Грамматическое оформление слова и словосочетания включает в себя следующие направления:
1. Работа над словообразованием. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами: - ик -, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-. : клюв – клювик, нос – носик, галка – галочка, хвост – хвостик, белый – беленький, теплый – тепленький, низкий – низенький, серый – серенький, тонкий – тоненький…
2. Образование множественного числа существительных:
Птичка летит – птички летят.
3. Упражнения в формировании словообразования, словоизменения:
Белка – белки, бельчонок, бельчата, белочка.
Заяц – зайцы, зайчик, заинька, зайчонок, зайчата, зайчиха, зайчишка.
4. Упражнять детей в употреблении форм родительного, дательного, винительного, творительного, предложного падежей имен существительных по всем лексическим темам.
5. Упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже:
Много волков, зайцев, лис, дубов, …
6. Образование множественного числа глаголов:
идет – идут, дует – дуют, падает – падают…
7. Согласование существительного с глаголом:
птичка летит – птички летят;
8. Упражнение в образовании прилагательных от наречий:
медленно – медленный, быстро – быстрый, широко - широкий, легко – легкий
11. Упражнения в образовании прилагательных с противоположным значением:
Чистый – грязный, мягкий – твердый, легкий – тяжелый, быстрый – медленный, высокий – низкий.
12. Упражнения в образовании прилагательных сравнительной степени:
холодный – холоднее, короткий - короче, темный – темнее
13. Работа над согласованием существительного с местоимением:
Мой – сад, лист, дом, дуб, клен…
Моя – улица, земля, ветка, береза…
14. Упражнения в употреблении местоимений с предлогом «У» типа:
у меня…, у тебя…, у нее…, у него…
15. Работа над согласованием существительного с числительными (один, два, пять):
Один воробей, два…, пять…(синица…)
16. Упражнения в подборе определений, описаний, сравнений, эпитетов:
Воробей (какой?) – серенький, маленький, проворный, …
Снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, легкий, липкий.
Снег – как скатерть бел; снег – как белое покрывало; снег – как сахар бел.
Снежинка (какая?)- белая, легкая, пушистая, мохнатая, красивая, холодная, прозрачная;
Зима (какая?) – холодная, морозная, снежная, красивая;
Звездочка (какая?) – резная, маленькая;
Лиса – хитрая, осторожная, рыжая, красивая, быстрая.
Заяц – быстрый, белый, серый, длинноухий.
Коньки (какие?) – железные, острые, детские, блестящие;
Лыжи (какие?) – желтые, деревянные, детские, короткие.
17. Упражнения в образовании прилагательных от существительных:
Дерево – деревянный, железо – железный, снег – снежный, мороз – морозный, холод – холодный, зима – зимний.
18. Упражнения в усвоении навыков словообразования и словоизменения:
Ком из снега – снежный ком; погода зимой – зимняя погода;
19. Упражнения в подборе глаголов к существительным (единственного и множественного числа):
Снежинка (что делает?) – падает, летит, кружится, вьется, танцует;
Снежинки (что делают?) – падают, летят, кружатся, вьются, танцуют;
20. Упражнения в подборе названий предметов к названиям действий:
Летает – птица, бабочка, муха, шар, снежинка, самолет…
Идет – человек, ребенок, кошка, птица, снег, поезд…
Спит – заяц, медведь, еж, человек…
Бежит – заяц, волк, собака, лошадь, человек,…
Сидит – девочка, мальчик, мама, бабушка, белка, заяц…
21. Упражнения в определении по глаголу прошедшего времени лица, совершившего то или иное действие:
Женя упал. Женя упала.
Валя катал. Валя катала.
22. Упражнения в подборе однокоренных слов
к односложным:
Лес – лесок, леса, лесной, лесник, лесничий, лесочек;
Снег – снежок, снежинка, снеговик, снежный;
к двусложным:
Гора – горы, горка, горный;