СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Групповая деятельность учащихся как способ формирования универсальных учебных действий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация будет интересна учителям начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«"Групповая деятельность учащихся как способ формирования универсальных учебных действий"»

Групповая деятельность учащихся как способ формирования универсальных учебных действий

Групповая деятельность учащихся как способ формирования универсальных учебных действий

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л.С. Выготский
  • То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
  • Л.С. Выготский
Задачи групповой работы на уроке Активная познавательная деятельность; Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности; Развитие умений успешного обучения; Совершенствование межличностных отношений в классе.
  • Задачи групповой работы на уроке
  • Активная познавательная деятельность;
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • Развитие умений успешного обучения;
  • Совершенствование межличностных отношений в классе.
Формы групповой работы работа в парах . Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес. Упражнения могут быть такого вида: Договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы. Создайте узор из красок зелёного и красного цвета, раскрасьте. Варежки должны быть одинаковы. Договоритесь и раскрасьте части пирамиды. Наклейте на шаблон. Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую. Позднее это могут быть взаимопроверки, взаимодиктанты и т.д.
  • Формы групповой работы
  • работа в парах . Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес. Упражнения могут быть такого вида:
  • Договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы.
  • Создайте узор из красок зелёного и красного цвета, раскрасьте. Варежки должны быть одинаковы.
  • Договоритесь и раскрасьте части пирамиды. Наклейте на шаблон.
  • Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую.
  • Позднее это могут быть взаимопроверки, взаимодиктанты и т.д.
работа в  динамических парах.  Применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия. Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению  результатов для общеклассного обсуждения. После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.
  • работа в  динамических парах.  Применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия.
  • Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения. После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.
Способы разделения на группы По желанию; Случайным образом; По определенному признаку; По выбору «лидера»; По выбору педагога.

Способы разделения на группы

  • По желанию;
  • Случайным образом;
  • По определенному признаку;
  • По выбору «лидера»;
  • По выбору педагога.
Виды групповой работы     «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Смотр знаний», «Пазлы», прием «Зигзаг» и другие.  
  • Виды групповой работы  
  •  
  • «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Смотр знаний», «Пазлы», прием «Зигзаг» и другие.  
Мозговой штурм. Используется для генерации идей. Соблюдается жесткий регламент. Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста). После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп. Игра «Продолжи». Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном). .
  • Мозговой штурм.
  • Используется для генерации идей.
  • Соблюдается жесткий регламент.
  • Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
  • После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.
  • Игра «Продолжи».
  • Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».
  • Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).
  • .

Охота за сокровищами. Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник. Снежный ком. Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
  • Охота за сокровищами.
  • Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания.
  • Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.
  • Снежный ком.
  • Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.
  • После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
  • Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
  • В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы. Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы. Прием «Зигзаг». Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.
  • Пазлы.
  • Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
  • После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.
  • Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.
  • В заключение работы делают выводы.
  • Прием «Зигзаг».
  • Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
  • Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
  • Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.
Примерные правила совместной работы 1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего 2) работать по алгоритму (плану) 3) своевре1менно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца 4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы 5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.
  • Примерные правила совместной работы
  • 1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего
  • 2) работать по алгоритму (плану)
  • 3) своевре1менно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца
  • 4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы
  • 5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.
Функции учителя 1.  Он может контролировать. 2.  Организовывать. 3.   Оценивать работу учеников. 4.   Участвовать в работе группы. 5.   Предлагать участникам разные варианты решений. 6.  Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации. 7.  Оппонирование. 8.  Рефлексия.

Функции учителя

  • 1.  Он может контролировать.
  • 2.  Организовывать.
  • 3.   Оценивать работу учеников.
  • 4.   Участвовать в работе группы.
  • 5.   Предлагать участникам разные варианты решений.
  • 6.  Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
  • 7.  Оппонирование.
  • 8.  Рефлексия.
Задания для групповой работы 1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один. Целесообразно использовать: Задания, которые требуют выполнения большого объема работы; Задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом; Задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей; 2. Содержание работы должно быть интересно детям. 3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности. 4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
  • Задания для групповой работы
  • 1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
  • Целесообразно использовать:
  • Задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
  • Задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
  • Задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
  • 2. Содержание работы должно быть интересно детям.
  • 3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
  • 4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
«+» групповой деятельности Повышается учебная и познавательная мотивация. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе.

«+» групповой деятельности

  • Повышается учебная и познавательная мотивация.
  • Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в классе.
«-» групповой деятельности Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

«-» групповой деятельности

  • Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
  • При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один; Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах; Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить  « продукт »  совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик); Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
  • Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  • Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
  • Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить  « продукт »  совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
  • Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.