СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая и парная работа на уроке

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете. В нем рассматривается вопрос о том,как организовать групповую  и парную работу на уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Групповая и парная работа на уроке»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2






Выступление на педсовете


«Организация групповой и парной работы на уроках математики.»




КочиеваР.А., учитель математики





















Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемым с моей точки зрения является групповая технология: во-первых, потому, что в условиях классно урочной системы этот  тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс. во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Групповая форма обучения решает три основные задачи: 1) Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией. 2) Коммуникативно–развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами. 3) Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе. Психолого-педагогическое обоснование группового обучения заключается в следующем: во-первых, реализуется  принцип деятельности; во-вторых, формируется  учебная мотивация; происходит постоянный контроль знаний; осуществляемые процессы обучения и воспитания происходят неразрывно  в благоприятном психологическом климате. Преимущества группового обучения перед традиционным: •        приобщение к важным навыкам жизни: действенное общение, умение слушать, умение встать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели; •        улучшение академической успеваемости; •        воспитание самоуважения; •        укрепление дружбы в классе, изменение отношения к школе; •        отсутствие соревнования в учебной деятельности; •        убеждение учащиеся  в ценности взаимопомощи. Остановлюсь на некоторых примерах практической организации групповой работы на своих уроках математики. Статическая пара. Совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. Статическая пара является школой подготовки к работе в динамических и вариационных парах, поэтому в каком бы возрасте ни были дети, но если я начинаю обучать их в рамках групповой технологии, то передо мной, как учителем стоит первостепенная задача – научить учащихся  работать в статической паре. В этой паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение». Могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль».Перед такой работой дома учащиеся готовят карточки для соседа по изучаемой теме на I уровне усвоения знаний ( понял, запомнил, воспроизвел). Они придумывают или подбирают упражнения и решают их. На уроке учащиеся, сидящие заодной партой, обмениваются карточками, выступают в роли учителя и ученика, одновременно решая и контролируя друг друга. Динамическая пара. Наибольшее распространение в моей практике получили микрогруппы в 4 человека. В микрогруппу  объединяются учащиеся двух соседних парт. При работе в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Затем идет обсуждение решений и проверка Командиры (бригадиры) групп заполняют карточку. Качество работы характеризуется рядом условных обозначений: К – имела место консультация с другими членами группы, после которой ученик решил (К+) или всё-таки не решил (К-) задание; О – допущена ошибка в решении;+ задание выполнено верно.Крайне важно пробудить в детях интерес к математике. Помочь в этом могут игровые элементы на уроке, которые имеют успех у школьников всех возрастов. С целью привлечь каждого ребенка к решению устных упражнений я также использую групповую работу. Для этого применяю игры:

- «математическая эстафета» Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делится на 6 команд (каждый ряд на 1 и 2 вариант). Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые я заранее выписываю на доске и заготавливаю на каждую команду отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.- « математическое лото» Эта игра также заставляет школьников активно участвовать в выполнении предложенных заданий. Учителю нужно подготовить 5 – 6 больших карт, разделенных на прямоугольники с записанными в них ответами, и соответственное количество маленьких карточек с примерами. Условие – одни и те же числа или выражения в ответах повторяться не должны. Большие карты раздаются группам играющих. Учитель вынимает карточку, читает пример. Учащиеся решают его устно или письменно. Та группа, которая обнаружила на большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает группа, которая раньше всех накрыла все клетки своей карты. Когда игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки и если все ответы верны, должна получиться картинка. Такие упражнения учащиеся охотно составляют и сами для групп соперников.Групповое обучение можно применять и на уроке изучения нового материала Каждый ученик должен пройти через полноценный учебный процесс, поэтому при проведении самостоятельных работ также использую групповую технологию . В этом случае учащиеся работают в гомогенных группах и приходится учитывать индивидуальные особенности: каждая группа получает специальные указания. Проверка выполнения такой работы включает всех учащихся класса в этот процесс и позволяет им быть не только слушателями, но и ощутить себя участником выполнения всей деятельности, связанной с решением заданий. Вариационная пара. В этом варианте коллективной работы в малой группе по 4 человека каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи. Работа  на уроках по парам, в группах, где общее дело зависит от  вклада каждого, где есть возможность постоянного оказания помощи друг другу, и имеет место уважительное и доброжелательное отношение к возможностям и проблемам друг друга,  позволяет ребенку чувствовать себя защищённым, воспринимать себя членом коллектива, а значит комфортно. При работе в парах, микрогруппах у каждого ребёнка есть возможность исправления ошибки перед проверкой учителя, благодаря взаимопомощи и взаимопроверке.Перед детьми постоянно возникают новая коммуникативная задача, а это проблема, требующая разрешения противоречия: «ты знаешь - я не знаю, ты умеешь - я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность)». Понимание, принятие друг друга в группе или паре нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении возникающих проблем. Чего не следует делать при организации групповой работы:   Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать.   Разрешить индивидуальное место ученику, который хочет работать один.   Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представят «продукт» своего труда.   В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик).   Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.   В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы .Результатом моей работы в рамках данной технологии считаю следующие показатели: - обучающиеся обучены групповым формам работы;- меняется структура урока, переход от традиционной к коллективной. Хочу, чтобы дети не боялись уроков математики. Если правильно организовать групповую работу и обеспечить участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят, так как при  взаимодействии в группах или парах идет процесс формирования коммуникативной компетентности. А это одно из важнейших условий качественного обучения.