Групповая и парная работа на занятиях по иностранному языку
По данным министерства образования 95% выпускников школ поступают в высшие учебные заведения, таким образом, в средние учебные заведения – оставшиеся 5%. О качестве студентов говорит, например, такой факт: мы проводим входящий контроль на 1 и 2 курсах и за последние 3 года успеваемость составила 60%, а средний балл – 2,6. Можно сказать, что практически у всех студентов есть отрицательный опыт изучения иностранного языка. В колледже у них есть возможность начать изучать иностранный язык заново с самых азов. Будучи достаточно взрослыми людьми, многие студенты стесняются своего незнания предмета и индивидуальный ответ – для них большая проблема. Групповая и парная работа помогает снять эмоциональное напряжение и преодолеть психологический барьер. Такую работу можно использовать при обучении как языковым аспектам речи (фонетике, лексике, грамматике), так и речевым видам деятельности (аудированию, чтению, письму и говорению).
При формировании слухопроизносительных навыков студенты выполняют такие задания:
- распределить слова по типам слогов;
- выписать слова с определенным звуком;
- соотнести слово и транскрипцию;
- выписать из текста слова к данной транскрипции.
Все эти задания сначала выполняются всей группой, под руководством педагога, затем группами, парами и индивидуально. Студенты овладевают правилами чтения и приобретают умение читать по транскрипции, что необходимо для дальнейшего самообразования. Очень важно проводить эту работу систематично, при изучении каждой темы, чтобы сформировать прочный навык. Могу сказать, что постоянная и системная работа приносит свои плоды, так, выполняя зачетную работу по окончанию 1 семестра, лишь 5% студентов допустили ошибки при выполнении задания на знание транскрипции.
При изучении лексического материала студенты выполняют в группах и парах следующие задания:
- записать все слова в алфавитном порядке;
- распределить слова по подтемам;
- составить кроссворд или чайнворд;
- составить из букв одного слова другие слова;
- записать все слова, необходимые для описания тематической картинки или ситуации;
- назвать как можно больше слов по теме.
Все эти задания имеют игровой характер, поэтому выступая от группы или пары, студенты не испытывают напряжения и спокойно реагируют на исправление ошибки, правильно проговаривают слово.
При формировании грамматических навыков я часто использую «Грамматическое лото». Оно помогает обобщить и повторить изученный грамматический материал. Приведу конкретный пример. Изучив тему «Present Tenses», каждая из 4 групп должна заполнить таблицу:
Название видовременной формы по-английски.
Название видовременной формы по-русски.
Какие действия описывает?
Наречия.
Образование утвердительного предложения.
Образование вопросительного предложения.
Образование отрицательного предложения.
Вопрос к подлежащему.
Пример на русском языке.
Пример на английском языке.
Группы выбирают из предложенных карточек те, которые соответствуют их видовременной форме. Они выполняют задание на время и затем представляют свою работу.
При работе над чтением группы получают задания:
- прочитать и перевести отдельную часть текста или текст по теме;
- приготовить правильное чтение текста.
Для того, чтобы все студенты с вниманием отнеслись к работе каждой группы, они заранее информируются о том, что их домашним заданием будет чтение и перевод всего текста.
Конечно, при работе над диалогами необходимо использовать парную работу. Студенты выполняют задания:
- составить диалог с помощью таблицы;
- дополнить диалог, рассказывая о себе, своей семье, доме и т.д.;
- перевести реплики на иностранный язык;
- заменить выделенные слова другими лексическими единицами;
- составить диалог по аналогии.
При формировании навыков письменной речи, я использую такие задания:
- переписать текст, исключая из него второстепенные слова и предложения;
- выписать из текста 7-10 наиболее значимых с точки зрения содержания предложений;
- составить план текста;
- описать тематическую картинку или презентацию.
Эти задания студенты также выполняют в небольших группах или парах, если работают за компьютером.
Формированию навыков устной речи способствуют следующие задания:
- составь рассказ по аналогии;
- на основе ключевых слов составьте высказывание к определенной ситуации;
- опишите …;
- дайте развернутые ответы на поставленные вопросы;
- подготовьте развернутое монологическое высказывание с использованием текстовых материалов по определенной теме;
- перескажите текст всей группой (каждый студент рассказывает небольшую часть текста, затем они могут «поменяться» частями).
В заключении можно сказать, что большое количество разнообразных заданий позволяют студентам отработать изучаемый материал усвоить его на уроке, что помогает создать у студентов ситуацию успеха и повышает мотивацию к изучению предмета. Таким образом, использование различных форм работы на занятиях, делают их более эффективными, разнообразными и интересными.