СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школа и семья как партнёры в воспитании детей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья и школа грани - сотрудничества, партнеры в воспитании детей.

Просмотр содержимого документа
«Школа и семья как партнёры в воспитании детей»

"Школа и семья как партнёры в воспитании детей."

Педагогика должна стать наукой для всех:

и для учителей, и для родителей.

В.А.Сухомлинский



Своё выступление начну с очевидного: существует необходимость и важность взаимодействия школы и семьи. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Согласитесь, это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает  интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

В нашей школе в работе с родителями используются различные формы и технологии взаимодействия. Учителя и родители, как партнеры воспитания дополняют друг - друга, поэтому устанавливаются доверительные отношения равенства сторон, взаимное уважение, доброжелательность.

В нашем образовательном учреждении, как, наверное, и во многих, существует четкая организация взаимодействия семьи и школы, которая начинается с диагностики: изучения микроклимата семейных отношений, материальное положение родителей, выявление воспитательного потенциала семьи, путем паспортизации семей обучающихся. Это способствует раннему выявлению неблагополучия семей, своевременное оказание адресной помощи и поддержки. Для изучения семьи используются комплексные, традиционные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.

Анализ данных показателей социального паспорта школы на начало учебного года.

Показатели

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Малообеспеченные семьи




Семьи, имеющие детей под опекой/ в них детей




Семьи, имеющие инвалидов/ в них детей




Дети, находящиеся на индивидуальном обучении по состоянию здоровья




На семейном обучении




Многодетные семьи




Неполные семьи




Родители в разводе




Матери одиночки




Семьи, потерявшие одного из кормильцев




Дети дома детства




Семьи, злоупотребляющие алкоголем




Дети, состоящие на учете КДНиЗП




Безнадзорные дети




Вынужденные переселенцы




Семьи, прибывшие из экологически неблагополучных районов




Родители предприниматели





Сводный анализ отдельных показателей социального паспорта за три последних года свидетельствует о:

  • стабильности количества родителей, имеющих высшее образование 2011- 2012уч. г. -636чел., 2012-2013 уч.г. – 682чел., 2013-2014 уч.г. – 699 чел.;

  • увеличении количества неполных семей с 142 до 198;

  • уменьшении количества малообеспеченных семей с 76 до 31;

  • увеличении количества многодетных семей с 61 до 75.

Из представленного анализа можно сделать вывод: наблюдается тенденция к увеличению семей группы риска, а следовательно, и количество детей, которые требуют повышенного внимания.

Как решать эту проблему? Через взаимодействие с семьей. А для того, чтобы оказать профессиональную помощь родителям и сотрудничать с ними в воспитании ребенка, необходимо знание ситуации в семьях. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания.

Система работы с родителями построена так, что самые активные, заинтересованные в успешной работе школы вовлекаются в школьное самоуправление. Ведь именно родители являются социальными заказчиками школы и поэтому должны иметь возможность влиять на её деятельность и участвовать в школьной жизни. В этом учебном году планируется привлекать родителей из родительских комитетов классов в заседание Совета профилактики.

Еженедельно по субботам проходит «День отрытых деверей», приглашаются родители, такие встречи полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, педагог же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Не для кого из присутствующих не секрет, что одной из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания. Эта  школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское  общественное мнение, родительский коллектив.

Ещё одни ориентиром, направленным на успешное взаимодействие в налаживании партнерских взаимоотношений между семьёй и школой являются массовые мероприятия. Традиционными крупными мероприятиями, направленными на объединение семьи и школы в нашей школе являются «Фестиваль национальных культур» и «День микрорайона»- праздник, которым завершается месячник «Семья и школа - грани сотрудничества». Это наш праздник - это когда родители, учителя и дети заняты общим делом. В этот день родителям предоставляется возможность встать на одну ступеньку вместе с детьми. Кто - то вспомнит свое школьное детство, кто - то лучше начнет понимать своего ребенка.  В течение дня они являются непосредственными участниками всего происходящего: наблюдают за детьми во время внеклассных занятий, в одной команде с детьми соревнуются в спортивных и интеллектуальных конкурсах. На заключительном этапе все желающие родители получают профессиональные консультации у логопеда, психолога школы.

По данным анкетирования родителей, мы пришли к выводу, что данное мероприятие позволяет родителям увидеть детей и учителей в работе, познакомиться с разными видами деятельности в школе.

Кроме этого, в прошлом учебном году на базе школы проходили городские соревнования для замещающих семей «На старт всей семьей», участие приняли семьи опекунов. Городской фестиваль волонтерских движений «Поколение небезразличных людей», Городская акция «Мамонтенок», городская акция «Всемирный день здоровья».

Коллектив школы выстраивает модель взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Формируются отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Педагоги стремятся развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:

  • педагогическому такту и этике взаимоотношений;

  • педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;

  • педагогическому просвещению родителей;

  • умению видеть сложные взаимоотношения в семье;

  • единству требований школы и семьи.

Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам: Любить! Уважать! Помогать! Объяснять! Учить! Доверять! Спрашивать! Благодарить!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!