СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматические ошибки

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Грамматические ошибки»

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

ТИП ОШИБКИ

ПРИМЕР С ОШИБКОЙ

ПРИМЕР С ИСПРАВЛЕНИЕМ

КОММЕНТАРИЙ

1

Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.


вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств

благодаря (кого? чего? Р.п.) старания

вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам

благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию


Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕЗ, НАПЕРЕКОР, НАВСТРЕЧУ употребляются только с Дат. п. (кому? чему?)

Предлоги ВСЛЕДСТВИЕ, ВВУДУ, ВМЕСТО, НАПОДОБИЕ употребляются с Род. п. (кого? чего?)

По окончанию срока

По истечению срока

По завершению года

По прибытию поезда

По приезду

По прилету

По окончании срока

По истечении срока

По завершении года

По прибытии поезда

По приезде

По прилете

Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?)

Предлоги ИЗ, С, О, НА

(см. ниже)

Из школы

Сойти с поезда


Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален (кого? чего? Р.п.) количества вложенного в него труда.

Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален (чему? Д.п.) количеству вложенного в него труда.

Зависимое слово при прил. пропорционален должно стоять в Д.п.

описывать (о чём? П.п.) о происшествии

описывать (кого? что? В.п.) происшествие

Зависимое слово при глаголе описывать должно стоять в В.п. без предлога.

оплатить (за кого? что? В.п.) за билеты

оплатить (кого? что? В.п.) билеты или заплатить (за кого? что? В.п.) за билеты

Зависимое слово при глаголе оплатить должно стоять в В.п. без предлога. А при глаголе заплатить в В.п. с предлогом за.

привычка (кого? чего? Р.п.) чтения

привычка (к кому? к чему? Д.п.) к чтению

Зависимое слово при сущ. привычка должно стоять в Д.п. с предлогом к, а не в Р.п.

день рождение


день (кого? чего? Р.п.) рождения

При склонении словосочетания день рождения слово рождения всегда ставится в Р.п.

поздравить с первым (кем? чем? Т.п.) сентябрём

поздравить с первым (кого? чего? Р.п.) сентября

При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в Р.п.

Готовимся к знаменательной дате Восьмому марта (Д.п.).


Готовимся к знаменательной дате Восьмое марта (И.п.)


Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в И.п.

Автор поднимает в тексте проблему (о ком? о чём?) о взаимоотношениях.

Автор поднимает в тексте проблему (кого? чего? Р.п.) взаимоотношений.

Зависимое слово при сущ. проблема должно стоять в Р.п.



Запомнить предлоги: навстречу, наперерез, напротив, около, рядом, мимо, насчет, вследствие, наподобие, вместо, внутри, вслед, сверх, несмотря на, невзирая на.

2

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

В картине (П.п) «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы.







В картине (П.п.) «Спящий пастушок» (И.п.) Венецианов передал

всю прелесть русской природы

или

В «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы.



Несогласованные приложения - имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) - употребляются в И.п. при наличии перед ними имени

нарицательного. Если же нарицательное сущ. отсутствует, то имя собственное изменяется.

3

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

[Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина].


[Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина].

В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе:

кто + сказуемое в ед.ч.


все (те, многие, немногие) + сказуемое во мн.ч.,


тот (каждый, никто) + сказуемое в ед.ч.


ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.


ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.


Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж.р.)

Кресло-качалка отремонтирована.

Кресло-качалка отремонтировано.


Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.

Употребление несклоняемых

существительных (нарушение рода)

На дереве сидел шимпанзе.

Пони катало в парке детей.


На дереве сидел шимпанзе.

Пони катала (или катал, но не катало) в парке детей.


А) названия животных: какаду, пони, шимпанзе,

кенгуру – м.р. или ж.р., но не ср.р.

Б) названия продуктов, растений: кольраби,

брокколи – ж.р, салями – ж.р., сулугуни – м.р.

В) географические названия: Баку, Сочи – м.р.,

Миссисипи, Миссури – ж.р.




Нарушение согласования в числе (подлежащее выражено существительным, сказуемое – глаголом)

Аудитория долго и громко смеялись.

Аудитория долго и громко смеялась.


Между подлежащим и сказуемым должно быть согласование в роде, числе.



Согласование однородных подлежащих и сказуемого.

Смелость и гордость составляла силу характера этого человека


Смелость и гордость составляли силу характера этого человека


Если в предложении есть однородные подлежащие, то сказуемое стоит во мн. ч.



Обращайте внимание на слова: Каждый, Один из…, Многие, Немногие, Некоторые, Большинство, Меньшинство, Никто из…Часть… Ряд…

4

Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (наблюдается смешение прямой и косвенной речи)

СИГНАЛ «…………….» - проверить косвенную речь

Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.


В предложении с косвенной речью не может быть 1, 2 л. и глаголов в повелительном наклонении.

5

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Раскольников придумал и восхищается своей теорией.


СИГНАЛ: союз И

Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.

Если однородные члены (чаще всего глаголы) имеют общее слово, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с этим общим словом.

Натянуть и выстрелить из лука непросто.


Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто.


Если однородные члены (чаще всего глаголы) имеют общее слово, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с этим общим словом.

Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).


Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или

Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).

Не допускается объединение в ряду однородных членов полной и краткой формы прилагательных или причастий. Однородные члены должны употребляться в одинаковой форме.

1. НЕ ТОЛЬКО …, НО И …

2. ХОТЯ И …, НО…

3. КАК …, ТАК И …

4. НЕ ТАК…, КАК

5.ТАК ЖЕ, КАК…

6. ЕСЛИ НЕ…,ТО

7. НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬКО

8. НЕ ТО ЧТО(БЫ)…, НО(А)

Мы побывали не только в Австрии, а и в Германии.

Мы не только побывали в Австрии, но и в Германии.

Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.


В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.










Мы побывали не только в Австрии, но и в Германии.



Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение


В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.


1.Нельзя нарушать парность двойных союзов

2. Нельзя нарушать местоположение союза и однородных членов.


Нам сообщили о росте цен на нефть и что скоро

товары подорожают.


Нам сообщили о росте цен на нефть и на другие

товары.


Однородными не могут быть разные члены предложения, то есть определение или дополнение и придаточная часть сложного предложения.


Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока.

Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих в ходе урока или Надо поощрять учеников, которые стремятся к знаниям и активно участвуют в ходе урока.


Не следует соединять как однородные члены разнотипные синтаксические конструкции: причастный оборот и определительное придаточное.

Однородными могут быть слова из одной логической группы.

У автомобиля новые диски и отличные скоростные

показатели.



Однородными могут быть слова из одной логической группы.


Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

Если все однородные члены употребляются с одним и тем же предлогом, то они нередко опускаются, чтобы избежать их «назойливого» повторения. Но если однородные члены имеют разные предлоги, то пропуск одного из них недопустим!

Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой (И.п.).

Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.).

Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и

обобщающее слово.

В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.

Смешение родо - видовых понятий в ряду однородных

членов.

6

Нарушения в построении предложения с причастным оборотом

(Определяем причастие по суффиксам (-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -вш-/-ш-, -ом-/-ем-/-им-, -енн-/-нн-, -т-).

Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате.

Журналист беседовал с командой футболистов (каких?), участвовавших в чемпионате.

Причастие должно быть согласовано с определяемым словом.

Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

Одно (какое?) из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

Если подлежащее выражено словосочетанием (одно из чудес), то причастие должно быть согласовано с числительным одно.

Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться.

Делегаты, приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться.

Приехавшие на конференцию делегаты должны зарегистрироваться.

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот.

Мы видим впереди быстро построившееся здание. (Здание само построиться не может)


Мы видим впереди быстро построенное здание.


Ошибка в неверном употреблении залога причастия (страдательное или действительное).


7

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Гуляя по парку, я потерял перчатки.

Я гулял и потерял.

Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, его можно заменить глаголом. А это значит, что относится к одному подлежащему, что и сказуемое. ПРОВЕРКА: необходимо перестроить в предложение с однородными сказуемыми.


Не допускается:

1). Личные местоимения или существительные

в косвенных падежах (мне, у меня, со мной, у вас, геологам, у девочки и т.д.)

Изучая арифметику, мне стало интересно.

2). Глаголы в 3 л. ед.ч. (считается, дышит), безличные глаголы (было).

Забираясь на гору, было немного страшно.

3). Чаще всего неодушевленные существительные обычно показывают на ошибку, но следует воспользоваться проверкой (построить предложения с однородными сказуемыми).


Допускается:

1). Использование слов МОЖНО, ВОЗМОЖНО, НЕВОЗМОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ, НУЖНО, ВАЖНО в безличном предложении при инфинитиве: Возвращаясь домой , нужно зайти в булочную.

2). Определенно-личные и неопределенно-личные предложения: глагола в ПОВЕЛИТЕЛЬНОМ наклонении, в форме 2 л. ед.и мн.ч., 3 л. мн. ч., мн. ч. прош. вр.: Открывая коробку, воспользуйтесь инструкцией. Вдыхая полной грудью свежий морозный воздух, едем (едешь) на быстром лихом коне. Приехав в Москву, решили пойти на Красную площадь.

3). Чаще всего одушевленного существительного в И.П. (КТО?). НЕ СПУТАТЬ с В.П., необходимо воспользоваться проверкой.


Находим деепричастие по суффиксам _А-, -Я-, -В-, -ВШ- (чаще всего по первым словам) и смотрим, что стоит после оборота.

Если оборот в середине предложения, смотрим в начало предложения.

Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)

Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.





Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

Приехав в Москву, мне стало грустно (сказуемое – стало грустно)

Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.

Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.

Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят)

Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.

Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.

8

Глагольная видо-временная соотнесенность глагольных форм

1.В простом предложении

Петр Иванович приехал (сов.в.) на работу и заходил (несов.в) в кабинет.

Дети внимательно слушали (пр.в) текст и пересказывают (наст.в.) его содержание.

2. В сложном предложении.

Когда наступает (наст.в.) лето, мы поедем отдыхать (буд.в.) на юг.



Сказуемые должны быть одного вида и одного времени.


9

Употребление числительных

1.Употребление числительных полтора, полторы, полтораста.

Во всех падежах, кроме И., В. – полутора, полутораста.

В полуторах километрах от нас находилась деревня.


2. Числительные ОБА (муж. и ср. род), ОБЕ (жен. род)

С обоими (обеими) подругами мы зашли в кафе.


3. Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро), которые сочетаются с лицами мужского рода; детенышами животных; сущ., имеющими только форму мн. ч. (сутки), местоимениями НАС, ВАС

Трое книг лежало на полке.

Двадцать двое суток добирались до берега.


8

Ошибки при построении сложного предложения.

Нельзя употреблять два союза рядом с одним значением (что насколько; однако тем не менее; что будто; что … ли)

Мы знаем, что насколько Пьер волнуется при виде Наташи.


Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание)

Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание)

Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.

Неправильное употребление (или отсутствие) указательных слов (то, что; то, чтобы; тем, чтобы):

Отец узнал то, что рейс задержится.

Мы беспокоились за то, чтобы никто не пострадал.

Неверная конструкция с придаточным определительным с союзным словом КОТОРЫЙ.

Я долго нес учебник библиотекарю, с которым не расставался весь год.


[В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет

Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом)


[В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).



Неверное присоединение придаточной части создаёт

неоднозначность восприятия смысла предложения.

Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит.

Союзное слово КОТОРЫЙ употреблено не в том падеже.

Я подошел к дому, которую мне отметили на карте.


Союзное слово КОТОРЫЙ отставлено от определяемого слова.

Мы ходили по аллеям чудесного парка, которые образовали своеобразный лабиринт.


В предложении не могут сочетаться придаточное определительное и причастный оборот .

Я вышел к дому, который был построен в стиле классицизмы и привлекавший внимание всех экскурсантов.


Использование одинаковых слов в придаточных предложениях.

Мы завели кошку, которая была очень подвижной, которая легко забегала вверх на карниз, который, в конце концов, отвалился.


Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой. 

Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнили время встречи




Разрыв сложного предложения.

Когда мы пришли. Было уже темно.




















Приложение к пункту 1 «Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без».

Запомните также:

доказывать что-либо; поделиться чем-либо с кем-либо; коснуться чего-либо; подтвердить что-либо; объяснить что-либо; привести пример чего-либо; описать что-либо; признаться в чём-либо; подвести итог чему-либо; указать на что-либо.


Обратите внимание на различие управления близких по значению слов:

  • беспокоиться о сыне – тревожиться за сына;

  • возмутиться его словам – обидеться на его слова;

  • вопрос о строительстве – проблемы со строительством;

  • дивиться терпению – восхищаться терпением;

  • добраться до села – подъехать к селу;

  • идентичный прежней формулировке – сходный с прежней формулировкой;

  • извлекать доход из аренды квартир – получать доход с аренды квартир;

  • неосведомлённость в проблеме – незнакомство с проблемой;

  • обидеться на холодный приём – обидеть холодным приёмом;

  • обращать внимание на своё здоровье – уделять внимание своему здоровью;

  • озабоченность/озабоченный делами – тревога о делах/за дела;

  • опираться на результаты исследования – базироваться на результатах исследования;

  • осудить на вечную каторгу – приговорить к вечной каторге;

  • отзыв о монографии – рецензия на монографию;

  • отразиться на результатах – оказать влияние на результаты;

  • отчитаться в своей работе/о работе – отвечать за свою работу;

  • показывать мощь – свидетельствовать о мощи;

  • превосходство над ним – преимущество перед ним;

  • предостеречь от опасности – предупредить об опасности;

  • преисполненный тревоги – проникнутый тревогой;

  • препятствовать развитию – тормозить развитие;

  • привычный для нас – знакомый нам;

  • прижиться в коллективе – привыкнуть к коллективу;

  • приоритет в открытии – патент на открытие;

  • разобраться в делах – распутаться с делами;

  • сказаться на экономике – оказать влияние на экономику;

  • типично для него – свойственно ему;

  • уделять внимание проблеме – обращать внимание на проблему – усилить внимание к проблеме;

  • характерно для него – присуще ему;

  • истинная цена человеку – цены на хлеб – стоимость хлеба.

  • бояться матери (разговорное: бояться мать);

  • венец искусства (неверно: венец искусству);

  • достигать семидесяти сантиметров в длину (неверно: достигать семьдесят сантиметров в длину);

  • то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь);

  • залог успеха (неверно: залог успеху);

  • касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса);

  • избегать опасности (неверно: избегать опасность);

  • колдовать над чем-то (неверно: колдовать что-то);

  • отразиться на зарплате (неверно: отразиться на зарплату);

  • принять участие в ярмарке (неверно: принять участия на ярмарке).

Обратите внимание на сочетаемость таких слов:

  • верить в победу – уверенность в победе;

  • заменить старую деталь новой – сменить старую деталь на новую;

  • платить/заплатить/уплатить за проезд – оплатить проезд;

  • плата за телефонный разговор – оплата телефонного разговора;

  • подключиться к разговору – включиться в разговор;

  • различать друзей и врагов – отличать друзей от врагов;

  • сверять фотографию с оригиналом – проверять время по телефону.

Обратите внимание на следующие конструкции:

приехать с Кавказа, с Украины, с Волги, с Сахалина, с Ямайки – приехать из Крыма, из Белоруссии, из Франции, из Казахстана.


При указании на иностранное государство используется предлог из. В связи с этим в настоящее время наряду с конструкцией типа: приехать с Украины – употребляется конструкция: приехать из Украины.


находиться в университете, в аптеке, в кино, в Крыму, в Белоруссии, в Закарпатье, в Альпах – находиться на факультете, на почте, на станции, на Кавказе, на Украине, на Дальнем Востоке.

  • беседа об экономике (неверно: беседа по экономике);

  • расширять возможности исследования (неверно: расширять возможности по исследованию);

  • вопрос об улучшении условий труда (неверно: вопрос по улучшению условий труда);

  • забота об освоении месторождения (неверно: забота по освоению месторождения);

  • закон об охране детства (неверно: закон по охране детства);

  • замечания об организации работы (неверно: замечания по организации работы);

  • затраты на ремонт (неверно: затраты по ремонту);

  • инициатива в созыве конференции (неверно: инициатива по созыву конференции);

  • инициатива устроить вечер (неверно: инициатива по устройству вечера);

  • обучение гражданской обороне (неверно: обучение по гражданской обороне);

  • отчитаться в использовании/об использовании средств (неверно: отчитаться по использованию средств);

  • весной разъехаться (конструкция: по весне разъехаться – характерна прежде всего для диалектной речи, поэтому не является литературной);

  • надои составляют 10 килограммов от коровы (неверно: надои составляют по 10 килограммов молока...);

  • справка о зарплате (неверно: справка по зарплате);

  • факультет гуманитарных наук (неверно: факультет по гуманитарным наукам).

Обратите внимание на следующие конструкции (в них достаточно часто неправомерно используется предлог о):

  • доказывать это (неверно: доказывать об этом);

  • задача экономного использования ресурсов (неверно: задача об экономном использовании ресурсов);

  • инициатива в созыве (неверно: инициатива о созыве конференции, по созыву конференции);

  • поделиться впечатлениями (неверно: поделиться о впечатлениях);

  • подтвердить это (неверно: подтвердить об этом);

  • дать совет, как воспитывать ребёнка; дать совет по воспитанию ребёнка (неверно: дать совет о воспитании ребёнка);

  • привести примеры плохой работы администрации (неверно: привести примеры о плохой работе администрации);

  • подвести итог работе/работы (неверно: подвести итог о работе);

  • коснуться темы дружбы (неверно: коснуться о теме дружбы).

Обратите внимание на конструкции, в которых достаточно регулярно опускается необходимый зависимый член словосочетания:

  • беседа на тему морали, по теме «Человек и природа» (недопустимо: беседа по морали);

  • более чем ста студентам, более чем на сто рублей, более чем о ста студентах, более ста студентов (недопустимо: более ста студентам, более на сто рублей, более о ста студентах);

  • в свете сказанного важное место отводится... (недопустимо: в этом свете важное место отводится...);

  • оставляет желать лучшего (недопустимо: желает лучшего);

  • рейд по проверке качества торговли (не рекомендуется: рейд по качеству);

  • спросить с мастера за невыполнение плана (не рекомендуется: спросить за невыполнение; спросить с мастера);

  • за нашей командой с отрывом в два очка следует команда «Динамо» (недопустимо: с отрывом следует команда «Динамо»).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!