СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы с использованием групповой формы работы.Дана пояснительная записка, приведена технологическая карта урока.

Просмотр содержимого документа
«Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы.»

Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы.


Глобальное реформирование системы образования в России, основной идеей которого является идея развития, предопределяет изменение концепции образования от центрически-знаниевского подхода к системно-деятельностному. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Именно успешное и осознанное владение языком составляет основу формирования УУД, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.

Системное использование средств формирования коммуникативных УУД в урочной деятельности (в том числе, групповой формы работы) дает возможность заложить основы культуры инновационной деятельности учащихся. Сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Таким образом, свою главную задачу я как учитель вижу в снятии коммуникативных трудностей.

В этом отношении очевидны преимущества групповой формы работы (причем разнообразной: от такой деятельности, как работа над вопросами учителя, каждый из которых выбирает сам ученик в группе, до такой деятельности, когда сами ученики выбирают исходный материал для работы и сами формируют группы).

Такая организация учебного процесса способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, формированию регулятивных, личностных, познавательных, коммуникативных УУД (сотрудничество в поиске информации, владение монологической и диалогической речью, умение слушать и слышать, понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя).

Новизна решения данной педагогической задачи заключается в создании опыта преподавания на основе идей развивающего, проблемного обучения, деятельностного подхода.

Безусловно, нагрузка учителя при такой организации учебной деятельности возрастает в связи с необходимостью освоения дидактического и методического материала. Проведение урока с использованием групповой формы работы требует от учителя тщательной подготовки.

Необходимо учитывать и риски: возможна слабая включенность отдельных учащихся в работу группы, что, безусловно, преодолимо при системном, тщательном подходе учителя к такой форме работы.

Только при системном подходе к использованию данных технологий можно рассчитывать на успешное развитие регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных УУД ( в широком значении «УУД» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта); на формирование навыков осмысленного отношения к информации, вдумчивого чтения текста (навык чтения по праву считается фундаментом всего образования; полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста, создание собственного высказывания на основе прочитанного).

Целенаправленная работа по формированию коммуникативных УУД позволяет добиваться высоких результатов на ОГЭ, ЕГЭ (выполнение творческой части: задание №27 в КИМ ЕГЭ; задания 9.1,9.2,19.3 в заданиях КИМ ОГЭ), а также результативного участия учащихся в различных творческих конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях.

Очевидно, что эффективно и целесообразно то обучение, при котором исходные условия не выделяются учителем, а отбираются самим учеником в зависимости от его понимания задач. Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми.

Групповая форма работы, которая системно используется мной в педагогической практике, безусловно, способствует решению главной задачи (снятию коммуникативных трудностей), поскольку в режиме такой работы четко определяется роль учителя и ученика в учебном процессе.

Также групповая форма работы на уроке позволяет создать такую образовательную среду, в которой комфортно учиться и учить, в которой взаимоотношение учеников, учителя и учащихся строятся на уважении и доверии, на стремлении реализовать себя как личность. Конечно же, организуя учебный процесс таким образом, учитель становится началом многих начинаний, творцом полноценного мироощущения ребенка.

На примере плана-конспекта урока и на примере технологической карты урока литературы в 5 классе по теме «Жизнь и творчество А.С. Пушкина» предлагаю проследить эффективность использование групповой формы работы в режиме методики ДЖИГСО.

ДЖИГСО-это достаточно эффективная стратегия, направленная на взаимообучение учеников и самостоятельное освоение учениками объемной информации и сведений.































Технологическая карта урока литературы по теме «Жизнь и творчество А.С. Пушкина в 5 классе с использованием групповой формы работы

Класс: 5 «А»

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма работы: групповая

Оборудование: портрет писателя, тексты по биографии писателя, памятки-инструкции для работы в группах

Цели

Цель учителя: развивать умения на основе анализа текста, выявлять основные этапы жизни и творчества поэта и определять их влияние на особенности художественного мира произведений поэта

Цель учащихся: узнать о жизни и творчестве Пушкина А.С.; определить, как жизнь поэта повлияла на его творчество

Планируемые результаты:

Личностные: формировать чувство ответственности за свое обучение и обучение других; осознавать значимость своего учения;стремиться к речевому совершенствованию

Метапредметные:

регулятивные УУД: определять и формулировать цель, планировать свою деятельность; уметь контролировать и оценивать свою деятельность; осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; составлять план текста; сверять свои прежние знания с новыми знаниями и при необходимости исправлять ошибки ; определять степень успешности своей работы, исходя из имеющихся критериев; уметь пользоваться критериями в ходе самооценки ; определять успешность своей работы; понимать причины своего неуспеха, находить способы выхода из этой ситуации

познавательные УУД: извлекать необходимую информацию; осмысленно читать текст; формировать умение анализировать, синтезировать, обобщать информацию; выполнять анализ, устанавливать причинно-следственные связи.

коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; организовывать учебное взаимодействие в группе (договариваться между собой и принимать общее решение); соблюдать правила речевого поведения; уметь слушать; уметь формулировать вопросы ; оформлять свои мысли в устной речи; быть готовым изменить свою точку зрения ;отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее

Предметные :знать основные этапы жизни и творчества А.С. Пушкина

Технологическая карта урока

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Комментарий

  1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)

Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке

Проверяет готовность учащихся к уроку;

создает эмоциональный настрой на урок

Готовятся к уроку;

эмоционально настраиваются на урок



2.Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися

  • Организует работу учащихся по выполнению задания.



  • Подводит к формулированию темы и цели урока



  • Организует работу учащихся по составлению опорного конспекта по теме урока, обсуждение его в группах.





  • Организует обсуждение информации по теме урока в классе.



  • Организует работу в группах по составлению вопросов по теме урока.

  • Организует работу по обсуждению вопросов в классе

  • Выполняют задание





  • Формулируют тему урока. Определяют цель урока.



  • Составляют опорный конспект













  • Предлагают свой вариант опорного конспекта классу



  • Составляют список вопросов по теме урока



  • Предлагают свои вопросы по теме урока классу

Р: определять тему урока



Р: формулировать цель урока









Познавательные:

представлять информацию в виде опорного конспекта

К: организовывать учебное взаимодействие в группе



К: оформлять свои мысли в устной речи;

слушать других





К: уметь формулировать вопросы; слушать других



Р: осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.










Приложение №1, задание №1











Приложение №1,задание №2















Приложение №1, задание №3





Приложение №1, задание №4




3. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.)

  • Организует работу во «временных» группах по изучению фрагментов текста по теме урока












  • Читают свой фрагмент текста, обсуждают его содержание.

  • Контролируют усвоение материала по вопросам к тексту.

  • Составляют план изученного фрагмента текста




Л: формирование чувства ответственности за свое обучение

П: извлекать информацию; осмысленно читать текст

Р: уметь контролировать свою деятельность; составлять план текста ; К: организовывать учебное взаимодействие в группе ; уметь слушать друг друга договариваться друг с другом




Приложение №1, задание №5

Приложение №2

«Памятка инструкция №1»

Приложение №3 (фрагменты текста)

4. Воспроизведение нового знания. (Формулирование нового правила (понятия, факта и др.) Построение алгоритма деятельности по новой норме). Цель: организация совместной деятельности

  • Организует работу в «домашних» группах по взаимообучению




  • Обучают друг друга, опираясь на план изученного фрагмента текста



  • Контролируют усвоение материала по вопросам к тексту

К: организовывать учебное взаимодействие в группе; уметь слушать друг друга;



Р: уметь контролировать свою деятельность; уметь работать по плану

Л: осознавать значимость своего учения;

чувствовать

ответственность за свое обучение

Познавательные:

формировать умение анализировать, синтезировать, обобщать информацию


Приложение №1, задание №6

Приложение №2, «Памятка-инструкция №2»
























5. Первичное закрепление. Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи

  • Организует обсуждение изученной информации в классе

  • Возвращаются к составленным ими в начале урока опорным конспектам, сверяют полученные знания с прежними знаниями; анализируют, на все ли поставленные ими вопросы они получили ответы

Р: сверять свои прежние знания с новыми знаниями по теме урока и при необходимости исправлять ошибки

К: оформлять свои мысли в устной речи;

слушать других; быть готовым изменить свою точку зрения


Приложение №1, задание №7




6. Тренинг. Цель: организация первичного закрепления построенного алгоритма

  • Организует работу по выполнению контрольного теста по теме урока

  • Выполняют тест по теме урока

  • Оценивают себя по предложенным критериям

Познавательные: знать основные этапы жизни и творчества писателя

Р: определять степень успешности своей работы, исходя из имеющихся критериев; уметь пользоваться критериями в ходе самооценки

Приложение №1, задание 8 (тест)

7. Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности

Предлагает учащимся закончить записанное на доске предложение «Мне понравилась (не понравилась) работа по теме урока в группах, потому что…»

Заканчивают записанное на доске предложение «Мне понравилась (не понравилась) работа по теме урока в группах, потому что…»

К: отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее

Р:определять успешность своей работы; понимать причины своего неуспеха, находить способы выхода из этой ситуации

Познавательные: выполнять анализ, устанавливать причинно-следственные связи

Приложение №1, задание 9





Приложение №1

Задание №1

А.Н. Островский так сказал об этом писателе: «Через него умнеет все, что может поумнеть». Вот портрет этого писателя. Кто это? Конкретизируйте тему урока. О чем непосредственно мы будем говорить сегодня на уроке? Зачем нам так подробно надо изучать основные этапы жизни и творчества писателя? Какую цель мы преследуем?

Задание №2

В течение 3-5 минут обсудите в группе все, что вы знаете о Пушкине А. С. Представьте вашу информацию в виде опорного конспекта.

Задание №3

Каждая группа сейчас представит свой вариант опорного конспекта по теме «Жизнь и творчество А.С. Пушкина». Задача: внимательно слушать выступление других групп и не повторяться в информации о писателе (сказать то, что еще не было сказано).

P.S.Учитель по выступлениям учащихся с опорным конспектом заполняет на доске первую графу таблицы «Знаю/ Хочу узнать»

Задание №4

В течение 1-2 минут в группах составьте список вопросов по биографии писателя, ответы на которые вы хотели бы получить сегодня на уроке.



Задание №5. Договоритесь в «домашних» группах между собой и присвойте номера от 1 до 5 ( по числу изучаемых фрагментов текста по биографии).Разойдитесь согласно присвоенным номерам для работы во «временных группах». Приступите к изучению своего фрагмента текста.

Проконтролируйте усвоение материала по предложенным вам вопросам. Составьте план текста, изученного вами.

Задание №6

Вернитесь в свои «домашние» группы и начните обучение друг друга, опираясь на план, который вы составили по изученному вами фрагменту текста. Проконтролируйте усвоение всего материала по предложенной учителем системе вопросов.

Задание №7

Посмотрите на заполненную нами в начале урока таблицу «Знаю/ Хочу узнать». Ответьте на вопрос: какая информация в графе «Знаю» подтвердилась, а какая нет? Обратите внимание на графу таблицы «Хочу узнать». На все ли вопросы вы получили ответы? ( вопросы, формулируемые учащимися в начале урока, но оставшиеся без ответа, даются в качестве индивидуальных заданий к следующему уроку).

Задание №8.

Тест по теме «Жизнь и творчество» А.С. Пушкина

1.Где и когда родился А.С. Пушкин?

а) в Санкт-Петербурге, 26.05.1799 году;

б) в Москве 26.05.1799 году;

в) в Санкт-Петербурге 29 мая 1798 году.

2.Каково происхождение писателя?

а) из крестьян;

б) из дворянской среды;

в) из рабочей среды.

3.В каком учебном заведении учился Пушкин А.С.?

А) в военном училище г. Москвы;

б) в Царскосельском лицее под Петербургом;

в) за границей .

4.Какова была успеваемость Пушкина?

а) из 29 учеников четвертым в списке с конца;

б) первым в списке из 29 учащихся;

в) четвертым из 29 учащихся с начала списка.

5.Какой предмет особенно трудно давался Пушкину?

а) английский язык;

б) математика;

в) словесность.

6.Чем стал Лицей в сознании Пушкина А.С?

а) идеальным царством дружбы;

б) центром раздора;

в) местом учебы.

7.Кого Пушкин А.С. считал самым лучшим другом?

а) В.Кюхельбекера;

б) А. Дельвига;

в) И.Пущина

8.Какое прозвище имел Пушкин А.С.?

а) Егоза;

б) Стрекоза;

в)Англичанин

9.По какому поводу В.А. Жуковский подарил свой портрет А.С. Пушкину с надписью «Ученику-победителю от побежденного учителя…»?

а) по поводу окончания работы над поэмой «Руслан и Людмила»;

б) по поводу окончания романа «Дубровский»;

в) по поводу окончания повести «Метель»

10.Где и когда умер А.С. Пушкин?

а) 29 января 1837 года в Москве;

б) 29 января 1837 года в Петербурге;

в) 27 января 1838 года в Москве.

Критерии оценки теста

0 ошибок- «5»

    1. ошибки- «4»

3-4 ошибки-«3»

5 ошибок и более – «2»

Задание №9

Закончить записанное на доске предложение «Мне понравилась (не понравилась) работа по теме урока в группах, потому что…»

Приложение №2

Памятка-инструкция №1

1.Следить за временем выполнения задания.

2. Сначала самостоятельно прочитать предложенный фрагмент текста (про себя).

2.Обсудить содержание фрагмента текста по предложенной системе вопросов (лист с вопросами предлагается учителем; вопросы помогут выделить главную информацию в тексте; во время изучения и обсуждения текста можно делать необходимые краткие записи).

3.После обсуждения вопросов договориться, что и как надо рассказывать членам домашней группы, чтобы те усвоили всю главную информацию данного фрагмента текста. Составить план изученного фрагмента текста.

4. Как только работа в группе будет завершена, просигнализировать учителю (поднять руки домиком).

Памятка –инстукция №2

1.Следить за временем выполнения задания.

2.Организовать поочередное обучение членами группы друг друга (согласно порядку фрагментов текста: от №1 до №5)

3.После обучения друг друга по предложенной системе вопросов выяснить, вся ли информация усвоена. Обсудить проблемные вопросы.

4. Как только работа в группе будет завершена, просигнализировать учителю (поднять руки домиком).

Приложение №3

ФРАГМЕНТ №1 «Рождение поэта. Происхождение. Семья.»

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве. Он был потомком обедневшего, но знаменитого дворянского рода Ганнибалов-Пушкиных. Отец Пушкина А.С. (майор в отставке) - Сергей Львович, мать - Надежда Осиповна, урожденная Ганнибалл. Кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев.Семья Пушкиных принадлежала к самой образованной части московского общества.

В их доме, точнее, в квартире, которую снимали родители Пушкина, собирались поэты, художники, музыканты. Французское воспитание в семье с французами- гувернерами, тепло и забота бабушки поэта Марии Алексеевны, привитая знаменитой няней Ариной Родионовной любовь к устному народному творчеству, к родной природе, доступ к прекрасным библиотекам отца, а также дяди поэта В.Л. Пушкина - формировали ум и детскую душу Пушкина.

Вопросы к фрагменту №1«Рождение поэта. Происхождение. Семья.»

1.Где и когда родился А.С. Пушкин?

2.Каково происхождение поэта?

3.Сколько детей, кроме Александра, было в семье Пушкиных?

4.Какая атмосфера царила в доме Пушкиных?

5.Что формировало ум и детскую душу А.С. Пушкина?



ФРАГМЕНТ №2 «Царскосельский лицей. А.С. Пушкин как ученик»

В 12 лет, получив домашнее воспитание, Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский лицей под Петербургом. Воспитанники Лицея предназначались к высокой государственной карьере и имели права окончивших высшее учебное заведение.Программа обучения в лицее была довольно обширной и включала множество предметов: математические, физические науки, риторику, словесность, русскую и мировую историю, чистописание, рисование, пение, танцы, фехтование, верховую езду, плавание. Особое значение придавалось изучению иностранных языков (английскому, немецкому, французскому).

Распорядок дня был насыщен, но все же лицеисты обязательно успевали познакомиться с новой книгой в библиотеке. День, прожитый без чтения, они считали потерянным днем. Каникулы у обучающихся в лицее продолжались один месяц - июль.

Пушкин учился неплохо. Из 29 учеников по успеваемости он был четвертым в списке с конца. Особо трудно ему давалась математика. Многие педагоги говорили о том, что он способный ученик, хотя не возлагали на него особых надежд.


Вопросы к фрагменту №2. «Царскосельский лицей. А.С. Пушкин как ученик»

1.Куда был отвезен учиться Пушкин А.С. в возрасте 12 лет?

2.Кем должны были стать воспитанники по окончании Лицея?

3.Изучению чего уделялось особое внимание в Лицее?

4. Какой день лицеисты считали напрасно прожитым днем?

5.Какова была успеваемость Пушкина-лицеиста?



ФРАГМЕНТ №3 «Царскосельский лицей. Дух чести и товарищества»

Особую атмосферу Лицея создавали уважение к личности учеников, дух чести и товарищества.Чувства дружбы и братства процветали в Лицее. Именно Лицей стал в сознании Пушкина идеальным царством дружбы. Пушкин А.С. дружил с Антоном Дельвигом, Иваном Малиновским, Вильгельмом Кюхельбекером. По признанию поэта, лучшим его другом являлся Иван Пущин. Именно ему юный Александр Сергеевич доверял свои сердечные тайны и мечты. Друзья всегда совместно обсуждали номер собственного рукописного журнала, новую прочитанную книгу, читали друг другу наизусть свои стихи. Одним словом, их объединяла дружба и поэзия. Именно здесь, в Лицее, в 13-тилетнем возрасте, Пушкин впервые почувствовал себя поэтом. У всех друзей –лицеистов были свои забавные прозвища. У Пушкина же прозвищ было много: Француз (за исключительное парижское произношение), Егоза (за непоседливый нрав) и другие.

Вопросы к фрагменту №3. «Царскосельский лицей. Дух чести и товарищества»

1. Что создавало особую атмосферу Царскосельского лицея?

2.Чем стал Лицей в сознании Пушкина А.С.?

3.Кого Пушкин А.С. считал лучшим своим другом?

4.Что было темами для разговоров между друзьями-лицеистами?

5. Какие прозвища имел Пушкин А.С. и почему именно такие?



ФРАГМЕНТ №4 «Пушкин –автор сказочной поэмы»

Сразу после окончания Лицея в 1817 году Пушкин приезжал в имение матери село Михайловское Псковской губернии. В Михайловском создано около 100 произведений поэта: деревенские главы романа «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», стихотворения «Деревня», «Пророк», «Я помню чудное мгновенье...» Друзья считали Михайловское поэтической родиной Пушкина. В первые годы по окончании Лицея им были написаны стихотворения «Деревня», «Домовому», поэма «Руслан и Людмила», которую он начал сочинять еще в Царскосельском лицее. Однажды в Петербурге, в доме поэта Василия Жуковского, он впервые прочитал свою поэму ценителям поэзии и литераторам. Поэма «Руслан и Людмила» вызвала восторг слушателей. Все горячо поздравляли Пушкина, а он, указав на Жуковского, воскликнул «Вот мой учитель!». В.А. Жуковский молча вышел из комнаты, но спустя несколько минут возвратился и вручил Пушкину свой портрет с надписью: «Ученику-победителю от побежденного учителя в высокоторжественный день, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».1820 год, марта 26. Великая пятница»». Так появилась первая русская поэма, да еще какая- сказочная! С похищением, погонями, с говорящей головой, с волшебным мечом, со злым волшебником и добрыми заступниками героя! Когда вы будете читать поэму, обратите внимание на незримое присутствие своеобразного героя, от лица которого ведется повествование: это рассказчик. Именно он передает все мысли и чувства самого автора.

Вопросы к фрагменту №4 «Пушкин – автор сказочной поэмы»

1.Что считали друзья поэта поэтической родиной поэта?

2.Когда, где и кому Пушкин А.С. прочитал свою поэму «Руслан и Людмила»?

3.Что было написано на портрете, который Жуковский В.А. вручил Пушкину по случаю успеха поэмы «Руслан и Людмила»?

4.Почему первую русскую поэму, написанную Пушкиным, можно считать сказочной?

5.Кто в поэме «Руслан и Людмила» передает мысли и чувства самого автора?

Фрагмент №5 «Обстоятельства смерти поэта. Значение творчества Пушкина А. С.»

В начале 1834 г. в Петербурге, где А.С. Пушкин жил со своей супругой Натальей Гончаровой и четырьмя детьми, появился записанный в русскую гвардию француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней усиленно ухаживать, что подало повод многочисленным врагам поэта для оскорбительных сплетен.Пушкин, защищая честь своей жены, вызвал Дантеса на дуэль. Дантес вызов принял. 27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в предместье Петербурга состоялась эта роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 29 января 1837 г. в квартире на набережной реки Мойки.
«Первая заслуга нашего великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть», - так утверждал писатель А.Н. Островский. Он подчеркивал, что наша литература обязана ему своим умственным и духовным ростом, потому что его произведения открывают человеку истинные ценности: честь и совесть, любовь и дружбу. Благодаря Пушкину литература стала в России национальным делом, нашей гордостью, а русский литературный язык –богатым, красивым, сильным.Нам всем есть чем гордиться – мы говорим на русском языке, языке Пушкина.



Вопросы к фрагменту №5 «Обстоятельства смерти поэта. Значение творчества Пушкина А. С.»

1.Что стало причиной дуэли Дантеса и Пушкина А.С.?

2. Когда и где состоялась дуэль Пушкина А.С. Дантесом? Каковы ее последствия?

3.Какова первая заслуга Пушкина А.С., по мнению А.Н. Островского?

4.Чем стала русская литература благодаря Пушкину А.С.?

5. Чем может по праву гордиться любой русский человек?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!