П.п.) о происшествии | описывать (кого? что? В.п.) происшествие | Зависимое слово при глаголе описывать должно стоять в В.п. без предлога. |
оплатить (за кого? что? В.п.) за билеты | оплатить (кого? что? В.п.) билеты или заплатить (за кого? что? В.п.) за билеты | Зависимое слово при глаголе оплатить должно стоять в В.п. без предлога. А при глаголе заплатить в В.п. с предлогом за. |
привычка (кого? чего? Р.п.) чтения | привычка (к кому? к чему? Д.п.) к чтению | Зависимое слово при сущ. привычка должно стоять в Д.п. с предлогом к, а не в Р.п. |
день рождение | день (кого? чего? Р.п.) рождения | При склонении словосочетания день рождения слово рождения всегда ставится в Р.п. |
поздравить с первым (кем? чем? Т.п.) сентябрём | поздравить с первым (кого? чего? Р.п.) сентября | При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в Р.п. |
Готовимся к знаменательной дате Восьмому марта (Д.п.). | Готовимся к знаменательной дате Восьмое марта (И.п.) | Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в И.п. |
Автор поднимает в тексте проблему (о ком? о чём?) о взаимоотношениях. | Автор поднимает в тексте проблему (кого? чего? Р.п.) взаимоотношений. | Зависимое слово при сущ. проблема должно стоять в Р.п. |
| | Запомнить предлоги: навстречу, наперерез, напротив, около, рядом, мимо, насчет, вследствие, наподобие, вместо, внутри, вслед, сверх, несмотря на, невзирая на. |
2 | Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. | В картине (П.п) «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы. | В картине (П.п.) «Спящий пастушок» (И.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы или В «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы. | Несогласованные приложения - имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) - употребляются в И.п. при наличии перед ними имени нарицательного. Если же нарицательное сущ. отсутствует, то имя собственное изменяется. |
3 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]. | [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина]. | В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: кто + сказуемое в ед.ч. все (те, многие, немногие) + сказуемое во мн.ч., тот (каждый, никто) + сказуемое в ед.ч. |
ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. | ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. | Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж.р.) |
Кресло-качалка отремонтирована. | Кресло-качалка отремонтировано. | Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного. |
Употребление несклоняемых существительных (нарушение рода) На дереве сидел шимпанзе. Пони катало в парке детей. | На дереве сидел шимпанзе. Пони катала (или катал, но не катало) в парке детей. | А) названия животных: какаду, пони, шимпанзе, кенгуру – м.р. или ж.р., но не ср.р. Б) названия продуктов, растений: кольраби, брокколи – ж.р, салями – ж.р., сулугуни – м.р. В) географические названия: Баку, Сочи – м.р., Миссисипи, Миссури – ж.р. |
| | Нарушение согласования в числе (подлежащее выражено существительным, сказуемое – глаголом) Аудитория долго и громко смеялись. | Аудитория долго и громко смеялась. | Между подлежащим и сказуемым должно быть согласование в роде, числе. |
| | Согласование однородных подлежащих и сказуемого. Смелость и гордость составляла силу характера этого человека | Смелость и гордость составляли силу характера этого человека | Если в предложении есть однородные подлежащие, то сказуемое стоит во мн. ч. |
| | Обращайте внимание на слова: Каждый, Один из…, Многие, Немногие, Некоторые, Большинство, Меньшинство, Никто из…Часть… Ряд… |
4 | Неправильное построение предложения с косвенной речью. | Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (наблюдается смешение прямой и косвенной речи) СИГНАЛ «…………….» - проверить косвенную речь | Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает. | При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица. В предложении с косвенной речью не может быть 1, 2 л. и глаголов в повелительном наклонении. |
5 | Ошибки в построении предложения с однородными членами | Раскольников придумал и восхищается своей теорией. СИГНАЛ: союз И | Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею. | Если однородные члены (чаще всего глаголы) имеют общее слово, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с этим общим словом. |
Натянуть и выстрелить из лука непросто. | Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто. | Если однородные члены (чаще всего глаголы) имеют общее слово, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с этим общим словом. |
Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма). | Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма). | Не допускается объединение в ряду однородных членов полной и краткой формы прилагательных или причастий. Однородные члены должны употребляться в одинаковой форме. |
1. НЕ ТОЛЬКО …, НО И … 2. ХОТЯ И …, НО… 3. КАК …, ТАК И … 4. НЕ ТАК…, КАК 5.ТАК ЖЕ, КАК… 6. ЕСЛИ НЕ…,ТО 7. НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬКО 8. НЕ ТО ЧТО(БЫ)…, НО(А) Мы побывали не только в Австрии, а и в Германии. Мы не только побывали в Австрии, но и в Германии. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах. | Мы побывали не только в Австрии, но и в Германии. Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах. | 1.Нельзя нарушать парность двойных союзов 2. Нельзя нарушать местоположение союза и однородных членов. |
Нам сообщили о росте цен на нефть и что скоро товары подорожают. | Нам сообщили о росте цен на нефть и на другие товары. | Однородными не могут быть разные члены предложения, то есть определение или дополнение и придаточная часть сложного предложения. |
Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока. | Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих в ходе урока или Надо поощрять учеников, которые стремятся к знаниям и активно участвуют в ходе урока. | Не следует соединять как однородные члены разнотипные синтаксические конструкции: причастный оборот и определительное придаточное. |
Однородными могут быть слова из одной логической группы. У автомобиля новые диски и отличные скоростные показатели. | | Однородными могут быть слова из одной логической группы. |
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. | Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. | Если все однородные члены употребляются с одним и тем же предлогом, то они нередко опускаются, чтобы избежать их «назойливого» повторения. Но если однородные члены имеют разные предлоги, то пропуск одного из них недопустим! |
Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой (И.п.). | Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.). | Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово. |
В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. | В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы. | Смешение родо - видовых понятий в ряду однородных членов. |
6 | Нарушения в построении предложения с причастным оборотом (Определяем причастие по суффиксам (-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -вш-/-ш-, -ом-/-ем-/-им-, -енн-/-нн-, -т-). | Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате. | Журналист беседовал с командой футболистов (каких?), участвовавших в чемпионате. | Причастие должно быть согласовано с определяемым словом. |
Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. | Одно (какое?) из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. | Если подлежащее выражено словосочетанием (одно из чудес), то причастие должно быть согласовано с числительным одно. |
Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться. | Делегаты, приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться. Приехавшие на конференцию делегаты должны зарегистрироваться. | Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот. |
Мы видим впереди быстро построившееся здание. (Здание само построиться не может) | Мы видим впереди быстро построенное здание. | Ошибка в неверном употреблении залога причастия (страдательное или действительное). |
7 | Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | Гуляя по парку, я потерял перчатки. | Я гулял и потерял. | Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, его можно заменить глаголом. А это значит, что относится к одному подлежащему, что и сказуемое. ПРОВЕРКА: необходимо перестроить в предложение с однородными сказуемыми. |
Не допускается: 1). Личные местоимения или существительные в косвенных падежах (мне, у меня, со мной, у вас, геологам, у девочки и т.д.) Изучая арифметику, мне стало интересно. 2). Глаголы в 3 л. ед.ч. (считается, дышит), безличные глаголы (было). Забираясь на гору, было немного страшно. 3). Чаще всего неодушевленные существительные обычно показывают на ошибку, но следует воспользоваться проверкой (построить предложения с однородными сказуемыми). | Допускается: 1). Использование слов МОЖНО, ВОЗМОЖНО, НЕВОЗМОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ, НУЖНО, ВАЖНО в безличном предложении при инфинитиве: Возвращаясь домой , нужно зайти в булочную. 2). Определенно-личные и неопределенно-личные предложения: глагола в ПОВЕЛИТЕЛЬНОМ наклонении, в форме 2 л. ед.и мн.ч., 3 л. мн. ч., мн. ч. прош. вр.: Открывая коробку, воспользуйтесь инструкцией. Вдыхая полной грудью свежий морозный воздух, едем (едешь) на быстром лихом коне. Приехав в Москву, решили пойти на Красную площадь. 3). Чаще всего одушевленного существительного в И.П. (КТО?). НЕ СПУТАТЬ с В.П., необходимо воспользоваться проверкой. | Находим деепричастие по суффиксам _А-, -Я-, -В-, -ВШ- (чаще всего по первым словам) и смотрим, что стоит после оборота. Если оборот в середине предложения, смотрим в начало предложения. |
Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу) | Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер. | Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. |
Приехав в Москву, мне стало грустно (сказуемое – стало грустно) | Когда я приехал в Москву, мне стало грустно. | Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом. |
Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят) | Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз. | Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием. |
8 | Глагольная видо-временная соотнесенность глагольных форм | 1.В простом предложении Петр Иванович приехал (сов.в.) на работу и заходил (несов.в) в кабинет. Дети внимательно слушали (пр.в) текст и пересказывают (наст.в.) его содержание. 2. В сложном предложении. Когда наступает (наст.в.) лето, мы поедем отдыхать (буд.в.) на юг. | | Сказуемые должны быть одного вида и одного времени. |
9 | Употребление числительных | 1.Употребление числительных полтора, полторы, полтораста. Во всех падежах, кроме И., В. – полутора, полутораста. В полуторах километрах от нас находилась деревня. 2. Числительные ОБА (муж. и ср. род), ОБЕ (жен. род) С обоими (обеими) подругами мы зашли в кафе. 3. Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро), которые сочетаются с лицами мужского рода; детенышами животных; сущ., имеющими только форму мн. ч. (сутки), местоимениями НАС, ВАС Трое книг лежало на полке. Двадцать двое суток добирались до берега. |
8 | Ошибки при построении сложного предложения. | Нельзя употреблять два союза рядом с одним значением (что насколько; однако тем не менее; что будто; что … ли) Мы знаем, что насколько Пьер волнуется при виде Наташи. |
Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание). | Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание). | Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний. |
Неправильное употребление (или отсутствие) указательных слов (то, что; то, чтобы; тем, чтобы): Отец узнал то, что рейс задержится. Мы беспокоились за то, чтобы никто не пострадал. |
Неверная конструкция с придаточным определительным с союзным словом КОТОРЫЙ. Я долго нес учебник библиотекарю, с которым не расставался весь год. |
[В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом) | [В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор). | Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения. Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит. |
Союзное слово КОТОРЫЙ употреблено не в том падеже. Я подошел к дому, которую мне отметили на карте. |
Союзное слово КОТОРЫЙ отставлено от определяемого слова. Мы ходили по аллеям чудесного парка, которые образовали своеобразный лабиринт. |
В предложении не могут сочетаться придаточное определительное и причастный оборот . Я вышел к дому, который был построен в стиле классицизмы и привлекавший внимание всех экскурсантов. |
Использование одинаковых слов в придаточных предложениях. Мы завели кошку, которая была очень подвижной, которая легко забегала вверх на карниз, который, в конце концов, отвалился. |
Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой. Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнили время встречи. |
| | Разрыв сложного предложения. Когда мы пришли. Было уже темно. |
беспокоиться о сыне – тревожиться за сына;
возмутиться его словам – обидеться на его слова;
вопрос о строительстве – проблемы со строительством;
дивиться терпению – восхищаться терпением;
добраться до села – подъехать к селу;
идентичный прежней формулировке – сходный с прежней формулировкой;
извлекать доход из аренды квартир – получать доход с аренды квартир;
неосведомлённость в проблеме – незнакомство с проблемой;
обидеться на холодный приём – обидеть холодным приёмом;
обращать внимание на своё здоровье – уделять внимание своему здоровью;
озабоченность/озабоченный делами – тревога о делах/за дела;
опираться на результаты исследования – базироваться на результатах исследования;
осудить на вечную каторгу – приговорить к вечной каторге;
отзыв о монографии – рецензия на монографию;
отразиться на результатах – оказать влияние на результаты;
отчитаться в своей работе/о работе – отвечать за свою работу;
показывать мощь – свидетельствовать о мощи;
превосходство над ним – преимущество перед ним;
предостеречь от опасности – предупредить об опасности;
преисполненный тревоги – проникнутый тревогой;
препятствовать развитию – тормозить развитие;
привычный для нас – знакомый нам;
прижиться в коллективе – привыкнуть к коллективу;
приоритет в открытии – патент на открытие;
разобраться в делах – распутаться с делами;
сказаться на экономике – оказать влияние на экономику;
типично для него – свойственно ему;
уделять внимание проблеме – обращать внимание на проблему – усилить внимание к проблеме;
характерно для него – присуще ему;
истинная цена человеку – цены на хлеб – стоимость хлеба.
приехать с Кавказа, с Украины, с Волги, с Сахалина, с Ямайки – приехать из Крыма, из Белоруссии, из Франции, из Казахстана.
находиться в университете, в аптеке, в кино, в Крыму, в Белоруссии, в Закарпатье, в Альпах – находиться на факультете, на почте, на станции, на Кавказе, на Украине, на Дальнем Востоке.