СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Группа 1-14 Право

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Группа 1-14 Право»


Преподаватель Абулашева С.А

Предмет: Право.

Дата проведения 23.03.2020;25.03.2020

Группа: 1-14

Раздел: 2 Финансовая грамотность.

Тема: Происхождение денег.

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:

  1. Ознакомить учащихся с финансовой грамотностью.

  2. Сформировать знания, понятия у учащихся по теме на уровне запоминания

  3. Формирование речи памяти, логического мышления, воображения, активности.

Используемые на уровне средства ИКТ:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Изложение нового материала.

План:

  1. Что такое деньги?

  2. Что может происходить, с деньгами и как – это влияет на финансы нашей семьи.

1.Деньги — это общепризнанное средство платежа, которое без- условно принимается к оплате при совершении любых сделок купли- продажи, любых платёжных операций, служит в качестве средства образования и накопления сбережений

Деньги в экономике исполняют три основные функции:

1. Средство обращения (средство содействия обмену)

2. Средство измерения (учёта)

3. Средство сбережения и накопления богатств

Первый вид денег — товарные деньги — товар, выполняющий функции денег.

На смену товарным деньгам в результате длительной эволюции пришли символические деньги (средство платежа, чья стоимость или покупательная способность в качестве денег превосходит издержки их изготовления или ценность при использовании на иные цели). Символические деньги могли быть эмитированы (эмиссия де- нег — это их выпуск) как частными лицами, например банками, так и государством. Таким образом, существовали частные и государ- ственные деньги.

Современная модель выпуска денег — выпуск, т. е. эмиссия, бу- мажных денег разрешается только центральным банком государства.

Центральный банк — это главный банк государства, осуществляю- щий эмиссию денег, обеспечивающий стабильность функционирова- ния банковской и денежной систем.

В ХХ в. с развитием технологий стали использоваться банков- ские карты. Новое явление — электронные деньги. Электронные деньги не пер- сонифицированы, т. е. на них нет имени и фамилии владельца.

Совокупность всех денежных средств в наличной и безналичной формах образует денежную массу. В денежную массу входят наличные деньги, депозиты до востребования, сберегательные депозиты, мелкие срочные депозиты, крупные срочные депозиты, краткосрочные государственные обязательства, коммерческие векселя.


2.Инфляция — это долговременное устойчивое повышение общего уровня цен на все товары и услуги внутреннего рынка.

Если инфляция существенная (т. е. цены растут), а номинальные доходы не меняются, то реальные доходы людей снижаются, т. е. на ту же самую сумму денег, которая имеется в их распоряжении, они смогут купить меньше, чем, например, год назад.

Серьёзнее всего инфляция влияет на тех людей, которые имеют не- большие доходы, так как им приходится отказываться от определённых важных товаров и услуг.

Чем выше темп инфляции, чем быстрее растут цены в стране, тем быстрее в ней беднеет большая часть населения, включая, возможно, и вашу семью.

И даже если твои личные или общие доходы твоей семьи за год выросли, но рост этот оказался меньше, чем рост цен, то всё равно ты стал беднее, а не богаче.

Правила в мире денег можно сформулировать примерно так:

1) цены чаще растут, чем снижаются;

2) доходы редко растут быстрее, чем цены;

3) если хочешь с годами становиться богаче, а не беднее — добивайся, чтобы доходы твоей семьи не просто росли, но росли быстрее, чем цены;

4) рост цен снижает покупательную способность ваших сбережений, особенно если они просто лежат в надёжном месте, а не зарабатывают дополнительный доход.

Обратная инфляции ситуация — когда общий уровень цен в стране начинает снижаться. Это явление в денежном мире называется дефляцией. Обычно она имеет отрицательное влияние на доходы семей, поскольку во время дефляции компаниям, производящим эти товары и услуги, зарабатывать себе доходы становится куда труднее. Из-за этого такие компании закрываются, а их работники теряют работу и заработки, поэтому можно вообще остаться без заработной платы, т. е. чаще всего основного дохода семьи.

Экономисты считают, что умеренная инфляция (3–6% в год) считается приемлемой. Главное, чтобы рост ваших доходов не отставал от роста цен, а лучше, чтобы их опережал.

Закрепление темы:

1. Освоить понятия, обсуждаемые на занятии.

2. Подготовиться к дискуссии по выбранной теме.

3. Обсудить важные вопросы с родителями (предложены в материалах для учащихся).

Инфляция — это только отрицательное явление в экономике или она имеет какие-то положительные стороны?

• Как хорошо, когда снижаются цены! К чему ведёт дефляция как для семей, так и для государства?

• Увеличение цен на газ и нефть на международном рынке позитивно или негативно сказывается на российских семьях и обществе в целом?








Преподаватель Абулашева С.А

Предмет: Право.

Дата проведения 25.03.2020; 30.03.2020г

Группа: 1-14

Раздел: 2 Финансовая грамотность.

Тема: Источники денежных средств семьи.

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:

  1. Ознакомить учащихся с финансовой грамотностью.

  2. Сформировать знания, понятия у учащихся по теме на уровне запоминания

  3. Формирование речи памяти, логического мышления, воображения, активности.

Используемые на уровне средства ИКТ:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Изложение нового материала.

План:

1.Какие бывают источники доходов.

2.От чего зависит личные и семейные доходы.


1.Доходы можно разделить на три группы по типу источника:

Первая группа — собственный заработок, включающий:

• заработную плату,

• премию,

• социальный пакет от фирмы,

• грант (для учёных и творческих работников),

• доходы от самозанятости. Вторая группа — пособия, включающие:

• социальные пособия по безработице, по болезни, по беременно- сти и родам,

• пенсии (для пожилых и инвалидов),

• стипендии (для студентов),

• помощь от благотворительных фондов. Третья группа — доходы от собственности, включающие:

• дивиденды (доход от акций),

• доход от сдачи жилья в аренду,

• процент по депозиту. Четвёртая группа — прочие доходы, включающие:

• алименты,

• возврат налогов,

• подарки,

• помощь родителей, детей, супругов,

• приз,

• наследство.

В России основным источником для большинства граждан является заработная плата. В большинстве государств (в том числе в России) устанавливается МРОТ (минимальный размер оплаты труда).

Существуют различные способы начисления заработной платы — «в белую» и «всерую».

При оформлении «белой» зарплаты работодатель делает всё в соответствии с законом и выплачивает все налоги, в том числе в Пенсионный фонд. При такой зарплате права работника защищены законом и он может рассчитывать на нормальную (или высокую) пенсию в будущем. При оформлении зарплаты «всерую» работник не получает оплату больничных, отпускных, а также накопления на его счёте в Пенсионном фонде существенно ниже, чем при «белой» зарплате.

Избежать навязывания «серой» зарплаты можно, только если человек:

1) работает в государственной организации, где зарплата обычно ниже, чем в частном секторе, но зато вся платится легально;

2) работает на себя в собственном бизнесе, где сам назначает себе зарплату; 3) с годами стал настолько ценным специалистом, что может диктовать работодателю, заинтересованному в его услугах, свои условия оплаты.

Собственность, приносящая доход

Если человек имеет собственность, то она может приносить ему доход. Однако не любая собственность может приносить доход. Для того чтобы понять, какая собственность будет приносить доход, а ка- кая — только забирать доходы, нужно разобраться в понятиях «актив» и «пассив». Если упростить эти бухгалтерские термины и применить их к финансам человека, а не предприятия, то можно дать следующие определения:

Актив — это ресурс, находящийся в собственности человека, от которого в будущем ожидается экономическая выгода.

Пассив — это обязательства, подлежащие выполнению. Если выразиться ещё проще, можно привести определения, которые даны в книге Роберта Кийосаки «Богатый папа — бедный папа», вышедшей в свет в 1994 году и получившей огромную популярность во всём мире.

Актив — всё, что кладёт деньги к нам в карманы.

Пассив — всё, что забирает деньги из наших карманов.

Роберт Кийосаки. «Богатый папа — бедный папа»


2 вопрос. Субъективные факторы, влияющие на доходы:

1. Умственные способности человека и то, как способности смогли развить в семье, детском саду и школе. Поэтому важно заниматься интеллектуальным развитием на каждом жизненном этап.

2. Образование (общее и специальное), которое человек сумел получить. Особенно важно освоить конкретную профессию и стать специалистом высокого класса в своей профессии. Для этого нужно много учиться.

3. Физические возможности человека, дарованные природой и развитые тренировками (физический капитал человека).

4. Трудовой опыт человека — все те знания и умения, которые он приобрёл за период работы по найму после окончания обучения.

5. Удача при устройстве на работу.

Человеческий капитал — все те дарования, умения и знания, которые могут быть с пользой применены работодателем и за которые человек вправе требовать оплаты. Чем больше этот капитал, тем выше — при прочих равных условиях — может быть зарплата, которую станут платить работнику. Объективные факторы:

1. Уровень экономического развития того государства, в котором живёт человек.

2. Уровень экономического развития региона (уровень цен и условия продажи труда).

3. Степень риска работы.

Человек может повлиять на субъективные факторы, на своё образование и опыт. Поэтому необходимо получать общее образование, развивая свой интеллект, и осваивать профессию, посещая практики или подрабатывая в той сфере, куда хотите пойти работать. С понятием человеческого капитала связано понятие социального капитала. Под социальным капиталом следует понимать способность общества или сообществ к самоорганизации и совместным действиям. Такая необходимость возникает в тех случаях, когда стоящие перед обществом задачи не могут быть решены простой суммой индивидуальных действий индивидов, не координирующих свои действия друг с другом. Чтобы добиться успеха, они должны так или иначе действовать сообща. Именно эта способность действовать сообща, причём самостоятельно и по собственной воле, без принуждения извне, и называется социальным капиталом. У социального капитала есть несколько составляющих:

1. Основывается на доверии членов сообщества.

2. Опирается на нормы и ценности, созданные обществом.

3. Реализуется в форме социальных сетей различного рода.

В обществе, где люди доверяют друг другу, где есть различные профессиональные и около профессиональные сообщества и механизмы объединения для решения общих задач, граждане эффективнее удовлетворяют свои потребности в образовании, нахождении высокооплачиваемой работы и отстаивании своих профессиональных прав. Повышение социального капитала приводит и к общеэкономическому подъёму (в долгосрочном периоде при прочих равных условиях). Так, бизнес будет развиваться интенсивнее в условиях большего доверия и наличия понятных и чётких «правил игры», а также при наличии возможности решать проблемы бизнеса сообща (например, во взаимодействии с государством)


Закрепление темы:

1. Освоить понятия, обсуждаемые на занятии.

2. Подготовиться к дискуссии по выбранной теме.

3. Обсудить важные вопросы с родителями (предложены в материалах для учащихся).

• Виды доходов? Что такое «Актив» «Пассив»?Что такое человеческий капитал?

На чем основывается доверии членов сообщества?

Субъективные факторы, влияющие на доходы?

Объективные факторы, влияющие на доходы?
















Преподаватель Абулашева С.А

Предмет: Право.

Дата проведения 1.04.2020

Группа: 1-14

Раздел: 2 Финансовая грамотность.

Тема: Контроль семейных расходов.

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:

  1. Ознакомить учащихся с финансовой грамотностью.

  2. Сформировать знания, понятия у учащихся по теме на уровне запоминания

  3. Формирование речи памяти, логического мышления, воображения, активности.

Используемые на уровне средства ИКТ:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

План:

1.Как контролировать семейные расходы.

Жизнь человека разбита на несколько этапов. И на каждом из них надо управлять расходами по-своему, потому что проблемы на них решаются разные.

-Первый этап: выбор карьеры, создание семьи (18–30).

-Второй этап: воспитание маленьких детей, обустройство жизни (31–41). -Третий этап: воспитание взрослых детей, подготовка к старости (42–53). -Четвёртый этап: отделение детей, выход на пенсию (54–60).

- Пятый этап: пенсионный возраст, расходы на лечение (от 66).

Перечень основных задач, решение которых потребует соответствующих расходов:

1. Получение образования и создание основы для регулярных и растущих заработков.

2. Предоставление своей семье (жене/мужу и детям) возможности жить отдельно от родителей (в съёмной или собственной квартире/доме).

3. Удовлетворение своих основных жизненных потребностей (питание, одежда, обувь, косметика, лекарства, транспорт и т. п.) на сопоставимом с большинством окружающих уровне.

4. Подготовка к рождению детей, приобретение для них все- го необходимого, чтобы они росли здоровыми и нормально развивались.

5. Возможность оплачивать любимые развлечения, отдых и путешествия.

6. Создание накоплений, которые позволят оплатить обучение детей в университете или колледже, если им не удастся поступить на «бюджетные места».

7. Создание денежного резерва для помощи родителям, если в ней возникнет необходимость после выхода их на пенсию.

8. Создание накоплений, чтобы самому после выхода на пенсию не испытывать трудностей с деньгами ни на питание, ни на развлечения, ни на лечение.

Закрепление темы:

1. Освоить понятия, обсуждаемые на занятии.

2. Подготовиться к дискуссии по выбранной теме.

3. Обсудить важные вопросы с родителями (предложены в материалах для учащихся).

• Этапы жизни человека?

Перечень основных задач, решение которых требует соответствующие расходы?

Как расходовать свой капитал?










Преподаватель Абулашева С.А

Предмет: Право.

Дата проведения 6.04.2020; 8.04.2020

Группа: 1-14

Раздел: 2 Финансовая грамотность.

Тема: Риск в мире денег.

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:

  1. Ознакомить учащихся с финансовой грамотностью.

  2. Сформировать знания, понятия у учащихся по теме на уровне запоминания

  3. Формирование речи памяти, логического мышления, воображения, активности.

Используемые на уровне средства ИКТ:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

План:

1.Какие бывают финансовые риски.

2.Что такое финансовые пирамиды.


Финансовые риски — это возможность потерять деньги в связи с наступлением каких-либо предвиденных или непредвиденных обстоятельств.

Виды финансовых рисков:

Риск инфляции

Инфляция — это долговременное устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги внутреннего рынка. Риск заключается в том, что сбережения могут обесцениться. Поэтому следует искать способы сохранения накоплений в реальных величинах, например делать вклад в банк с процентной ставкой, примерно сопоставимой с инфляцией.

Риск девальвации

Девальвация в конечном счёте представляет собой падение стоимости валюты относительно стоимости золота или других валют. Актуальна она для тех, кто много путешествует или делает покупки в иностранной валюте. Если такая ситуация присутствует, можно делать мультивалютные вклады.

Риск банкротства финансовых компаний.

Банкротство финансовой организации может быть вызвано как внешними, так и внутренними причинами. Внешние причины обусловлены процессами, протекающими в мировой и национальной экономике. На них мы повлиять не можем. Поэтому такой риск всегда остаётся. Внутренние причины связаны с деятельностью самой организации: она может быть неэффективной, может не отвечать требованиям контролирующей организации, может осуществляться плохое управление компанией; в компании могут использоваться схемы мошенничества и др. Поэтому при выборе финансовой организации следует быть предельно внимательным и выбирать наиболее надёжную и стабильную компанию на основе поиска и анализа информации о её деятельности. При сопоставлении всей информации выбрать наиболее надёжную финансовую организацию.

Риск финансового мошенничества.

Финансовое мошенничество — совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путём обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения. Вариантов такого жульничества очень много. Поэтому при совершении любых финансовых и юридических операций следует перепроверять информацию и консультироваться в официальных государственных органах или консультационных центрах.


2.Финансовая пирамида — это финансовая структура, в которой доход извлекается путём формирования денежных поступлений от привлечения все большего количества инвесторов. Доход распределяется в первую очередь между участниками финансовой пирамиды, которые вступили в неё самыми первыми.

Пирамиды бывают многоуровневыми и централизованными.

Отличить пирамиду можно по следующим признакам:

1. Участие в «серой» схеме всегда предполагает первый взнос. Как правило, это незначительная сумма, которая не пугает и способна привлечь широкие массы.

2. Компания неизвестна на рынке, а её организаторы и координаторы сохраняют анонимность и мало что рассказывают об источниках получения столь высокого обещанного дохода.

3. Информация о деятельности организации отсутствует или очень скудна, иногда нет даже центрального офиса, официальной регистрации и лицензии.

4. Вкладчикам гарантируют высокие проценты, превышающие проценты по депозитам в банках раза в два (чтобы жадность затмила разум будущих клиентов).

5. Организация не занимается отбором клиентов, её участником может стать каждый желающий.


Закрепление темы:

1. Освоить понятия, обсуждаемые на занятии.

2. Подготовиться к дискуссии по выбранной теме.

3. Обсудить важные вопросы с родителями (предложены в материалах для учащихся).

• Финансовые риски?

Что такое инфляция?

Что такое девальвация? Риски девальвации?

Что такое финансовое мошенничество?

Финансовые пирамиды? Признаки отличия финансовые пирамиды?



Преподаватель Абулашева С.А

Предмет: Право.

Дата проведения 08.04.2020;13.04.2020

Группа: 1-14

Раздел: 2 Финансовая грамотность.

Тема: Банки и их роль в жизни семьи

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:

  1. Ознакомить учащихся с финансовой грамотностью.

  2. Сформировать знания, понятия у учащихся по теме на уровне запоминания

  3. Формирование речи памяти, логического мышления, воображения, активности.

Используемые на уровне средства ИКТ:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Изложение нового материала.

План:

1.Что такое банк и чем он может вам быть полезен.

2. Польза и риски банковских карт.


1.Банк — это финансовый посредник между кредиторами и заёмщиками.

Банковская система России состоит из коммерческих банков и Центрального банка России.

Коммерческий банк — это фирма, организующая движение ссудного капитала с целью получения прибыли. Коммерческий банк осуществляет следующие виды операций:

• приём вкладов;

• размещение на хранение ценных бумаг, драгоценных металлов и других ценностей;

• выдачу кредитов;

• денежные переводы в разные территориальные образования;

• обмен валют.

Центральный банк России — это главный банк государства, обеспечивающий стабильность функционирования банковской системы России и осуществляющий регулирование деятельности коммерческих банков.

ЦБ имеет право:

– осуществлять эмиссию (то есть выпуск денег) в нашем государстве;

– устанавливать правила совершения и учёта банковских операций; – выдавать лицензии коммерческим банкам и осуществлять надзор за всеми кредитными организациями государства.

Банковская лицензия — это специальное разрешение Банка России на ведение банковской деятельности в форме официального документа бессрочного характера действия, удостоверяющего с соблюдением установленной формы (реквизитов) право банка проводить указанные в нём банковские и другие операции (сделки). Формирование умения рассчитывать банковский.


2.Банковская карта — это пластиковая карта, привязанная к одному или нескольким счетам её владельца, дающая возможность с её помощью осуществлять различные банковские операции.

Дебетовая карта — это банковская карта, дающая возможность распоряжаться деньгами в пределах сумм, находящихся на счёте её владельца.

Кредитная карта — это банковская карта, дающая возможность её владельцу распоряжаться деньгами, взятыми в долг у банка на условиях платности и возвратности.

При заключении договора о получении кредитной карты необходимо обратить внимание на следующие условия:

1) лимит овердрафта;

2) льготный период;

3) условия получения права на льготный период;

4) процент по кредитному овердрафту, годовой тариф за обслуживание кредитной карты;

5) штрафные санкции.


Закрепление темы:

1. Освоить понятия, обсуждаемые на занятии.

2. Подготовиться к дискуссии по выбранной теме.

3. Обсудить важные вопросы с родителями (предложены в материалах для учащихся).

• Что такое банк?

Коммерческий банк?

Центральный банк?

Банковская лицензия?

На что нужно обращать внимание при заключении договора о получении кредитной карты?

Преподаватель Абулашева С.А

Предмет: Право.

Дата проведения 07.04.2020

Группа: 1-16

Раздел: 2 Финансовая грамотность.

Тема: Собственный бизнес.

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:

  1. Ознакомить учащихся с финансовой грамотностью.

  2. Сформировать знания, понятия у учащихся по теме на уровне запоминания

  3. Формирование речи памяти, логического мышления, воображения, активности.

Используемые на уровне средства ИКТ:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Изложение нового материала.

План:

1.Что такое бизнес.

2.Как создать свое дело.


1.Бизнес в широком смысле — это деятельность, направленная на организацию какого-либо дела.

Бизнес понимается в узком смысле как предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли.

Около трети новых бизнесов успешно живут более 6 лет и постепенно делают своего владельца состоятельным человеком. А большая часть предпринимателей терпят неудачу и теряют деньги, силы, нервы и время, так и не сумев «раскрутиться». И даже те, кто успеха добивается, далеко не всегда к нему приходят в первом же своём бизнес проекте.

Чтобы вырастить свою фирму до крупных размеров и стать очень богатым человеком, действительно нужны предпринимательский талант и очень сильный характер. Но создание небольшой фирмы, приносящей вполне приличный доход, по плечу очень многим людям.

Наиболее типичные ошибки начинающих предпринимателей:

1) непонимание рынка, на который выходит фирма;

2) отсутствие регулярного и квалифицированного планирования бизнеса;

3) недостаток управленческих навыков;

4) недостаток денежных средств для развития бизнеса.

Качества, необходимые для занятия бизнесом:

1. Сильное желание добиться успеха («Я одолею проблемы и создам успешный бизнес»!).

2. Способность очень много работать (нагрузку на этапе стартапа выдерживают немногие).

3. Умение неуклонно двигать бизнес к заданной цели вопреки трудностям.

4. Готовность принять на себя ответственность (моральную, юридическую и интеллектуальную).

5. Желание получить достойное вознаграждение («Мои труды должны быть оценены высоко!»).

6. Оптимизм («Всё можно сделать, если не сдаваться»).

7. Ориентация на совершенство («Мы сделаем это по первому классу!»).

8. Умение организовывать работу (истинный предприниматель способен всё сделать и сам, а потому может научить и других).

9. Ориентированность на прибыль (желание получить прибыль и разбогатеть).

Малый бизнес — это разновидность бизнеса, в котором бизнес единицами являются малые предприятия (то есть предприятия, имеющие ограничения по количеству сотрудников, а также юридические и налоговые особенности ведения бизнеса).


2.Бизнес-план — это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.

Что должно быть в бизнес-плане:

1. Видение

2. Фундамент вашего бизнеса

3. Цели

4. Люди

5. Конкуренция

6. Маркетинг

7. Финансы

8. Измерение прогресса

9. А что в конце пути.

Чтобы вам дали кредит или как-то помогли в начале вашего дела, необходимо представить грамотный финансовый план. В этом случае вы будете оперировать понятиями «издержки», «доход », «прибыль». Что это такое?

Издержки — это выраженные в денежной форме затраты на факторы производства, необходимые для создания экономических благ. Издержки бывают постоянные, то есть не зависящие от объёмов выпускаемой продукции (например, аренда помещения), и переменные, находящиеся в прямой зависимости от объёма выпускаемой продукции (сырьё, материалы, из которых создаётся продукт).

Доход — это денежные суммы или материальные ценности, которые были получены в течение определённого периода и в результате осуществления какой-либо деятельности.

Прибыль — это разница между доходом экономического субъекта (например, фирмы) и полными издержками.

Источниками финансирования бизнеса могут быть:

А) личные сбережения;

Б) кредит в банке;

В) организации и частные лица, поддерживающие малый бизнес. Для начала бизнес деятельности необходимо получить специальное образование или в университете, или на курсах, семинарах, тренингах.



Закрепление темы:

1. Освоить понятия, обсуждаемые на занятии.

2. Подготовиться к дискуссии по выбранной теме.

3. Обсудить важные вопросы с родителями (предложены в материалах для учащихся).

• Что такое бизнес?

Что нужно, чтобы вырастить свою фирму до крупных размеров и стать очень богатым человеком?

Что такое малый бизнес?

Что такое бизнес план и для чего она нужна?

Издержки,доход,прибыль?















Преподаватель Абулашева С.А

Предмет: Право.

Дата проведения 8.03.2020

Группа: 1-16

Раздел: 2 Финансовая грамотность.

Тема: Валюта в современном мире.

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:

  1. Ознакомить учащихся с финансовой грамотностью.

  2. Сформировать знания, понятия у учащихся по теме на уровне запоминания

  3. Формирование речи памяти, логического мышления, воображения, активности.

Используемые на уровне средства ИКТ:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Изложение нового материала.

План:

1.Что такое валютный рынок и как он устроен.

2. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.

1.Валюта — это денежная единица одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

Валютный рынок — это механизм свободного обмена между продавцами и покупателями валют разных стран.

Курс валюты — цена денежной единицы, выраженная в денежных единицах другой страны.

В современном глобальном мире валютный рынок является очень важным элементом экономики.

Изменения курсов мировых валют оказывают значительное влияние как на нашу экономику в целом, так и на каждого жителя страны.



2.1. Курсы валют определяются на рынке путём взаимодействия спроса на валюту и предложения валюты. Поэтому курсы могут быть разными в разные периоды.

2. В какие-то моменты, играя в валютные сбережения, можно чтото выиграть, но опыт показывает, что: – угадать, в какие моменты какая валюта подорожает, а какая подешевеет, крайне трудно; – частое перекладывание сбережений из одной валюты в другую влечёт финансовые потери — банки за такие операции берут плату и она съедает часть выгоды от «переложений».

3. Чтобы заработать на разнице курсов валют, необходимо постоянно не только следить за ситуацией на валютной бирже, но и разбираться в экономической ситуации в России и мире.

4. Осуществление операций с валютами разных стран является все-таки рискованным делом, и это необходимо учитывать при совершении операций с валютой.

5. При частом использовании валюты имеет смысл хранить свои средства в валютах тех стран, с которыми осуществляется взаимодействие.




Закрепление темы:

1. Освоить понятия, обсуждаемые на занятии.

2. Подготовиться к дискуссии по выбранной теме.

3. Обсудить важные вопросы с родителями (предложены в материалах для учащихся).

• Что такое валюта?

Что такое валютный рынок?

Что такое курс валюты?

Что такое финансовые потери?

Что необходимо делать, чтобы заработать на разнице курсов валют?





Преподаватель Абулашева С.А

Предмет: Право.

Дата проведения 8.04.2020,10.04.2020

Группа: 1-16

Раздел: 2 Финансовая грамотность.

Тема: Налоги и их роль в жизни семьи.

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:

  1. Ознакомить учащихся с финансовой грамотностью.

  2. Сформировать знания, понятия у учащихся по теме на уровне запоминания

  3. Формирование речи памяти, логического мышления, воображения, активности.

Используемые на уровне средства ИКТ:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Изложение нового материала.

План:

  1. Что такое налоги и зачем их платить.

  2. Какие налоги мы платим.

3. Что такое пенсия и как её сделать достойной

1.Налоги — это безвозмездный платёж, взимаемый с физических и юридических лиц специальными органами государства по установленным законом основаниям.

С 1999 года каждому человеку с рождения присваивается так называемый идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), состоящий из 12 цифр. Сегодня в России ИНН является цифровым именем (идентификатором) человека в регистрационных базах данных населения.

Узнать свой ИНН можно в районной налоговой инспекции по месту прописки, подав заявление и приложив к нему копию паспорта. Через пять рабочих дней тебе выдадут документ, содержащий твой идентификационный номер и прочие личные данные.

При изменении своих паспортных данных (к примеру, если после свадьбы один из молодожёнов берёт фамилию супруга) нужно получить новый документ, подтверждающий идентификационный номер с учётом этих изменений. Сами цифры в ИНН останутся прежними. Указав свой ИНН, можно узнать на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС)1 , нет ли у гражданина налоговой задолженности.

Платить налоги необходимо не только потому, что за их неуплату налагаются штрафы и пени, но и потому, что во многом налоги обеспечивают доходную часть государственного бюджета, т. е. государство за счёт налогов организует оборону страны, охрану порядка, создаёт образовательные, медицинские, культурные и спортивные объекты, строит дороги, мосты, парки, осуществляет социальную поддержку определённых категорий граждан, вкладывает деньги в развитие всех сфер жизни общества.


1. Один из самых распространённых налогов — подоходный. По большей части случаев ставка — 13%.

При получении подарков человек сам должен задекларировать такой доход. Данная обязанность возникает в случае получения подарков в виде:

– недвижимого имущества;

– транспортных средств;

– акций, долей, паёв.

Исключением из этого правила является получение указанных подарков от членов семьи или близких родственников. С пенсий и социальных пособий (например, по болезни, беременности или инвалидности) налоги не взимаются.


2. Налог на имущество. Таким налогом облагается имущество раз в год, а его величина рассчитывается в процентах от инвентаризационной стоимости имущества, которым человек владеет: квартиры, дома, дачи, садового участка или гаража. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

3. Налог на транспортное средство. Величина этого налога различается по регионам России, но везде рассчитывается исходя из мощности двигателя. Так, в 2014 году для машин, зарегистрированных в Москве, с мощностью двигателя 70–100 л.с. включительно ставка налога составляет 12 р. за 1 л.с., с мощностью 100—125 л.с. — 25 р., с мощностью 125–150 л.с. — 35 р.

4. Земельный налог. Плательщиками такого налога будут лица, владеющие земельными участками. Налог платится по месту нахождения земельного участка. Ставки налога в зависимости от региона различаются.

5. Налог на доходы физических лиц, налог на имущество, транспортный, земельный налог являются прямыми налогами, они взимаются с доходов и имущества конкретного человека, а их размер зависит от размера получаемого дохода и стоимости имущества. Но есть ещё налоги, которые государство берёт с нас только в том случае, когда мы покупаем товары или потребляем услуги. Эти налоги нам невидимы, так как входят в цену товара. Их уплачивает продавец. Такие налоги называют косвенными.

6. Кроме того, налогом являются те государственные пошлины, которые человек платит за определённые виды нужных ему услуг, оказываемых государством или частными лицами по соглашению с государством.

7. Как происходит уплата налогов?

Налог с заработной платы (НДФЛ) за работника платит работодатель.

При наличии других доходов необходимо заполнить налоговую декларацию.

Что касается налога на имущество и налога на транспортное средство, то извещение о том, сколько и когда необходимо уплатить, придёт домой по почте ценным письмом с уведомлением. Сегодня многие налоги можно уплатить не выходя из дома. Для онлайн-оплаты по налоговым платежам можно воспользоваться интернет-сервисом «Заплати налоги». Здесь же можно узнать и о налоговой задолженности.

8. Если налогоплательщик опоздал с оплатой, значит, сам себя наказал — кроме налога придётся уплатить пени за просрочку платежа. Неуплата налогов влечёт административную и в некоторых случаях уголовную ответственность. Отдельным категориям налогоплательщиков законодательство предоставляет налоговые льготы — возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.


3. Пенсия — это денежное пособие, регулярно выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста либо потерявшим кормильца.

Пенсионная система — это совокупность организационных форм, норм и правил, в которых реализуется пенсионное обеспечение граждан государства.

Пенсионный фонд Российской Федерации — это крупнейшая организация по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Современные пенсионные системы находятся в кризисе, так как существенно изменилась демографическая ситуация во многих странах мира. Чтобы подробно узнать о том, как устроена современная пенсионная система России, необходимо зайти на сайт ПФ РФ и получить всю интересующую информацию.

Нужно искать и другие способы получения дополнительных доходов, используя часть сбережений:

а) для инвестиций в частные пенсионные фонды;

б) вложений в паевые инвестиционные фонды;

в) заключения со страховыми компаниями договоров накопительного страхования жизни;

г) приобретения недвижимости для сдачи в аренду;

д) вложений в другие финансовые инструменты. Чтобы добиться финансового благополучия и не испытывать трудностей с деньгами в старости, нужно уметь разбираться в мире финансовых операций и постоянно искать новые возможности.

Закрепление темы:

1. Освоить понятия, обсуждаемые на занятии.

2. Подготовиться к дискуссии по выбранной теме.

3. Обсудить важные вопросы с родителями (предложены в материалах для учащихся).

• Что такое налог?

Что такое ИНН? И зачем он нужен?

Что такое подоходный налог?

Налог на имущество?Земельный налог?

Налог на транспортное средство?

Пенсия? Пенсионная система?


Преподаватель Абулашева С.А

Предмет: Право.

Дата проведения 23.03.2020;25.03.2020

Группа: 1-14

Раздел: 2 Финансовая грамотность.

Тема: Происхождение денег.

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:

  1. Ознакомить учащихся с финансовой грамотностью.

  2. Сформировать знания, понятия у учащихся по теме на уровне запоминания

  3. Формирование речи памяти, логического мышления, воображения, активности.

Используемые на уровне средства ИКТ:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Изложение нового материала.

План:

  1. Что такое деньги?

  2. Что может происходить, с деньгами и как – это влияет на финансы нашей семьи.

1.Деньги — это общепризнанное средство платежа, которое без- условно принимается к оплате при совершении любых сделок купли- продажи, любых платёжных операций, служит в качестве средства образования и накопления сбережений

Деньги в экономике исполняют три основные функции:

1. Средство обращения (средство содействия обмену)

2. Средство измерения (учёта)

3. Средство сбережения и накопления богатств

Первый вид денег — товарные деньги — товар, выполняющий функции денег.

На смену товарным деньгам в результате длительной эволюции пришли символические деньги (средство платежа, чья стоимость или покупательная способность в качестве денег превосходит издержки их изготовления или ценность при использовании на иные цели). Символические деньги могли быть эмитированы (эмиссия де- нег — это их выпуск) как частными лицами, например банками, так и государством. Таким образом, существовали частные и государ- ственные деньги.

Современная модель выпуска денег — выпуск, т. е. эмиссия, бу- мажных денег разрешается только центральным банком государства.

Центральный банк — это главный банк государства, осуществляю- щий эмиссию денег, обеспечивающий стабильность функционирова- ния банковской и денежной систем.

В ХХ в. с развитием технологий стали использоваться банков- ские карты. Новое явление — электронные деньги. Электронные деньги не пер- сонифицированы, т. е. на них нет имени и фамилии владельца.

Совокупность всех денежных средств в наличной и безналичной формах образует денежную массу. В денежную массу входят наличные деньги, депозиты до востребования, сберегательные депозиты, мелкие срочные депозиты, крупные срочные депозиты, краткосрочные государственные обязательства, коммерческие векселя.


2.Инфляция — это долговременное устойчивое повышение общего уровня цен на все товары и услуги внутреннего рынка.

Если инфляция существенная (т. е. цены растут), а номинальные доходы не меняются, то реальные доходы людей снижаются, т. е. на ту же самую сумму денег, которая имеется в их распоряжении, они смогут купить меньше, чем, например, год назад.

Серьёзнее всего инфляция влияет на тех людей, которые имеют не- большие доходы, так как им приходится отказываться от определённых важных товаров и услуг.

Чем выше темп инфляции, чем быстрее растут цены в стране, тем быстрее в ней беднеет большая часть населения, включая, возможно, и вашу семью.

И даже если твои личные или общие доходы твоей семьи за год выросли, но рост этот оказался меньше, чем рост цен, то всё равно ты стал беднее, а не богаче.

Правила в мире денег можно сформулировать примерно так:

1) цены чаще растут, чем снижаются;

2) доходы редко растут быстрее, чем цены;

3) если хочешь с годами становиться богаче, а не беднее — добивайся, чтобы доходы твоей семьи не просто росли, но росли быстрее, чем цены;

4) рост цен снижает покупательную способность ваших сбережений, особенно если они просто лежат в надёжном месте, а не зарабатывают дополнительный доход.

Обратная инфляции ситуация — когда общий уровень цен в стране начинает снижаться. Это явление в денежном мире называется дефляцией. Обычно она имеет отрицательное влияние на доходы семей, поскольку во время дефляции компаниям, производящим эти товары и услуги, зарабатывать себе доходы становится куда труднее. Из-за этого такие компании закрываются, а их работники теряют работу и заработки, поэтому можно вообще остаться без заработной платы, т. е. чаще всего основного дохода семьи.

Экономисты считают, что умеренная инфляция (3–6% в год) считается приемлемой. Главное, чтобы рост ваших доходов не отставал от роста цен, а лучше, чтобы их опережал.

Закрепление темы:

1. Освоить понятия, обсуждаемые на занятии.

2. Подготовиться к дискуссии по выбранной теме.

3. Обсудить важные вопросы с родителями (предложены в материалах для учащихся).

Инфляция — это только отрицательное явление в экономике или она имеет какие-то положительные стороны?

• Как хорошо, когда снижаются цены! К чему ведёт дефляция как для семей, так и для государства?

• Увеличение цен на газ и нефть на международном рынке позитивно или негативно сказывается на российских семьях и обществе в целом?








Преподаватель Абулашева С.А

Предмет: Право.

Дата проведения 25.03.2020; 30.03.2020г

Группа: 1-14

Раздел: 2 Финансовая грамотность.

Тема: Источники денежных средств семьи.

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:

  1. Ознакомить учащихся с финансовой грамотностью.

  2. Сформировать знания, понятия у учащихся по теме на уровне запоминания

  3. Формирование речи памяти, логического мышления, воображения, активности.

Используемые на уровне средства ИКТ:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Изложение нового материала.

План:

1.Какие бывают источники доходов.

2.От чего зависит личные и семейные доходы.


1.Доходы можно разделить на три группы по типу источника:

Первая группа — собственный заработок, включающий:

• заработную плату,

• премию,

• социальный пакет от фирмы,

• грант (для учёных и творческих работников),

• доходы от самозанятости. Вторая группа — пособия, включающие:

• социальные пособия по безработице, по болезни, по беременно- сти и родам,

• пенсии (для пожилых и инвалидов),

• стипендии (для студентов),

• помощь от благотворительных фондов. Третья группа — доходы от собственности, включающие:

• дивиденды (доход от акций),

• доход от сдачи жилья в аренду,

• процент по депозиту. Четвёртая группа — прочие доходы, включающие:

• алименты,

• возврат налогов,

• подарки,

• помощь родителей, детей, супругов,

• приз,

• наследство.

В России основным источником для большинства граждан является заработная плата. В большинстве государств (в том числе в России) устанавливается МРОТ (минимальный размер оплаты труда).

Существуют различные способы начисления заработной платы — «в белую» и «всерую».

При оформлении «белой» зарплаты работодатель делает всё в соответствии с законом и выплачивает все налоги, в том числе в Пенсионный фонд. При такой зарплате права работника защищены законом и он может рассчитывать на нормальную (или высокую) пенсию в будущем. При оформлении зарплаты «всерую» работник не получает оплату больничных, отпускных, а также накопления на его счёте в Пенсионном фонде существенно ниже, чем при «белой» зарплате.

Избежать навязывания «серой» зарплаты можно, только если человек:

1) работает в государственной организации, где зарплата обычно ниже, чем в частном секторе, но зато вся платится легально;

2) работает на себя в собственном бизнесе, где сам назначает себе зарплату; 3) с годами стал настолько ценным специалистом, что может диктовать работодателю, заинтересованному в его услугах, свои условия оплаты.

Собственность, приносящая доход

Если человек имеет собственность, то она может приносить ему доход. Однако не любая собственность может приносить доход. Для того чтобы понять, какая собственность будет приносить доход, а ка- кая — только забирать доходы, нужно разобраться в понятиях «актив» и «пассив». Если упростить эти бухгалтерские термины и применить их к финансам человека, а не предприятия, то можно дать следующие определения:

Актив — это ресурс, находящийся в собственности человека, от которого в будущем ожидается экономическая выгода.

Пассив — это обязательства, подлежащие выполнению. Если выразиться ещё проще, можно привести определения, которые даны в книге Роберта Кийосаки «Богатый папа — бедный папа», вышедшей в свет в 1994 году и получившей огромную популярность во всём мире.

Актив — всё, что кладёт деньги к нам в карманы.

Пассив — всё, что забирает деньги из наших карманов.

Роберт Кийосаки. «Богатый папа — бедный папа»


2 вопрос. Субъективные факторы, влияющие на доходы:

1. Умственные способности человека и то, как способности смогли развить в семье, детском саду и школе. Поэтому важно заниматься интеллектуальным развитием на каждом жизненном этап.

2. Образование (общее и специальное), которое человек сумел получить. Особенно важно освоить конкретную профессию и стать специалистом высокого класса в своей профессии. Для этого нужно много учиться.

3. Физические возможности человека, дарованные природой и развитые тренировками (физический капитал человека).

4. Трудовой опыт человека — все те знания и умения, которые он приобрёл за период работы по найму после окончания обучения.

5. Удача при устройстве на работу.

Человеческий капитал — все те дарования, умения и знания, которые могут быть с пользой применены работодателем и за которые человек вправе требовать оплаты. Чем больше этот капитал, тем выше — при прочих равных условиях — может быть зарплата, которую станут платить работнику. Объективные факторы:

1. Уровень экономического развития того государства, в котором живёт человек.

2. Уровень экономического развития региона (уровень цен и условия продажи труда).

3. Степень риска работы.

Человек может повлиять на субъективные факторы, на своё образование и опыт. Поэтому необходимо получать общее образование, развивая свой интеллект, и осваивать профессию, посещая практики или подрабатывая в той сфере, куда хотите пойти работать. С понятием человеческого капитала связано понятие социального капитала. Под социальным капиталом следует понимать способность общества или сообществ к самоорганизации и совместным действиям. Такая необходимость возникает в тех случаях, когда стоящие перед обществом задачи не могут быть решены простой суммой индивидуальных действий индивидов, не координирующих свои действия друг с другом. Чтобы добиться успеха, они должны так или иначе действовать сообща. Именно эта способность действовать сообща, причём самостоятельно и по собственной воле, без принуждения извне, и называется социальным капиталом. У социального капитала есть несколько составляющих:

1. Основывается на доверии членов сообщества.

2. Опирается на нормы и ценности, созданные обществом.

3. Реализуется в форме социальных сетей различного рода.

В обществе, где люди доверяют друг другу, где есть различные профессиональные и около профессиональные сообщества и механизмы объединения для решения общих задач, граждане эффективнее удовлетворяют свои потребности в образовании, нахождении высокооплачиваемой работы и отстаивании своих профессиональных прав. Повышение социального капитала приводит и к общеэкономическому подъёму (в долгосрочном периоде при прочих равных условиях). Так, бизнес будет развиваться интенсивнее в условиях большего доверия и наличия понятных и чётких «правил игры», а также при наличии возможности решать проблемы бизнеса сообща (например, во взаимодействии с государством)


Закрепление темы:

1. Освоить понятия, обсуждаемые на занятии.

2. Подготовиться к дискуссии по выбранной теме.

3. Обсудить важные вопросы с родителями (предложены в материалах для учащихся).

• Виды доходов? Что такое «Актив» «Пассив»?Что такое человеческий капитал?

На чем основывается доверии членов сообщества?

Субъективные факторы, влияющие на доходы?

Объективные факторы, влияющие на доходы?
















Преподаватель Абулашева С.А

Предмет: Право.

Дата проведения 1.04.2020

Группа: 1-14

Раздел: 2 Финансовая грамотность.

Тема: Контроль семейных расходов.

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:

  1. Ознакомить учащихся с финансовой грамотностью.

  2. Сформировать знания, понятия у учащихся по теме на уровне запоминания

  3. Формирование речи памяти, логического мышления, воображения, активности.

Используемые на уровне средства ИКТ:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

План:

1.Как контролировать семейные расходы.

Жизнь человека разбита на несколько этапов. И на каждом из них надо управлять расходами по-своему, потому что проблемы на них решаются разные.

-Первый этап: выбор карьеры, создание семьи (18–30).

-Второй этап: воспитание маленьких детей, обустройство жизни (31–41). -Третий этап: воспитание взрослых детей, подготовка к старости (42–53). -Четвёртый этап: отделение детей, выход на пенсию (54–60).

- Пятый этап: пенсионный возраст, расходы на лечение (от 66).

Перечень основных задач, решение которых потребует соответствующих расходов:

1. Получение образования и создание основы для регулярных и растущих заработков.

2. Предоставление своей семье (жене/мужу и детям) возможности жить отдельно от родителей (в съёмной или собственной квартире/доме).

3. Удовлетворение своих основных жизненных потребностей (питание, одежда, обувь, косметика, лекарства, транспорт и т. п.) на сопоставимом с большинством окружающих уровне.

4. Подготовка к рождению детей, приобретение для них все- го необходимого, чтобы они росли здоровыми и нормально развивались.

5. Возможность оплачивать любимые развлечения, отдых и путешествия.

6. Создание накоплений, которые позволят оплатить обучение детей в университете или колледже, если им не удастся поступить на «бюджетные места».

7. Создание денежного резерва для помощи родителям, если в ней возникнет необходимость после выхода их на пенсию.

8. Создание накоплений, чтобы самому после выхода на пенсию не испытывать трудностей с деньгами ни на питание, ни на развлечения, ни на лечение.

Закрепление темы:

1. Освоить понятия, обсуждаемые на занятии.

2. Подготовиться к дискуссии по выбранной теме.

3. Обсудить важные вопросы с родителями (предложены в материалах для учащихся).

• Этапы жизни человека?

Перечень основных задач, решение которых требует соответствующие расходы?

Как расходовать свой капитал?










Преподаватель Абулашева С.А

Предмет: Право.

Дата проведения 6.04.2020; 8.04.2020

Группа: 1-14

Раздел: 2 Финансовая грамотность.

Тема: Риск в мире денег.

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:

  1. Ознакомить учащихся с финансовой грамотностью.

  2. Сформировать знания, понятия у учащихся по теме на уровне запоминания

  3. Формирование речи памяти, логического мышления, воображения, активности.

Используемые на уровне средства ИКТ:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

План:

1.Какие бывают финансовые риски.

2.Что такое финансовые пирамиды.


Финансовые риски — это возможность потерять деньги в связи с наступлением каких-либо предвиденных или непредвиденных обстоятельств.

Виды финансовых рисков:

Риск инфляции

Инфляция — это долговременное устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги внутреннего рынка. Риск заключается в том, что сбережения могут обесцениться. Поэтому следует искать способы сохранения накоплений в реальных величинах, например делать вклад в банк с процентной ставкой, примерно сопоставимой с инфляцией.

Риск девальвации

Девальвация в конечном счёте представляет собой падение стоимости валюты относительно стоимости золота или других валют. Актуальна она для тех, кто много путешествует или делает покупки в иностранной валюте. Если такая ситуация присутствует, можно делать мультивалютные вклады.

Риск банкротства финансовых компаний.

Банкротство финансовой организации может быть вызвано как внешними, так и внутренними причинами. Внешние причины обусловлены процессами, протекающими в мировой и национальной экономике. На них мы повлиять не можем. Поэтому такой риск всегда остаётся. Внутренние причины связаны с деятельностью самой организации: она может быть неэффективной, может не отвечать требованиям контролирующей организации, может осуществляться плохое управление компанией; в компании могут использоваться схемы мошенничества и др. Поэтому при выборе финансовой организации следует быть предельно внимательным и выбирать наиболее надёжную и стабильную компанию на основе поиска и анализа информации о её деятельности. При сопоставлении всей информации выбрать наиболее надёжную финансовую организацию.

Риск финансового мошенничества.

Финансовое мошенничество — совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путём обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения. Вариантов такого жульничества очень много. Поэтому при совершении любых финансовых и юридических операций следует перепроверять информацию и консультироваться в официальных государственных органах или консультационных центрах.


2.Финансовая пирамида — это финансовая структура, в которой доход извлекается путём формирования денежных поступлений от привлечения все большего количества инвесторов. Доход распределяется в первую очередь между участниками финансовой пирамиды, которые вступили в неё самыми первыми.

Пирамиды бывают многоуровневыми и централизованными.

Отличить пирамиду можно по следующим признакам:

1. Участие в «серой» схеме всегда предполагает первый взнос. Как правило, это незначительная сумма, которая не пугает и способна привлечь широкие массы.

2. Компания неизвестна на рынке, а её организаторы и координаторы сохраняют анонимность и мало что рассказывают об источниках получения столь высокого обещанного дохода.

3. Информация о деятельности организации отсутствует или очень скудна, иногда нет даже центрального офиса, официальной регистрации и лицензии.

4. Вкладчикам гарантируют высокие проценты, превышающие проценты по депозитам в банках раза в два (чтобы жадность затмила разум будущих клиентов).

5. Организация не занимается отбором клиентов, её участником может стать каждый желающий.


Закрепление темы:

1. Освоить понятия, обсуждаемые на занятии.

2. Подготовиться к дискуссии по выбранной теме.

3. Обсудить важные вопросы с родителями (предложены в материалах для учащихся).

• Финансовые риски?

Что такое инфляция?

Что такое девальвация? Риски девальвации?

Что такое финансовое мошенничество?

Финансовые пирамиды? Признаки отличия финансовые пирамиды?