СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая форма работы на уроках географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Групповая форма работы напрямую способствует развитию всех качеств личности, необходимых для полноценного общения. Идея групповой работы не нова, но сегодня ей уделяется огромное внимание и говорится о том, что данная форма должна стать одной из основных на современном уроке.

Просмотр содержимого документа
«Групповая форма работы на уроках географии.»

Групповая форма работы на уроках географии.

Кузьменко Любовь Николаевна – учитель географии.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 12 Краснооктябрьского района Волгограда»



Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забвении учителем того, что урок – это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется, в первую очередь, теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учащимися”

В.А.Сухомлинский

ФГОС нового поколения ориентирует учителей на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современного мира. Задача учителя не просто снабдить ученика знаниями, а подготовить его к самостоятельной взрослой жизни.

      В настоящее время в обществе возросла роль таких качеств личности, как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных взглядов и культур. Все эти качества необходимы человеку для сложного многопланового процесса – общения.

          Групповая форма работы напрямую способствует развитию всех качеств личности, необходимых для полноценного общения. Идея групповой работы не нова, но сегодня ей уделяется огромное внимание и говорится о том, что данная форма должна стать одной из основных на современном уроке.

2. Групповые технологии предполагают:

  • организацию совместных действий, ведущих к активизации всех участников группы;

  • распределение действий и операций на весь состав группы;

  • выбор соответствующих способов действия для всех;

  • взаимопонимание, взаимопомощь, включение всех участников в совместную деятельность для решения поставленной задачи.

3. Особенности организации групповой формы работы:

  • класс на уроке делится на группы, для решения поставленной учебной задачи;

  • каждая группа получает задание и выполняет его сообща под руководством руководителя группы или учителя;

  • задания в группе выполняются таким образом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При этом учащиеся получают индивидуальную помощь, как от учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем слабый ученик, поскольку его знания актуализируются, закрепляются при объяснении своему однокласснику данной темы.

Учитель при этом выполняет разнообразные функции:

  • контролирует ход работы в группах;

  • отвечает на вопросы;

  • регулирует споры:

  • регулирует порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

4. Групповая же форма работы имеет следующие преимущества:

  1. У ученика с любым типом психологии она снимает стресс. Не нужно выходить к доске для ответа, а в группе каждый ребенок отвечает за свою часть работы, высказывает мысли, спрашивает, отстаивает свои взгляды, т.е. выполняет учебные действия, связанные с развитием личности. снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным.

  2. Одной из примечательных сторон групповой формы работы есть ее результативность. Каждый ребенок здесь получает оценку, также к ней он может заработать дополнительные баллы либо еще одну полноценную оценку.

  3. Работа в группе развивает моральные качества ученика, ответственность за работу всей группы, честность в выставлении оценок.

  4. Групповая форма работы – рациональное использование времени урока.

  5. повышается учебная и познавательная мотивация;

  6. в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;

  7. улучшается психологический климат в классе.

5. При групповой работе формируются  универсальные учебные действия :

  • Познавательные  – работа с информацией, с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем, выполнение логических операций:

  • сравнения

  • анализа

  • обобщения

  • классификации

  • установление аналогий

  • Регулятивные   – планирование, контроль, коррекция, оценка

  • Коммуникативные  – навыки сотрудничества, умение строить высказывание, участвовать в беседах, обсуждениях, умение иллюстрировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения

6. Чему учит групповая работа?

  • Сотрудничать

  • Ставить вопросы

  • Решать проблемы

  • Договариваться

  • Распределять роли и ответственность

  • Слушать других

  • Убеждать других

  • Отвечать за себя

7.Трудности в организации групповой работы.



  1. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  2. Групповой работе надо сначала научить, для этого учитель должен потратить немало времени .

  3. Часто учителю бывает сложно объективно оценить работу каждого ученика в группе, при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников и при этом претендовать на высокую оценку.

  4.  Во время групповой работы на уроках присутствует шум. Рабочий шум вполне оправдан, т.к. ребята общаются друг с другом, спорят, но все же нормы бывают нарушены. Поэтому учащиеся с самого начала должны усвоить необходимые правила дисциплины во время данной работы.

  5. Учащиеся могут не уложиться в отведенное время; наибольший дефицит времени возникает, как правило, на заключительном этапе презентации выполненной работы.

  6. Подготовка материалов разного уровня в нескольких экземплярах требует специальных технических возможностей и времени учителя.

  7. Сегодняшние   учащиеся среднего звена не часто обладают навыками совместной работы. С введением нового ФГОС обучение в группах начинается уже с первого класса.



Данная технология применима при решении всех дидактических задач на всех этапах урока: на этапе изучения нового материала, закрепления, проверки знаний, итоговом контроле, а также во внеклассной работе по предмету.  Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных работ. Групповые формы работы успешно применимы при проведении нетрадиционных уроков: урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок, урок-ярмарка, географический футбол, географический марафон.

Из опыта работы.

Путешествие по Австралии

Форма обучения: групповая.

Форма проведения урока: Урок-путешествие. Игра.

Ход урока

Класс делится на 3 группы. Игра имеет характер соревнования. Основная цель каждой группы – первыми добраться до материка. Первенство определит количество баллов, набранных участниками путешествия. Выбираем жюри.


Тема: «Русские путешественники»

Форма обучения: групповая.

Форма проведения урока: Урок- игра.

Ход урока:

I.Организационный момент.  Класс делится на 3 группы. В каждой группе выбирается капитан. Его задача - распределение ролей между членами команды при изучении нового материала и оценивание вклада каждого участника в работу группы.

II.Повторение изученного материала.

III. Определение темы урока.

IV. Изучение нового материала

Роли в игре.

Капитан распределяет роли, выясняет цель путешествия, устанавливает очередность выступления участников группы, оказывает помощь в поиске материала при выполнении заданий.

Журналисты (2) осуществляют запись путешествия.

Картографы (2) прокладывают маршрут туда и обратно. Гид ведет рассказ по карте.

Историки (2) излагают даты, события, значение путешествия.

V. Отчет групп о проделанной работе. Слайды № 4-20

Каждая группа рассказывает о путешествии, над которым работали, представляет картосхемы с маршрутом (Приложение №2). Рассказ сопровождается дополнениями учителя и презентацией.

VI. Рефлексия

Группам предлагается набор карточек. Необходимо выбрать карточки определенного путешествия. Командиру разместить карточки на доске. (Приложение №3)

1 группа. Витус Беринг и Алексей Чириков. I Камчатская экспедиция.

2 группа. Витус Беринг и Алексей Чириков. II Камчатская экспедиция.

3 группа. Путешествие Семена Ивановича Дежнева.

Урок географии. 8 класс.

Тема урока: Островная Арктика.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма урока: групповая

  1. Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает задание, используя текст параграфа №37 в учебнике, дать характеристику отдельным регионам Островной Арктики, заполнив таблицу в течении 5-7 минут. /слайды 6,7 /

1 группа– Западная Арктика. Архипелаг Земля Франца-Иосифа

2 группа –Западная Арктика. Острова Новая Земля

3 группа – Восточная Арктика

Отчет о проделанной работе сопровождается презентацией и дополнениями учителя.

  1. В чем особенности природных условий Российской Арктики.

Группы №1,2 получают задание представить герб Арктики, отразив особенности природных условий

  1. Какова роль и хозяйственное значение освоения Арктики.

Группа №3 работает со статьей одноклассницы Покидовой Светланы «Роль и хозяйственное значение освоения Арктики», которая была опубликована в сборнике статей Волгоградского филиала МФЮА «Актуальные вопросы современной науки: теория и практика».

II. Рефлексия

  1. Защита гербов.

Приложение № 3.

  1. Группа №3 делает вывод о роли и хозяйственном значении освоения Арктики.


Тема урока: «Соединённые Штаты Америки»

Форма урока: деловая игра.

Для того, чтобы ознакомиться более детально с США, изучить страну с разных позиций, урок проведем в форме деловой игры, работать будем группами. Каждая группа будет выступать в роли специалистов в разных областях науки.

Руководитель группы дает оценку работе каждого.

По некоторым вопросам были даны опережающие задания.

В ходе урока обучающиеся заполняют таблицу, куда заносят основные сведения о стране, работают с к/к.

3. Карточки с заданиями группам.

Карточка №1. Группа географов – экономистов.

  1. Территория, границы, физико- и экономико-географического положение.

  2. Каковы природно-ресурсные предпосылки для развития промышленности?

  3. География главных отраслей промышленности.

  4. Определите природные условия для развития сельского хозяйства.

  5. География главных отраслей сельского хозяйства.

Карточка №2. Группа историков.

  1. Каково политико-географическое положение США? Докажите выгодность.

  2. Государственный строй, устройство.

  3. Какую роль сыграла эмиграция в развитии страны, на какие сферы оказала решающее влияние?

  4. Какие причины способствовали быстрому экономическому развитию страны?

Карточка №3. Группа демографов

  1. Определите численность, тип воспроизводства, возрастно-половой, религиозный, национальный состав населения.

  2. Какое влияние оказывает миграция на численность населения и в какой форме распространена?

  3. Каковы уровень и темпы урбанизации?

Карточка №4. Группа экскурсоводов.

  1. Быт, обычаи, традиции населения.

  2. Визитная карточка США

Крупные города и их достопримечательности






Урок географии. 9 класс. Урок пресс-конференция

Тема урока: Санкт-Петербург – крупнейший культурный, промышленный и научный центр.

Форма урока: групповая (обозреватели газет и журналов, специалистам в разных областях, пресс-секретари)

Сегодня у нас необычный урок. Пресс-коференция. К нам в гости прибыли обозреватели газет и журналов, представители немецкой прессы из города – побратима Гамбурга.

Города́-побрати́мы, или породнённые города́ — города, между которыми установлены постоянные дружественные связи для взаимного ознакомления с жизнью, историей и культурой. Сотрудничество городов выражается в обмене делегациями, художественными и спортивными коллективами, выставками, литературой, кинофильмами, фотоматериалами о жизни городов и информацией об опыте ведения городского хозяйства.

«Санкт-Петербург – Гамбург» - Балтийские побратимы.

В течении трех столетий между этими городами существовали многообразные контакты. К 1719 году в Гамбурге появились первые русские миссии, начались морские торговые контакты. Немцы, прибывшие из Гамбурга, внесли неоценимый вклад в строительство новой русской столицы. Сотрудничество городов активно продолжается и в наши дни. Нашим специалистам в разных областях предстоит ответить на вопросы, интересующие обозревателей газет и журналов из Гамбурга. Остальные присутствующие на конференции будут выполнять работу пресс-секретарей. Приложение №1 (таблица)

Пауль. Обозреватель газеты «Welt am Sonntag».

Города, как и люди, рождаются, старятся, умирают и гибнут. Каждый город имеет свою дату и место рождения. Давайте вспомним паспортные данные Санкт-Петербурга.

Где, когда и при каких обстоятельствах родился город?

Историк.

16 мая (по новому стилю 27 мая) 1703 года в военном журнале, который вел Петр 1 в годы Северной войны, была сделана такая запись: « В 16 день мая крепость была заложена и именована Санкт-Петербург» (город Святого Петра). Крепость была основана на Заячьем острове в дельте Невы. Это был город, выросший внезапно «средь топи блат» и отстроенный почти полностью иностранными архитекторами. Его облик был так же непривычен для русского