Мастер-класс "Групповая форма работы на уроках в начальной школе в соответствии с ФГОС».
Тема моего выступления : «Групповая форма работы на уроках в начальной школе в соответствии с ФГОС».
Цель: рассказать о работе в группах
Задачи: показать важность работы в группах
Маленький человек идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция.
Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и развития ключевых и предметных компетенций младших школьников.
Многие компетенции формируются в результате осуществления системно - деятельностного подхода. Это подразумевает деятельность в обучении самих учащихся, поэтому важным условием является формирование у них коммуникативных умений. Одной из актуальных форм развития коммуникативных возможностей является организация групповой деятельности на уроке, которая в моей работе является приоритетом.
Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми; исчезает безразличие, приобретаются теплота, человечность; резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение вести себя с учетом позиций других людей. Одним словом, то, что сегодня ребенок научится делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он сможет выполнять самостоятельно.
Работу в группах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т. е. на любом этапе урока.
Работа в группах очень нравится детям, вызывает интерес к изучаемому материалу, вселяет в ребенка веру в собственные силы.
Чтобы эта работа прошла успешно, и детям, и педагогу нужны прочные знания и фантазия, изобретательность, упорство, труд и, конечно, умение сотрудничать.
Правила общения при работе в группах необходимо выработать вместе с детьми, при необходимости, напоминать ученикам.
В своей работе применяю следующие приемы групповой работы.
Это "Работа в парах", «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Пазлы» , прием «Зигзаг».
Например:
- при изучении темы " Перенос слов" на уроке русского языка используется "Снежный ком";
- по окружающему миру и по литературному чтению при проверки домашних заданий использую - "Охота за сокровищами" или Игра "Продолжи"
- по математике при изучении темы "Периметр прямоугольника" можно использовать "Мозговой штурм"
Таким образом, я считаю, что групповая работа является наиболее эффективной, т.к. эти приемы работы
улучшается успеваемость;
формируется мотивация учения и обучения;
научить можно каждого;
соблюдается дифференцированный подход;
помогает ребенку проявить себя;
устанавливается психологический комфорт в коллективе;
улучшаются межличностные отношения.
- одной из самых распространенных форм групповой работы является работа в парах.
И сегодня хочу остановиться на ней.
Сейчас мы с вами представим себя в роли детей.
Скажите, пожалуйста, "Какими должны быть друзья?" ( чутким, отзывчивым, внимательным, добрым, заботливым, справедливым, верным, надежным и т.д)
Я предлагаю вам сделать друзей.
Для этого необходимо альбомный лист, простой карандаш, ластик, фломастеры, карандаши, ножницы
- работаем в паре, договариваемся между собой
1. Обвести левую ладонь простым карандашом на середине листа
2. На этот рисунок положить правую руку и обвести правый большой палец
3. Переверните рисунок пальчиками вниз
4.Проведите вертикальную линию, разделив рисунок на две одинаковые части. Кто-нибудь уже догадался, что должно получиться. (Если присмотреться, то увидим две пары ног и по одной руке. Что может быть?)
5. А теперь включаем фантазию, творчество! Рисуем овал головы себе и своему другу. Дорисовываем детали лица, ладони, элементы одежды , обувь.
Вот такие работы у моих ребят получились .
А какие работы получились у этих ребят? Вот какие верные, преданные, добрые, честные .
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
Таких человечков можно сделать как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Например: на уроках технологии и ИЗО, на родительских собраниях по теме: "Взаимоотношения в семье", на классных часах, на мероприятиях, по воспитанию толерантности
Можно сделать вывод, что при организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой, умения общаться, сотрудничать и решать учебные задачи. Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие. А это всё заложено в требованиях ФГОС к портрету выпускника начальной школы.