СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматические ошибки

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Грамматические ошибки»

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка - это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы. Синтаксические нормы  русского литературного языка регламентируют построение словосочетаний и предложений. Ошибки чаще всего связаны с неправильным выбором управляемой формы в словосочетании, нарушением согласования подлежащего и сказуемого, использованием причастных и деепричастных оборотов, а также построением некоторых типов сложных предложений. Эти ошибки относятся к разряду грамматических
  • Грамматическая ошибка - это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы.
  • Синтаксические нормы  русского литературного языка регламентируют построение словосочетаний и предложений. Ошибки чаще всего связаны с неправильным выбором управляемой формы в словосочетании, нарушением согласования подлежащего и сказуемого, использованием причастных и деепричастных оборотов, а также построением некоторых типов сложных предложений. Эти ошибки относятся к разряду грамматических
Виды грамматических ошибок Вид ошибки Примеры 1. Ошибочное словообразование Трудолю БИМ ый, По Дд орожник 2. Ошибочное образование формы существительного Многие чуд А техники, не было врем Я 3. Ошибочное образование формы прилагательного 4. Ошибочное образование формы числительного Более красив ее С ПЯТИСТАМИ рублями 5. Ошибочное образование формы местоимения ИХНЕГО ребёнка 6. Ошибочное образование формы глагола, деепричастия Они ЕЗДИЮТ , ПИША о жизни 7. Нарушение согласования Я знаком с ребятами, увлекающ ИМИСЯ джазом 8. Нарушение управления Повествует ЧИТАТЕЛЕЙ

Виды грамматических ошибок

Вид ошибки

Примеры

1. Ошибочное словообразование

Трудолю БИМ ый, По Дд орожник

2. Ошибочное образование формы существительного

Многие чуд А техники, не было врем Я

3. Ошибочное образование формы прилагательного

4. Ошибочное образование формы числительного

Более красив ее

С ПЯТИСТАМИ рублями

5. Ошибочное образование формы местоимения

ИХНЕГО ребёнка

6. Ошибочное образование формы глагола, деепричастия

Они ЕЗДИЮТ , ПИША о жизни

7. Нарушение согласования

Я знаком с ребятами, увлекающ ИМИСЯ джазом

8. Нарушение управления

Повествует ЧИТАТЕЛЕЙ

Вид ошибки Примеры 9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство ВОЗРАЖАЛИ против этого. 10 . Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая ЭПОПЕЯ 11. Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна ЛЮБИЛА и ГОРДИЛАСЬ поэтом.

Вид ошибки

Примеры

9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство ВОЗРАЖАЛИ против этого.

10 . Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая ЭПОПЕЯ

11. Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна ЛЮБИЛА и

ГОРДИЛАСЬ поэтом.

Вид ошибки Примеры 12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом ЧИТАЯ РАССКАЗ , возникает такое чувство.... 13. .Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Дорожка была покрыта 14. Ошибки в построении сложного предложения ПРОВАЛИВАЮЩИМСЯ снегом ПОД НОГАМИ. Эта книга многому меня научила, КОТОРУЮ Я ПРОЧЕЛ В ДЕТСТВЕ. 15. Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, ЧТО Я не согласен с мнением рецензента 16. Нарушение границ предложения Было уже поздно. КОГДА ГЕРОЙ ОПОМНИЛСЯ. 17. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм ЗАМИРАЕТ на мгновение сердце и вдруг ЗАСТУЧИТ вновь.

Вид ошибки

Примеры

12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

ЧИТАЯ РАССКАЗ , возникает такое чувство....

13. .Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Дорожка была покрыта

14. Ошибки в построении сложного предложения

ПРОВАЛИВАЮЩИМСЯ снегом ПОД НОГАМИ.

Эта книга многому меня научила, КОТОРУЮ Я ПРОЧЕЛ В ДЕТСТВЕ.

15. Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, ЧТО Я не согласен с мнением рецензента

16. Нарушение границ предложения

Было уже поздно. КОГДА ГЕРОЙ ОПОМНИЛСЯ.

17. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

ЗАМИРАЕТ на мгновение сердце и вдруг ЗАСТУЧИТ вновь.

Виды синтаксической связи в словосочетании и предложении Различаются два вида связи слов: сочинение и подчинение . Сочинение - это соединение синтаксически равноправных, не зависящих одна от другой частей . Отношения между элементами при сочинительной связи обратимы: газеты и журналы - журналы и газеты ; Шел дождь , и дул холодный ветер . - Дул холодный ветер , и шел дождь . Подчинение - это соединение синтаксически неравноправных элементов (слов, частей сложноподчиненного предложения): читать книгу, любоваться закатом ; Когда стемнело, в комнате зажгли свет . В предложении используются оба вида связи - сочинение и подчинение, в словосочетании - только подчинительная связь.

Виды синтаксической связи в словосочетании и предложении

  • Различаются два вида связи слов: сочинение и подчинение .
  • Сочинение - это соединение синтаксически равноправных, не зависящих одна от другой частей . Отношения между элементами при сочинительной связи обратимы: газеты и журналы - журналы и газеты ; Шел дождь , и дул холодный ветер . - Дул холодный ветер , и шел дождь .
  • Подчинение - это соединение синтаксически неравноправных элементов (слов, частей сложноподчиненного предложения): читать книгу, любоваться закатом ; Когда стемнело, в комнате зажгли свет .
  • В предложении используются оба вида связи - сочинение и подчинение, в словосочетании - только подчинительная связь.
Основными видами подчинения являются: согласование, управление и примыкание. 1.  Согласование - это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме главному слову: новый дом, в новом доме, в новых условиях. Различается согласование ПОЛНОЕ И НЕПОЛНОЕ . При полном согласовании главное и зависимое слово согласуются во всех морфологических формах: в летнюю ночь ( согласование в роде, падеже и числе ); последние известия ( согласование в падеже и числе ); результаты известны ( согласование в числе ). При неполном согласовании использованы не все возможные формы уподобления форм зависимого слова формам главного слова: вижу мальчика улыбающимся (согласование определения улыбающимся с определяемым существительным мальчика в роде и числе, но не в падеже ).

Основными видами подчинения являются: согласование, управление и примыкание.

  • 1. Согласование - это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме главному слову: новый дом, в новом доме, в новых условиях.

Различается согласование ПОЛНОЕ И НЕПОЛНОЕ .

  • При полном согласовании главное и зависимое слово согласуются во всех морфологических формах: в летнюю ночь ( согласование в роде, падеже и числе ); последние известия ( согласование в падеже и числе ); результаты известны ( согласование в числе ).
  • При неполном согласовании использованы не все возможные формы уподобления форм зависимого слова формам главного слова: вижу мальчика улыбающимся (согласование определения улыбающимся с определяемым существительным мальчика в роде и числе, но не в падеже ).
  • 2 . Управление - это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное, местоимение, субстантивированное слово) ставится в той падежной форме (без предлога или с предлогом), которая обусловлена лексико-грамматическим значением главного слова. Различаются виды управления:
  • а) управление СИЛЬНОЕ: главное слово нуждается в распространении падежной формой . Способность к сильному управлению присуща главным образом переходным глаголам : проверять работы, испытывать станок . Но сильное управление возможно и при непереходных глаголах ( интересоваться политикой, любоваться восходом солнца, вмешиваться в чужие дела ), а также при других частях речи ( нарушение правил, полный решимости );
  • б) управление СЛАБОЕ, встречающееся в тех случаях, когда связь между главным и зависимым словами не является обязательной , не обусловлена лексико-грамматическими особенностями главного слова, для реализации значения которого не требуется наличие зависимого слова: Занятия окончились в два часа дня (ср.: занятия окончились); Мы гуляли в лесу (ср.: мы гуляли). Или: Дети вернулись под вечер (ср.: вернулись вечером); Он повторил сказанное два раза (ср.: повторил двукратно);
В зависимости от наличия или отсутствия предлога перед зависимым словом: а)  управление БЕСПРЕДЛОЖНОЕ (непосредственное): проводить собрание, помогать больным, составление плана, достойный премии; б)  управление ПРЕДЛОЖНОЕ (посредственное) дом у дороги, обращение к аудитории, вера в победу, встреча с друзьями, важный для дела; В зависимости от частеречной принадлежности главного слова: а)  управление ГЛАГОЛЬНОЕ: поймать бабочку, лишиться родителей, обратиться с воззванием, заботиться о детях; б)  управление ПРИСУБСТАНТИВНОЕ: окончание спектакля, преданность родине, разведка боем, отъезд в деревню, катание на коньках; в)  управление ПРИАДЪЕКТИВНОЕ: полный воды, подобный молнии, сильный духом, удобный для работы, любезный с гостями, скромный в быту; г)  управление ПРИНАРЕЧНОЕ: быстрее ветра, незаметно для присутствующих.

В зависимости от наличия или отсутствия предлога перед зависимым словом:

  • а) управление БЕСПРЕДЛОЖНОЕ (непосредственное): проводить собрание, помогать больным, составление плана, достойный премии;
  • б) управление ПРЕДЛОЖНОЕ (посредственное) дом у дороги, обращение к аудитории, вера в победу, встреча с друзьями, важный для дела;

В зависимости от частеречной принадлежности главного слова:

  • а) управление ГЛАГОЛЬНОЕ: поймать бабочку, лишиться родителей, обратиться с воззванием, заботиться о детях;
  • б) управление ПРИСУБСТАНТИВНОЕ: окончание спектакля, преданность родине, разведка боем, отъезд в деревню, катание на коньках;
  • в) управление ПРИАДЪЕКТИВНОЕ: полный воды, подобный молнии, сильный духом, удобный для работы, любезный с гостями, скромный в быту;
  • г) управление ПРИНАРЕЧНОЕ: быстрее ветра, незаметно для присутствующих.
3.  Примыкание - это вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается лексически, порядком слов и интонацией . Примыкают неизменяемые знаменательные слова: наречие, инфинитив, деепричастие. Главным словом может быть: глагол ( много читать, пригласить зайти, говорить улыбаясь ), имя существительное ( кофе по-варшавски, езда верхом, желание путешествовать ), имя прилагательное ( весьма полезный, склонный преувеличивать),  наречие ( очень странно, слишком поздно, желательно пригласить ).
  • 3. Примыкание - это вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается лексически, порядком слов и интонацией . Примыкают неизменяемые знаменательные слова: наречие, инфинитив, деепричастие.

Главным словом может быть:

  • глагол ( много читать, пригласить зайти, говорить улыбаясь ),
  • имя существительное ( кофе по-варшавски, езда верхом, желание путешествовать ),
  • имя прилагательное ( весьма полезный, склонный преувеличивать),
  • наречие ( очень странно, слишком поздно, желательно пригласить ).
Согласование сказуемого с подлежащим Сказуемое уподобляется подлежащему в тех формах, какие присущи частям речи, выполняющим функцию сказуемого и подлежащего: 1)  глагольное сказуемое согласуется с подлежащим - личным местоимением в лице и числе: Я вижу печальные очи , я слышу веселую речь ; Вы человеческую речь понимаете или не понимаете?; 2)  при подлежащем - имени существительном (субстантивированном слове) сказуемое ставится в форме 3-го лица и согласуется в числе: Мчатся тучи , вьются тучи , невидимкою луна освещает снег летучий; Сытый голодного не разумеет . В прошедшем времени глагол-сказуемое согласуется также в роде: К полночи зарево погасло. В эмоционально окрашенной разговорной речи встречаются отступления от норм согласования в лице и числе: Им бал, а батюшка таскайся на поклон;

Согласование сказуемого с подлежащим

Сказуемое уподобляется подлежащему в тех формах, какие присущи частям речи, выполняющим функцию сказуемого и подлежащего:

1) глагольное сказуемое согласуется с подлежащим - личным местоимением в лице и числе: Я вижу печальные очи , я слышу веселую речь ; Вы человеческую речь понимаете или не понимаете?;

2) при подлежащем - имени существительном (субстантивированном слове) сказуемое ставится в форме 3-го лица и согласуется в числе: Мчатся тучи , вьются тучи , невидимкою луна освещает снег летучий; Сытый голодного не разумеет .

  • В прошедшем времени глагол-сказуемое согласуется также в роде: К полночи зарево погасло.
  • В эмоционально окрашенной разговорной речи встречаются отступления от норм согласования в лице и числе: Им бал, а батюшка таскайся на поклон;
3)  при подлежащем, выраженном количественио-именным сочетанием (сочетанием количественного числительного, местоименно-количественного слова или собирательного существительного с существительным в форме родительного падежа), возможны варианты согласования в числе: Пять человек казаков ехали верхом и о чем-то шумно разговаривали; Несколько саней провожали меня до первой станции; - В бараке стояло пять лошадей по денникам; Калитка заскрипела, несколько щенков дружно залаяло 4)  двоякие формы согласования возможны также при подлежащем типа брат с сестрой и т.п: Пришел Разметнов с Демкой Ушаковым. - Через пять минут на опустевшей площади возле амбаров остались только Давыдов с Макаровым.

3) при подлежащем, выраженном количественио-именным сочетанием (сочетанием количественного числительного, местоименно-количественного слова или собирательного существительного с существительным в форме родительного падежа), возможны варианты согласования в числе:

  • Пять человек казаков ехали верхом и о чем-то шумно разговаривали; Несколько саней провожали меня до первой станции; - В бараке стояло пять лошадей по денникам; Калитка заскрипела, несколько щенков дружно залаяло

4) двоякие формы согласования возможны также при подлежащем типа брат с сестрой и т.п:

  • Пришел Разметнов с Демкой Ушаковым. - Через пять минут на опустевшей площади возле амбаров остались только Давыдов с Макаровым.
5)  именное сказуемое (именная часть, выраженная словом, изменяющимся по типу имени прилагательного, и связка) согласуется с подлежащим в падеже, числе и роде: Уединение было сносное; Вид с трех сторон у меня чудесный (Л.); Их изба была третья с краю ; Вишневый сад теперь мой. Возможно согласование связки не с подлежащим, а с именной частью (так называемое обратное согласование): Обед для него была вещь нешуточная; Свадьба Наташи было последнее радостное событие в семье Ростовых . 6)Наряду с согласуемыми существуют несогласованные формы сказуемого, выраженного неизменяемой частью речи или косвенным падежом той или иной части речи: Она плакать, она вопить; Вдруг старушка шасть в комнату ; Утро вечера мудренее; Обитатели Горюхина большею частию росту среднего.

5) именное сказуемое (именная часть, выраженная словом, изменяющимся по типу имени прилагательного, и связка) согласуется с подлежащим в падеже, числе и роде:

  • Уединение было сносное; Вид с трех сторон у меня чудесный (Л.); Их изба была третья с краю ; Вишневый сад теперь мой.

Возможно согласование связки не с подлежащим, а с именной частью (так называемое обратное согласование): Обед для него была вещь нешуточная; Свадьба Наташи было последнее радостное событие в семье Ростовых .

6)Наряду с согласуемыми существуют несогласованные формы сказуемого, выраженного неизменяемой частью речи или косвенным падежом той или иной части речи:

Она плакать, она вопить; Вдруг старушка шасть в комнату ; Утро вечера мудренее; Обитатели Горюхина большею частию росту среднего.

Предложения с однородными членами

  • Ошибки в построении предложений с однородными членами:

1)объединяются слова, обозначающие родовые и видовые понятия: В комнате два книжных шкафа и мебель.

2) Слова частично совпадающие по объёму: Делал уроки и писал упражнения или далёкие друг от друга по значению: Любил собак и жареные семечки .

3) одно из слов может быть отнесено к разным рядам однородных членов: Клиент требовал устранения неполадок и директора .

4)не допускается объединение в ряду однородных полной и краткой формы прилагательных или причастий: Девушка была стройна и красивая , инфинитива и существительного: Люблю плавание и читать .

5)при использовании двойных союзов (не только…, но и; не столько…, сколько; как…, так и; хотя…, но и др.) нужно помнить, что части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами. Недопустим такой порядок слов в предложении: Мы не только осмотрели сам город, но и некоторые музеи. Однородными являются дополнения город, музеи, и части союза должны стоять перед ними: Мы осмотрели не только сам город, но и некоторые музеи.

6) если все однородные имеют один и тот же предлог, его можно пропустить, если же предлоги разные, пропуск одного из них недопустим: Во время поездки он побывал в нескольких музеях, театрах, выставках; правильно:  Во время поездки он побывал в нескольких музеях, театрах, на выставках. 7)Если однородные члены (часто сказуемые) имеют разное управление, то является ошибкой использование одного дополнения: Он любил и интересовался творчеством молодых поэтов. Сказуемое любил управляет винительным падежом (любил кого? что?), а интересовался — творительным (интересовался кем? чем?), поэтому при них не может быть общего дополнения. Предложение нужно построить, например, так: Он любил творчество молодых поэтов и интересовался им. 8)Не могут быть однородными разнотипные синтаксические конструкции: Мне запомнился клоун, всех смешивший и который был с красным носом.

6) если все однородные имеют один и тот же предлог, его можно пропустить, если же предлоги разные, пропуск одного из них недопустим:

Во время поездки он побывал в нескольких музеях, театрах, выставках; правильно: Во время поездки он побывал в нескольких музеях, театрах, на выставках.

7)Если однородные члены (часто сказуемые) имеют разное управление, то является ошибкой использование одного дополнения: Он любил и интересовался творчеством молодых поэтов. Сказуемое любил управляет винительным падежом (любил кого? что?), а интересовался — творительным (интересовался кем? чем?), поэтому при них не может быть общего дополнения. Предложение нужно построить, например, так: Он любил творчество молодых поэтов и интересовался им.

8)Не могут быть однородными разнотипные синтаксические конструкции: Мне запомнился клоун, всех смешивший и который был с красным носом.

Употребление причастного оборота При построении предложений с причастными оборотами нельзя нарушать порядок их расположения: Дети побежали купаться, приехавшие на дачу.-  Дети, приехавшие на дачу , побежали купаться.  Необходимо учитывать категории вида и времени, присущие причастиям, чтобы не допускать ошибок и недочётов: Путешествие длилось три недели вместо предполагаемых двух . - Путешествие длилось три недели вместо предполагавшихся двух . Следует помнить, что действительные причастия обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие (бегущий спортсмен, приземлившийся самолет). Страдательные причастия обозначают признак того, кто (что) испытывает действие (протираемая поверхность, изученный материал). Иногда значение страдательного залога может быть выражено действительными причастиями с постфиксом -ся (обсуждаемая проблема — обсуждающаяся проблема). Не всегда подобные замены удачны: выполняющиеся учениками задания, посылающиеся сообщения. Уместнее сказать: выполняемые учениками задания, посылаемые сообщения.

Употребление причастного оборота

При построении предложений с причастными оборотами нельзя нарушать порядок их расположения:

  • Дети побежали купаться, приехавшие на дачу.- Дети, приехавшие на дачу , побежали купаться.

Необходимо учитывать категории вида и времени, присущие причастиям, чтобы не допускать ошибок и недочётов:

  • Путешествие длилось три недели вместо предполагаемых двух . - Путешествие длилось три недели вместо предполагавшихся двух .

Следует помнить, что действительные причастия обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие (бегущий спортсмен, приземлившийся самолет). Страдательные причастия обозначают признак того, кто (что) испытывает действие (протираемая поверхность, изученный материал). Иногда значение страдательного залога может быть выражено действительными причастиями с постфиксом -ся (обсуждаемая проблема — обсуждающаяся проблема). Не всегда подобные замены удачны: выполняющиеся учениками задания, посылающиеся сообщения. Уместнее сказать: выполняемые учениками задания, посылаемые сообщения.

Употребление деепричастного оборота При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует помнить, что добавочное действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему: Прочитав книгу, я узнал много нового (Я прочитал книгу и узнал много нового). Поэтому деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях (Получив двойку, мне стало грустно), кроме тех, в которых есть инфинитив (Получив двойку, нужно её исправить). Употребляя деепричастия совершенного и несовершенного, вида следует обращать внимание на порядок слов и ещё ряд факторов: Подъезжая к дому, машина остановилась - Подъехав к дому, машина остановилась.

Употребление деепричастного оборота

При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует помнить, что добавочное действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему:

  • Прочитав книгу, я узнал много нового (Я прочитал книгу и узнал много нового).

Поэтому деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях (Получив двойку, мне стало грустно), кроме тех, в которых есть инфинитив (Получив двойку, нужно её исправить).

Употребляя деепричастия совершенного и несовершенного, вида следует обращать внимание на порядок слов и ещё ряд факторов: Подъезжая к дому, машина остановилась - Подъехав к дому, машина остановилась.

Задание 8 ЕГЭ

Задание 8 ЕГЭ

Рассуждаем: В предложении И. С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию — «испытанию любовью» и этим раскрыл истинную сущность своего героя допущена ошибка: глаголы «подвергает» и «раскрыл» являются глаголами разного вида и времени , что недопустимо в одном предложении. Следовательно, в предложении нарушена видовременная соотнесённость глагольных форм. Д — 1. В предложении Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах убрав придаточную часть, мы получаем сочетание «все увёз», содержащее ошибку, в связи между подлежащим и сказуемым . Г — 2. В  предложении  В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым есть родовое понятие «произведение», значит, видовое понятие , заключённое в кавычки, не следует склонять . Тип ошибки - нарушение в построении предложения с несогласованным приложением . В — 3.

Рассуждаем:

  • В предложении

И. С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию — «испытанию любовью» и этим раскрыл истинную сущность своего героя

допущена ошибка: глаголы «подвергает» и «раскрыл» являются глаголами разного вида и времени , что недопустимо в одном предложении. Следовательно, в предложении нарушена видовременная соотнесённость глагольных форм. Д — 1.

  • В предложении

Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах

убрав придаточную часть, мы получаем сочетание «все увёз», содержащее ошибку, в связи между подлежащим и сказуемым . Г — 2.

  • В предложении

В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым

есть родовое понятие «произведение», значит, видовое понятие , заключённое в кавычки, не следует склонять . Тип ошибки - нарушение в построении предложения с несогласованным приложением . В — 3.

В предложении  В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток  есть неправильное согласование причастия с определяемым словом (должно быть: этюдов (какИХ?) привезённых ). Тип ошибки следующий: нарушение в построении предложения с причастным оборотом . А — 5. В предложении Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского  допущена ошибка в построении сложного предложения, что выражается в наличии двух средств связи: союза что и союзного слова насколько (должно быть: замечаешь, насколько по-разному ). Б — 9.
  • В предложении

В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток

есть неправильное согласование причастия с определяемым словом (должно быть: этюдов (какИХ?) привезённых ). Тип ошибки следующий: нарушение в построении предложения с причастным оборотом . А — 5.

  • В предложении

Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского

допущена ошибка в построении сложного предложения, что выражается в наличии двух средств связи: союза что и союзного слова насколько (должно быть: замечаешь, насколько по-разному ). Б — 9.

Нет грамматических ошибок в предложениях: В предложении  С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров  нет грамматической ошибки. В предложении  Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А. И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее правильно построено с точки зрения согласования причастия с определяемым словом. В предложении В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы нет грамматической ошибки. Предложение  Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей  также построено правильно.

Нет грамматических ошибок в предложениях:

  • В предложении

С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров

нет грамматической ошибки.

  • В предложении

Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А. И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее

правильно построено с точки зрения согласования причастия с определяемым словом.

  • В предложении

В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы

нет грамматической ошибки.

  • Предложение

Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей

также построено правильно.

Задание 1 Прочитайте два варианта построения предложений с однородными членами. Определите правильный вариант, объяснив схематически свой выбор. Образец. Мы надеялись и верили в победу. — Мы надеялись (на что?) на победу и верили (во что?) в неё.  Она ждала сына и звонила ему весь день. — Она ждала и звонила сыну весь день.  Подростки нечасто прислушиваются и следуют рекомендациям педагогов. — Подростки нечасто прислушиваются к рекомендациям педагогов и следуют им.  Дождь, который лил уже целые сутки и не позволял нам встретиться, не переставал. — Дождь, ливший уже целые сутки и который не позволял нам встретиться, не переставал. Я люблю рисовать и чтение. — Я люблю рисовать и читать

Задание 1

Прочитайте два варианта построения предложений с однородными членами. Определите правильный вариант, объяснив схематически свой выбор.

  • Образец. Мы надеялись и верили в победу. — Мы надеялись (на что?) на победу и верили (во что?) в неё.
  • Она ждала сына и звонила ему весь день. — Она ждала и звонила сыну весь день.
  • Подростки нечасто прислушиваются и следуют рекомендациям педагогов. — Подростки нечасто прислушиваются к рекомендациям педагогов и следуют им.
  • Дождь, который лил уже целые сутки и не позволял нам встретиться, не переставал. — Дождь, ливший уже целые сутки и который не позволял нам встретиться, не переставал.
  • Я люблю рисовать и чтение. — Я люблю рисовать и читать
Задание 2 Подчеркните подлежащие (если есть). Укажите слова, которые обозначают основное и добавочное действия. Образец. Поднявшись на гору, туристы увидели море.   Путешествуя по дальневосточной тайге, географ В. К. Арсеньев сделал немало открытий. Покинув родной дом, юный Жуковский решает стать инженером. Глядя на картины Леонардо да Винчи, думаешь о гениальности художника. Бросая камни в воду, можно найти объяснения многим физическим явлениям.

Задание 2

Подчеркните подлежащие (если есть). Укажите слова, которые обозначают основное и добавочное действия.

Образец. Поднявшись на гору, туристы увидели море.

  • Путешествуя по дальневосточной тайге, географ В. К. Арсеньев сделал немало
  • открытий.
  • Покинув родной дом, юный Жуковский решает стать инженером.
  • Глядя на картины Леонардо да Винчи, думаешь о гениальности художника.
  • Бросая камни в воду, можно найти объяснения многим физическим явлениям.
Задание 3 Переделайте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Обращайте внимание на правильное употребление местоимений и средства связи главной и придаточной частей. Образец. Учитель напомнил ребятам: «Вы приходите в школу вовремя». — Учитель напомнил ребятам, чтобы они приходили в школу вовремя . (Неверно: «Учитель напомнил ребятам, что вы приходите в школу вовремя».)   Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу».  Пётр признался: «Я сегодня не готов к уроку и очень боюсь». Ребята подтвердили: «Мы ещё едем».

Задание 3

Переделайте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Обращайте внимание на правильное употребление местоимений и средства связи главной и придаточной частей.

  • Образец. Учитель напомнил ребятам: «Вы приходите в школу вовремя». — Учитель напомнил ребятам, чтобы они приходили в школу вовремя . (Неверно: «Учитель напомнил ребятам, что вы приходите в школу вовремя».)
  • Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу».
  • Пётр признался: «Я сегодня не готов к уроку и очень боюсь».
  • Ребята подтвердили: «Мы ещё едем».
Задание 4 Соотнесите типы грамматических ошибок и примеры, иллюстрирующие каждый из указанных типов.  Тип грамматической ошибки Пример А) ошибка в построении сложного предложения 1) Писатели удивлялись и восхищались изобретательностью мастера. Б) нарушение видовременной соотне­сённости глагольных форм 2) Осуждая своих современников, поэт пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». В) ошибка в построении предложения с однородными членами 3) Жители сами распахивают и засеяли поле. Г) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом 4) Взгляни на подарок к юбилею нашей школы, который я сделал сам. Д) ошибка в построении предложения с косвенной речью 5) Услышав сигнал, машина была мо­ментально подготовлена к выезду.

Задание 4

  • Соотнесите типы грамматических ошибок и примеры, иллюстрирующие каждый из указанных типов.

Тип грамматической ошибки

Пример

А) ошибка в построении сложного предложения

1) Писатели удивлялись и восхищались изобретательностью мастера.

Б) нарушение видовременной соотне­сённости глагольных форм

2) Осуждая своих современников, поэт пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

3) Жители сами распахивают и засеяли поле.

Г) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

4) Взгляни на подарок к юбилею нашей школы, который я сделал сам.

Д) ошибка в построении предложения с косвенной речью

5) Услышав сигнал, машина была мо­ментально подготовлена к выезду.

Задание 5 Соотнесите типы грамматических ошибок и примеры, иллюстрирующие каждый из указанных типов.   Тип грамматической ошибки Пример А) ошибка в построении предложения с однородными членами 1) Сидя в кресле, ко мне подошла се­стра. Б) ошибка в построении предложения с косвенной речью 2) Чичиков не мог понять, что куда они заехали. В) ошибка в построении сложного предложения 3) Мы любили и часто ходили в похо­ды. Г) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом 4) Мои братья увлекаются футболом и хорошо разбирались в нём. Д) нарушение видовременной соотне­сённости глагольных форм 5) Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем вы сейчас работаете.

Задание 5

  • Соотнесите типы грамматических ошибок и примеры, иллюстрирующие каждый из указанных типов.

Тип грамматической ошибки

Пример

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Сидя в кресле, ко мне подошла се­стра.

Б) ошибка в построении предложения с косвенной речью

2) Чичиков не мог понять, что куда они заехали.

В) ошибка в построении сложного предложения

3) Мы любили и часто ходили в похо­ды.

Г) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

4) Мои братья увлекаются футболом и хорошо разбирались в нём.

Д) нарушение видовременной соотне­сённости глагольных форм

5) Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем вы сейчас работаете.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!