Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тарасовская основная общеобразовательная школа
Грани сотрудничества семьи и школы Этноквест «В поисках подарков Деда Мороза»
Для участия в педагогической научно-практической конференции
ИМО Сарапульского района
"Роль семьи в формировании этнокультурной компетентности»
Автор
Ушакова Алёна Павловна
учитель начальных классов
МБОУ Тарасовской ООШ
Сарапульского района
Удмуртской Республики.
Телефон: 89501517524
Телефон рабочий: 70524
Адрес электронной почты:
[email protected]
2017
Содержание
1. Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия классного руководителя и родителей
2. Организация этноквест «В поисках подарков Деда Мороза»
3. Список литературы и ссылки на дополнительную информацию
Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия классного руководителя и родителей
«Педагогика должна стать наукой для всех –
и для учителей, и для родителей»
В.А. Сухомлинский
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа – это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы классного руководителя с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями. Ведь все мы педагоги, работающие с младшими школьниками, знаем, какие тревожные чувства и опасения вызывает начало обучения в школе, как у детей, так и у их родителей. Поэтому свою работу с родителями я организую по возможности схожей с той работой, которую провожу с их детьми, так как интересы и тех и других, связанные с учебно-воспитательным процессом, практически одинаковы.
Для обеспечения нормального физического и психического здоровья младших школьников взаимодействие семьи и школы осуществляю по следующим направлениям:
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Классный руководитель + семья
Участие семей в управлении учебно-воспитательным процессом
Вовлечение родителей в организацию учебно-воспитательного процесса
Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, в своей практической работе с родителями младших школьников я использую коллективные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия. Причём во всех случаях реализую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Родители с удовольствием посещают внеклассные мероприятия и уроки. Благодаря проведению дней открытых дверей и внеклассных мероприятий, родители постоянно находятся в курсе дел класса, видят успехи и неудачи своих детей.
Школа и семья - естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить их усилия - значит во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения. Для учителей и родителей необходимо единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование. Главное для них - условия для нормального обучения, развития и воспитания. Во-первых, школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны и активны. Во-вторых, школа и родители заинтересованы в хорошей успеваемости учащихся. Очень важно, чтобы школа, родители и общественность объединили свои усилия по созданию условий для нормального обучения и воспитания учащихся.
Критерии эффективности работы в начальной школе — это сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу.
Одной из главных и традиционных форм взаимодействия семьи и школы являются родительские собрания.
Классные родительские собрания мы проводим не реже одного раза в четверть. На собраниях обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой.
На одном из таких собраний, подводя итоги работы в 3 классе. Мы с родителями, в поисках новых форм сотрудничества, решили организовать в нашем классе волонтерский кружок «Мамина школа».
Цель создания данного кружка: создание условий для развития учащихся, путём объединения воспитательных возможностей родителей и школы.
Задачи:
Изучение воспитательных возможностей семей.
Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения родителей и детей.
3. Формирование активной педагогической позиции родителей, обмен опытом.
В рамках работы кружка «Мамина школа» в нашем классе прошли несколько незабываемых занятий. Особо запомнились детям вечер «День рождения класса», на котором мама Щукина Глеба – Надежда Вячеславовна показывала детям, как делается аквагрим и разукрасила лица детей, превратив в необычных персонажей.
В феврале мама Саркисян Арсена – Надежда Геннадьевна провела мастер – класс по созданию модели танка. Эти поделки дети с удовольствием подарили своим папам или дедушкам на празднике «День Защитника Отечества».
Но самым восхитительным мероприятием стал новогодний этноквест «В поисках подарков Деда Мороза», о котором хочется подробно рассказать и описать во всех подробностях.
Организация этноквест «В поисках подарков Деда Мороза»
Хочется сразу отметить, что это мероприятие полностью организовали родители, и оно стало для меня, как классного руководителя, таким же сюрпризом, как и для детей.
Многие из нас обожают приключенческие компьютерные игры - квесты. Но ведь значительно веселее самим попасть в загадочную страну, где ваша логика и сообразительность откроют вам настоящие, а не воображаемые двери.
Квест - это весёлое приключение для детей и взрослых, для семьи или команды друзей. Его задача состоит в том, чтобы проявить сообразительность и с помощью загадок, шифров, подсказок и логического мышления, преодоления препятствий выйти из лабиринта или запертых помещений в течение ограниченного периода времени.
Но наш квест необычен, потому что это - Этноквест. Для того, чтобы справиться с его заданиями, нам нужно было окунуться в загадочный и волшебный мир сказок, а так же вспомнить всё, что вы знаете о фольклоре и русской культуре. Наша команда побывала в гостях у разных героев русских народных сказок, окунулась в мир фантазии и творчества, нашла ключ к разгадке и получила новогодние подарки, но самое главное – это незабываемые впечатления.
Роли сказочных героев играли наши любимые мамы.

Во время игры участники будут перемещаться по территории музея, решать неординарные интеллектуальные задачи, загадки познавательного характера и выполнять активные задания.
Сценарий этноквеста
«В поисках подарков Деда Мороза» Цель: Развить творческие и познавательные способности детей; сформировать интерес к участию в массовых мероприятиях, воспитать чувства уважения к себе и окружающим людям, создать праздничную атмосферу.
Действующие лица:
Снегурочка
Старушка-сказочница
Баба Яга
Водяной
Сорока
Кощей Бессмертный
Дед Мороз
Ход праздника:
Этно квест «В поисках подарков Деда Мороза», стал приятной неожиданностью, не только для учеников, которые были приглашены в школу в вечернее время на репетицию.

Снегурочка: Здравствуйте, детишки – девчонки и мальчишки! Я к вам пришла от Дедушки Мороза. Он Вам отправил письмо, вы его получили? Поможете подарки Деда Мороза найти? А Дед Мороз-то и сам куда – то затерялся! Ехали мы с ним вместе, но вмиг он исчез…
Видео послание Деда Мороза:

«Здравствуйте, мои ребятки, я Дедушка Мороз! Со мной приключилась большая беда! По дороге к вам у меня украли мешок с подарками, который я нес для вас. Кто мог это сделать, я не знаю… К вам на праздник торопился и в сугроб я провалился, и пока я выбирался, и пока до вас добрался и сейчас я растерялся! И куда мешок девался ?! Эх, найти бы мне его! Но без вашей помощи мне воришку не найти. Долгий путь у меня был к вам. Мимо болота водяного лежал мой путь, мимо избушки на курьих ножках я проходил, мимо пещеры Змея Горыныча я пробегал.
Скоро Новый Год, времени осталось очень мало! Сам я старенький уже! Тяжело мне искать мешок! Помогите мне найти его!»
Снегурочка: Посмотрите, что я нашла на ом самом месте, где мы с ним в последний раз были вместе! (Снегурочка достает конверт) Вам предстоит пройти все испытания, чтобы отыскать Деда Мороза и подарки.
Дети в конверте получают первую записку – загадку!
«Составляй- ка» Снегурочка – Насипова Е.В.
Составьте слова из перепутанных букв, а потом по первым буквам полученных слов составь отгадку, где спрятана следующая записка.
пакаш - (шапка)
боракок - (коробка)
сапьлеин - (апельсин)
канориф - (фонарик)
Отгадка слово - ШКАФ, где лежит кусок карты, для поисков Деда мороза и подарков.
Дети в шкафу находят кусок карты и указание, куда двигаться дальше:
Эта бабка необычна,
Всем детишкам симпатична.
Много сказок бабка знает,
Сладкой речью удивляет.
(бабушка-сказочница)
«Сказочная» - Бабушка-сказочница – Ваганова И.А.
Много серебра и злата
В сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет.
(Кощей Бессмертный)
Из лего конструктора нужно было построить замок Кощея Бессмертного.

«Загадочная» - Кощей Бессмертный – Беляева А.И.
Нужно было разгадать кроссворд

Запорошила дорожки,
Раскрасила окошки.
Радость детям подарила.
И на санках прокатила (Зима)
Если лес укрыт снегами,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
А на Новый год - важна.
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? ...(Новый Год)
Новогодние шары -
Лучший дар для детворы.
Хрупок, сказочен и ярок,
Этот праздничный … (подарок).
Он рисует на стекле
пальмы, звезды, пряники.
Говорят, ему сто лет,
а шалит, как маленький (мороз)
Ёжик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
А на Новый год важна (ёлка).
Его дети из снега слепили
Из морковки приделали нос
Даже шарфик ему подарили
Чтобы в сильный мороз не замёрз.
Кто же он знает каждый ребёнок
Во дворе за окошком стоит
Друг мальчишек и друг девчонок
Добрый толстенький друг … (снеговик)
Все резные, кружевные –лёгкие пушинки С неба прилетели к нам белые… (снежинки)

У меня в мешке подарки
Карамели, шоколадки
Вокруг ёлки хоровод
Что за праздник? … (Новый год)
Мы сегодня так устали
Пели песни и плясали
Хоть зима, а здесь нам жарко
И в мешке нас ждут … (подарки)
Время ёлку зажигать
Веселится и плясать
Крикнем мы на раз-два-три
Дружно ёлочка … (гори)
Вся нарядная в игрушках
Вся в гирляндах и в хлопушках
Не колючая ни сколько
Ну конечно это … (ёлка)
Самый добрый в мире дед
В шубу - валенки одет;
Бородой седой зарос
Наш любимый. (Дед Мороз)
Болото – неуютный дом,
Жильцу в нем одиноко.
Мечтает каждый день о том,
Как он взлетит высОко.
Мечта останется мечтой,
Летать не может (Водяной)
4. "Лабиринт" – Водяной – Заставная С.Г.
Вся команда должна провести «слепого бедолагу» (каждого участника команды) по болоту так, чтобы он не вышел за пределы безопасного пути и не утонул в болоте.

Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
" Кар–кар–кар! " – поёт (ворона).
5. «Песенная» - Сказочная ворона – Саркисян Н.Г.
Сказочная ворона просила детей отгадать по мелодии русских народных песен о зиме, а также новогодние песни и вместе с ними с удовольствием их исполняла.

В глухом лесу в своей избушке
Совсем одна живет старушка.
Метлой она не пол метет,
Метла - старушкин самолет!
(Баба Яга)
6. «Сказочная поляна» _ Баба – Яга – Караваева Е.Ю.
Кабинет оформлен в стиле «Избушка Бабы Яги». Лоскутки и пучки трав, привязанные к веревке, из большой коробки «Избушка на курьих ножках» (при желании одевается на взрослого, на ноги ласты).
Детей встречает Баба Яга и говорит, что очень любит слушать и смотреть сказки. И если ей понравится сказочка детей, то она отдаст следующую подсказку.

Детям раздаются элементы костюмов русской народной сказки «Колобок», выбираются исполнители ролей. Используется аудиозапись стилизованной сказки «Колобок» с музыкальными дорожками и юмористической интерпретацией диалогов персонажей. Дети импровизируют, изображая действиями сказочных персонажей.

Довольная Баба Яга отдает последнюю подсказку.

Получив последнюю кусочек пазла, дети сложили картинку и по шифру разгадали, где искать Деда Мороза и вместе с ним оказалась около загадочного камня. По шифру мы определили, что подарки украл ВОДЯНОЙ.
Разгадка тайны, кто же всетаки украл подарки:
Расшифровка надписи на камне

Из болота не вылазит,
Там живет в трясине, грязи,
Любит плавать под водой
Толстый, мокрый ...(Водяной)
Подарки были возвращены, все счастливы!

Дед Мороз: Спасибо, ребята, порадовали дедушку!
Пора мне в путь, подарки разносить!
Хорошим и воспитанным ребятам,
Которые спешат добро дарить!
Увидеться мне с ними срочно надо!
До встречи, ребята!
Подводя итог, хочется отметить, что мои родители – отличные помощники. Все наши школьные праздники проходят с их участием. Сыграть роль, придумать конкурсы и всякие развлечения, оформить класс, изготовить костюмы, поощрительные призы, помочь накрыть стол для детей, да и многое другое – всё это по плечу моим родителям.
3. Список литературы и ссылки на дополнительную информацию
1. Новогодний квест с поиском пропавших подарков и путешествием в Лукоморье! http://drkvest.ru/primeri.php?id_level=104
2. Загадки для детей http://zagadka.yaxy.ru/zagadki_detskie.html
12