СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматический строй русского языка. Изучение норм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Грамматический строй русского языка на уроках Родного русского языка

Просмотр содержимого документа
«Грамматический строй русского языка. Изучение норм.»

Методика изучения грамматических норм в 5-9 классах


Речь является одним из важнейших показателей уровня развития человека: культуры, мышления, интеллекта. С самого раннего детства она проявляется в виде отдельных слов без достаточного грамматического оформления и развивается на протяжении всей нашей жизни, обогащается, усложняется. В современном обществе особое место отводится соблюдению культуры речи в широком смысле этого слова. Культурная речь отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью. На состояние речевой культуры особо влияют средства массовой информации. Все мы каждый день вынуждены испытывать на себе воздействие речи, звучащей на телевидении, по радио, содержащейся в текстах газет и журналов. Стоит отметить, что именно СМИ для многих людей являются основным маяком представлений о языковой норме. Особого внимания заслуживает и музыка, которая молниеносно реагирует на изменения в обществе, отражая все проблемы в своем звучании мелодий и текстов, изменяя правила языка, вводя новые слова и языковые обороты.

Грамматика – это раздел науки о языке, составными частями которого являются морфология и синтаксис. Морфология изучает части речи, синтаксис – связь слов между ними для построения высказываний и целых текстов, т. е. законы строя того или иного языка. Без склонений и спряжений русского языка просто не существует, а без правильного их написания не существует русского письма. Незнание морфологии и синтаксиса приводит к нарушению грамматических норм языка. Если каждый будет творить текст так, как ему вздумается, на бумагу перенесется сумятица и неразбериха. И справиться с ней не представится возможным.

Грамматический строй русского языка достаточно изучен как с исторической, так и со структурноописательной стороны. Вместе с тем, в речевой практике возникает множество вопросов по поводу правильности употребления тех или иных форм слов. Основная трудность при этом заключается в наличии вариантных форм. Колебания в словоформах и неустойчивость морфологических норм объясняется различными причинами, одни из которых восходят к историческому прошлому языка, а другие представляют собой абсолютные и непреходящие закономерности живого развивающегося языка. Эти трудности подтверждаются и тем фактом, что грамматические ошибки в количественном отношении довольно многочисленны - примерно 38% от числа орфографических.

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

 Например:

1. Ошибочное словообразование.

Оно наблюдается, например, в словах будующий, надсмехаться, следущий (правильно: будущий, насмехаться, следующий).

2. Морфологические ошибки:

  • неправильное образование формы существительного: не хватает время, модные польта, свежие торта (нужно: не хватает времени, модные пальто, свежие торты);

  • неправильное образование формы прилагательного: более красивее, красивше (нужно: более красивый, красивее);

  • неправильное образование формы числительного: с шестьсот рублями, в двух тысяча третьем году (нужно: с шестьюстами рублями, в две тысячи третьем году);

  • неправильное образование формы местоимения: ихнего отца, ихние дети (нужно: их отца, их дети);

  • неправильное образование формы наречия: откудова, отсюдова (нужно: откуда, отсюда);

  • неправильное образование формы глагола: они хочут, ложат, ездиют, я ездию; пиша письмо (нужно: они хотят, кладут, ездят, я езжу; когда я писал письмо);

3. Синтаксические ошибки:

  • нарушение согласования: с группой ребят, увлекающимися спортом (нужно: с группой ребят (каких?), увлекающихся спортом);

  • нарушение управления: сделать свой кабинет более красивый; показалось о том, что (нужно: сделать свой кабинет более красивым; показалось, что);

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым: растут много деревьев (нужно: растёт много деревьев или растут деревья);

  • ошибки в построении предложения с однородными членами: Хочу рассказать о значении книг и почему я их люблю. (Нужно: Хочу рассказать о значении книг и о том, почему я их люблю.);

  • ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом: Рисуя, мои мысли всегда текли спокойно. (Нужно: Рисуя, я всегда спокойно размышляю. Или: Когда я рисую, мои мысли всегда текут спокойно.);

  • ошибки в построении простого и сложного предложения: Мне показалось то, что это сон. Ты не забудешь о человеке никогда, который столько для тебя сделал. (Нужно: Мне показалосьчто это сон. Ты не забудешь никогда о человеке, который столько для тебя сделал.);

  • смешение прямой и косвенной речи: Автор сказал, что я не согласен с мнением остальных. (Нужно: Автор сказал, что он не согласен с мнением остальных.);

  • нарушение границ предложения: Он тяжело задумался. Поэтому глаза его так печальны. (Нужно: Он тяжело задумался, поэтому глаза его так печальны.);

  • ошибки в выборе и употреблении сочинительного или подчинительного союза: Мне нравится этот город из-за того, что он маленький и уютный. (Нужно: Мне нравится этот город, потому что он маленький и уютный. Сравните: Мы поссорились из-за того, что каждый настаивал на своём и не хотел уступить).


Понятие «грамматическая норма» вводится в курсе «Родной (русский) язык» в 5 классе. §14, небольшой по объему, дает представление о некоторых особенностях в образовании форм имени существительного: род, им.п. мн.ч., р.п. мн.ч. §14 в учебнике 6 класса продолжает работу над грамматическими нормами имен существительных и рассматривает особенности склонения собственных существительных в русском языке, чему в основном курсе русского языка уделяется мало внимания. Особый акцент делается на работе с вариантами грамматической нормы. §15 изучает нормы употребления прилагательных, числительных и местоимений. В §7 учебника 7 класса продолжается изучение типичных грамматических ошибок: рассматриваются нормы формообразования глаголов. Нормы согласования и управления рассматриваются в 8 классе. 9 класс обобщает изученное, представляя знания по культуре речи в своеобразном языковом портфеле культурного человека:

Овладение грамматическими нормами предполагает усвоение грамматических понятий и категорий, которые имеют значение, форму выражения и те или иные функции. Интересно и справедливо замечание Б. Н. Головина по поводу грамматических норм. Автор привёл такой пример: «Не возникает (чего?) необходимости (чего?) организации (чего?) дела (чего?) изучения (чего?) вопросов (чего?) перемещения (чего?) грузов. В этом предложении семь родительных падежей! И все связи между словами грамматически правильны» [2, 57].

Но, по мнению Б. Н. Головина, «грамматика нужна нам не для того, чтобы разрушать общепонятность и доступность выражаемой мысли. И если «скопление» падежей начинает мешать общению, если сами падежи, нанизываясь друг на друга по нормам грамматики, начинают мешать друг другу, можно говорить о нарушении не только рекомендаций целесообразности, но и требований норм – такой нормы, которая регулирует организацию развернутых словосочетаний» [2, 59]. Далее Б. Н. Головин утверждает: «Грамматические нормы не безразличны к осуществлению языком коммуникативных задач. Эти нормы могут помогать взаимопониманию, если они соблюдаются, могут и мешать взаимопониманию, если они нарушаются, искажаются или применяются нецелесообразно» [2, 117].

Таким образом, знания грамматических норм и случаев их нарушения позволяет сделать речь выразительнее и чище, повышает общий культурный уровень носителя языка и определяет степень его грамотности.

По сравнению с другими языками русский язык имеет более свободный порядок слов. Благодаря видоизменению русское слово может занимать любое место в предложении. В большинстве случаев порядок слов в русском языке выполняет грамматическую, коммуникативную и стилистическую функции. Л. А. Введенская пишет: «Особенность русского языка заключается в том, что средства выражения грамматических значений зачастую варьируются. При этом варианты могут различаться оттенками значений, стилистической окраской, сферой употребления, соответствовать норме литературного языка или нарушать ее. Умелое использование вариантов позволяет точнее выразить мысль, разнообразить речь, свидетельствует о речевой культуре говорящего» [1, 248].

В современных тестах по русскому языку есть задания, при выполнении которых у учащихся возникают трудности. Они связаны с поиском и исправлением речевых недочетов и грамматических ошибок. Это и понятно; к сожалению, современные школьники мало читают, а если и читают, то часто оказывается, что это не высокохудожественные произведения, классика, которые не вызывают прежнего интереса, да и внимание к ним в действующих программах как-то неуловимо, но неуклонно снижается. Незнание грамматических норм может привести к следующей ошибке:


К сожалению, подобные ошибки встречаются все чаще. Хорошая речь с соблюдением всех грамматических норм литературного языка - это речь, которая обладает грамматической правильностью, может быть охарактеризована как речь логичная, точная, богатая, благозвучная, чистая, уместная, выразительная. Работа с грамматическими нормами – процесс трудоемкий. Правильная форма должна быть осознана и закреплена на уровне подсознания. Многие грамматические формы необходимо заучивать. Хорошую помощь в этом оказывают различные таблицы, регулярное обращение к которым делает постепенным и качественным процесс запоминания (см. приложение).

Хороший материал для работы над грамматическими нормами представляют собой задания 7, 8 в материалах ЕГЭ по русскому языку. 7 задание, посвященное правильному употреблению грамматических форм, несмотря на оценку всего в 1 балл, является трудоемким в теоретическом плане: охватывает нормы формообразования разных частей речи, которые зачастую не объясняются правилами и требуют заучивания. Поэтому учебные пособия предлагают таблицы для запоминания подобных форм, неплохим подспорьем здесь становится учебное пособие Сениной (см. приложение). Замечательный практический материал предлагает Юминова Е. В. на страницах электронного журнала «Русский язык» (https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200702103).

Задание 8 считается заданием повышенного уровня сложности и направлено на проверку усвоения учащимися синтаксических норм русского языка. Для их усвоения следует снова воспользоваться таблицами, которые помогут разобраться в типологии ошибок данного вида (см. приложения). Можно использовать видеоурок Алексея Тихонова, автора сайта alfring.ru (http://alfring.ru/ege-russkij-yazyk/ege-zadanie-a5). Дальнейшая же работа будет строится на выполнении упражнений по поиску вариантов с ошибками и без, по исправлению грамматических ошибок. Задания подобного типа мы тоже предлагаем для вас в приложениях к данной лекции.

Источники:

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов -  на – Дону: 2012. – 537с. URL: http://philfak.ru/assets/files/rpd/po_chastam/orlova/ritorika/ritorika_vvedenskaya.pdf

  2. Головин Б.И. Основы культуры речи: учеб. Для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.» – М.: Высшая школа, 1988. – 320с. URL: http://padaread.com/?book=83338&pg=3

  3. Соловьева Н.Н. Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского литературного языка. - М.: ОНИКС, «Мир образования», 2008. - 128с. URL: https://b-ok.cc/dl/1018048/19b5d8

  4. Тихонов А. ЕГЭ. Задание 8// сайт «Прогулки по ЕГЭ». URL: http://alfring.ru/ege-russkij-yazyk/ege-zadanie-a5

  5. Юминова Е.В. Соблюдайте грамматические нормы! Несколько упражнений// Русский язык, 2007, №21. URL: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200702103