Лекция №10
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны
Преподаватель
Суворов А.А
Цель
Изучить основные понятия, определения, задачи ГО и основные задачи мониторинга и прогнозирования ЧС
План
1) Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны
2) Основные понятия и определения, задачи ГО
3) Структура и органы управления ГО
4) Мониторинг и прогнозирование ЧС в ГО
1
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ –
организационные и специальные действия,
осуществляемые в области ГО в соответствии
с ФЗ и иными НПА Российской Федерации
ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ГО –
специальные условия (правила) эксплуатации технических
систем управления ГО и объектов ГО, использования и
содержания систем оповещения, СИЗ, другой специальной
техники и имущества, установленные ФЗ и иными НПА
Российской Федерации
История создания гражданской обороны
Зарождение системы ПВО в 1918 году
Первые мероприятия МПВО (местной ПВО) были осуществлены в Петрограде в 1918 году после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией.
МПВО 1932-1941 гг.
4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. МПВО была выделена в самостоятельную организацию, признанную защищать население и объекты народного хозяйства от противника с воздуха.
1941-1945 г.г.
Силами МПВО в годы войны были спасены от гибели жизни многих миллионов граждан.
Ликвидировано 90 тыс. пожаров и загораний.
Предотвращено 32 тыс. серьезных промышленных аварий.
Обезврежено более 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин.
Так была создана основа для создания единой системы мероприятий по защите тыла страны, обеспечения защиты населения и устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.
С появлением ядерного оружия, созданием ракетных средств его доставки особую остроту и важность приобрели проблемы защиты населения и территорий от оружия массового поражения. Это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.
В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР
ГО стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий , осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения.
В ноябре 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который 10 января 1994 г. был преобразован в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
2
Гражданская оборона РФ – является одной из неотъемлемых функций государства и важнейшей составной частью обеспечения национальной безопасности страны.
Гражданская оборона – как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой к действиям по двум основным направлениям:
Первое направление:
Выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения, готовности к действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия.
Второе направление:
Принимать участие в защите населения и территорий в условиях ЧС природного и техногенного характера, а также при террористических актах.
Основные задачи ГО:
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- эвакуация населения , материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинским обслуживанием, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
- борьба с пожарами , возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
- обнаружение и обозначение районов , подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и иному и иному загрязнению;
- обеззараживание населения и техники , зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- срочное захоронение трупов в военное время;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживание населения в военное время;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны страны.
3
Федеральный закон «О гражданской обороне»
от 12.02.1998 г. №28-ФЗ
Настоящий Федеральный закон определяет:
Полномочия органов государствен-ной
Правовое регулирова-ние в области ГО
Принципы организации и ведения ГО
Руководство ГО;
Силы ГО;
власти РФ
Задачи ГО и правовые основы их осуществления
Органов местного самоуправления
Органов исполнительной власти субъектов РФ
Организаций
ФЗ №28 «О гражданской обороне»
Президент Российской Федерации:
1. Определяет основные направления единой государственной политики в области ГО
2. Утверждает План ГО и защиты населения РФ
3. Вводит в действие План ГО и защиты населения РФ на территории РФ или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично
Органы исполнительной власти в области ГО:
- Организуют проведение мероприятий по ГО, разрабатывают и реализуют план ГО и защиты населения
- Осуществляют меры по поддержанию сил и средств ГО, органов управления в состоянии постоянной готовности
- Создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления ГО, системы оповещения населения, защитные сооружения и другие объекты ГО
- Организуют подготовку и обучение населения в области ГО
- Планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения
- Создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств
Органы местного самоуправления в области ГО:
Проводят мероприятия по ГО, разрабатывают и реализовывают планы ГО и защиты населения
Проводят подготовку и обучение населения в области ГО
Поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения, защитные сооружения и другие объекты
Проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
Создают и содержат в целях ГО запасы продовольственных, медицинских, СИЗ и иных средств
Организации в пределах своих полномочий:
- Планируют и организуют проведение мероприятий ГО
- Проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
- Осуществляют обучение своих работников в области ГО
- Создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств
Согласно закону (№ 28-ФЗ) руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления (статья 11).
Закон определяет: «руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения».
Основными задачами обучения в области ГО являются:
Изучение способов защиты от опасностей , возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты
Совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне
Овладение личным составом нештатных АСФ (НАСФ) и спасательных служб приемами и способами действий по защите населения , материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Лица, подлежащие обучению подразделяются на следующие группы:
Руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, главы муниципальных образований и руководители организаций
Должностные лица ГО, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной , преподаватели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» учреждений общего и профессионального образования
Личный состав формирований и служб
Работающее население
Обучающиеся в образовательных учреждениях
Неработающее население
В целях организации и осуществления обучения населения в области ГО организации:
Разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области ГО
Осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области ГО
Создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу
4
Назначение мониторинга и прогнозирования – наблюдение, контроль и предвидение опасных явлений природы, процессов техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.)
Основными задачами прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:
- выявление вероятности возникновения ЧС;
- выявление возможных масштабов ЧС и определение размеров зон бедствий;
- выявление краткосрочных и длительных последствий при возникновении ЧС, определение временных интервалов;
- оценка требующихся сил и средств для ликвидации прогнозируемых ЧС.
Домашнее задание
1. Повторить изученный материал
2. Ответьте на вопросы:
- Для чего, по вашему мнению, создаются гражданские организации и формирования гражданской обороны?
- Какие органы осуществляют социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области?