СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

Просмотр содержимого документа
«Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.»

Лекция №10  Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны Преподаватель Суворов А.А

Лекция №10

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

Преподаватель

Суворов А.А

Цель  Изучить основные понятия, определения, задачи ГО и основные задачи мониторинга и прогнозирования ЧС

Цель

Изучить основные понятия, определения, задачи ГО и основные задачи мониторинга и прогнозирования ЧС

План  1) Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны 2) Основные понятия и определения, задачи ГО 3) Структура и органы управления ГО 4) Мониторинг и прогнозирование ЧС в ГО

План

1) Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны

2) Основные понятия и определения, задачи ГО

3) Структура и органы управления ГО

4) Мониторинг и прогнозирование ЧС в ГО

1 ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ – организационные и специальные действия, осуществляемые в области ГО в соответствии с ФЗ и иными НПА Российской Федерации  ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ГО – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления ГО и объектов ГО, использования и содержания систем оповещения, СИЗ, другой специальной техники и имущества, установленные ФЗ и иными НПА Российской Федерации

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

организационные и специальные действия,

осуществляемые в области ГО в соответствии

с ФЗ и иными НПА Российской Федерации

ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ГО –

специальные условия (правила) эксплуатации технических

систем управления ГО и объектов ГО, использования и

содержания систем оповещения, СИЗ, другой специальной

техники и имущества, установленные ФЗ и иными НПА

Российской Федерации

 История создания гражданской обороны Зарождение системы ПВО в 1918 году Первые мероприятия МПВО (местной ПВО) были осуществлены в Петрограде в 1918 году после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией.

История создания гражданской обороны

Зарождение системы ПВО в 1918 году

Первые мероприятия МПВО (местной ПВО) были осуществлены в Петрограде в 1918 году после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией.

МПВО 1932-1941 гг. 4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. МПВО была выделена в самостоятельную организацию, признанную защищать население и объекты народного хозяйства от противника с воздуха.

МПВО 1932-1941 гг.

4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. МПВО была выделена в самостоятельную организацию, признанную защищать население и объекты народного хозяйства от противника с воздуха.

 1941-1945 г.г. Силами МПВО в годы войны были спасены от гибели жизни многих миллионов граждан. Ликвидировано 90 тыс. пожаров и загораний. Предотвращено 32 тыс. серьезных промышленных аварий. Обезврежено более 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин. Так была создана основа для создания единой системы мероприятий по защите тыла страны, обеспечения защиты населения и устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.

1941-1945 г.г.

Силами МПВО в годы войны были спасены от гибели жизни многих миллионов граждан.

Ликвидировано 90 тыс. пожаров и загораний.

Предотвращено 32 тыс. серьезных промышленных аварий.

Обезврежено более 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин.

Так была создана основа для создания единой системы мероприятий по защите тыла страны, обеспечения защиты населения и устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.

 С появлением ядерного оружия, созданием ракетных средств его доставки особую остроту и важность приобрели проблемы защиты населения и территорий от оружия массового поражения. Это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.

С появлением ядерного оружия, созданием ракетных средств его доставки особую остроту и важность приобрели проблемы защиты населения и территорий от оружия массового поражения. Это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР   ГО стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий , осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от  оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ  в очагах поражения.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР

ГО стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий , осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения.

В ноябре 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который 10 января 1994 г. был преобразован в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В ноябре 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который 10 января 1994 г. был преобразован в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

2 Гражданская оборона РФ – является одной из неотъемлемых функций государства и важнейшей составной частью обеспечения национальной безопасности страны.  Гражданская оборона – как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны  должна быть готовой к действиям по двум основным направлениям:

2

Гражданская оборона РФ – является одной из неотъемлемых функций государства и важнейшей составной частью обеспечения национальной безопасности страны.

Гражданская оборона – как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой к действиям по двум основным направлениям:

Первое направление: Выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения, готовности к действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия.  Второе направление: Принимать участие в защите населения и территорий в условиях ЧС природного и техногенного характера, а также при террористических актах.

Первое направление:

Выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения, готовности к действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия.

Второе направление:

Принимать участие в защите населения и территорий в условиях ЧС природного и техногенного характера, а также при террористических актах.

Основные задачи ГО:  обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; эвакуация населения , материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера; первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинским обслуживанием, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

Основные задачи ГО:

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • эвакуация населения , материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинским обслуживанием, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
борьба с пожарами , возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера; обнаружение и обозначение районов , подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и иному и иному загрязнению; обеззараживание населения и техники , зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживание населения в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны страны.
  • борьба с пожарами , возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
  • обнаружение и обозначение районов , подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и иному и иному загрязнению;
  • обеззараживание населения и техники , зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживание населения в военное время;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны страны.
3 Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. №28-ФЗ  Настоящий Федеральный закон определяет:   Полномочия органов государствен-ной Правовое регулирова-ние в области ГО  Принципы организации и ведения ГО  Руководство ГО; Силы ГО; власти РФ Задачи ГО и правовые основы их осуществления  Органов местного самоуправления Органов исполнительной власти субъектов РФ Организаций

3

Федеральный закон «О гражданской обороне»

от 12.02.1998 г. №28-ФЗ

Настоящий Федеральный закон определяет:

Полномочия органов государствен-ной

Правовое регулирова-ние в области ГО

Принципы организации и ведения ГО

Руководство ГО;

Силы ГО;

власти РФ

Задачи ГО и правовые основы их осуществления

Органов местного самоуправления

Органов исполнительной власти субъектов РФ

Организаций

   ФЗ №28 «О гражданской обороне»  Президент Российской Федерации: 1. Определяет основные направления единой государственной политики в области ГО 2. Утверждает План ГО и защиты населения РФ 3. Вводит в действие План ГО и защиты населения РФ на территории РФ или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично

ФЗ №28 «О гражданской обороне»

Президент Российской Федерации:

1. Определяет основные направления единой государственной политики в области ГО

2. Утверждает План ГО и защиты населения РФ

3. Вводит в действие План ГО и защиты населения РФ на территории РФ или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично

 Органы исполнительной власти в области ГО:   Организуют проведение мероприятий по ГО, разрабатывают и реализуют план ГО и защиты населения  Осуществляют меры по поддержанию сил и средств ГО, органов управления в состоянии постоянной готовности  Создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления ГО, системы оповещения населения, защитные сооружения и другие объекты ГО

Органы исполнительной власти в области ГО:

  • Организуют проведение мероприятий по ГО, разрабатывают и реализуют план ГО и защиты населения
  • Осуществляют меры по поддержанию сил и средств ГО, органов управления в состоянии постоянной готовности
  • Создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления ГО, системы оповещения населения, защитные сооружения и другие объекты ГО
  Организуют  подготовку и обучение населения в области ГО  Планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения  Создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств
  • Организуют подготовку и обучение населения в области ГО
  • Планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения
  • Создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств
 Органы местного самоуправления в области ГО:  Проводят мероприятия по ГО, разрабатывают и реализовывают планы ГО и защиты населения  Проводят подготовку и обучение населения в области ГО  Поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения, защитные сооружения и другие объекты  Проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;  Создают и содержат  в целях ГО запасы продовольственных, медицинских, СИЗ и иных средств

Органы местного самоуправления в области ГО:

Проводят мероприятия по ГО, разрабатывают и реализовывают планы ГО и защиты населения

Проводят подготовку и обучение населения в области ГО

Поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения, защитные сооружения и другие объекты

Проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Создают и содержат в целях ГО запасы продовольственных, медицинских, СИЗ и иных средств

 Организации в пределах своих полномочий:   Планируют и организуют проведение мероприятий ГО   Проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;   Осуществляют обучение своих работников в области ГО   Создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств

Организации в пределах своих полномочий:

  • Планируют и организуют проведение мероприятий ГО
  • Проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
  • Осуществляют обучение своих работников в области ГО
  • Создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств
Согласно закону (№ 28-ФЗ) руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления (статья 11). Закон определяет: «руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения».

Согласно закону (№ 28-ФЗ) руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления (статья 11).

Закон определяет: «руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения».

    Основными задачами обучения  в области ГО являются: Изучение способов защиты от опасностей , возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты Совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне Овладение личным составом нештатных АСФ (НАСФ) и спасательных служб приемами и способами действий по защите населения , материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Основными задачами обучения в области ГО являются:

Изучение способов защиты от опасностей , возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты

Совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне

Овладение личным составом нештатных АСФ (НАСФ) и спасательных служб приемами и способами действий по защите населения , материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Лица, подлежащие обучению подразделяются на следующие группы:     Руководители  федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, главы муниципальных образований и руководители организаций  Должностные лица ГО, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной , преподаватели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» учреждений общего и профессионального образования Личный состав формирований и служб  Работающее население   Обучающиеся в образовательных учреждениях   Неработающее население

Лица, подлежащие обучению подразделяются на следующие группы:

Руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, главы муниципальных образований и руководители организаций

Должностные лица ГО, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной , преподаватели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» учреждений общего и профессионального образования

Личный состав формирований и служб

Работающее население

Обучающиеся в образовательных учреждениях

Неработающее население

    В целях организации и осуществления обучения населения в области ГО организации:   Разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области ГО Осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области ГО Создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу

В целях организации и осуществления обучения населения в области ГО организации:

Разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области ГО

Осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области ГО

Создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу

4 Назначение мониторинга и прогнозирования – наблюдение, контроль и предвидение опасных явлений природы, процессов техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.) Основными задачами прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются: выявление вероятности возникновения ЧС; выявление возможных масштабов ЧС и определение размеров зон бедствий; выявление краткосрочных и длительных последствий при возникновении ЧС, определение временных интервалов; оценка требующихся сил и средств для ликвидации прогнозируемых ЧС.

4

Назначение мониторинга и прогнозирования – наблюдение, контроль и предвидение опасных явлений природы, процессов техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.)

Основными задачами прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:

  • выявление вероятности возникновения ЧС;
  • выявление возможных масштабов ЧС и определение размеров зон бедствий;
  • выявление краткосрочных и длительных последствий при возникновении ЧС, определение временных интервалов;
  • оценка требующихся сил и средств для ликвидации прогнозируемых ЧС.
Домашнее задание  1. Повторить изученный материал 2. Ответьте на вопросы:  Для чего, по вашему мнению, создаются гражданские организации и формирования гражданской обороны? Какие органы осуществляют социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области?

Домашнее задание

1. Повторить изученный материал

2. Ответьте на вопросы:

  • Для чего, по вашему мнению, создаются гражданские организации и формирования гражданской обороны?
  • Какие органы осуществляют социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!