СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматическое оформление слова

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформированный в дошкольном возрасте навык словоизменения и словообразования является основной предпосылкой успешного обучения младших школьников русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Грамматическое оформление слова»

Грамматическое оформление слова и словосочетания включает в себя следующие направления:


1. Работа над словообразованием. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами: - ик -, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-. : клюв – клювик, нос – носик, галка – галочка, хвост – хвостик, белый – беленький, теплый – тепленький, низкий – низенький, серый – серенький, тонкий – тоненький…


2. Образование множественного числа существительных:

Птичка летит – птички летят.


3. Упражнения в формировании словообразования, словоизменения:

Белка – белки, бельчонок, бельчата, белочка.

Заяц – зайцы, зайчик, заинька, зайчонок, зайчата, зайчиха, зайчишка.

4. Упражнять детей в употреблении форм родительного, дательного, винительного, творительного, предложного падежей имен существительных по всем лексическим темам.


5. Упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже:

Много волков, зайцев, лис, дубов, …

6. Образование множественного числа глаголов:

идет – идут, дует – дуют, падает – падают…


7. Согласование существительного с глаголом:

птичка летит – птички летят;


8. Упражнение в образовании прилагательных от наречий:

медленно – медленный, быстро – быстрый, широко - широкий, легко – легкий


11. Упражнения в образовании прилагательных с противоположным значением:

Чистый – грязный, мягкий – твердый, легкий – тяжелый, быстрый – медленный, высокий – низкий.


12. Упражнения в образовании прилагательных сравнительной степени:

холодный – холоднее, короткий - короче, темный – темнее


13. Работа над согласованием существительного с местоимением:

Мой – сад, лист, дом, дуб, клен…

Моя – улица, земля, ветка, береза…


14. Упражнения в употреблении местоимений с предлогом «У» типа:

у меня…, у тебя…, у нее…, у него…

15. Работа над согласованием существительного с числительными (один, два, пять):

Один воробей, два…, пять…(синица…)


16. Упражнения в подборе определений, описаний, сравнений, эпитетов:

Воробей (какой?) – серенький, маленький, проворный, …

Снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, легкий, липкий.

Снег – как скатерть бел; снег – как белое покрывало; снег – как сахар бел.

Снежинка (какая?)- белая, легкая, пушистая, мохнатая, красивая, холодная, прозрачная;

Зима (какая?) – холодная, морозная, снежная, красивая;

Звездочка (какая?) – резная, маленькая;

Лиса – хитрая, осторожная, рыжая, красивая, быстрая.

Заяц – быстрый, белый, серый, длинноухий.

Коньки (какие?) – железные, острые, детские, блестящие;

Лыжи (какие?) – желтые, деревянные, детские, короткие.


17. Упражнения в образовании прилагательных от существительных:

Дерево – деревянный, железо – железный, снег – снежный, мороз – морозный, холод – холодный, зима – зимний.


18. Упражнения в усвоении навыков словообразования и словоизменения:

Ком из снега – снежный ком; погода зимой – зимняя погода;


19. Упражнения в подборе глаголов к существительным (единственного и множественного числа):

Снежинка (что делает?) – падает, летит, кружится, вьется, танцует;

Снежинки (что делают?) – падают, летят, кружатся, вьются, танцуют;


20. Упражнения в подборе названий предметов к названиям действий:

Летает – птица, бабочка, муха, шар, снежинка, самолет…

Идет – человек, ребенок, кошка, птица, снег, поезд…

Спит – заяц, медведь, еж, человек…

Бежит – заяц, волк, собака, лошадь, человек,…

Сидит – девочка, мальчик, мама, бабушка, белка, заяц…

21. Упражнения в определении по глаголу прошедшего времени лица, совершившего то или иное действие:

Женя упал. Женя упала.

Валя катал. Валя катала.

22. Упражнения в подборе однокоренных слов

к односложным:

Лес – лесок, леса, лесной, лесник, лесничий, лесочек;

Снег – снежок, снежинка, снеговик, снежный;

к двусложным:

Гора – горы, горка, горный;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!