Греческая культура эпохи классики
- Архитектура.
- Афинский Акрополь.
- Скульптура.
- Праздники.
- Театр.
I. Архитектура
VI век до н.э. – изобретение греками ордера ( с лат. – « строй » , « порядок » ) – строго продуманной системы соотношения между несущими и несомыми частями здания.
- В качестве несущих частей выступали колонны
- Крыша и перекрытие в качестве несомых
Существовало всего три ордера: дорический , ионический и коринфский
Древние греки совершили настоящий прорыв в искусстве строительства городов , сооружений храмов и общественных зданий .
3.
2.
1.
Капитель
1). Первые храмы дорического ордера ( 1. ) появились на Пелопоннесе и в Великой Греции.
2). По все высоте колонн храма шли вертикальные углубления – каннелюры .
3). Колонну завершала капитель , состоявшая из круглой мраморной площадки и квадратной плиты.
4). Ионический ордер ( 2. ) – капитель с двумя завитками (волютами).
5). Коринфский ордер ( 3. )– колонну венчала пышная связка резных листьев из мрамора.
Каннелюр
Храм Посейдона. Колонны.
Самыми красивыми греки считали храмы, окруженные колоннами со всех сторон.
Такой храм назывался оперенным ( по-гречески – периптер .
Храм Гефеста
II. Афинский Акрополь
При Перикле на месте сожженных персами Афин , был отстроен новый город, великолепный и благоустроенный.
На Акрополе сооружались храмы, посвященные Афине , богине победы Нике , Эрихтонию – божеству Афин. Работами на Акрополе руководил великий греческий скульптор Фидий .
1). Главным сооружением на Акрополе был Парфенон – храм Афины-Девы . Дорический мраморный периптер как бы парил над Афинами , утверждая красоту и гармонию.
2). У входа в Акрополь под руководством греческого архитектора Калликрата , был возведен изящный храм Ники Аптерос – бескрылой победы.
Тем самым, афиняне демонстрировали, что Победа навсегда останется с ними.
3). На месте, где согласно мифу, произошел спор между Афиной и Посейдоном , возведен храм Эрехтейнон . Особенностью Эрехтейнона заключается в том, что на одном их портиков вместо колонн крышу поддерживают статуи девушек – коры . Строительство храма шло с 421 по 406 год до н.э. в сложное для Афин время. Шла Пелопонесская война со Спартой, завершившаяся для афинян трагически.
4). Всеобщее восхищение вызывал украшенный колоннами вход на Акрополь - Пропилеи . Строительство этой колоннады длилось пять лет , и постройка эта, сохранившаяся до наших дней, « настолько прекрасна и так гармонирует с остальными зданиями Акрополя, что кажется, будто стоит здесь вечно » .
Пропилеи , зодчий Мнезикл , 437-432 до н.э. Афины
5). На площади перед Парфеноном возвышалась бронзовая статуя Афины – Воительницы .
Золотой наконечник копья Афины сверкал на солнце. На него ориентировались корабли , прибывавшие в Пирей .
6). Внутри Парфенона Фидий поставил статую Афины – Девы . Лицо и руки богини были покрыты пластинами из слоновой кости , а одежда – золотыми пластинами , которые были наложены на деревянную основу. Правой рукой богиня опиралась на колонну, а с ее ладони взлетала богиня победы Ника . Эта статуя была воплощением « торжества мудрости и порядка, победы нал темными силами » .
III. Скульптура
Самой известной скульптурой был Зевс Олимпийский , созданный Фидием . Древние считали ее одним из Чудес Света ( 3 Чудо).
Была воздвигнута в V веке до нашей эры . Она была изготовлена из золота , дерева и слоновой кости . Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла, по разным данным, от 12 до 17 метров.
" Отдыхающий Гермес " Лисипп , IVв. до н. э.
В Древней Греции архитектура и скульптура выступали как равноценные искусства , дополняя и развивая друг друга. Храмы, площади, улицы и общественные сооружения были украшены скульптурами . В глубокой древности статуи делали из дерева , затем их стали отливать из бронзы и ваять из мрамора .
1.
2.
3.
Статуи юношей-атлетов принесли славу скульптору Мирону . Выразительно передано движение в его статуе « Дискобол » ( 1 ). Скульптор Поликлет точно рассчитал пропорции идеального человеческого тела и воплотил идеал в статуе « Дорифор » ( 2 ) ( « Копьеносец » ). Скульптор Пракситель прославился своими статуями богинь « Артемида из Габий » ( 3 ).
IV. Праздники
В Афинах в году было около 100 праздничных дней , во время которых устраивались шествия, проводились состязания и приносились жертвы богам.
Главными праздниками в Афинах были Великие Панафинеи – в честь рождения богини Афины .
Парфенон. Часть фриза с изображением шествия во время Панафиней
Они проходили в июле после окончания жатвы . Во время праздника торжественное шествие поднималось на Акрополь, где совершался священный ритуал . На статую Афины надевали новое одеяние , которое афинские девушки ткали целый год. Афиняне благодарили богиню за ее милости.
Парфенон. Часть фриза с изображением шествия во время Панафиней
Праздник весны посвящался богу Дионису и назывался Дионисии . Во время праздника шествие изображала возвращение бога из далекого путешествия. Процессия изображала сатиров , одетых в козлиные шкуры с рожками и хвостами. Участники плясали и прыгали, издавая громкие возгласы. Особой частью праздника было соревнование хоров . Из празднования Дионисий родился греческий театр .
V. Театр
Скэне – место для переодевания актеров
Театрон – место для зрителей, представляющее собой каменные сидения
Проскенион – декорированная стена за сценой
Театр ( с греч. – « место для зрелищ » ). Греки строили театры под открытым небом на склонах холмов.
Орхестра – площадка для хора
В театре показывали трагедии и комедии . Слово « трагедия » переводится как « песнь козла » и родилась из песни крестьян, изображавших из себя панов. Трагедии рассказывали содержание мифов , причем участники давали свою оценку событиям, говоря что хорошо, а что плохо. Таким образом, театр для каждого грека был своеобразной школой .
Герой трагедии учил зрителей бороться и побеждать, заставляя зрителей активно ему сопереживать.
Комедии рассказывали о жизни простых людей , высмеивая пороки и плохие поступки.
Самыми знаменитыми авторами трагедий были Эсхил , Софокл и Еврипид . Лучшие комедии создавал Аристофан .
Рубрика
« Это интересно »
Первоначально в театре был только хор . Затем появились три актера , которыми были только мужчины.
Лица актеров скрывали маски , заменяющие эмоции , которые менялись по ходу представления.
На ноги актеры одевали обувь на очень высокой подошве , чтобы их было лучше видно зрителям. Рот маски был открыт, чтобы было лучше слышно голос.
Домашнее задание:
1). § 37 читать и уметь пересказывать
2). Проектная деятельность « Архитектура античности »