Групповая форма работы на уроках географии.
Кузьменко Любовь Николаевна – учитель географии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 12 Краснооктябрьского района Волгограда»
“ Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забвении учителем того, что урок – это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется, в первую очередь, теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учащимися”
В.А.Сухомлинский
ФГОС нового поколения ориентирует учителей на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современного мира. Задача учителя не просто снабдить ученика знаниями, а подготовить его к самостоятельной взрослой жизни.
В настоящее время в обществе возросла роль таких качеств личности, как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных взглядов и культур. Все эти качества необходимы человеку для сложного многопланового процесса – общения.
Групповая форма работы напрямую способствует развитию всех качеств личности, необходимых для полноценного общения. Идея групповой работы не нова, но сегодня ей уделяется огромное внимание и говорится о том, что данная форма должна стать одной из основных на современном уроке.
2. Групповые технологии предполагают:
организацию совместных действий, ведущих к активизации всех участников группы;
распределение действий и операций на весь состав группы;
выбор соответствующих способов действия для всех;
взаимопонимание, взаимопомощь, включение всех участников в совместную деятельность для решения поставленной задачи.
3. Особенности организации групповой формы работы:
класс на уроке делится на группы, для решения поставленной учебной задачи;
каждая группа получает задание и выполняет его сообща под руководством руководителя группы или учителя;
задания в группе выполняются таким образом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При этом учащиеся получают индивидуальную помощь, как от учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем слабый ученик, поскольку его знания актуализируются, закрепляются при объяснении своему однокласснику данной темы.
Учитель при этом выполняет разнообразные функции:
4. Групповая же форма работы имеет следующие преимущества:
У ученика с любым типом психологии она снимает стресс. Не нужно выходить к доске для ответа, а в группе каждый ребенок отвечает за свою часть работы, высказывает мысли, спрашивает, отстаивает свои взгляды, т.е. выполняет учебные действия, связанные с развитием личности. снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным.
Одной из примечательных сторон групповой формы работы есть ее результативность. Каждый ребенок здесь получает оценку, также к ней он может заработать дополнительные баллы либо еще одну полноценную оценку.
Работа в группе развивает моральные качества ученика, ответственность за работу всей группы, честность в выставлении оценок.
Групповая форма работы – рациональное использование времени урока.
повышается учебная и познавательная мотивация;
в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;
улучшается психологический климат в классе.
5. При групповой работе формируются универсальные учебные действия :
Познавательные – работа с информацией, с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем, выполнение логических операций:
сравнения
анализа
обобщения
классификации
установление аналогий
Регулятивные – планирование, контроль, коррекция, оценка
Коммуникативные – навыки сотрудничества, умение строить высказывание, участвовать в беседах, обсуждениях, умение иллюстрировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения
6. Чему учит групповая работа?
7.Трудности в организации групповой работы.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
Групповой работе надо сначала научить, для этого учитель должен потратить немало времени .
Часто учителю бывает сложно объективно оценить работу каждого ученика в группе, при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников и при этом претендовать на высокую оценку.
Во время групповой работы на уроках присутствует шум. Рабочий шум вполне оправдан, т.к. ребята общаются друг с другом, спорят, но все же нормы бывают нарушены. Поэтому учащиеся с самого начала должны усвоить необходимые правила дисциплины во время данной работы.
Учащиеся могут не уложиться в отведенное время; наибольший дефицит времени возникает, как правило, на заключительном этапе презентации выполненной работы.
Подготовка материалов разного уровня в нескольких экземплярах требует специальных технических возможностей и времени учителя.
Сегодняшние учащиеся среднего звена не часто обладают навыками совместной работы. С введением нового ФГОС обучение в группах начинается уже с первого класса.
Данная технология применима при решении всех дидактических задач на всех этапах урока: на этапе изучения нового материала, закрепления, проверки знаний, итоговом контроле, а также во внеклассной работе по предмету. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных работ. Групповые формы работы успешно применимы при проведении нетрадиционных уроков: урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок, урок-ярмарка, географический футбол, географический марафон.
Из опыта работы.
Путешествие по Австралии
Форма обучения: групповая.
Форма проведения урока: Урок-путешествие. Игра.
Ход урока
Класс делится на 3 группы. Игра имеет характер соревнования. Основная цель каждой группы – первыми добраться до материка. Первенство определит количество баллов, набранных участниками путешествия. Выбираем жюри.
Тема: «Русские путешественники»
Форма обучения: групповая.
Форма проведения урока: Урок- игра.
Ход урока:
I.Организационный момент. Класс делится на 3 группы. В каждой группе выбирается капитан. Его задача - распределение ролей между членами команды при изучении нового материала и оценивание вклада каждого участника в работу группы.
II.Повторение изученного материала.
III. Определение темы урока.
IV. Изучение нового материала
Роли в игре.
Капитан распределяет роли, выясняет цель путешествия, устанавливает очередность выступления участников группы, оказывает помощь в поиске материала при выполнении заданий.
Журналисты (2) осуществляют запись путешествия.
Картографы (2) прокладывают маршрут туда и обратно. Гид ведет рассказ по карте.
Историки (2) излагают даты, события, значение путешествия.
V. Отчет групп о проделанной работе. Слайды № 4-20
Каждая группа рассказывает о путешествии, над которым работали, представляет картосхемы с маршрутом (Приложение №2). Рассказ сопровождается дополнениями учителя и презентацией.
VI. Рефлексия
Группам предлагается набор карточек. Необходимо выбрать карточки определенного путешествия. Командиру разместить карточки на доске. (Приложение №3)
1 группа. Витус Беринг и Алексей Чириков. I Камчатская экспедиция.
2 группа. Витус Беринг и Алексей Чириков. II Камчатская экспедиция.
3 группа. Путешествие Семена Ивановича Дежнева.
Урок географии. 8 класс.
Тема урока: Островная Арктика.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма урока: групповая
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает задание, используя текст параграфа №37 в учебнике, дать характеристику отдельным регионам Островной Арктики, заполнив таблицу в течении 5-7 минут. /слайды 6,7 /
1 группа– Западная Арктика. Архипелаг Земля Франца-Иосифа
2 группа –Западная Арктика. Острова Новая Земля
3 группа – Восточная Арктика
Отчет о проделанной работе сопровождается презентацией и дополнениями учителя.
В чем особенности природных условий Российской Арктики.
Группы №1,2 получают задание представить герб Арктики, отразив особенности природных условий
Какова роль и хозяйственное значение освоения Арктики.
Группа №3 работает со статьей одноклассницы Покидовой Светланы «Роль и хозяйственное значение освоения Арктики», которая была опубликована в сборнике статей Волгоградского филиала МФЮА «Актуальные вопросы современной науки: теория и практика».
II. Рефлексия
Защита гербов.
Приложение № 3.
Группа №3 делает вывод о роли и хозяйственном значении освоения Арктики.
Тема урока: «Соединённые Штаты Америки»
Форма урока: деловая игра.
Для того, чтобы ознакомиться более детально с США, изучить страну с разных позиций, урок проведем в форме деловой игры, работать будем группами. Каждая группа будет выступать в роли специалистов в разных областях науки.
Руководитель группы дает оценку работе каждого.
По некоторым вопросам были даны опережающие задания.
В ходе урока обучающиеся заполняют таблицу, куда заносят основные сведения о стране, работают с к/к.
3. Карточки с заданиями группам.
Карточка №1. Группа географов – экономистов.
Территория, границы, физико- и экономико-географического положение.
Каковы природно-ресурсные предпосылки для развития промышленности?
География главных отраслей промышленности.
Определите природные условия для развития сельского хозяйства.
География главных отраслей сельского хозяйства.
Карточка №2. Группа историков.
Каково политико-географическое положение США? Докажите выгодность.
Государственный строй, устройство.
Какую роль сыграла эмиграция в развитии страны, на какие сферы оказала решающее влияние?
Какие причины способствовали быстрому экономическому развитию страны?
Карточка №3. Группа демографов
Определите численность, тип воспроизводства, возрастно-половой, религиозный, национальный состав населения.
Какое влияние оказывает миграция на численность населения и в какой форме распространена?
Каковы уровень и темпы урбанизации?
Карточка №4. Группа экскурсоводов.
Быт, обычаи, традиции населения.
Визитная карточка США
Крупные города и их достопримечательности
Урок географии. 9 класс. Урок пресс-конференция
Тема урока: Санкт-Петербург – крупнейший культурный, промышленный и научный центр.
Форма урока: групповая (обозреватели газет и журналов, специалистам в разных областях, пресс-секретари)
Сегодня у нас необычный урок. Пресс-коференция. К нам в гости прибыли обозреватели газет и журналов, представители немецкой прессы из города – побратима Гамбурга.
Города́-побрати́мы, или породнённые города́ — города, между которыми установлены постоянные дружественные связи для взаимного ознакомления с жизнью, историей и культурой. Сотрудничество городов выражается в обмене делегациями, художественными и спортивными коллективами, выставками, литературой, кинофильмами, фотоматериалами о жизни городов и информацией об опыте ведения городского хозяйства.
«Санкт-Петербург – Гамбург» - Балтийские побратимы.
В течении трех столетий между этими городами существовали многообразные контакты. К 1719 году в Гамбурге появились первые русские миссии, начались морские торговые контакты. Немцы, прибывшие из Гамбурга, внесли неоценимый вклад в строительство новой русской столицы. Сотрудничество городов активно продолжается и в наши дни. Нашим специалистам в разных областях предстоит ответить на вопросы, интересующие обозревателей газет и журналов из Гамбурга. Остальные присутствующие на конференции будут выполнять работу пресс-секретарей. Приложение №1 (таблица)
Пауль. Обозреватель газеты «Welt am Sonntag».
Города, как и люди, рождаются, старятся, умирают и гибнут. Каждый город имеет свою дату и место рождения. Давайте вспомним паспортные данные Санкт-Петербурга.
Где, когда и при каких обстоятельствах родился город?
Историк.
16 мая (по новому стилю 27 мая) 1703 года в военном журнале, который вел Петр 1 в годы Северной войны, была сделана такая запись: « В 16 день мая крепость была заложена и именована Санкт-Петербург» (город Святого Петра). Крепость была основана на Заячьем острове в дельте Невы. Это был город, выросший внезапно «средь топи блат» и отстроенный почти полностью иностранными архитекторами. Его облик был так же непривычен для русского