… И там и здесь
между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас —
тот против нас.
Нет безразличных:
правда с нами».
… А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
М. Волошин
Назовите термин
1. Вооруженная борьба между социальными группами, характеризуемая такими понятиями как «красный террор», «белый террор» называется _________________.
2. Напишите пропущенное понятие (термин).
Социально-экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны называлась ________________ .
1. Кто возглавил первое антибольшевистское движение на Дону?
1. П. Н. Краснов
2. Г. М. Семёнов
3. П. Н. Врангель
4. А. М. Каледин
5. А. И. Деникин
2. К причинам поражения белого движения
в годы гражданской войны можно отнести:
1. превосходство Красной Армии над Добровольческой
по боевому вооружению и квалифицированности
офицерских кадров
2. призыв к возвращению «старых» (дореволюционных порядков)
3. политика развала национального и территориального единства страны
4. гибель адмирала А. В. Колчака
3. Он был не только боевым офицером, но и участником экспедиции на Крайний Север. Географическое общество присудило ему высшую научную награду – Большую Константиновскую золотую медаль. В годы гражданской войны о нём так пелось в частушках: «Мундир английский, табак японский, правитель омский…»:
1. А. И. Деникин
2. П. Н. Врангель
3. А. В. Колчак
4. А. М. Каледин
4. Укажите причину начала «красного террора»:
- разгул преступности по стране
2.провозглашение в январе 1918 года
патриархом Тихоном анафемы Советской власти
3. убийство в августе 1918 г. Руководителя
Петроградской ЧК М. С. Урицкого и покушение
на жизнь В. И. Ленина
5. Представителем белого движения являлся:
1.А. И. Деникин
2. Н. В. Крыленко
3. М. В. Фрунзе
4. Н. И. Махно
6.Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям периода Гражданской войны.
1. интервенция
2. продовольственная диктатура
3. «железный занавес»
4. антоновщина
5. белое движение
6. холодная война
7. Установите соответствие между событиями, происходившими в период революции и Гражданской войны, и годами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца
СОБЫТИЯ ГОДЫ
- Кронштадтское восстание А. 1917г
- Введение всеобщей трудовой повинности Б. 1918
- Создание комитетов бедноты В. 1920
8. Советское правительство
в период «военного коммунизма» ввело:
- бесплатное пользование жильём
- бесплатный проезд на транспорте
- бесплатные коммунальные и почтово-телеграфные услуги
- биржи труда, с целью обеспечения рабочей силой
9. Антибольшевистское крестьянское восстание под руководством А. Антонова в годы Гражданской войны в России распространилось на территории
1. уральских областей
2. Центральной России
3. Тамбовской, частично
Саратовской и Воронежской; губерний Сибири
10. Какие принципы были положены в основу комплектования Красной Армии весной-осенью 1918 г.?
1. Добровольности
2. Классового подхода
3. Всеобщей воинской повинности
4. Единоначалия
11. В 1919 г. произошли следующие события:
1. расстрел царской семьи в Екатеринбурге
2. поход генерала Юденича на Петроград
3. наступление армии генерала Деникина на Москву
4. советско-польская война
5. поражение войск генерала Врангеля в Крыму
6. введение продразвёрстки
12. Комитеты бедноты — это
1. правительственные органы, созданные в 1920-е гг. для борьбы с бедностью
2. созданные в период коллективизации организации для борьбы с кулачеством
3. органы власти бедноты, создаваемые в деревне с 1918 г. для раздела частновладельческих земель и распределения хлебных излишков
4. созданные летом-осенью 1917 г. в Петрограде большевистские организации для подготовки октябрьского переворота
13. Кто возглавлял крестьянское движение
на юге Украины в годы гражданской войны?
1. С. М. Будённый
2. Н. И. Махно
3. С. В. Петлюра
4. А. С. Антонов
14. Отметьте имя, выпадающее из общего логического ряда:
1. М. В. Алексеев
2. В. К. Блюхер
3. С. М. Будённый
4. Г. И. Котовский
5. В. И. Чапаев
15. Приведите в соответствие понятия и их определения:
АВБ
БАВ
БВА
1. гражданская война
2. интервенция
3. оккупация
А . занятие чужой территории военной силой с целью осуществления каких-либо притязаний Б . организованная вооружённая борьба за власть между гражданами одного государства В . насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства
16.Приведите в соответствие имена и портреты
лидеров белого движения:
1. 1. А. И. Деникин
2. А. В. Колчак
3. П. Н. Врангель
2. П. Н. Врангель
3. А. И. Деникин
3. 1. П. Н. Врангель 2. А. И. Деникин 3. А. В. Колчак
17. Кому принадлежат следующие слова «Всякая революция лишь тогда чего – нибудь стоит, если умеет защищаться»:
2. Л.Д.Троцкому,
3. И.В.Сталину.
18. Перед Вами указаны основные черты политики «военного коммунизма». Выделите из указанного те черты, которые более всего вели к непримиримости классов в гражданской войне:
а)уравнительная оплата труда,
б)всеобщая трудовая повинность,
в)централизация экономики и государства,
г)прямой товарообмен между городом и деревней,
д)продразверстка,
е)почти полное удаление из экономики капиталистических элементов.
19. О КОМ ИДЁТ РЕЧЬ?
Он участвовал в Северной полярной экспедиции Академии наук, в русско – японской войне был в плену у японцев, командовал Черноморским флотом. В 1918 году согласился стать диктатором России. Ему, прекрасному знатоку морского дела не хватало ловкости гражданского администратора. В январе 1920 года его войска были разгромлены под Красноярском. А сам был без суда и следствия расстрелян, а его тело спустили под лед Ангары.
Задания повышенной сложности
В -1 . Известны беды от комбедов (комитетов бедноты), созданных большевиками параллельно с избранными народом Советами в 1918 г.
С какой целью это делалось, ведь Советы — это и так большевистская форма власти?
В2. О ком идёт речь в отрывке?
родился в Симбирске в семье инспектора народных училищ. По окончании гимназии поступил в Казанский университет, однако вскоре был исключен за участие в студенческих волнениях. Попал под надзор полиции и вынужден был уехать за границу.
В 1895 году встретился в Швейцарии с Г.В. Плехановым. По возвращении в Россию основал "Союз за освобождение рабочего класса", однако был арестован и на три года сослан. После ссылки эмигрировал и за границей в 1900 году начал издавать газету "Искра". В 1902 году принял свой псевдоним и опубликовал фундаментальную работу "Что делать .
… Сумел разрушить старое устройство могущественной Российской империи и невероятным усилием воли создать новое, основанное на неограниченном насилии государство. Таким государством действительно могли управлять кухарки во главе со Сталиным. После его смерти на протяжении всех лет существования советской власти создавался грандиозный и фальшивый миф о нём, биография его неоднократно старательно переписывалась в соответствии с очередным текущим моментом.
В3. Работа с картой
Укажите фамилию главнокомандующего белогвардейскими войсками, достигшими линии, обозначенной на схеме цифрой «2».
В3. О чём идёт речь в отрывке? Вставьте подходящие по смыслу слова
В разговоре со Свердловым я спросил мимоходом: - Да, а где …….? - Кончено, - ответил он, - расстрелян. - А .……где? - И …… с ним. Все? - спросил я, по-видимому, с оттенком удивления. - Все! - ответил Свердлов, - а что? Он ждал моей реакции. Я ничего не ответил. - А кто решал? - спросил я? - Мы здесь решали. Ильич считал, что нельзя оставить нам им живого знамени, особенно в нынешних трудных условиях.
ОТВЕТЫ:
Термины
1.Граждан война
15.3. (БВА)
2.военный коммунизм
Задания повышенной сложности
16. 2
1.4
В1. При формировании Советов большевики где просчитались, где не сумели повлиять на крестьянские массы, и в целом органы власти на местах оказались им не совсем угодными: крестьяне избирали в них часто зажиточных, толковых, а то и откровенно богатых сельчан. Ясно, что такой состав Советов устраивал эсеров, но не господствующую власть. Вот тогда-то и возникла идея о создании комитетов бедноты из сельских пролетариев. Естественно, что не лучшая часть деревни (бедняки) могла в большей мере «разделять и властвовать», чем управлять и хозяйствовать, что вызывало раздражение у многих крестьян. Через полгода комбеды были распущены.
17. 1. (Ленин)
18. ДЕ 19. Колчак
2. 2
Задания повышенной сложности
3. 3
4. 3
В2-Деникин В3. Убийство царской семьи. Вставить: царь, семья
5. 1
6. 36(желез. Занав., холод. война
7. 1В 2Б 3А
8. 123
9. 3
10.34
11. 236
12. 3
13. 2(Махно)
14. 1(Алексеев)
Презентация подготовлена:
учителем истории, обществознания, МХК, черчения
Ионовой Т. А. МБОУ СОШ п Пеледуй; МО «Ленский район» РСаха(Якутия)