Грамматическая викторина «Сказочное приключение»
Цели:
- Закреплять навыки деления слов на слоги, восстановления деформированных слов; знакомить с фразеологическими оборотами,
совершенствовать навыки чёткого звукопроизношения.
– развивать внимание, мышление, интонационную выразительность речи, фонематический слух, способность к образному перевоплощению.
– воспитывать чувство любви к родному языку, интереса к слову.
Оборудование:
- интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями, костюмы персонажей, пальчиковые куклы, декорации кукольного спектакля, ширма.
Ход мероприятия
Звучит музыка «Чему учат в школе»
Ученики читают стихотворение
Ученик 1. Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Ученик 2. Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже дорогого друга
С днём рожденья не поздравишь.
Ученик 3. Нужно человеку в жизни
Знание языка.
Жизнь без грамоты
Совсем нелегка.
Ученик 4. Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Логопед.
Мы собрались сегодня в этом зале,
Чтобы шутить, смеяться и играть.
Мы дорогих гостей позвали -
Хотим о Ване сказку рассказать.
Жил на свете мальчик.
Он читать умел.
И каждый вечер с книгой
Возле окна сидел.
Выходит Ваня с книгой, садится на стул, «читает».
Ваня. (читает)
Жили-были старик со старухой…
К Ване подходят два мальчика.
Мальчики.
Ваня, Ваня, выходи!
Что сидеть-то взаперти?!
Ваня. Не пойду я гулять! Я хочу читать!
1-ый Мальчик.
Ваня, Ваня, погляди.
Кто летит там, впереди?
2-ой Мальчик.
Это злые гуси
Бабушки-ягуси!
Дети в испуге убегают. Вбегают два ученика в шапочках-масках гусей. Наскакивают на Ваню, выхватывают из книги несколько заранее вложенных туда букв из разрезной азбуки.
Ваня.
Гуси, гуси, погодите!
Буквы в книгу вы верните!
Вы ведь не плохие
И совсем не злые!
Первый гусь.
Буквы мы не отдадим –
Унесём к Ягусе.
Если будешь нам мешать,
Можем и тебя забрать!
Ш-ш-ш-ш-ш...
Ваня.
Где найти мне буквы, где?
Кто поможет мне в беде? (Плачет.)
Логопед. Дети, поможем Ване вернуть буквы в книжку? (Да!) Тогда отправляемся в сказку.
(звучит музыка – В гостях у сказки)
(Презентация на доске).
Логопед.
Вот в волшебном мы лесу
Видим яблоньку-красу.
Что-то яблонька грустна.
Клонит ветки вниз она!
Яблоня.
Пролетали злые гуси,
Слуги бабушки-Ягуси.
И на моих яблочках появились
Заколдованные слова!
Ну-ка, детки, выручайте!
Заколдованные слова скорее разгадайте!
Задание 1. Отгадайте слова, заменяя в подсказке первую букву:
1) Езда; она нужна для управления лошадью.
2) Ворс; сладкий напиток.
3) Дочь; тёмная после дня.
4) Ел; лежит на дне озера.
5) Капля; весь день стоит в болоте на одной ноге.
6) Тихо; лесной дух, чудище.
7) Мак; живет на дне реки.
8) Шар; у больного гриппом.
9) Дочка; ставится в конце предложения.
Логопед.
Дальше надо нам идти!
Только - речка на пути!
Речка.
Течь мне стало трудновато.
Помогите мне, ребята.
Уберите камни!
Задание 2. Прочитайте заколдованные слова:
100лица, во100к, рас100яние, про100р, те100, ли100к, 100рож, сви100к, по100вой, пи100лет.
Логопед
Через поле путь лежит.
В чистом поле печь стоит.
Печка.
Дети, здравствуйте! Я - печка. Помогите мне испечь пирожки!
Задание 3.
Разгадать метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путём замены одной буквы другой получается новое слово.
С Ч над морем я летаю,
С Г в машинах я бываю.
С М меня ты надеваешь,
С Л собаку называешь.
С Т я книга, с С я рыба.
С К бесформенная глыба,
С Л помог колоть я лед,
С Д народ во мне живет.
Печка.
Ну, спасибо, помогли! А за это скажу я вам, где Баба-яга буквы спрятала. Вон там, на опушке, стоит её избушка.
Избушка на экране. Выбегают гуси.
1-ый Гусь.
Мы не просто гуси.
Мы сторожа бабуси.
У нас такая роль.
Быстрей скажи пароль!
2-ой Гусь.
Если вы правильно передадите друг другу по цепочке наш пароль, мы вас пропустим к избушке.
У ежа ежата, у ужа ужата.
1-ый Гусь. А теперь мой пароль - У сороки тараторки тридцать три скороговорки.
Логопед. Ну вот, пароль мы назвали. А дверь-то не открывается! Нужно выполнить ещё одно задание – разгадать загадки о знаках препинания.
Загадки о знаках препинания.
На крохотное ушко похожа завитушка,
Велит нам постоять чуть- чуть
И отправляться дальше в путь.
Выйдет на дорожку-
Всем поставит ножку. (запятая)
Оно глазастое. Ходит, знаками хвастая.
Так и хочется ему разъяснит нам что к чему… (двоеточие)
Стоят три кумушки рядком, ведут беседу, но тайком.
Какими- то далёкими туманными намёками. (многоточие)
Всегда подслушать норовят то, что другие говорят. (кавычки)
Словам раскрывают объятья: «Ждём в гости вас, милые братья» (скобки)
Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься. (Вопросительный знак.)
Дверь открывается, выходит Яся
Яся. Я внучка Бабы-яги. Зовут меня Яся. Бабуся моя у Кощея Бессмертного в гостях, а я скучаю одна.
Ваня.
Ко мне гуси прилетали.
Буквы у меня забрали.
Спрятали в лесной избушке
У Бабушки-ягушки.
Ты мне, Яся, помоги,
Буквы поскорей верни.
Яся.
Вот вам буквы, забирайте!
Но сперва мои загадки разгадайте!
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто же этот заяц? ... (мел).
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, … (карандаш).
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит.)
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней
- Станешь вчетверо умней. (Книга.)
Я то в клетку,
То в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я? (Тетрадь.)
Яся. Молодцы, ребята, все загадки разгадали! Вы такие умные и дружные! Я хочу стать похожей на вас.
Логопед. Хорошо, Яся. Приходи к нам, будешь учиться в нашей школе.
Вбегает Баба-яга.
Баба-яга.
Что за сборище такое?
Почему весёлый смех?
Я вам праздник-то устрою!
Разгоню сейчас же всех!
Яся заслоняет детей от Бабы-яги.
Яся. Дорогая бабуся, не сердись и не злись! Эти дети - мои друзья. Они такие весёлые и умные! Они научат меня, а если хочешь и тебя, читать и писать без ошибок. А ты лучше расскажи нам всем интересную сказку.
Баба-яга.
А вот посмотрим сейчас, какие они умные! Заодно и проверю (грозя пальцем), как вы русский язык знаете. Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ - во множественном. Отвечайте хором.
Нога - ... (ноги).
Рука - ... (руки).
Дуга - ... (дуги).
Мука - ... (?).
Вот и ошиблись. Существительное "мука" не имеет множественного числа. Продолжаем дальше.
Ведро - ... (ведра).
Бедро - ... (бедра).
Метро - ... (?).
День - ... (дни).
Пень - ... (пни).
Лень - ... (?).
Цыпленок - ... (цыплята).
Козленок - ... (козлята).
Бочонок -... (бочонки).
Баба-Яга. Ну, хорошо, умники – разумники. Задам-ка я вам вопросики потруднее – а на каждый вопрос – четыре варианта ответа. А вы выберете правильный ответ. Уж на эти вопросы мне даже Кощей Бессмертный не ответил! (см. презентацию)
Баба Яга.
У-у, грамотеи, справились! Ну, так уж и быть, расскажу вам сказку. Слушайте и смотрите!
Кукольный спектакль.
Логопед.
Язык наш прекрасный - богатый и звучный.
То мощный и страстный, то нежно- певучий.
В нём есть и усмешка, и меткость , и ласка.
Написаны им и рассказы и сказки-
Страницы волшебных, волнующих книг!
Люби и храни наш великий язык!
Пришла пора прощаться с этой сказкой. Но впереди нас ждут интересные встречи с другими сказками. На эти встречи мы вас, дорогие ребята, от всей души приглашаем!