СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 ( Две темы объедены в одну из-за   карантина и морозов).

Конспект урока  по биологии 5 класс. Учебник И.Н. Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС) 2015г.

Продолжительность: 1 урок (45 минут).

Класс: 5 класс.

Аннотация:Игровые технологии позволяют  активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Применять  групповые методы, работу в парах и индивидуальную.

Ребята очень любят игру путешествие по станциям. Эксперты активно участвуют в создание заданий на своих станциях.

Тип урока: исследование, комбинированный,  открытие новых знаний, нетрадиционный. Игровые технологии. Урок путешествие.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Формы организации учебного процесса:

- групповая;

- работа в парах;

- индивидуальная.

Во время урока каждый ребенок работает в привычном для себя ритме. По своей индивидуальной программе выполняет столько заданий, сколько в состоянии выполнить:

- под контролем экспертов – консультантов, своих одноклассников.  Работа регламентируется четкой инструкцией (каждый эксперт на своей станции инструктирует экипаж и оценивает);

- тестирование: время работы с тестом не выходит за рамки оптимального времени работы на станции.

Просмотр содержимого документа
«Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов»

Тема: Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов.(2 темы объедены в одну из-за карантина и морозов).

Конспект урок по биологии 5 класс. Учебник И.Н. Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС) 2015г.

Продолжительность: 1 урок (45 минут).

Класс: 5 класс.

Аннотация:

Игровые технологии позволяют активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Применять групповые методы, работу в парах и индивидуальную.

Ребята очень любят игру путешествие по станциям. Эксперты активно участвуют в создание заданий на своих станциях.

Тип урока: исследование, комбинированный, открытие новых знаний, нетрадиционный. Игровые технологии. Урок путешествие.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Формы организации учебного процесса:

- групповая;

- работа в парах;

- индивидуальная.

Во время урока каждый ребенок работает в привычном для себя ритме. По своей индивидуальной программе выполняет столько заданий, сколько в состоянии выполнить:

- под контролем экспертов – консультантов, своих одноклассников. Работа регламентируется четкой инструкцией (каждый эксперт на своей станции инструктирует экипаж и оценивает);

- тестирование: время работы с тестом не выходит за рамки оптимального времени работы на станции.

Конспект урока

Цели: сформировать представление о грибах, их общий характеристики. многообразие и значение.

Задачи: Задачи:

Обучающие: 1.Познакомить учащихся с многообразием, характерными признаками грибов, как самостоятельного царства органического мира. :

2. рассмотреть шляпочные грибы, особенности их строения, значения ядовитых и съедобных грибов;

3.) рассмотреть особенности строения плесневых грибов и дрожжей, показать их значение;

4.) охарактеризовать значение паразитических грибов.

5.Закрепить умение учащихся работать с микроскопом, рассматривать и описывать микропрепараты.

Развивающие: 1.Развивать процесс творческого мышления, мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;

2.Графические умения и информационную культуру школьников через работу с текстом, составление кратких и развёрнутых графических схем.

3. коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).

Воспитательные: способствовать формированию

1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);

2) общеучебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);

3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке.

4. Создать комфортные морально-психологические условия для успешного образовательного процесса (приём "Ладошки").

Предметные УУД:

Представление о грибах и их многообразии ; значении в природе и для человека.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать её из одной формы в другу; давать определение понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

Понимание признаков сходства грибов с живыми организмами.

Оборудование: компьютер, научный фильм, муляжи грибов, карточки- задания, раздаточный материал, микроскопы, фиксированные микропрепараты:Пеницилл,Мукор. Выращенная плесень-мукор. Дрожжи.

  • жетоны( от 1-5 для каждого уч-ся один жетон)

  • ноутбуки с флеш-заданием по систематизации знаний. (6 шт.);

  • Опорные схемы, таблицы;

  • Раздаточный материал из серии разноуровневых заданий по индивидуальным карточкам;

  • Маршрутные листы;

  • Музыка.

  • Яркие шляпы

  • Фишки лото и бочонок (похожий на фишку лото)

(лучше новогодние шляпы: фиолетовая, желтая, зеленая, красная, синяя) для экспертов.

Роли: экипаж, эксперт, капитан.

Планируемые результаты:

учащиеся должны знать:

      • Признаки грибов;

      • особенности внешнего строениягрибов;

      • многообразие, классификация и характеристика грибов

учащиеся должны уметь:

  • различать по внешним признакам плесневые и шляпочные грибы;

  • определитьсъедобные и несъедобные грибы. по внешним признакам;

  • работать в программах флеш-задания..

Предварительная подготовка:

  1. Выбрать из числа учащихся класса экспертов,( уч-ся которые защитили своё резюме на эту роль в конкурсе,конкурс проводится вне урока,заранее), для оценивания работы каждого члена экипажа на уроке и подготовки материалов к конкурсам.

2. Расставить столы для 5 станций, каждая станция имеет свой номер и название.

Станция №1

Характеристика грибов”

Станция № 2

Заморочки из бочки. ”

Станция № 3

Плеснивые грибы”

Станция №4

Старичек-Лесовичок”

Станция №5

Шляпочные грибы ”

Маршрутные листы лежат на станциях.( С которой начинается старт).

Папки с заданиями у экспертов-консультантов.

Маршрутный Лист

Старт 1 – 2 – 3 – 4 – 5

Экипаж.

Капитан:

№/п

Фамилия имя


1 станция


2 станция


3 станция


4 станция


5 станция


итого

оценки

оценки

оценки

оценки

оценки

оценки

1








2








3








4








5








6








Эксперт- Консультант_5 станции _ Ф.И ____________________________________________

Станции.

1.Станция: “Характеристика грибов”. Работа со схемами.

2.Станция: “Заморочки из бочки"

3.Станция: “ Плесневые грибы». Лабораторная работа

4.Станция: Старичек-Лесовичок работа с флеш-заданием Систематизация знаний о грибах.

5.Станция: « Шляпочные грибы». Лабораторная работа

Маршрутный Лист

Старт 3-4-5-1-2

Экипаж.

Капитан:

№/п

Фамилия имя

3 станция

4 станция


5 станция

1 станция

2 станция


итого

оценки

оценки

оценки

оценки

оценки

оценки

1








2








3








4








5








6








Эксперт- Куратор_2 станции_ Ф.И _____________________________

Станции.

1.Станция: “Характеристика грибов”. Работа со схемами.

2.Станция: “Заморочки из бочки"

3.Станция: “ Плесневые грибы». Лабораторная работа

4.Станция: Старичек-Лесовичок работа с флеш-заданием Систематизация знаний о грибах.

5.Станция: « Шляпочные грибы». Лабораторная работа


Маршрутный Лист

Старт 2-3-4-5-1

Экипаж.

Капитан:

№/п

Фамилия имя

2 станция

3 станция

4 станция

5 станция

1 станция


итого

оценки

оценки

оценки

оценки

оценки

оценки

1








2








3








4








5








6








Эксперт- Консультант_1 станции_ Ф.И _________________________________

Станции.

1.Станция: “Характеристика грибов”. Работа со схемами.

2.Станция: “Заморочки из бочки"

3.Станция: “ Плесневые грибы». Лабораторная работа

4.Станция: Старичек-Лесовичок работа с флеш-заданием Систематизация знаний о грибах.

5.Станция: « Шляпочные грибы». Лабораторная работа


Маршрутный Лист

Старт 4-5-1-2-3

Экипаж.

Капитан:

№/п

Фамилия имя

4 станция

5 станция

1 станция

2 станция

3 станция


итого

оценки

оценки

оценки

оценки

оценки

оценки

1








2








3








4








5








6








Эксперт- Консультант_3 станции_Ф.И.______________________________________

Станции.

1.Станция: “Характеристика грибов”. Работа со схемами.

2.Станция: “Заморочки из бочки"

3.Станция: “ Плесневые грибы». Лабораторная работа

4.Станция: Старичек-Лесовичок работа с флеш-заданием Систематизация знаний о грибах.

5.Станция: « Шляпочные грибы». Лабораторная работа


Маршрутный Лист

Старт 5-1-2-3-4

Экипаж.

Капитан:

№/п

Фамилия имя

5 станция

1 станция

2 станция

3 станция

4 станция


итого

оценки

оценки

оценки

оценки

оценки

оценки

1








2








3








4








5








6








Эксперт- Консультант_4 станции_Ф.И._______________________________________

Станции.

1.Станция: “Характеристика грибов”. Работа со схемами.

2.Станция: “Заморочки из бочки"

3.Станция: “ Плесневые грибы». Лабораторная работа

4.Станция: Старичек-Лесовичок работа с флеш-заданием Систематизация знаний о грибах.

5.Станция: « Шляпочные грибы». Лабораторная работа


2.Класс разбивается на команды произвольно, жетонами, во время входа в кабинет, каждый уч-ся получает жетон с номером станции и занимает свое место за столом.

Жетоны.

2

3

5

1

4



Ход урока:

1.Организационный момент. Цели, задачи урока. ЗДРАВСТВУЙТЕ ,РЕБЯТА! Здравствуйте мои дорогие! Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, искренняя улыбка и доброе слово согревают самые черствые сердца. Улыбайтесь миру чаще! И тогда он обязательно улыбнется в ответ! Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение Сегодня.на уроке мы отправимся с вами в увлекательное познавательное путешествие в сказочное удивительное ЦарствоИ что бы отправиться в это путешествие нам необходимо познакомиться с этим ЦАРСТВОМ.

Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня. (Прием обратной связи "Ладошки")

Мы посмотрим с вами научный фильм и и совершим необычное виртуальное путешествие в мир знаний, в страну, которой нет на карте. https://youtu.be/wK-MohMaLhY .(Уч-ся смотрят фильм).

Мы отправляемся в путешествие по биологическим станциям. На нашем пути будет 5 импровизированных станций.

Чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать определенные правила:

1. Внимательно слушать задания, выполнять все инструкции эксперта-консультанта;

2. Каждый сегодня работает в своем ритме. Каждый экипаж получил свой маршрутный лист, дайте название своему экипажу и выберете капитана, впишите в маршрутный лист свою фамилию, имя, эксперт выставляет баллы за работу.

3. Уважительное отношение друг к другу – залог успеха всех. Не перебивайте друг друга и отвечающего, не выкрикивайте с места.

4. При возникновении затруднений – поднятая рука, эксперты окажут помощь.

5. На каждой станции работаем 6 минут, по сигналу станциями меняемся.

2. Путешествие по станциям

1.Станция: Характеристика грибов”. Работа с таблицей и схемой.

В папке лежат задания для всего экипажа. Весь экипаж дружно заполняет таблицу и схему.

Эксперт внимательно следит за работой каждого и выставляет в маршрутный лист баллы. Ответы пишутся в таблице. Во время работы экипажа, эксперт может задать любой вопрос, любому участнику (одев на него свою шляпу) по таблице или схеме.

Общее задание. Заполните таблицу.

Признаки грибов.

Сходство с растениями


Индивидуальные признаки грибов


Сходство с животными










Подписать основные части гриба:


Ответ:

Сходство с растениями


Индивидуальные признаки грибов


Сходство с животными


1.Хорошо развито движение цитоплазмы в клетках грибов.

2. Неограниченный рост. Колоссальная скорость роста.

3.Споры грибов неподвижны, без ресничек и жгутиков, как у высших растений(спермии).

3.Способ поглощения пищи- путем всасывания.




1) Основа вегетативного тела гриба – грибница, или мицелий.
2) Мицелий состоит из гиф.
3) Клетки грибов чаще многоядерные или двуядерные.
4) Бывают одноклеточные и многоклеточные

1.Гетеротрофы - есть мертвоеды, хищники, паразиты.

2.Запасают не крахмал, как растение, а жир и гликоген как животное.

3.Стенки клеток грибов хитиновые, как у насекомых или крабов.

Подписать основные части гриба:

1.Грибница-мицелий 2.Ножка 3.Шляпка


2.Станция: “Заморочки из бочки.

В бочонке, лежат свитки с заданиями.(Работа в паре). Отвечают по два человека на один вопрос, дополняя друг друга. Первый достает свиток с заданием, а Эксперт выбирает второго, надевая на него свою шляпу.(Так образуется пара). Капитан вмести с экипажем, работает с заданием ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ.А).Задание парам: первая пара:

Б).Вторая пара.

В). Третья пара

Г). следующая пара





Д). следующая пара



Задание для всего экипажа. Лишний гриб зачеркиваем.

Третий лишний. Письмо, пришло вам от Старичка-Лесовичка. Грибы сгруппированы по определенному признаку, но один гриб в каждой карточке не имеет этого признака и поэтому является лишним

Прочитайте письмо, которое пришло Вам от Старичка-Лесовичка.

Ответ: (“Собирать нужно только хорошо известные грибы!”).

3.Станция: “ Плесневые грибы». Лабораторная работа.

Лабораторная работа № 1.

Тема: Строение плесневых грибов и дрожжей

Цели: познакомится со строением плесневых грибов на примере пеницилла и мукора, а также со строением дрожжей; продолжать формировать навык работы с микроскопами, навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: культура мукора, пеницилла, дрожжей, стеклянная палочка, препаровальная игла, пипетка, лупа, предметные и покровные стекла, микроскоп.Микропрепараты.

Ход работы:

1.   Плесневый гриб мукор.-сапрофит. Этот гриб часто поселяется также на фруктах, овощах, на конском навозе. Грибница мукора состоит всего из одной сильно разросшейся и разветвлённой клетки с множеством ядер в цитоплазме.

Рассмотрите при большом увеличении гифы гриба - мукора. Найдите головки со спорами, определите, где расположен мицелий.

2.    Найдите темные шарики спорангиев на концах нитей гриба.

3.    Определите, есть ли в нитях грибницы поперечные перегородки?

4.    Зарисуйте внешний вид мукора, отметьте неклеточную грибницу, укажите спорангии со спорами.

5.    Рассмотрите внешнее строение гриба пеницилла под микроскопом. Пеницилл часто встречается в виде сине- зеленого налета на несвежих фруктах.

6.    Зарисуйте внешний вид гриба пеницилла.



7.  Нет грибницы у дрожжей- одноклеточных грибов, размножающихся почкованием. Эти грибы способны превращать сахар в спирт и углекислый газ.  Возьмите каплю жидкости с культурой дрожжей. Поместите ее на предметное стекло и накройте покровным.

8.     Рассмотрите клетки дрожжей при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте внешний вид одиночных и почкующихся клеток.

1.Оболочка,

2.Ядро.

3.Ядрышко.

4.Митохондрии.

5.Вакуоли.







9.     Сделайте вывод о сходстве и различии строения плесневых грибов мукора и пеницилла. Отметьте строения мицелия и строение спороносцев. Сравните строение плесневых грибов с дрожжами.












4.Станция: Старичек-Лесовичок работа с флеш-заданием Систематизация знаний о грибах.


1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000350-1000-4ddd-d82a-5d0046bb2fd1/index_mht.htm

2. http://tana.ucoz.ru/load/377

3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000034f-1000-4ddd-e569-590046bb2fd1/0076.swf

4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d69d4-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/03_03_03.swf

5.http://lotoskay.ucoz.ru/load/flesh_animacii/biologija/biologicheskie_karty_po_carstvu_gribov/37-1-0-1641



5.Станция: « Шляпочные грибы». Лабораторная работа


Лабораторная работа №2

Тема: Изучение строения тел шляпочных грибов.

Цель: _ познакомится со строением плодовых тел шляпочных грибов; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: Шляпочные грибы, плодовые тела гриба-трутовика,

Ход работы:

1.Рассмотрите внешний вид шляпочного гриба. Он имеет::плодовое тело, состоящее из пенька и шляпки, грибница (мицелий). Грибница состоит из длинных двухъядерных клеток, не содержащих хлорофилл. Шляпка и пенек состоят из плотно прилегающих друг – другу клеток грибницы. В пеньке все нити одинаковые, а в шляпке они состоят из двух слоев. Верхний покрытый кожицей, она придает определенный цвет.

2.Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части. Зарисуйте строение шляпочного гриба, обозначив его части.


              1. Плодовое тело;

              2. Шляпка;

              3. Ножка;

              4. Грибница;

              5. Споры.

3.В шляпке два слоя: верхний -покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний –у одних грибов пронизан трубочками (трубчатые грибы), а у других –пластинками (пластинчатые). Грибница – главная часть гриба. Ее клетки двухъядерные и не содержат пластид. На них развивается плодовое тело.

4.Почему грибы бесцветны?_______________________________________________

__________________________________________________________________________

5..Из чего состоят шляпка и пенек гриба? _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Разделите приведенные грибы на съедобные и ядовитые. Заполните таблицу: Лисичка, масленок, сыроежка, ложный опенок, подосиновик, мухомор вонючий, грузди, шампиньон, желчный гриб,

Съедобные

Несъедобные











7.Укажите, где образуются споры у шляпочных грибов, и отметьте различия в строении спороносного слоя пластинчатых и трубчатых грибов.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод: Главная часть гриба_______________________.


3.Итог урока. Рефлексия. Эксперты-консультанты оценивают работу группы.

Выставляют итоговые оценки на основание заполненных маршрутных листов.

Ставят свою подпись.

Учитель: Очень жаль, но наш урок - подошел к концу. Человек - величайшее создание природы. А жизнь человека тесно связана с этой природой, с её состоянием. Поэтому мы должны хорошо знать, любить и беречь нашу природу.

Учитель: Вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна.  Очень жаль, но наш урок - подошел к концу.

Если вам что то не непонятно то поднимите одну руку. Если вам всё было понятно, то похлопайте себе за работу на уроке.

Спасибо. Урок окончен.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!