СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Грибы – паразиты»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Грибы – паразиты»»

Муниципальное казённоё общеобразовательное учреждение

«Миленинская основная общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области




Урок по биологии

в 6 классе

на тему:

«Грибы – паразиты»






Провела

учитель биологии

Курлова В.И.



2015 – 2016 учебный год


Этап урока

Содержание учебного материала

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты УУД

1.Организационный момент


Учитель проверяет готовность к уроку психологически настраивает на работу.

Ученики встали, настроились на работу, провели на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

2. проверка домашнего задания

Задает вопросы обучающимся, раздает карточки, тест.

  1. Какие плесневые грибы могут быть причиной порчи продуктов?

  2. Какое строение имеет мукур?

  3. Расскажите историю открытия пенициллина?

  4. Какое строение имеют клетки дрожжей?

  5. Как человек использует дрожи?

Карточка 1.

Многие народы издавна знакомы с дрожжами  – это подтверждают археологические раскопки. Так, на территории Древнего Египта и Междуречья обнаружены развалины пивоварен и пекарен, построенных за 2 и даже 3 тысячелетия до н. э. 
Кто открыл дрожжи? Каково их строение? Как дрожжи размножаются?

Карточка 2.

В 1928 г. был открыт вид плесени из рода Пенициллум. Выделяемое этим грибом вещество назвали пенициллином. В чистом виде он был получен только в 1940 году. Кто из ученых открыл пенициллин? Как в медицине называют пенициллин и  вещества с подобными ему свойствами? С какой целью их применяют?

Карточка 3.

Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах, конском навозе и имеет вид пушистого белого налёта. Рассмотреть его удается только под микроскопом. Что это за гриб, какое значение он имеет?

4. Тест:

1. Грибы относятся к растениям

1) да; 2) нет.

2. Гифами называют

1) шляпку; 
2) пенек; 
3) плодовое тело; 
4) грибницу.

3.  В клетках грибов содержатся хлоропласты.

1) Да; 
2) нет.

4. В клетках грибов

1) отсутствует ядро; 
2) имеется одно ядро; 
3) имеется несколько или много ядер.

5. Споры у шляпочных грибов образуются

1) на кончиках некоторых нитей грибницы; 
2) в шляпке.

6. Плодовое тело шляпочных грибов образовано

1) плотно упакованными нитями грибницы; 
2) клетками специальной ткани.

7.  Грибы питаются...

1) минеральными веществами почвы; 
2) разлагающимися органическими остатками в лесной подстилке; 
3) органическими веществами из тела живых растений или животных.

8. Плесневые грибы...

1) имеют плодовое тело; 
2) имеют только грибницу.

9. Споры плесневых грибов образуются...

1) в шляпке; 
2) на кончиках некоторых нитей грибницы.


1.Устный опрос.

2. Работа по карточкам.

3. Работа с тестом.

Обучающиеся, получившие карточки, выполняют письменно предложенные задания. Остальные обучающиеся отвечают на вопросы учителя. После выполнения заданий по карточкам все обучающиеся выполняют тест

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

3. Актулизация знаний, сообщение темы и целей урока.

Демонстрация яблока с пятнами парши. Встречались ли вам такие фрукты, почему они имеют такой вид? Нет живых организмов, на которых бы не паразитировали грибы. Исключение не составляют и организмы человека и животных. Тема сегодняшнейго урока грибы – паразиты.

Выдвигает тему проблемы, сообщает тему урока

Записывают тему себе в тетрадь

Познавательные УУД: формирование основ поиска и выделения информации в тексте учебника; формулирование познавательной цели; развитие способности анализировать полученную информацию, выполнять недостающие компоненты, сравнивать и классифицировать изучаемые процессы. Развитие умения построения логической цепи рассуждения

Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

4. Изучение нового материала

 Хлеб, полученный из зерна, пораженного головней, имеет низкие вкусовые и кондиционные качества. Зерно же, зараженное спорыньей, ядовито и не может использоваться ни человеком, ни животными, так как вызывает тяжелые отравления. В то же время, спорынью используют для получения медицинских препаратов.

Хлебная ржавчина может полностью уничтожить урожай.
Мучнистая роса поражает злаки, овощные и ягодные культуры (смородину, землянику, крыжовник), ухудшает вкус плодов. 
Парша растений (есть и парша животных) снижает вкусовые качества, ухудшает внешний вид плодов.
Фитофтора поражает клубни картофеля (особенно при хранении), стебли и плоды томатов. 
Приносит огромные убытки. С целью профилактики поражения фитофторой перед закладкой картофеля на хранение необходимо просушить клубни  на солнце в
течение 2-3 часов.
Черная ножка, или олъпидий капустный поражает рассаду, молодые огородные растения, комнатные растения.
На Дальнем Востоке встречается гриб-паразит злаковых  – фузариум, который не вызывает тяжелых отравлений, но дает эффект опьянения. Хлеб из такого зерна называют «пьяным хлебом».

В Китае, Японии гриб-паразит гибереллу специально культивируют на рисовых плантациях и плантациях сахарного тростника. Этот гриб вырабатывает гормон роста, что приводит к значительному увеличению органов растений  – явление гигантизма. Гриб-трутовик, плодовое тело которого имеет вид деревянистого копытообразного нароста на стволах деревьев,  – опасный вредитель леса, вызывающий разрушение древесины. Гифы трутовика пронизывают весь ствол от корней до макушки. Когда дерево погибает, трутовик продолжает жить на мертвой древесине. Он разрушает дома, шпалы, деревянные мосты. Чаще всего заражаются спорами трутовиков деревья, у которых повреждена кора и тем самым открывается доступ спорам гриба.
Самый опасный разрушитель построек из дерева  – домовой, или плачущий гриб. Домовой гриб при разложении древесины выделяет воду (до 10 ведер на кубометр дерева), поэтому серая пленка его мицелия всегда покрыта каплями воды и любое строение он быстро превращает в труху.

Гриб-паразиты животных и человека

Микозы  – заболевания, вызываемые грибами-паразитами. Эти грибы являются возбудителями тяжелых кожных заболеваний, заболеваний волосяных покровов, ногтей у человека и когтей у животных  – дерматитов, стригущего лишая, парши, гистоплазмоза (переносится птицами и летучими мышами  – заболевание скалолазов и спелеологов).


Учитель рассказывает о грибах паразитах используя презентацию.

Обучающиеся выполняют лабораторную работу Грибы  – паразиты растений. Работают по группам с текстом учебника. Параграф 16 абзац прочие грибы – паразиты.

Познавательные УУД: формирование основ поиска и выделения информации в тексте учебника; формулирование познавательной цели; развитие способности анализировать полученную информацию, выполнять недостающие компоненты, сравнивать и классифицировать изучаемые процессы. Развитие умения построения логической цепи рассуждения

Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

5.Физкультминутка.

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда

Проснулись

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражнения:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались, Аккуратно одевались,

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.




6. Закрепление изученного материала.

1 вопрос.

Какие организмы называют паразитами.

2 вопрос.

Перечислите название грибов – паразитов растений.

3 вопрос.

Какой вред они приносят.

4 вопрос.

Какие заболевания вызываются грибами у животных и у человека.

Учитель задает вопросы.

Устные ответы обучающихся.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

7. Домашнее задание.

Параграф 16. Подготовить сообщение на тему: «грибы –паразиты».

Учитель задает домашнее задание.

Ученики записывают домашнее задание.


8. Рефлексия.

Ребята призадумайтесь и ответьте что важного и значимого для вас вы уносите с сегодняшнего урока.

Учитель задает вопрос.

Устные ответы обучающихся.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!