Просмотр содержимого документа
«Гражданско - патриотическое воспитание в школе»
Гражданско - патриотическое воспитание в школе
Р одина - твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо». В .А. Сухомлинский
воспитание гражданственности и патриотизма
- это целенаправленная и систематическая деятельность по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
- Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Опрос учащихся 10-11 классов
Нужно ли в нашей стране уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодёжи?
Опрос учащихся 10-11 классов
Должен ли патриот любить Родину и гордиться ею?
Опрос учащихся 10-11 классов
Кто в большей степени занимается воспитанием патриотизма ?
Патриотизм и гражданственность включают в себя
взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения:
- любовь к Родине;
- лояльность в отношении к политическому строю;
- следование и умножение традиций своего народа;
- бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны;
- привязанность и любовь к родным местам;
- стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее;
- воинская храбрость, мужество и самоотверженность;
- нетерпимость к расовой и национальной неприязни;
- уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения;
Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности».
Главные идей:
- Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;
- Поддержка стремления учащихся служить Отечеству;
- Воспитание гордости за своё Отечество и ответственности за судьбу своей страны
- Стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с помощью разума, а не силы.
Главные цели:
- Воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность;
- Отстаивать интересы свои, своей семьи, своего народа, государства;
- Формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, своей и другим национальностям, культурам, языкам, обычаям и традициям;
- Признание ценности независимости и суверенности своего и других государств
Задачи воспитания:
- Формировать гордость за отечественную историю, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
- Воспитывать уважение к многонациональной культуре, народам, традициям и обычаям своей страны;
- Формировать правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом
- Проявлять свою гражданскую позицию.
Понятийный словарь:
- Патриотизм
- Отечество и Родина
- Память
- Интернационализм
- Мужество и смелость
- Героизм
- Гражданин и гражданственность
- Самопожертвование
- Суверенитет
- Демократия
- Свобода, право и обязанность
Личностные прототипы:
- Князь Александр Невский
- Кузьма Минин
- Князь Дмитрий Пожарский
- Александр Суворов
- Михаил Кутузов
- Георгий Жуков
- Защитники Брестской крепости
- Герои Отечественных войн 1812, 1914 -1918,
1941 -1945
- Космонавты, спортсмены, первооткрыватели, политики
- Писатели, художники, композиторы, ученые
- Граждане и патриоты своей страны
Содержание воспитательной работы
- Развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение внеклассных мероприятий;
- Формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма;
- Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями, по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся
- Организация встреч с истинными гражданами и патриотами своей страны
Содержание воспитательной работы (продолжение)
- Изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения к ним;
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
- Формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости
Формы внеклассной работы
- Тематические классные часы и вечера;
- Встречи с представителями правовых структур, ветеранами ВОВ, тружениками тыла, солдатами и офицерами срочной службы, воинами-интернационалистами;
- Посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы, памятных мест населенных пунктов;
- Конкурсы, викторины по патриотической и правовой тематике;
- Праздники получения паспорта, дня Конституции;
Формы внеклассной работы (продолжение)
- Интерактивные игры, дебаты, диспуты, круглые столы, дискуссии патриотической и правовой тематики;
- Конкурсы и концерты, посвященные патриотической и правовой тематике;
- Походы, часы общения, посвященные правовой и патриотической тематике
Традиционные мероприятия для учащихся 1-4 классов:
- Классные часы патриотической тематики ( «Я люблю тебя Россия», «Моя Родина», «Мой край – моя гордость» и т.д.)
- Классные часы («День семьи», «Моя родословная», «Мой дом», «Традиции моей семьи», «Моя мама лучше всех»)
- Праздники посвященные памятным календарным датам (день защитника Отечества, день Космонавтики, день Конституции, День Победы, день национального единства, день скорби и траура и т.д.) и памятным событиям родного края
- Праздники, посвященные национальным традициям и обычаям (Масленица, фестиваль русских обычаев и традиций, день Ивана Купалы, русская ярмарка и т.д.)
- Выставки творческих работ, рисунков, фотовернисажи «Мой отчий дом», «Моя Родина», «Моя семья» ит.д.
Традиционные мероприятия для учащихся 5 -6 классов:
- Классные часы патриотической и правовой тематики ( «Я люблю тебя Россия», «Моя Родина», «Мой край – моя гордость», «Путешествие в страну справедливости», «Конституция РФ», «Его величество закон» и т.д.)
- Классные часы («День семьи», «Моя родословная», «Мой дом», «Традиции моей семьи», «Моя мама лучше всех»)
- Праздники посвященные памятным календарным датам (день защитника Отечества, день Космонавтики, день Конституции, День Победы, день национального единства, день скорби и траура и т.д.) и памятным событиям родного края
- Праздники, посвященные национальным традициям и обычаям (Масленица, фестиваль русских обычаев и традиций, день Ивана Купалы, русская ярмарка и т.д.)
- Выставки творческих работ, рисунков, фотовернисажи «Мой отчий дом», «Моя Родина», «Моя семья» ит.д.
- акции милосердия
- чествование ветеранов ВОВ
- конкурс – инсценировка патриотической песни
Традиционные мероприятия для учащихся 7 -8 классов:
- Классные часы патриотической тематики
- Диспуты, дебаты и дискуссии по правовым и патриотическим темам («Права и обязанности человека и гражданина», «Свобода и ответственность», «Я имею право…», «Уроки Победы»)
- Встречи с представителями правоохранительных органов, общественных организаций и движений, ветеранами, воинами – интернационалистами и др.
- Праздники посвященные памятным календарным датам (день защитника Отечества, день Космонавтики, день Конституции, День Победы, день национального единства, день скорби и траура и т.д.) и памятным событиям родного края
- Поездки по местам боевой славы, туристические походы
- Тимуровские акции
- Весенняя неделя добра
Традиционные мероприятия для учащихся 9 - 11 классов:
- Праздники посвященные памятным календарным датам (день защитника Отечества, день Космонавтики, день Конституции, День Победы, день национального единства, день скорби и траура и т.д.) и памятным событиям родного края
- Встречи с представителями правоохранительных органов, общественных организаций и движений, ветеранами, воинами – интернационалистами и др.
- Поездки по местам боевой славы
- Тимуровские акции
- Весенняя неделя добра
- Диспуты, дебаты, дискуссии на патриотические и правовые темы
- Конкурсы «Письмо ветерану», «Военные истории моей семьи»
- Смотр строя и песни
Приоритетными должны стать дела
предметно-практического характера.
- фольклорные, этнографические, археологические, экологические, краеведческие, поисковые экспедиции или просто туристские путешествия по родному краю, которые могут сопровождаться приведением в порядок братских могил, реконструкцией храмов, расчисткой родников и парков от мусора, встречами и беседами с людьми разных поколений, разной судьбы, разной культуры.
- И важное условие всех дел - их последующая рефлексия: что дало, какие мысли посещали, какие чувства переживали, стоило ли это делать, стоит ли делать еще?