СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья и школа: грани сотрудничества

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Семья и школа:грани сотрудничества". 

Просмотр содержимого документа
«Семья и школа: грани сотрудничества»


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА

УПРАВЛЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Вторая Рождественская средняя общеобразовательная школа

им. С.З. и Г.З. Пискуновых»

307050, Курская область, Медвенский район, д.Губановка

тел./факс 8 (47146) 4 – 87 – 24

e-mail: depres19912008@yandex.ru; сайт: shkola-2rojd. ru



Утверждена на педагогическом совете

Протокол от 26 августа 2015 г. №

Председателем педагогического совета

Т.А.Петрищева

Введена в действие

Приказом от сентября 2015г. №

Директор школы

В.И.Емельянова







ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Семья и школа: грани сотрудничества»

Срок реализации программы– 5 лет





Составитель: заместитель директора по

воспитательной работе Газаева Л.О.







д.Губановка, 2016г.



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

И. Брандт

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Достижение успеха в процессе воспитания детей возможно только при условии объединения усилий семьи и других социальных институтов. Важнейшее место среди указанных институтов занимают общеобразовательные организации, обеспечивающие реальное взаимодействие родителей и педагогов в воспитательном процессе.

Проблема - Кризисные явления, характерные для современного общества, сказываются на состоянии духовного, физического, нравственного и психологического здоровья подрастающего поколения.

Пытаясь найти пути решения этих проблем, школа ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным только в том случае, если учителя и родители станут союзниками.

Их союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении, доверии, ответственности и направлен на развитие личности ребёнка.

Данная программа посвящена проблеме организации сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в процессе воспитания школьников.

Программа определяет цели и задачи изучаемого сотрудничества, функции и формы взаимодействия педагогов и родителей.

Особое внимание в программе уделяется организации родительского всеобуча в образовательной организации, помогающее определить сферы взаимодействия педагогов и родителей в процессе воспитания детей.

Настоящая программа предназначена для широкого круга педагогов (классных руководителей, учителей-предметников, заместителей директора по воспитательной работе, педагогов-организаторов, социальных педагогов, школьных психологов) и родителей школьников.

Целью настоящей программы является создание реального сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в процессе воспитания школьников.

Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач:

  1. изучение семьи путем выявления ее возможностей по воспитанию ребенка;

  2. выявление функции взаимодействия педагогического коллектива и родителей;

  3. формирование педагогической позиции родителей;

  4. определение форм взаимодействия педагогического коллектива и родителей;

  5. организация родительского всеобуча в общеобразовательной организации;

  6. формулирование методических рекомендаций по проведению родительского собрания;

  7. использование личностно-ориентированного подхода к ребенку и родителям;

  8. привлечение родительской общественности к участию в учебно-воспитательном процессе;

  9. достижение активного участия родителей в воспитании детей;

  10. анализ промежуточных и конечных результатов совместной деятельности педагогического коллектива общеобразовательной организации и родителей по воспитанию школьников.

Участники Программы: Участниками программы является учащиеся 1–11 классов и их родители, администрация школы, учителя-предметники, классные руководители, библиотекарь, воспитатели ГПД, медсестра, в тесном сотрудничестве с центрами дополнительного образования (ДЮСШ, МОУ ДОД «Дом пионеров и школьников», сельская библиотека, КДН и ЗП, МУЗ Медвенская ЦРБ, отдел МВД и т.д.).


Сроки реализации Программы: с 2015 по 2020 гг.


Нормативно правовая база:


1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

2. Конвенция о правах ребёнка 1989г.

3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.

4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

6.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

7. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №12.

8.Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 328-ФЗ

"О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

9. Устав школы.


Приоритетные направления Программы

1.      Диагностика семей.

2.      Психолого-педагогическое просвещение

- работа с родителями

- работа с педагогическими кадрами.


3.      Сотрудничество:

- учителей и родителей в организации воспитательной работы в школе

- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

- привлечение социума поселка и района в воспитательный процесс


4.      Работа с нестандартными семьями (многодетные, неполные, опекаемые и оказавшимися в жизненно-трудной ситуации).



Ожидаемый результат: 

1.Возрождение традиций семейного воспитания, улучшение микроклимата в семье.

2.Повышение педагогической культуры родителей во взаимоотношении с ребенком

3. Устойчивость в поведении детей, уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в детской среде, сокращение числа неблагополучных семей.

4. Привлечение к активному участию родителей в общешкольных мероприятиях.

5.Отсутствие конфликтности, “мирное” разрешение проблем между учащимися и их родителями;

6.Повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы.



Механизм реализации Программы

Осуществляется через:

- мониторинговые исследования;

- психолого-педагогическое просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания;

- установления партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;

- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;

- привлечение  родителей к совместной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций;

- повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научное, художественно - эстетическое, экологическое, спортивное воспитание и туристско-краеведческую работу.



Главное назначение семьи – воспитание детей. Семья – персональная среда жизни и развития ребенка, качество которого определяется рядом параметров.

Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участие в жизни общества; социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический – зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни; демографический – определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Главными функциями семьи являются:

  1. воспитательная;

  2. оздоровительная;

  3. духовно-нравственная;

  4. познавательно-образовательная;

  5. бытовая;

  6. трудовая;

  7. культурно-просветительная;

  8. досугово-творческая;

  9. охранно-защитная.

Главными компонентами семейного воспитания выступаю:

  • климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

  • режим семейной жизни;

  • содержание деятельности (отца, матери, бабуши, детей).



Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят обострению семейных проблем.

Это, прежде всего, падение жизненного роняя большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребёнка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалификационная помощь со стороны школы.

Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решить проблему развития личности школьника.

Взаимодействие семьи и школы должно быть направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Следовательно, главными функциями взаимодействия школы и семьи являются:

  1. информационная;

  2. воспитательно-развивающая;

  3. формирующая;

  4. охранно-оздоровительная;

  5. контролирующая.

Формы взаимодействия педагогов и родителей

Как именно осуществляется совместная работа семьи и школы? Прежде всего через известные формы: коллективные; групповые и индивидуальные.

К коллективным можно отнести такие формы работы с родителями, как общешкольные и классные родительские собрания, родительские лектории, педагогические конференции, вечер вопросов и ответов, диспуты, встреча родителей с администрацией школы, учителями класса день открытых дверей, коллективные творческие дела, выставки работ, творческие отчеты. К групповым можно отнести взаимодействия с родительским комитетом и творческими группами, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, клубы. К индивидуальным формам мы относим, прежде всего, индивидуальные консультации и посещение учителем семей.

  1. Коллективные формы взаимодействия педагогов с родителями

Круглый стол. Проводится с целью мотивации совместной деятельности. Помогает выявить наиболее активных родителей и создать инициативные родительские группы.

Мини-лекции. Проводятся для повышения педагогических знаний родителей. Это могут быть лекции по безопасности жизнедеятельности детей, по разбору трудных ситуаций, по обсуждению конфликтов и другим вопросам.

Папка класса. Наиболее интересным представляется ведение данного документа совместно с родителями. Основные рубрики предназначены для диагностирования каждого ученика. Информацию об ученике заполняют раз в четверть только родитель, он пишет все, что считает нужным: особенности поведения, темы бесед, трудности и удачи воспитания, что любит ребёнок, что его волнует. Учитель может пользоваться такой папкой для того, чтобы вовремя уловить тот момент, когда необходимо посоветоваться с психологом или провести индивидуальную встречу с родителями или учениками. Папка должна быть со съемными страничками для удобства раздачи родителям.

Страничка, посвященная учащемуся, может выглядеть следующим образом:

  1. Ф.И.О. учащегося, дата и место рождения.

  2. Ф.И.О. родителей, их место работы, все контактные телефоны и электронные адреса (дополнительная информация о дате и месте рождения по желанию родителей).

  3. Условия проживания (отдельная комната, есть ли рядом буши и дедушки и т.д.).

  4. Дополнительное образование (секции, кружки и т.д.).

  5. Наличие домашних животных.

  6. Увлечения ребенка, способы проведения свободного времени.

  7. Увлечения семьи, способы проведения совместного досуга, отпусков.

  8. Проблемы со здоровьем ( в ласах без коррекционного компонента), названия необходимых лекарств и препаратов, вызывающих аллергию.

  9. Режим ребёнка в будние и выходные.

  10. Окружение ребёнка (с кем общается вне дома): друзья, родственники, приятели.

  11. Время нахождения в школе (во сколько приходит домой) и примерная продолжительность выполнения домашнего задания.

  12. Успехи ребёнка за последнее время (вше мнение).

  13. Совместные планы семьи на ближайшее будущее.

  14. Какие мероприятия в классе/школе вы готовы организовать совместно с другими родителями и классным руководителем/педагогом организатором.

По желанию родителей могут быть добавлены следующие пункты:

  • Что нравится в организации работы школы и класса?

  • Что не нравится в организации работы школы и класса, ваши пожелания и предложения?

  • Какие вопросы, касающиеся непосредственно вашего ребёнка, вы хотели бы обсудить с классным руководителем и психологом?

  • Что о вашем ребёнке вы хотели бы сообщить классному руководителю (можно не заполнять, а подойти с этим к учителю)?

Количество строчек для ответов может варьироваться от двух до десяти (на усмотрение учителя).

Родительский лекторий. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители – не пассивные слушатели.

Очень часто на практике занятия по психолого-педагогическому просвещению переходит в родительское собрание. Уяснив сущность воспитательной проблемы, родители обсуждают то, как она решается в конкретном классе или семьях, обмениваются мнениями и совместно намечают программу действий.

Конференция, по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Педагогические конференции представляют собой форму обобщения педагогических знаний и умений. Ценность конференций заключается в том, что в их работе могут принимать участие и родители. Основная задача проведения конференции — обмен опытом семейного воспитания. Проведение конференции требует тщательной подготовки, поэтому они не должны быть частыми — 1-2 раза в год. В ходе подготовки намечается план проведения.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или на родительском собрании по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен на обсуждение родителей и стать основой для специально подготовленного диспута.

Диспут-размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Участники диспута сами могут сформулировать, разбившись по группам, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них те, с которых нужно начать обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в группах, а затем их мнения вынести на коллективное размышление. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов диспута возможно подготовить совету дела, педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники.

Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

Встречу родителей с администрацией школы, учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы в адрес друг друга, составление программы действий по выявленным проблемам. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучении отдельных групп детей.

«День открытых дверей» является важной формой работы с родителями. Проведение «дней» способствует тому, что родители имеют возможность проникнуть в любой уголок школы, увидеть своего ребенка в школьной среде, которая, безусловно, отличается от семейной.

В одних школах это совместный праздник педагогов и семьи, на котором организуются выставки работ учащихся, родителей, творческие отчеты коллективов, награждаются дети, родители, педагоги за различные достижения, проводятся соревнования, конкурсы коллективов, семей. Может сочетаться проведение мероприятий на уровне всей школы и в классных коллективах, или организуется коллективное творческое дело.

Выставки работ. Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая другим формам, а не самостоятельная.

Так, например, выставки организовывают во время проведения дня открытых дверей, концертов, родительских собраний и т.д. Выставки являются своеобразным стимулом для детей, желающих, чтобы родители похвалили и оценили по достоинству их труд.

Творческие отчеты. Творческие отчеты служат для подведения итогов работы различных кружков художественной самодеятельности. Чаще всего используются не как самостоятельная форма, а включаются в общешкольные праздники, концерты и другие формы воспитательной работы.

Родительское собрание и их роль для родителей. Общешкольные и общеклассные родительские собрания проводятся в соответствии с целями и задачами школы в области педагогического всеобуча. На первом собрании родителей необходимо познакомить с проблематикой коллективных форм на год. Полезно провести анкеты, выясняющие потребность данной аудитории в психолого-педагогических знаниях и выявить типичные затруднения, с которыми они встречаются в семейной педагогике.

Особое значение для учителя и родителей имеют классные собрания. Важным этапом в их проведении является подготовка. Прежде всего учителю надо определить круг проблем на данном собрании. Они должны вытекать из системы тем, спланированных в начале учебного года. Учитель может подготовить к собранию выставку творческих работ детей. В подготовке к собранию могут принимать участие не только родители из родительского комитета, но и активные родители, принимающие близко к сердцу все школьные проблемы.

Для проведения собрания необходимо создать благожелательную атмосферу. Построение классных родительских собраний различно. Но важно одно – это сообщение педагогических знаний. Это может быть лекция, сообщение, решение педагогических задач, деловая игра, семинарские занятия. На собрании разрешается ряд задач, связанных с результатами учебно-воспитательного процесса. Самое трудное – увязать представленные части собрания. Наиболее оптимальным является следующий прием: все педагогические знания, даваемые на родительском собрании, должны опираться на «живые» примеры из жизни детей класса.

Совершенно недопустимо давать отрицательную характеристику учебной деятельности конкретного ученика или отчитывать за слабую успеваемость того или иного школьника и его родителей. Также неправильно, если на каждом родительском собрании звучат дифирамбы отдельным детям, а иные не упоминаются совсем. Кроме вреда, такие, с позволения сказать, приемы ничего не приносят, кроме возникающего у родителей отвращения к различного рода массовым действиям.

Но ведь учитель не так часто встречается с родителями, и время проведения родительского собрания не дает возможности общаться с каждым. В этом случае можно на стол перед каждым родителем положить свернутый лист бумаги, внутри которого учитель сообщает информацию личного характера. Такие записочки очень важны. Они создают основания для близости родителей и учителя, придают уверенности родителям в том, что учитель подходит индивидуально к каждому ребенку.

  1. Групповые формы взаимодействия педагогов с родителями

Эти формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам:

— актив родителей (класса, школы);

— родители, разрабатывающие и решающие какие-либо проблемы в школе, или классе;

— родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей;

— родители, которые воспитывают девочек (мальчиков);

— родители, воспитывающие одного ребенка (много детей);

— родители, дети которых имеют отклонения в развитии и поведении, и т. д.


Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. Родительский актив — это опора педагогов, он при умелом взаимодействии становится проводником их идей. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции как по организации работы с родителями, так и с детьми; определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.


Взаимодействие педагогов с творческими группами (советами дел). В этом случае педагог взаимодействует с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность.


Групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с опорой на этих учащихся. После посещения ряда уроков учителя и родители вместе пытаются выявить причины трудностей детей, найти способы оказания им помощи.


  1. Индивидуальные формы взаимодействия педагогов с родителями


Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. В этой связи индивидуальные формы взаимодействия педагогов и родителей являются необходимыми и чаще всего наиболее эффективными в установлении контакта с семьей. К ним относят беседу, посещение на дому, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку.


Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов больше усилий и изобретательности, но ее эффективность по сравнению с работой в большой группе значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя. Достигнутая в результате индивидуальной работы высокая включенность родителей в дела школы приводит к повышению достижений учащихся, их желанию учиться и настойчивости в обучении как у учеников, так и у их родителей, улучшению поведения детей, положительному развитию их самооценки, более успешному выполнению домашних заданий, к улучшению психологического климата в школе и мнения родителей об учителях.

Индивидуальные формы взаимодействия являются основными в работе с проблемными семьями и детьми.


В современных условиях роль индивидуальных форм существенно возросла, и в реальности они становятся более востребованными со стороны родителей. Эффективность их высока, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль взаимоотношений.


Во время беседы важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия являются внимательность, проникновенность, неторопливость.


В индивидуальной форме взаимодействия заложены большие воспитательные возможности. Так, разговор по душам может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса.


Первое индивидуальное общение очень важно и должно проходить в благоприятной для родителей обстановке. В этой связи на первом родительском собрании классный руководитель предлагает родителям самим определить время и место ближайшей встречи, которая может проходить в школе или дома, в семье ребенка. Родителям предлагается подумать о том, что важно учитывать педагогам в воспитании их ребенка, подготовить вопросы для классного руководителя.

Посещение на дому. Особенно полезна эта встреча у ребенка дома, так как домашняя обстановка располагает к откровенному разговору, есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка. Но ни в коем случае педагог не должен настаивать на встрече в домашних условиях. Инициативу должны проявить родители. Случится ли это, зависит от умения педагога на первом родительском собрании расположить родителей к общению, убедить их в необходимости и полезности взаимодействия и первой встречи в домашних условиях.

Совершенно очевидно, что приход педагога в семью может быть только по приглашению. Известны классные руководители, которых все родители приглашают и с удовольствием ждут этой встречи. Почему? Потому что эти педагоги приносят радость в дом, находят добрые слова о ребенке, рассказывают о его успехах и достижениях, обращаются за советом к родителям, выясняют их мнение по той или иной проблеме, которая возникает в обучении и воспитании гребенка, в работе с коллективом класса.


Временные возможности классного руководителя весьма ограничены, поэтому общение с родителями может осуществляться по телефону. При этом надо договориться об условиях связи, чтобы у обеих сторон не возникало дополнительных проблем и неудобств.


Многие классные руководителя, учителя используют переписку. К сожалению, чаще всего это замечания ребенку. Следует отказаться от записей в дневнике и писем с негативным содержанием. О проблемах, трудностях, неудачах ребенка лучше говорить тактично при встрече с родителями, не упрекая, не назидая, а советуясь и принимая совместные решения, как помочь школьнику.

В то же время педагогам следует чаще использовать дневник для сообщения о достижениях ребенка, о его положительных поступках.

Целесообразно посылать родителям благодарственные письма: благодарить ребенка за участие в делах, за помощь товарищам, другим людям, инициативу и т. д., родителей за содействие и помощь в воспитании ребенка, в делах класса и школы.

Учителя, руководство школы могут также посылать информационные письма, в которых сообщается о делах школы, класса, о возможностях принять в них участие.

Целесообразны письменные сообщения о новых книгах, спектаклях, фильмах, которые полезно посмотреть родителям и детям, рекомендации и просьбы по оказанию помощи ребенку в учебе по предмету, предложения по выполнению совместных творческих заданий всей семьей и др.


Сегодня большие возможности для связи предоставляет электронная почта.

Индивидуальная консультация — распространенная форма взаимодействия с родителями. Она может проводиться по инициативе учителя или по просьбе родителей и успешна при доверии педагогу. Родители же доверяют педагогу, если он участвует в решении проблем ребенка, вместе с ними выясняет их причины, ищет пути решения проблем, помогает найти специалистов, которые проведут консультацию.

Приглашение родителей в школу для индивидуальной беседы или консультации должно быть письменным или устным, в тактичной форме, т. к. вызов в школу родители воспринимают настороженно. Начинать разговор с родителями целесообразно с рассказа об успехах ребенка, выслушивания родителей и лишь потом обратиться за советом по вопросу, который волнует педагога, ни в коем случае не допуская упреков, назиданий в адрес родителей, не унижая достоинства ребенка.

В каждом реальном случае педагог выбираем разные формы взаимодействия с родителями, учитывая их потребности и предложения. Главное — сделать родителей своими союзниками.



Однако в организации работы с родителями учащихся существуют следующие проблемы:

  1. Низкий уровень посещаемости родителями учащихся родительских собраний, лекториев, семинаров.

  2. Наблюдается тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

  3. Во многих семьях отсутствуют межличностные связи между детьми и родителями. Родители испытывают затруднения в установлении контактов с детьми.

  4. Родительские собрания в основном посещают мамы.

  5. Все чаще стали возникать конфликтные ситуации в отношениях родителей и детей, педагогов и родителей, педагогов, учащихся и родителей.

Возможные пути преодоления недостатков:

1.Классным руководителям активнее привлекать родителей к участию во внеурочной деятельности;

2.Уделять больше внимания организации и проведению родительского собрания, изменить подход к проведению собрания, пересмотреть формы и методы ведения собрания.

3. Предварительно изучить потребности родителей в том или ином вопросе.



Методы взаимодействия

  • Убеждение - процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.

  • Поощрение/наказание - похвала, благодарность / общественное порицание, осуждение.

  • Упражнение - опосредованное влияние на воспитанника, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.

  • Коррекция - оказание психолого-педагогической помощи в переосмыслении воспитательного процесса как фактора развития личности.



Программа «Семья и школа: грани сотрудничества» рассчитана на 4 года реализации.

1этапначальный - 2015-2016 учебный год.

На начальном этапе проводится диагностика о сотрудничестве школы и семьи, изучается социальный состав класса, школы, круг интересов, склонностей, в результате чего обнаружится проблема, требующая разрешения.

2 этап – основной–2016-2019 учебный год.

На втором этапе апробируются идеи личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманской, Г.К. Селевко), гуманного обучения и воспитания (К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили), технологии обучения и воспитания в сотрудничестве.

На этом этапе ведущей деятельностью является коллективно-творческая деятельность, способствующая интеграции учебной, внеклассной и внешкольной работы, содействующая развитию индивидуальных особенностей учащихся, их стремлению к самореализации.

3 этап – заключительный- 2019-2020.

Диагностика на заключительном этапе выбранных технологий для решения обозначенной проблемы, решения основных задач.

Основные направления.

Содержание деятельности по реализации программы представляет собой движение по трем векторам: работа с учащимися, работа с родителями и совместная творческая деятельность учителей, родителей и детей.

  1. Работа с учащимися предполагает решение следующих задач:

— создание максимальных условий для развития и повышения уровня

воспитанности школьника;

— воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «Я»;

— формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений, семейных ролях, социо - культурных семейных ценностей;

— приобщение к положительным традициям национальной культуры, передачи опыта и сохранения семьи;

— обеспечение социально – психологической защиты ребенка.

— включение коллектива класса в региональное культурно-образовательное пространство с целью формирования гуманистического мировоззрения, духовно-нравственных ориентиров ребёнка.



Работа с учащимися проходит по трем направлениям: "Обучение", "Воспитание", "Развитие", которые имеют специфические цели, содержание и формы.

Цель направления «Обучение»- повышение психологической и педагогической культуры учащихся в преодолении проблем семьи, ребенка, школы.

Основные формы работы:

  • классные часы по направлениям: «Духовно-нравственное воспитание», «Семейное воспитание», «Правовое воспитание», «Охрана жизни и здоровья»;

  • уроки-мужества;

  • беседы с социальным педагогом;

  • аутотренинги;

  • встречи с ветеранами, священниками, медицинскими работниками, сотрудниками полиции;

  • групповые обсуждения сходных проблем;

  • тестирования, анкетирования;

  • консультации специалистов;

  • индивидуальные беседы.


Ожидаемый результат:

  1. Просвещение детей в вопросах сохранения психологического здоровья и роли семьи в жизни человека.

  2. Оказание помощи детям, направление их к социально-одобряемому образу жизни и поведения.

  3. Профилактика вредных привычек и противоправных поведений учащихся.

Цель направления "Воспитание"- возрождение традиций семейного воспитания, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех членов семьи.

Основные формы работы:

  • цикл музейных занятий по программе «Культура личности», который включают в себя широкий круг проблем и понятий: культура языка, культура общения, культура поведения, культура быта, культура традиций;

  • музейные уроки: «СемьЯ», «Мифология жилища», «Как жили древние люди», «Как на Руси чаи гоняли», «Что едали на Руси».

Ожидаемый результат:

  1. Высокий уровень воспитанности учащихся.

  2. Творческая самореализация детей.

  3. Снижение остроты проявлений кризиса семьи.

  4. Здоровый микроклимат в семье и школе.

  5. Взаимопонимание между родителями, детьми и педагогами.



Цель направления "Развитие" - вовлечение учащихся в учебно–воспитательный процесс школы.

Основные формы работы:

  • сотрудничество с социальными партнёрами:

посещение библиотек, музеев, театров, кинотеатров, филармонии;

  • система дополнительного образования:

посещение кружков, спортивных секций, клубов по интересам;

  • коллективно-творческие дела;



Ожидаемые результаты:

  1. Активное вовлечение учащихся в учебно–воспитательный процесс школы.

  2. Возникновение воспитательного пространства, где царят добро, культ знаний, терпимость, где никому не грозит быть непонятным и неприятным.

  3. Заинтересованность в совместной работе (родителей, учителей, учеников, социальных партнеров), приводящей ученика к успеху.

  4. Снижение семейного неблагополучия.



  1. Работа с родителями предполагает решение следующих задач:

— формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе класса;

— формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;

— формирование психолого-педагогической культуры родителей;

— развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.

Работа с родителями проходит по двум направлениям: "Всеобуч", "Помощь", которые имеют специфические цели, содержание и формы.

Цель направления «Всеобуч» - повышение функциональной грамотности родителей в различных областях семейного воспитания.

Основные формы работы:

родительские собрания с использованием инновационных форм:

  • практикум: «Типы воспитания»;

  • тренинг: «Климат семьи»:

  • лекция-диалог: «Я и мы. Моя семья»;

  • «круглый стол»: «Радости общения»;

  • диспут; «Дети не только цветы жизни. Дети – бедности покрывало и дар очищения»;

  • конференция: «Роль родителей в семье»;

  • ролевые игры: «Папа, мама и я – счастливая семья»

  • обмен опыта по воспитанию детей;

  • групповые обсуждения сходных проблем;

  • тестирования, анкетирования;

  • консультации специалистов;

  • индивидуальные беседы.

Ожидаемый результат:

  1. Повышение функциональной грамотности родителей, которая выражается в усилении взаимопонимания и согласованности действий родителей, учителей, как заботы о развитии воспитанников.

  2. Высокий уровень стремления родителей к сохранению семейных отношений и круга семейных ценностей, ориентированных на духовно - нравственное воспитание детей.

  3. Обобщение и распространение опыта воспитания детей благополучных семей;



Цель направления "Помощь"- оказание родителями посильной помощи школе.

Основные формы работы:

  • оформление классных уголков, выпуск газет;

  • создание наглядных пособий;

  • участие родителей класса в работе совета школы и класса;

  • участие родителей в ремонте и благоустройстве класса и школы;

  • спонсорство мероприятий;

  • профориентационная работа.

Ожидаемый результат:

  1. Усиление интереса родителей к учебно-воспитательной работе класса и школы.

  2. Улучшение материально- технической базы класса.

  3. Терапия семейных отношений, уменьшение количества проблемных семей.



3. Совместная творческая деятельность учителей, родителей и детей предполагает решение следующих задач:

— формирование понимания значимости сотрудничества школы с семьей, в установлении гуманных взаимоуважительных отношений между родителями, детьми, учителями;

— формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;

— создание условий для проведения семейного досуга, организация совместной деятельности родителей и детей.



Цель направления "Досуг" - вовлечение родителей, учащихся, учителей в учебно–воспитательный процесс школы, возрождение традиций семейного воспитания, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех членов семьи.

Основные формы работы:

  • сотрудничество с социальными партнёрами:

посещение библиотек, музеев, театров, кинотеатров, филармонии,

  • коллективно- творческие дела:

- выставки совместных работ родителей и детей: «Хозяюшка»,

«Художник»;

- исследовательская и проектная деятельность;

- экскурсии по родному краю, походы.

  • совместные праздники:

- «Рождество», «Масленица», «Сороки»;

- ярмарки «Дары осени», «Масленица;

- «Золотая осень», «День Матери», «Рождественские посиделки»;

- утренники, посвященные Женскому Дню 8 Марта, Дню защитников Отечества, Новому году;

Ожидаемые результаты:

  1. Активное вовлечение родителей и учащихся в учебно–воспитательный процесс школы.

  2. Эффективные формы сотрудничества семьи и школы.

  3. Возникновение воспитательного пространства, где царят добро, культ знаний, терпимость, где никому не грозит быть непонятным и неприятным.

  4. Заинтересованность в совместной работе (родителей, учителей, учеников, социальных партнеров), приводящей ученика к успеху.

  5. Разработка системы единых требований и согласования основных направлений школьного и домашнего воспитания.

  6. Взаимопонимание, взаимоуважение взрослых и детей через совместную творческую деятельность.

  7. Здоровый микроклимат в семье и школе.

  8. Снижение семейного неблагополучия.

Характеристика типов семей

 

I тип семьи – социально здоровая и благополучная в воспитательном отношении семья. Однако, это не значит, что она не нуждается в педагогических рекомендациях. Социально здоровая, воспитательно-благополучная семья не вызывает особых затруднений в работе с ней. Следует обратить внимание на перспективы воспитательной деятельности данной семьи: создание условий для всестороннего развития  личности ребёнка и формирование его творческой индивидуальности, постановку и определение его жизненных целей, изменения характера воспитания в связи с возрастным развитием ребёнка. Педагогические рекомендации по отношению к данному типу семьи  должны иметь опережающий характер, предостерегать родителей от возможных ошибок в воспитании, помогать им в исправлении недостатков ребёнка.

II тип семьи – социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении – нуждается в рекомендациях, которые помогут ей изменить неблагоприятную воспитательную ситуацию, обусловленную разладом внутрисемейных отношений. Классный руководитель может помочь каждому из родителей осознать свою роль и ответственность  в укреплении внутрисемейных отношений, показать пути сплочения семьи как коллектива, способного создать необходимое условие для развития ребёнка,  основные направления повышения семейной  педагогической культуры.

III тип семьи – социально нездоровая и неблагополучная в воспитательном отношении – требует особого внимания. В работе с ней нельзя ограничиваться только педагогическими рекомендациями. Большое значение имеет воздействие на микроклимат  в семье, повышение ответственности за воспитание детей.  Только на фоне всесторонних воздействий на семью можно говорить о путях повышения её педагогической культуры и надеяться на успех педагогической работы с нею.

IV тип семьи – социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении – при всём её  внешнем благополучии, представляет наиболее трудный объект для педагогического воздействия. Эта семья имеет искажённые представления о своих воспитательных функциях: родители сознательно воспитывают  индивидуальные черты личности ребёнка, внушают ему искажённые представления о жизненных ценностях, прививая первостепенное  значение материальным благам.  Ко всем педагогическим рекомендациям родители относятся негативно. Поэтому здесь также требуется коренная  перестройка психологии семьи, и,  прежде всего,  её мировоззренческих установок. В связи с этим и педагогические рекомендации направляются на перестройку сознания и мировоззрения, раскрытие жизненных целей и перспектив, как ученика, так и самих родителей.



Содержание психолого-педагогического просвещения родителей

 

Рекомендуемая примерная тематика родительских собраний по типам семей:

I тип семьи

1. Младший подросток и его особенности.

2. Воспитание гражданина в семье.

3. Авторитет родителей в воспитании детей.

4. Физическое развитие школьников.

5. Книга в жизни школьника.

6. Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка.

7. Как уберечь ребёнка от насилия.

8. Ваш ребёнок влюбился…

9. СПИД – реальность или миф.

10. Природа и дети. Экологическое воспитание в семье.

11. Помощь родителям в выборе будущей профессии ребёнка.

12. Ваш ребёнок и его друзья.

13. Нравственные идеалы в семье.

14. Сексуальное воспитание в семье.

15. Права и обязанности родителей.

 

II тип семьи

1.      Роль родителей в трудовом воспитании подростка.

2.      Родителям о роли общения в жизни подростка.

3.      Авторитет родителей в воспитании детей.

4.      Физическое развитие школьника.

5.      Наказание детей в семье.

6.      Как уберечь ребёнка от насилия.

7.      Ваш ребёнок влюбился.

8.      Этика поведения детей и взрослых в семье.

9.      Курение и статистика.

10. СПИД – реальность или миф.

11. Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.

12.Ваш ребёнок и его друзья.

13.Роль родителей в организации досуга ребёнка.

14.Влияние взаимоотношений  между родителями на психическое  здоровье ребёнка.

15.Роль родителей в развитии творческих способностей детей.

 

III тип семьи

1.      Роль родителей в организации досуга.

2.      Авторитет родителей в воспитании детей.

3.      Положительные эмоции и их значение в жизни человека.

4.      Физическое развитие школьников.

5.      Агрессия, её причины и последствия.

6.      Наказание ребёнка в семье.

7.      Как уберечь ребёнка от насилия.

8.      Этика поведения  детей и взрослых в семье.

9.      курение и статистика.

10.СПИД  - реальность или миф.

11.Антиалкогольное воспитание в семье.

12.Роль общения в жизни ребёнка.

13.Права и обязанности ребёнка.

14.Любовь к ребёнку как фактор его психологического здоровья.

15.Роль семьи в формировании нравственного сознания ребёнка.

 

IV тип семьи

1. Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков.

2. Авторитет родителей в воспитании детей.

3. Компьютер в жизни школьника.

4. Физическое развитие школьников.

5. Агрессия, её причины и последствия.

6. Наказание ребёнка в семье.

7. Как уберечь ребёнка от насилия.

     8. Ваш ребёнок влюбился.

9. Этика поведения  детей и взрослых в семье.

10. СПИД  - реальность или миф.

     11. Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.

     12. Материальное благополучие в семье.  Его влияние на воспитание детей.

     13. Как отражается отношение родителей к школе на воспитание ребёнка.

     14. Семья и школа. Конфликты и пути их разрешения.

     15.  Роль взаимодействия семьи и школы на учебную деятельность ребёнка.



План реализации программы




Направления деятельности

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Изучение

семей учащихся

Традиционно

Анкетирование родителей в ходе подготовки и проведения родительских собраний.

Диагностика учащихся и родителей.

Ежегодно

В течение учебного года


В течение года


Классные руководители, Зам. директора по ВР

2.

Педагоги­ческое просвеще­ние роди­телей

Педагогический лекторий для родителей учащихся


Работа клуба «Молодая семья»


Индивидуальные консультации, встречи с родителями


Заседания семейного клуба


В течение года


В течение года


В течение года



В течение года-

Зам. директора по ВР, классные руководители

ЗВР



Кл. руководители



ЗВР

3.

Участие родителей в подготов­ке и прове­дении классных и школьных мероприя­тий

Традиционные дела

Праздник Первого звонка.

Праздник для первоклассников «Мы теперь не просто дети, мы теперь - ученики»

Школьный туристический слет


Конференция учащихся «Новый учебный год: каким ему быть?»

Спортивные соревнования «Папа, мама, я – олимпийская семья».

День рождения классного коллектива

КТД «Новогодний калейдоскоп».

Месячник военно-патриотической и спортивно-массовой работы

День благодарения матери

Месячник семейного воспитания.

Субботники по благоустройству территории школьного двора.

Вахта Памяти

Праздник Последнего звонка

Праздник прощания с начальной школой

Выпускной вечер

Классные туристические походы

Участие в городских и областных конкурсах

Ежегодно

1 сентября

1 сентября



Сентябрь



Сентябрь


Октябрь


Октябрь-ноябрь

Декабрь


Февраль


Март.

Март


Апрель-май



Май

Май


Май


Июнь


Май-июнь


В течение года


Зам.директора по ВР

Кл.руковод.

Учитель физкультуры


Зам.директора по ВР


Учитель физкультуры

Кл. руководители

ЗВР , ст.вожатая

Классные руков.


ЗВР

ЗВР

ЗВР,

Кл. руководители

Кл. руководители

ЗВР, кл. рук-ли


кл. рук-ли


ЗВР, кл. рук-ли

кл. рук-ли


ЗВР, кл. рук-ли, педагоги ДО

4.

Взаимодей­ствие с органами родительского самоуправления

Традиционно

Заседания Совета школы


Заседания родительского комитета школы

Родительские собрания в начальной школе.

Родительские собрания выпускных классов.

Родительские конференции.

Общешкольная отчетно-выборная конференция.

Ежегодно

Сентябрь, январь, май


Октябрь, декабрь,

Ноябрь, март


Март


Февраль, апрель


Сентябрь-октябрь


Директор школы,


Зам. директора по ВР

5.

Информиро­вание роди­телей о ходе и результатах

обучения и воспитания

учащихся

Конференция родителей.


Родительские собрания.

Публичный отчет школы.

Выпуск школьной газеты.

Стендовая презентация.

Октябрь-ноябрь

В течение года

Май

В течение года

В течение года

Директор школы, зам. директора по ВР



Отслеживание результативности реализации программы предполагается в конце каждого учебного года путем анкетирования родителей, проведения круглых столов по рефлексии и анализу результатов.


Таким образом, родители – это настоящие партнеры в образовательном процессе: соучастники в управлении школой, эксперты и участники коллективно-творческих дел, спонсоры. Только тройственный союз: «школа – ученики - семья» будет качественно направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника.

Учитель - ученик – родитель – вот что может сохранить желание учиться, укрепит веру в себе, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно- личностного подхода к детям.

Создавая семейные клубы, используя инновационные формы работы, школа привлекает родителей к организации досуговой деятельности детей.



Критерии оценки эффективности реализации программы «Семья и школа»

Заключение по результатам психодиагностического исследования.

Цель: Изучение результативности сотрудничества семьи и школы.

Задачи:

  1. Изучение уровня воспитанности учащихся

  2. Изучение удовлетворенности родителей работой в классе

  3. Изучение системы ценностей учащихся

  4. Изучение уровня тревожности учащихся

  5. Изучение мотивации учебной деятельности учащихся

  6. Изучение социально-психологического климата класса.

  7. Изучение уровня удовлетворенности родителей работой в классе

  8. Изучения эффективности сотрудничества семьи и школы


Методы: наблюдение, измерение, анкетирование

Методики:

1. Уровень воспитанности Капустина

2. Методика измерения мотивации учебной деятельности школьников (Н.Ф. Талызина, А.К. Маркова)

3. Методика измерения тревожности Кондаша

4. Методика “Ценностные ориентации” (М.Рокич)

5. Психологический климат группы. Лутошкин Л.Н.

6. Методика изучения удовлетворенности родителей работой в классе (Е.Н. Степанов)

7. Методика изучения эффективности сотрудничества семьи и школы.



Анализ результатов анкетирования учащихся 2-8-х классов МОБУ «Вторая Рождественская СОШ» в 2015-2016 учебном году

В апреле 2016 года было проведено анкетирование для учащихся 2-8-х классов. Цель анкетирования: определить уровень удовлетворенности учащихся качеством школьного образования. В анкетировании приняло участие 48 учащихся школы. Результаты анкетирования показали в целом удовлетворенность учащихся образовательным процессом и комфортность обучения в школе среди 2-8 классов. Все учащиеся выразили доверие преподавательскому составу, следовательно 100% учащихся в трудную минуту могут обратиться к школьному учителю за советом. Более 80% могут свободно высказать свое мнение на уроке. Большинство испытывают уважительное отношение учителей. 96% учащихся не имеют конфликтов с учителями. К 98% учащимся учителя обращаются по имени. От 88 % до 99% учащихся считают школу безопасным местом, где можно себя чувствовать комфортно. От 80 % до 100% в зависимости от возраста и класса любят свою школу и гордятся тем, что учатся в ней. Итак, на основании результатов анкетирования, можно сделать вывод, что общий уровень удовлетворённости качеством школьного образования учащихся 2-9-х классов высокий.

В нашей школе классные руководители и воспитатели в процессе воспитания проводят диагностику и мониторинг уровня воспитанности учащихся по методике Капустиной. Каждый классный руководитель, совместно со школьным психологом составляют данные о воспитанности учащихся на начало учебного года и на конец учебного года.



Мониторинг уровня воспитанности учащихся (1-11 классы)

МОБУ «Вторая Рождественская СОШ»

Учебный год

Уровень воспитанности (% от общего количества учащихся в школе)


Высокий

Хороший

Средний

Низкий

2013-2014

23%

30%

44%

3%

2014-2015

26%

31%

37%

4%

2015-2016

35%

37%

24%

4%



Постоянно наращивать, обогащать свой воспитательный потенциал – важная задача педагога, взявшегося работать с ученическим коллективом. Ее выполнение немыслимо без профессиональной диагностики, высвечивающей уровень и характер воспитательных возможностей педагога. Диагностика помогает определить эффективность воспитательного воздействия и взаимодействия педагогов и учеников.

Цель мониторинга воспитательной работы – повышение качества воспитательного процесса.

Виды диагностических процедур разнообразны. С целью прогнозирования результатов воспитательной работы школы в системе проводится диагностика: начальная, промежуточная и обобщающая.

Два раза в год (в начале и конце учебного года), проводится входная и итоговая диагностика уровня воспитанности школьников и развития классного коллектива среди учащихся вторых – четвертых классов. Составляется справка, с результатами которой знакомятся педагоги и родители.



Список используемой литературы


1. Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993.
3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - С. 20 - 23.
4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1988.
5. Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. - 1994. - N 1.
6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - С: 119-125.
7. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1988. - С.125-127.
8. Власов В.В. Профессия и семья, // Социологические исследования. - 1995.- N 5.
9. Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания // Начальная школа. - 1993. - N 1. - С.70-72.
10. Кожапова Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка // Начальная школа. - 1995 - N 6. - С.11-14.
11. Ковашкина О.Д. Влияние престижных установок родителей на развитие личности ребенка // Начальная школа. - 1995. - N 12.
12. Михайлова Т.В. Как я провожу родительские собрания // Начальная школа.-1993. - N 10. - С.73-75.
13. Матвейчек З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье. - М.: Прогресс, 1980. - С.71.
14. Разумихина Г. Мир семьи: книга для учащихся старших классов по курсу "Этика и психология семейной жизни". - М.: Просвещение, 1986.
15. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1991. - С.10-17.
16. Спичак С.Ф. Семья глазами психолога: сборник методик. - Москва-Воронеж, 1995. - С.10-15.
17. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - Минск: Народная газета, 1978.
18. Шилова А.Н. Социология отклоняющегося поведения // Социологические исследования. - 1994. - N 11.
19. Шепелева К.Г. Из опыта работы с родителями // Начальная школа. - 1994. - N 11. - С.75-76.
20. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок?: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - С.3-8.





Приложение 1.


Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)

Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха



Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

  1. Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки




  1. Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома




  1. Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу




  1. Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми




  1. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек






Оценка результатов:

5 – всегда По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

4 – часто В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция


Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)





















СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

к методике «Шкала социально-ситуационной тревоги

Кондаша (1973)»


Инструкция

В данном тесте перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными и вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

  • Если ситуация не кажется вам неприятной, обведите кружком цифру «0».

  • Если она немного беспокоит вас, обведите цифру «1».

  • Если ситуация неприятна и вызывает серьезное беспокойство, обведите цифру «2».

  • Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру «3».

  • Если ситуация для вас крайне неприятна, вы не можете перенести ее, вызывает у вас сильное беспокойство и страх, обведите цифру «4».


Ваша задача представить степень угрозы, уровень тревожности в той или иной ситуации и обвести кружком одну из цифр.


Мне неприятно...

1. Отвечать у доски – 0 1 2 3 4

2. Пойти в гости к незнакомым людям – 0 1 2 3 4

З. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах – 0 1 2 3 4

4. Разговаривать с директором школы – 0 1 2 3 4

5. думать о своем будущем -0 1 2 3 4

6. Когда учитель смотрит в журнал и выбирает, кого бы спросить – 0 1 2 3 4

7. Меня критикуют и в чем-то упрекают -0 1 2 3 4

8. На меня смотрят, когда я что-нибудь делаю

(наблюдают за мной во время работы, решения задачи) – 0 1 2 3 4

9. Делать контрольную работу – 0 1 2 3 4

10. Когда после контрольной работы учитель вслух произносит отметки – 0 1 2 3 4

11. Меня игнорируют или не обращают внимания – 0 1 2 3 4

12. У меня что-то не получается – 0 1 2 3 4

13. Жду родителей с родительского собрания – 0 1 2 3 4

14. Мне грозит неудача или провал – 0 1 2 3 4

15. Когда я слышу за своей спиной смех или шепот – 0 1 2 3 4

16. Сдаю экзамены в школе - 1 2 3 4

17. Когда на меня сердятся без видимой на то причины – 0 1 2 3 4

18. Мне предстоит выступать перед большой аудиторией – 0 1 2 3 4

19. Предстоит важное решающее дело – 0 1 2 3 4

20. Не понимаю объяснения учителя – 0 1 2 3 4

21. Со мной не согласны и противоречат моему мнению - 0 1 2 3 4

22. Сравниваю себя с другими – 0 1 2 3 4

23. Проверяют мои способности - 0 1 2 3 4

24. Со мной разговаривают как с маленьким – 0 1 2 3 4

25. На уроке учитель неожиданно задает мне вопрос – 0 1 2 3 4

26. Одноклассники вдруг резко замолчали, когда я подошел – 0 1 2 3 4

27. Оценивается моя работа – 0 1 2 З 4

28. Думаю о своих проблемах – 0 1 2 3 4

29. Мне необходимо принять важное решение – 0 1 2 3 4

30. Не могу справиться с домашним заданием – 0 1 2 3 4


Методика включает ситуации трех типов:

  1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

  2. ситуации, актуализирующие представление о себе;

  3. ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помои то данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице.


Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная
Самооценочная
Межличностная


3
2

4
5
7

6
12
8

9
14
11

10
19
15

13
22
17

16
23
18

20
27
21

25
28
24

30
29
26


Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – общего уровня тревожности.

В таблице представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы только для сельских школьников.



Методика «Сотрудничество семьи и школы»


Разработана в нашей школе. Выявляет положительные ожидания родителей от со­трудничества со школой. Ежегодно родителям предлагается сказать свое «да» или «нет» по каждому из следующих пун­ктов анкеты:

  1. Я доверяю классному руководителю в воспитании моего ребенка.

  2. Мероприятия, проводимые в классе и школе, я одобряю.

  3. Профессиональная компетентность учи­телей соответствует норме.

  4. Я всегда могу без приглашения обра­титься к учителю.

  5. Я регулярно посещаю родительские собрания.

  6. Родительские собрания — это вынуж­денная необходимость.

  7. Родительские собрания — это встреча единомышленников.

  8. Родительские собрания пропускаю толь­ко по уважительной причине.

  9. Помощь классного руководителя (школы) в воспитании моего ребенка мне нужна.

  10. На просьбы классного руководителя откликаюсь сразу.

  11. Готов материально помочь классу в ра­зумных пределах.

  12. Ремонт класса — это дело школы.

  13. В ремонте готов помочь только мате­риально.


При подсчете учитывается только коли­чество положительных ответов. Положи­тельные ответы по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 позволяют оценить, насколько под­твердились ожидания родителей от рабо­ты классного руководителя. О заинтере­сованности родителей в дальнейшем вза­имодействии со школой свидетельствуют положительные ответы по пунктам 3,4,7,9. Пункты 5,8,10,11 могут быть показателем активности родителей. Как сигнал трево­ги можно рассматривать положительные ответы по пунктам 6,12,13. Они означа­ют, что с данными родителями классный руководитель вел недостаточную психолого-педагогическую работу, не сумел своевременно вовлечь их в совместную деятельность.



Методика для изучения традиций и обычаев семей учащихся,
нравственных ценностей семьи 
(методика незаконченных предложений)


Предлагается для учащихся и родителей (цель: найти совпадения и расхождения во мнениях родителей и детей)

Для учащихся:

- Я радуюсь, когда …
- Я огорчаюсь, когда …
- Я плачу, когда …
- Я злюсь, когда …
- Мне нравится, когда …
- Мне не нравится, когда …
- Я верю, когда …
- Если у меня хорошие новости, то я …
- Если у меня плохие новости, то я …
- Если у меня что-то не получается, то я …


Для родителей:

- Я радуюсь, когда мой ребенок …
- Я огорчаюсь, когда мой ребенок …
- Я плачу, когда мой ребенок …
- Я злюсь, когда мой ребенок …
- Мне нравится, когда мой ребенок …
- Мне не нравится, когда мой ребенок …
- Я верю, когда мой ребенок …
- Я не верю, когда мой ребенок …
- Я верю, когда говорят, что мой ребенок …
- Если у моего ребенка хорошие новости, то я …
- Если у моего ребенка плохие новости, то я …
- Если у моего ребенка что-то не получается, то я …


Методика незаконченных предложений
для объективной диагностики взаимоотношений 
(предупреждения или предотвращения развития конфликтных ситуаций)

Для учащихся:

- Школа для меня – это …
- Класс, в котором я учусь – это …
- Учителя для меня – это люди, которые …
- Мои одноклассники – это …
- Уроки для меня – это …
- Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это …
- Предметы, которые мне нравятся, - это …
- Предметы, которые мне не нравятся, - это …



Определение психологического климата группы

(Л.Н. Лутошкин)


Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается же психологический климат за счёт «психологической атмосферы» – группового эмоционального состояния, которая, в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива. Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л.Н. Лутошкина.

Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой – качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибальной шкалы, помещённой в центре листа (от +3 до -3). Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине. Надо иметь в виду, что оценки означают:

+3 – свойство, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;

+2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

+1 – свойство проявляется достаточно часто;

0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно

ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;

-1 –достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);

2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

3 – свойство проявляется всегда.

Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.



ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ


Бланк тестируемого___________________________________________________________


Положительные особенности

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Отрицательные особенности

Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение









Преобладает подавленное

настроение, пессимистический тон

Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии








Преобладают конфликтность в

отношениях, агрессивность, антипатии

В отношениях между

группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание








Группировки конфликтуют между собой


Членам коллектива нравится

бывать вместе, участвовать в

совместных делах, вместе

проводить свободное время








Члены коллектива проявляют

безразличие к более тесному

общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Успехи или неудачи отдельных

членов коллектива вызывают

сопереживание, участие всех

членов коллектива








Успехи и неудачи членов кол-лектива оставляют равнодуш-ными остальных, а иногда вы-вают зависть и злорадство

Преобладают одобрение и

поддержка, упреки и критика

высказываются с добрыми

побуждениями








Критические замечания носят

характер явных и скрытых выпадов

Члены коллектива с уважением

относятся к мнению друг друга








В коллективе каждый считает своё мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей

В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного»








В трудных случаях коллектив

«раскисает», появляется

растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

Достижения или неудачи

коллектива переживаются всеми

как свои собственные








Достижения или неудачи всего

коллектива не находят отклика у его отдельных представителей

Коллектив участливо и

доброжелательно относится к

новым членам, старается помочь им освоиться








Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

Коллектив активен, полон энергии








Коллектив пассивен, инертен

Коллектив быстро откликается,

если нужно сделать полезное дело








Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

В коллективе существует

справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту








Коллектив подразделяется на «привилегированных» и

«пренебрегаемых», здесь

презрительно относятся к слабым, высмеивают их

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители








К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно


Приложение 2

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА

УПРАВЛЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Вторая Рождественская средняя общеобразовательная школа

им. С.З. и Г.З Пискуновых»

307050, Курская область, Медвенский район, д.Губановка

тел./факс 8 (47146) 4 – 87 – 24

e-mail: depres19912008@yandex.ru; сайт: www.shkola-2rojd.ru








Семейный огонек

«Мы за чаем не скучаем!»










Составитель: заместитель

Директора по ВР

Газаева Л.О.





д.Губановка – 2016г.


Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.

Задачи:

  • Формирование нравственного долга детей перед родителями

  • Определить роль детского участия в заботах по дому

  • Развивать способности коммуникативного общения


Вступительное слово.

Ведущий:  Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Я неслучайно выбрала такую не совсем обычную форму общения- семейный огонек. Как вы думаете- почему? Да, проще вести открытый разговор. Это ещё и возможность быть вместе глаза в глаза, рука к руке. Просто поближе узнать друг друга.

Ведущий:  Мы сегодня будем говорить о семье, семейных традициях, о доме, который является началом начал. «Всему начало- отчий дом» У каждого человека есть свой дом. Что же такое дом? (отвечают). Слова «отчий дом», «семья», входят в наше сознание с первых дней жизни.


(Звучит песня «Родительский дом»)


Ведущий:  Семья- это великий дар. Когда-то Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Вопрос: «Из чего складывается семейное счастье ?»

Каждому из нас нужно такое место ,где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место твоя семья, твой дом.


Ведущий:  Как вы думаете, почему слово СЕМЬЯ состоит из 7 Я?


(Ребенок читает стих)

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нём не слыхала земля

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

Сейчас я тебе 7 вопросов задам:

Кто деток родит мне ,богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева снова ответила: «Я!»

Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева снова ответила : «Я!»

Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

Ответь на вопрос ,подруга моя!

«Я,я,я» -Ева молвила- «Я»

Сказала она знаменитых семь Я.

И так на земле появилась семья.


Ведущий:  И вот уже весело потрескивают дрова в камине, теплом и светом наполняется наш дом.

Обратим внимание, чьими стараниями это достигается в ваших семьях. И всё-таки пример современных семей опровергает стихотворение о Еве. Когда каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме есть уют, тепло и гармония. Там, где все заботы лежат только на женских плечах, царят раздражение, непонимание, разрыв в общении.


Стихотворение «Берегите матерей»


Прошу вас, берегите матерей,

Теплом укройте от житейской вьюги,

Их любовь во сто крат горячей,

Чем друзей и любимой подруги.

Материнской любви не объять,

И канонов я здесь не нарушу,

Коль скажу: «мать готова отдать

Свою ласку, нежность, душу»

Мать возьмет на себя вашу боль,

Все терзанья, смятенья и муки,

Мать положит в дорогу хлеб-соль

И протянет на встречу вам руки.

Пусть за шалость накажет не строго,

Только ей никогда вы не лгите

И во имя великого Бога

Матерей своих берегите.

Не оставьте их без участья,

Сей наказ вы запомните, дети,

Ведь не может быть полного счастья,

Если мамы не будет на свете.

(А.Ремизов)


Ведущий:   Какие семейные традиции существуют в вашей семье? (Детям было предложено принести фотографии, где запечатлены праздники в семье, какие-либо предметы, семейные реликвии, связанные с историей семьи и ее традициями. Также надо было подготовить рассказ о фотографии, предмете или инсценировать).


 Ведущий:   «Семья» происходит от слова «семя».
Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем на нём появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.
Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге.
Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки- сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми, они не жалеют для этого ни сил, ни времени.


Ведущий:  Сейчас мы определим, какие семьи бывают. Командам необходимо придумать прилагательные к слову


С -славная…


Е -единая…


М -милая…


Я -ясная…

Ведущий:  А сейчас закройте глаза и представьте дом , в котором бы вы хотели оказаться, дом, где уютно, красиво, тепло, потрескивают дрова, запах пирогов…Откройте глаза.Теперь разведём очаг и согреем наш дом. У нас есть дрова, их надо положить в печку и развести огонь. (дети кладут дрова, на которых написаны обязанности по дому:

СТИРАТЬ,ГОТОВИТЬОБЕД,ПЫЛЕСОСИТЬ,ХОДИТЬ В МАГАЗИН,ДОИТЬ КОРОВУ,МЫТЬ ПОСУДУ, КОПАТЬ ГРЯДКИ и т.д.)

В камин положены все поленья, прикрепляю пламя.


Ведущий:  В народных пословицах и поговорках хорошо сказано о том, что не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дом вести, не бородой трясти.

Дом не велик, да лежать не велит.

Не красна изба углами, красна пирогами.

В семье разлад, так и дому не рад.


(тихо начинает звучать песня «Погода в доме»)


Семья без детей, что цветок без запаха.

Согласную семью и горе не разольёт.

Не нужен клад, когда в семье лад.


(продолжает звучать песня «Погода в доме»)


Ведущий:  Обратите внимание на слова этой песни. Не всегда всё благополучно в семьях. Порой набегают тучи.

Что является причиной непогоды в доме? Назовите, какие ваши черты характера могут вызвать непогоду в доме?

Ведущий:  А теперь разгоним тучи над нашим домом.

(участники снимают «тучи» над домом и читают надписи на них.)

Надписи на тучах: ЛЕНЬ,ГРУБОСТЬ, УПРЯМСТВО, НЕСДЕРЖАННОСТЬ, ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ.


Ведущий:  Вот уже засияло солнышко. Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме зависит во многом от нас самих.


Ведущий:  Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Все бывает в семье: беды и радости, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем.


-Нужно ли разрешать конфликты?


-Какой стратегии придерживаться в возникшей ситуации?


Ведущий:  Для работы мне потребуются помощники: 2 пары родителей, 2 пары детей. Их задача: определить, какие чувства испытывают родители и дети в предлагаемой ситуации. Вы должны прочитать описание ситуации, найти причину конфликта, определить верную тактику поведения для выхода из конфликтной ситуации, предложить решение, определить какие меры можно будет предпринять для предупреждения конфликта.


Ситуация №1 Дочь (сын) очень плохо учатся. Маму вызвали в школу. После посещения состоялся её разговор с дочерью (сыном).


Ситуация №2 Дочь (сын) требует от родителей купить модную вещь. Родители объясняют, что сделать это сейчас нет возможности. (Каждая группа предлагает свой вариант ответа)


Ведущий:  Видите у самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить еще тогда, когда она не превратилась в конфликт. Надо только встать на позиции родителей, понять их, прислушаться к их аргументам

«СЕМЬЯ»

На Руси это издавна чтимо, что в нашей, наверно, крови:

Чтобы женщина шла за мужчиной в испытаньях, скитаньях, любви

Чтоб, его признавая начало, все тревоги в себе затая ,

Всё же исповедь вспоминалась: мы не просто вдвоём, мы -семья.

Чтобы мудрость в себе находила, распрямясь пред сыновним лицом,

Повторить с материнской силой: «Посоветуйся, сын, с отцом!»

Чтоб все страхи , снося в одиночку, говорила, измаясь,в конец:

«Обними-ка отца, слышишь, дочка, что-то нынче устал наш отец»

И глядела бы с явной отрадой, как теплеет любимого взгляд,

Когда сядут за стол они рядом, как сегодня, к примеру сидят…

Мы едины любовью и верой, мы едины землёй и трудом.

И распахнуты дружеству двери в наш добротный, устойчивый дом.


Ведущий:  Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть. Место, где человеку тепло и уютно. Сегодня на празднике каждая группа может построить дом своей мечты. Пусть ваша команда  превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой бригаде набор кирпичей. Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. Остальные надо подписать.

Но сначала  я вам расскажу одну легенду: В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи “как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?”. Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и тоже слово “понимание”. Значит семья – это понимание. Это слово уже написано на одном из кирпичей. Придумайте, какие  ещё кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома. (дети записывают слова на кирпичиках дома)


Звучит песня «Ради счастья» Дианы Гурцкой. Всем раздаются слова песни, и предлагается спеть вместе.


1-й куплет:

Нам судьбою завещано выбирать и любить,

Огонек своей верности для любимых хранить.

И любовь, и терпение - так у нас повелось -

Нам даны как спасенье, свыше знаменье, чтоб счастье сбылось.


Припев:

Ради счастья, счастья нашего средь ромашковых лугов

Петр-князь с женой Февронией завещали нам любовь.

В День семьи, любви и верности, в память муромским святым

Мы ромашки белоснежные дарим суженым своим.


2-й куплет:

Половинку заветную выбираем лишь раз,

Потому что священное это действо для нас.

Испытанья все вынести сможем мы на плечах,

Чтоб сиял Божьей милостью, не угасал наш семейный очаг.


Припев.


3-й куплет:

Всех богатств наших россыпи, ширь лесов и полей

Нам даны, чтобы счастливы стали дети детей,

Чтоб гордиться Россией, вольной волей дышать,

Под просторами синими, вечно красивыми жизнь продолжать.


Припев.


Ведущий:  Сейчас мы поговорим о маме, ведь кто слышит первый крик своего ребенка? Мама! Кто первым берет его на руки? Мама! Перед вами лежат вырезанные из бумаги ладошки. Это ладошки мамы. Какой образ у вас возникает при упоминании слова «мама»? продолжите фразу: «Моя мама….». эти слова запишите на пальчиках ладошки. Но и про папу мы забывать не станем и на обратной стороне ладони продолжим фразу «Мой папа...».


Ведущий:  И в завершении мне бы хотелось, чтобы вы послушали советы ваших детей.

Дети:

-Не балуйте меня, вы меня этим портите.

-Не бойтесь быть твёрдым со мной.

-Если вы будете давать обещания, которые не можете выполнить, это разрушит мою веру в вас.

-Иногда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто позлить вас- не поддавайтесь на провокации .

- Не делайте за меня или для меня то ,что я в состоянии сделать сам.

-Относитесь ко мне как к своему другу. Запомните, я учусь, подражая вам.

-Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы.

-И кроме того я вас люблю, Пожалуйста, ответьте и мне любовью тоже.


-Как видим, семья-это маленькое солнце (так изобразили дети), благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь. Но ведь класс- это тоже семья, поэтому давайте сфотографируемся! (снимок на память: родители, учащиеся)


Ведущий:  

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

























Заявка

на участие в районном конкурсе на лучшую разработку программы

«Семья и школа: грани сотрудничества»

среди образовательных организаций Медвенского района


Полное наименование ОО: МОБУ «Вторая Рождественская средняя общеобразовательная школа имени С.З. и Г.З. Пискуновых»


ФИО руководителя ОО: Емельянова Вера Ивановна


Телефон ОО:


Электронная почта ОО:


Адрес сайта ОО:


Наименование программы:


Количество приложений к Программе:


Автор с указанием должности: Газаева Лидия Олеговна, заместитель директора по воспитательной работе.



Представляя заявку на конкурс, гарантируем, что автор Программы:

- согласен с условиями участия в данном конкурсе;

- не претендует на конфиденциальность представленных в заявке материалов;

- принимает на себя обязательства, что представленная в заявке информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.



______________ /Газаева Л.О./



_____________/Емельянова В.И./



М.П.



«14» июня 2016 г.

46