Класс: Дата:
Тема урока: Греки и критяне
Цели: ознакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой ; истории; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран.
Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. I до н. э.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Изучение новой темы
План:
Природа и местонахождение Древней Греции и о. Крит.
Миф о Тесее и Минотавре.
Откуда мы знаем о древних греках.
На доске: тема урока, новые слова: Балканский полуостров, Крит, Микены, Тиринф, Пилос, Афины - города, Минос, Минотавр, Ариадна, Дедал.
Рассказ учителя.
Более трех с половиной тысяч лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова, жили греческие племена. Древние греки называли свою страну Элладой, а себя - эллинами. (Греками их называли римляне, историю которых мы будем изучать позже). Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с природными условиями Древней Греции.
Работа по карте, с. 115 Вигасина.
Каким знаком на карте обозначены границы территории, заселенные греческими племенами в конце II тыс. до н. э.? (Коричневой линией.)
Какими морями омывается Греция? (Ионическим и Эгейским морями.)
Каким знаком на карте обозначены города Древней Греции? Назовите их. (Синим кружочком. Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины.)
Назовите самый большой остров, бывший частью Греции. (Это остров Крит.)
Какой город является современной столицей Греции? (Город Афины.)
2.Рассказ учителя.
.Греция - маленькая горная страна, а древние греки были небольшим народом, но они создали высокую культуру . В русском языке много слов греческого происхождения, например слово «театр», «школа», «тетрадь». Искусство древней Греции оказало сильнейшее влияние на искусство всех народов Европы.
Берега полуострова гористые, сильно изрезанные; много крупных и мелких островов, удобных бухт. В море водится разнообразная рыба и съедобные моллюски. Земли, пригодной под пашню, в Греции немного. Лето здесь жаркое и засушливое, а зима прохладная, без снега, но с частыми бурями. Крупных рек нет. Почти все греческие города стоят у моря.
Подобно египтянам и вавилонянам древние греки верили в разных богов, но изображали их в виде людей. Греки придумали много интересных мифов (легенд) о своих богах, в которых они ведут себя совсем как люди: испытывают те же чувства, совершают такие же поступки. Изучая мифы, мы попытаемся понять, что является вымыслом, а что - реальностью, то есть попробуем использовать их как исторический источник.
3.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Задание: прочитать миф о Тесее и Минотавре.
Что сказочного в мифе о Тесее? (Чудовище Минотавр, имевшее голову быка и тело человека, происхождение названия Эгейского моря.)
- Что могло соответствовать исторической действительности? (Наличие государств в то время, так как есть упоминание слов «цари», «дань». Существование городов, дворцов, искусных мастеров, развитие мореплавания, строительство кораблей.)
5. Сообщение учащегося о том, как мы узнаем о жизни древних греков (на примере раскопок на о. Крит).
III.Закрепление изученного материала
Прочтите в учебнике Вигасина на с. 117 «Миф о Дедале и Икаре». Ответьте на вопрос:
- Какие знания о далеком прошлом можно почерпнуть из этого мифа? Что свидетельствует в мифе о зарождении классового общества на Крите? Обоснуйте свои выводы.
IV.Подведение итогов урока
V.Домашнее задание: прочитать § 24 Вигасина; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как мы узнаем о жизни древних греков?»; для любознательных: объясните значение выражения «нить Ариадны».