Тема: « Декоративно – прикладное искусство Древней Греции. Вазопись »
Цель:
Познакомить учащихся с декоративным искусством Древней Греции- вазописью, сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена. Познакомить со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике.
Задачи урока:
Образовательные: формирование представления об основных видах древнегреческих ваз их роли и места в греческой культуре.
Развивающие: развитие творческой активности , развитие навыков работы с художественными материалами, а так же в технике аппликации.
Воспитательные: воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
Оборудование:
- презентация «Древнегреческая вазопись»
- шаблоны с изображением ваз, орнаментов
- спокойная музыка
План урока:
Организационный момент
Беседа о декоративно-прикладном искусстве Древней Греции на примере истории греческих ваз (с использованием презентации «Древнегреческая вазопись»)
Постановка художественной задачи
Практическое выполнение задания
Итог урока
Оценивание работ
Ход работы: Слайд № 1
I. Организационный момент. Здравствуйте. Сегодня тема нашего урока очень интересная. Мы познакомимся с одним из направлений декоративно-прикладного искусства Древней Греции - вазописью..
Мы отправимся в страну, искусство которой оказало особенно большое влияние на нашу современную жизнь. Итак, когда я произношу: «Древняя Греция», что же сразу возникает в вашем воображении, когда вы слышите эти слова? ( ответы детей) . Спасибо, правильно.
– Слайд2. В Древней Греции было много больших и богатых городов: Афины, Спарта, Олимпия, которые известны своими архитектурными сооружениями, прекрасной скульптурой.
Слайд3. Но сегодня нас интересует один из кварталов города, который называется Керамик: где работали особенно искусные гончары. Слово «глина» на греческом языке - «керамос», отсюда и произошло слово «керамика». Древние греки, античные греки
Многим прославились греки навеки.
Даже порой удивленье берет:
Ну до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали
(С детства знакомы любому из нас
И Прометей, и Геракл, и Атлас).
Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили,
И Олимпийские игры они
Тоже придумали в давние дни!
Ставили греки комедии, драмы.
А посмотрите теперь, каково
Было в керамике их мастерство.
Олег Тарутин. Древние греки.
Слайд4 Керамика была спутницей всей жизни жителя Древней Греции. Когда он рождался - он делал из нее первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на Олимпийских играх.
Прекрасные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции. И сегодня они пришли к нам рассказать о себе, встречаем. ( Входят три ученика, с большими плакатами, на которых изображены контуры ваз : амфора, кратер, лекиф. )
Ученик 1: ( музыкальное оформление «Сиртаки»)
Текст Амфоры: Слайд5
- «Посмотрите какая я изящная красавица, меня разрисовывали блестящим черным лаком. На шейке рисовали - орнамент, на туловище рисовали мифологические сюжеты. Амфоры использовали для хранения оливкового масла, воды, меда , зерна.»
Ученик 2: Слайд6
-« Я лекиф - небольшой сосуд с узкой шейкой и широким венчиком.
А без меня не было бы никаких атлетических состязаний, даже олимпийских игр. Я был просто необходим древнегреческим атлетам! В сосуд лекиф наливали масло и брали с собой! Перед состязанием атлеты натирали маслом тело и кожа становилась упругой, а суставы гибкими».
Ученик 3: Слайд7
- «А помните пиры? В доме моего хозяина собирались гости. Звучала музыка, слуги приносили угощенья, потом подавалось вино в амфорах ( показывает на амфору). Тут и мой выход. Настоящие греки всегда смешивали вино с водой , и я , кратер, как раз служил для этих целей; в меня наливали одну амфору вина и три амфоры воды. Поэтому я такой большой.» (Учитель благодарит участников).
Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения:
Слайд №8:
Красивые гидрии – кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, поднимать их на голову, и третьей вертикальной, чтобы снимать с головы.
Слайд №9: Килики –вазы для питья.
Слайд №10Канфар - очень похож на кубок с двумя непомерно объёмными вертикальными ручками. Наверное, не случайно, потому что из канфаров пили греческие боги: к примеру, с канфаром очень часто изображался Дионис. Нередко канфар использовался для жертвоприношений или как предмет культа.
Слайд №11Ритон - по своей форме напоминает рог животного. Он часто завершался в нижней части скульптурой.
Слайд №12Киаф— древнегреческий сосуд с одной ручкой, напоминающий по форме современную чашку. Ручка у киафа больше и возвышается над кромкой сосуда
Слайд №13АЛАБАСТРОН - грушеобразный или вытянутый сосуд цилиндрической формы с округлым дном, который, в отличие от ритона, мог стоять вертикально. Алабастроны использовались для хранения ароматических веществ и жидкостей, преимущественно женщинами.
Слайд №14ПИКСИДА - коробочка, применявшаяся в античную эпоху для хранения косметики.
Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на это, она искусно украшалась росписью.
Слайд №15,16
В VI веке до н.э. Для изготовления своих ваз древнегреческие мастера использовали лучшую местную глину, которую добывали в окрестностях Афин. Эту глину старательно очищали от примесей и слегка подкрашивали охрой, чтобы после обжига она приобрела ровный оранжево-красный тон. Художник наносил фигуры черным лаком, такие вазы назывались чёрнофигурными
Слайд №17,18:В V веке до н.э. поступали наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Поэтому такую роспись называли краснофигурной.
Слайд №19 На древнегреческих вазах можно выделить сюжетную роспись и орнамент.
Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, спортивные соревнования. Жизнь и деяния Геракла, сына Зевса, относятся к числу излюбленных сюжетов греческой вазописи.
По росписям мы можем представить, как выглядели древние греки, их одежду, обычаи. Ведь в росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись красоте и совершенству человека.
Слайд №20:
Каков же был орнамент? Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые – пальметта.
Очень распространен был узор в виде ломаной или кривой линии с завитками – меандр. Существует предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Слайд №21 Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так и возник этот знаменитый греческий орнамент.
Слайд №22 Любили греки изображать волну, (щелчок) бутон лотоса.
Прекрасные эти античные вазы
понравились нам почему-то не сразу.
“Подумаешь вазы!” - подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала взглянули на них мы, скучая,
потом мы к одной пригляделись случайно,
потом загляделись… И может быть час
никак не могли оторваться от ваз.
То вазы-гиганты, то карлики-вазы,
и каждая ваза с рисунком-рассказом!
…Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил)…
А вот Артемида, богиня охоты,
из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – Одиссей, подающий советы.
А это – кентавры… А это… А это…
Но мы описать и не пробуем враз
крупнейшую в мире коллекцию ваз.
Слайд №23 А теперь мы перейдём к практическому занятию. Вы поделились на группы, то есть работать будете в своих артелях .
Представьте себя в роли древнегреческих мастеров. Формы ваз уже имеются. Ваша задача: 1. украсить вазу орнаментом по своему выбору, но надо соблюдаю греческие традиции оформления; 2. создать на вазе коллаж из фигурок, которые у вас на столе. Но использовать надо не все подряд фигурки, а только те, которые вам необходимы для сюжета; 3представить свою работу в конце урока и пояснить всем какой именно сюжет вы изобразили.
Вы работаете в группах, как в настоящих мастерских, поэтому распределите правильно между собой работу.
В процессе работы учитель осуществляет контроль за работой учащихся. Во время выполнения задания звучит спокойная музыка.
Сегодня на уроке мы путешествовали в Древнюю Грецию. Вазы, которые
мы рассматривали, к сожалению, время не пощадило. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, и мы имеем возможность видеть эту красоту.
- Что вам больше всего запомнилось, понравилось? Чему вы научились на уроке?
Ответы детей.
Выставка, обсуждение и оценивание детских работ.